Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование инструментальной мотивации мотивации при обучении иностранному языку"

статья

Автор: Кузнецова Надежда Олеговна, преподаватель немецкого языка, КГАОУ СПО Пермский базовый медицинский колледж, город Пермь Пермский край



В раздел среднее профессиональное образование







Текстовая HTML-версия публикации


«Формирование инструментальной мотивации студентов

при обучении иностранному языку»
Кузнецова Надежда Олеговна преподаватель немецкого языка КГАОУ СПО «Пермский базовый медицинский колледж» Проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все дело в особой специфике предмета, требующей от студента наличия определенной базы и коммуникативных способностей. Нередко это вызывает у студентов определенные сложности и мотивированность исчезает. Студентами в основном движут внешние мотивы, при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку»). Требуется предпринять действия, направленные на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть необходимо создать такие условия, при которых у учащихся возникнет личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения требует повышения степени самостоятельности студента в образовательном процессе. В связи с этим необходимо повысить ответственность обучающегося за постановку целей и задач своего самосовершенствования, за ход и результаты своей самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. Возрастает роль инструментальной мотивации, так как инструментальная мотивация – это мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы. Формирование инструментальной мотивации при обучении иностранному языку предполагает готовность учащихся к выполнению различных упражнений, стремление к освоению новых форм и видов работы, дальнейшего совершенствования ранее освоенных. Неоспоримым фактом является то, что именно преподаватель является главным действующим лицом в организации познавательной деятельности студентов. Нужно включить студента в самостоятельную учебную деятельность, так как в результате собственной активности учащихся может быть достигнут больший эффект в изучении иностранного языка. Исходя из опыта работы со студентами первого курса могу высказать предположение, что положительное отношение студента к определённому виду работы является зеркальным отражением предпочтений школьного учителя иностранного языка, который уделял более пристальное внимание обучению определённому виду речевой деятельности. Поэтому некоторые студенты предпочитают работать с устными темами, другие – с грамматикой, третьи – с текстами. Своей задачей считаю научить студентов самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой ими иноязычной речевой деятельности, уделяя внимание каждому виду в равной степени. Одинаково важно овладеть лексической и грамматической стороной речи, аудированием, чтением, письмом и говорением. Изучение иностранного языка должно привести обучаемого к
развитию речевых умений, реализующих коммуникативную сущность языка – служить средством общения. Вызвать интерес к работе над различными аспектами языка, по моему мнению, возможно тогда, когда студенты будут вооружены определёнными приёмами, рациональный смысл которых будет очевиден, и будет импонировать им. Одним из приёмов при работе над расширением лексического запаса является составление тематических словарей и умение пользоваться ими. Полагаю удобным для студентов иметь под рукой тематически упорядоченный материал. Подобный смысл вижу в составлении собственных грамматических справочников (опорных конспектов), которые также постоянно пополняются. Грамматические явления в них следует представлять в таблицах и схемах, выделив цветом формальные признаки. В этом случае обобщённый характер грамматики проявляется особенно наглядно. Такие грамматические справочники, составленные самими учащимися, являются эффективным средством систематизации грамматического материала и, следовательно, важным средством укрепления грамматической базы. Следует рассказать студентам о способах составления программы высказывания и её преимуществах. Составление программы высказывания, предполагающее выбор смысловой информации в единстве с языковыми средствами выражения, является активным мыслительным процессом, который значительно способствует обогащению речевых возможностей учащихся. Готовясь к высказыванию, учащийся составляет план в виде тезисов или вопросов и к каждому пункту плана подбирает нужные опоры: это могут быть слова, словосочетания и предложения. Качество высказывания находится в прямой зависимости от составленной программы, при этом учащийся чувствует себя уверенно, управляя своим высказыванием. Рациональные приёмы учения должны применяться учащимися и при овладении иноязычным чтением. Читая текст, учащиеся должны руководствоваться следующим правилом: охватить целое, которое поможет уяснить детали, уменьшит степень неопределённости, подскажет обобщённый смысл текста. При этом нужно уметь извлекать пользу из заголовков, рисунков, таблиц, схем, сопровождающих текст, видеть в них информационную опору. С целью формирования инструментальной мотивации в распоряжение студентам предоставляются дидактические средства, помогающие самостоятельному овладению языком: рекомендации по выполнению творческих заданий, по пополнению словарного запаса, по работе с грамматическими заданиями , по работе с иноязычным словарём, по работе с текстом, по составлению сообщений и диалогов. Использование проектной методики является одним из источников создания инструментальной мотивации к изучению иностранного языка. Опыт организации проектной деятельности со студентами убеждает в том, что каждый, выполняющий проект, обогащает себя знаниями фактического материала по теме, увеличивает свой активный и пассивный словарь, приобретает навыки творческого моделирования материала. Элементы проектной методики успешно использую в работе по устным темам «Моя
будущая профессия», «Здоровье». В ходе выполнения проекта каждый студент активен, поскольку проект представляет собой самостоятельно планируемую учащимися работу. Процесс подготовки проекта даёт возможность каждому студенту выразить себя в определённом виде работ согласно его предпочтениям. В ходе работы над проектом учащиеся имеют возможность продолжить овладение методическим инструментарием для дальнейшего усовершенствования навыков и умений по иностранному языку. Одним из путей повышения инструментальной мотивации считаю также отбор учебных материалов. Учебные материалы должны соответствовать возрасту учащихся, их интересам, а также сохранять преемственность. С учётом этих положений преподавателями колледжа составлены Программы по иностранному языку для разных специальностей, в которых определено повторение отдельных лексических и грамматических тем школьной программы в течение первого года обучения с целью устранения пробелов в знаниях. Дальнейшее обучение базируется на профильно-ориентированном материале по специальностям. Составленные преподавателем учебные разработки лексических и грамматических тем, учебные пособия для студентов по организации самостоятельной работы по грамматике и страноведению, опорные конспекты, задания к упражнениям, призваны заинтересовать студентов и увлечь самостоятельной работой, что способствует формированию инструментальной мотивации. Самоконтроль и самокоррекция, также как и взаимоконтроль играют большую роль в формировании способности учащихся к самостоятельному накоплению знаний и положительного отношения к выполняемой работе. Как показывает практика, использование контрольно-обучающих материалов на занятиях в режиме самостоятельной работы позволяет наиболее рационально решить проблему самообучения студентов, способствует устранению перегрузки. Считаю целесообразным дать возможность учащимся самостоятельно управлять своей учебной деятельностью: сравнивать результаты собственного выполнения учебной задачи с составленным преподавателем эталоном и при этом самостоятельно обнаруживать, исправлять или предупреждать свои ошибки. Такой подход в значительной степени способствует росту инструментальной мотивации в частности и мотивации к изучению предмета в целом. Подводя итог работы над изучением вопроса «Формирование инструментальной мотивации» можно сделать следующие выводы:  формирование инструментальной мотивации представляет студентам большие потенциальные возможности в овладении иностранным языком;  формированию инструментальной мотивации способствует

обучение студентов приемам овладения иностранным языком

отбор учебных материалов

использование современных методов обучения, направленных на развитие самостоятельности и творчества учащихся.


В раздел среднее профессиональное образование