Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

методические рекомендации для практических работ по теме "Цепи постоянного тока" по дисциплине Электротехника для профессии автомеханик

разработка

Автор: Владычных Елена Николаевна, преподаватель, ГБПОУ "Краевой индустриальный техникум", г. Пермь



В раздел среднее профессиональное образование







Текстовая HTML-версия публикации

1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАЕВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ТЕМЕ №1 ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

для профессии 23.01.03 Автомеханик

Пермь, 2015

2 ГБПОУ «КРАЕВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» Методические рекомендации для практических работ по теме №1 Цепи постоянного тока дисциплины ОП.01. Электротехника для профессии 23.01.03 Автомеханик рассмотрены и рекомендованы к применению на заседании методической комиссии техникума. Цель методических рекомендаций – оказать помощь студентам в работе по формированию умений и навыков при выполнении практических заданий расчетного характера. Разработчик: Е.Н. Владычных преподаватель высшей категории
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Алгоритм и пример решения задачи Стр.2 2. Алгоритм выполнения 1 практической работы Стр.3 3. Алгоритм выполнения 2 практической работы Стр.7 4. Алгоритм выполнения 3 практической работы Стр.9 5. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Стр.12
4
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации по теме Цепи постоянного тока могут быть использованы для выполнения практических работ при изучении общепрофессиональной дисциплины Электротехника в соответствии с ФГОС для профессии Автомеханик. Практические работы направлены на формирование знаний:  - основные положения электротехники;  - методы расчета простых электрических цепей; и умений:  - измерять параметры электрической цепи Практические занятия состоят из трех практических работ, которые, в свою очередь, состоят из заданий и задач на расчет параметров цепей постоянного тока. Первая практическая работа состоит из задач на применение формул соединения потребителей, источников тока и закона Ома. Вторая практическая работа включает задачи для расчета мощности, параметров электрических машин, и погрешности электроизмерительных приборов. Третья практическая работа служит для формирования умений определения показаний электроизмерительных приборов. При этом сложные задачи разделены на
5 несколько этапов, обозначенных буквами, для их последовательного решения.
ТЕМА №1: ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Практические занятия №1:
Расчет параметров цепей постоянного тока.
Цель:
Формирование умений и навыков расчета параметров электрических цепей постоянного тока
Задания для практической работы:
1. Напишите формулы. 2. Решите задачи.
Время выполнения
: 270 минут (на каждую практическую работу по 90 минут)
Форма отчета:
задачи Алгоритм решения задачи: 1. Прочитайте условие задачи, перепишите это условие в тетрадь. 2. Определите, какие величины даны, и какие величины требуется найти в задаче. 3. Найдите, какими буквенными обозначениями обозначаются эти величины, напишите Дано: и Найти: 4. По буквенным обозначениям найдите формулу для решения задачи, спишите эту формулу. 5. Подставьте данные и выполните расчеты по формуле. 6. Напишите ответ задачи.
Пример решения задачи
Задача №
6 Два источника постоянного тока с ЭДС по 9 В включили последовательно. Определите общую ЭДС источников. Дано: Е 1 = Е 2 = 9 В Найти: Е Решение: Е = Е 1 + Е 2 = 9 + 9 = 18 Ответ: Е = 18 В
Критерии оценки
«5» - задачи решены правильно в полном объеме; приведены все формулы, расчеты, обозначения и единицы их измерений «4» - задачи решены в полном объеме; приведены не все формулы, расчеты, обозначения и единицы их измерений «3» - задачи решены с ошибками в неполном объеме; приведены не все формулы, расчеты, обозначения и единицы их измерений «2» - задачи не решены или решены неправильно; формулы, обозначения и единицы их измерений не соответствуют задачам
Алгоритм выполнения 1 практической работы:
1. Повторите конспект и таблицу формул в тетради (или в учебнике Бутырина П.А. «Электротехника»  Стр. 13 § 1.3 Элементы электрических цепей постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Задача расчета цепей Глава 1. Электрические цепи постоянного тока) 2. Напишите формулы перед решением задач:
7  Общее сопротивление при последовательном соединении резисторов  Общее напряжение при последовательном соединении резисторов  Общее сопротивление при параллельном соединении резисторов  Общее сопротивление при параллельном соединении двух резисторов  Общая сила тока при паралельном соединении резисторов  Соединение аккумуляторов:  Последовательное соединение аккумуляторов  Параллельное соединение аккумуляторов
8  Смешанное соединение аккумуляторов  Закон Ома для участка цепи:  Закон Ома для полной цепи: 3. Решите задачи: 1) Определите общее сопротивление последовательно соединенных потребителей R 1 = 23 Ом, R 2 = 16 Ом. 2) Определите общее сопротивление параллельно соединенных потребителей R 1 = 3 Ом, R 2 = 6 Ом. 3) Определите напряжение цепи, если на каждом последовательно соединенном потребителе напряжение равно 120 В и 100 В. 4) Определите общий ток в цепи, если на каждом параллельно соединенном потребителе сила тока равна 14,5 А и 8,6 А. 5) Определите общий ток и напряжение цепи при последовательном соединении, если на первом потребителе сила тока 2,8 А и напряжение 80 В, на втором потребителе - напряжение 30 В. 6) Определите общий ток и напряжение цепи при параллельном соединении, если на первом потребителе сила тока 17 А и напряжение 500 В, на втором потребителе - сила тока 8 А. 7) Определите ток, отдаваемый в сеть батареей, состоящей из двух параллельно включенных
9 аккумуляторов, если ЭДС каждого аккумулятора равна 2 В, а внутреннее сопротивление — 0,02 Ом. Внешнее сопротивление равно 1,99 Ом. 8) Батарея из пяти аккумуляторов, обладающих ЭДС 1,2 В и внутренним сопротивлением 0,2 Ом, замкнута на внешнее сопротивление 11 Ом. Определите ток, отдаваемый батареей в сеть. 9) Имеется батарея, состоящая из двух параллельно соединенных групп аккумуляторов по три аккумулятора в группе. Батарея замкнута на сопротивление 1,65 Ом, ЭДС аккумулятора 1,2 В, внутреннее сопротивление 0,1 Ом. Определите ток во внешней цепи. 10) Определите ток в лампе накаливания, если ее сопротивление 200 Ом, а напряжение на зажимах 120 В. 11) Какой ток потечет через электронагреватель сопротивлением 50 Ом при напряжении 220В? 12) Через резистор сопротивлением 250 Ом протекает ток 0,1 А. Какое напряжение приложено к резистору? 13) Каково напряжение на зажимах обмотки возбуждения двигателя, если ее сопротивление 60 Ом, а ток 1,5 А? 14) Какое сопротивление имеет лампочка с заводскими данными 3,5 В; 0,2 А? 15) Через электронагреватель протекает ток 4 А при напряжении 220 В. Определите сопротивление электронагревателя? 16) Лампа (5 В; 0,2 А) должна питаться от аккумуляторной батареи, имеющей напряжение 12 В. Прямое подключение исключается: лампа перегорит. Чтобы этого не случилось, необходимо в цепь лампы включить резистор, у которого
10 «падение напряжения» составит 7 В, когда ток потечет через лампу. Определите сопротивление резистора.
Алгоритм выполнения 2 практической работы:
1. Повторите конспект и таблицу формул в тетради (или в учебнике Бутырина П.А. «Электротехника» Стр. 113 § 7.3 Генераторы постоянного тока. Стр. 121 § 7.4 Двигатели постоянного тока Глава 7. Электрические машины) 2. Напишите формулы перед решением задач:  Вращающий момент двигателя постоянного тока  Мощность электрической цепи  Абсолютная погрешность электроизмерительного прибора 3. Напишите название характеристик электродвигателей: Тип Р, кВт U н , В n н , об/мин η н , ℅ 2ПН132МУХЛ4 2,5 110 1000 72 2ПН160МУХЛ4 3 110 750 75,5 2ПН180МУХЛ4 5,6 220 750 79 2ПН200МУХЛ4 13 220 1120 85 2ПН250МУХЛ4 55 220 1500 87
11 Р – мощность электровигателя, единица измерения Вт U н – n н – η н – 4. Решите задачи: 17) Определите ток в лампе мощностью 60 Вт, включенной в сеть с напряжением 220 В. 18) Мощность двигателя, включенного в сеть с напряжением 220 В, составляет 11 кВт. Определить ток двигателя. 19) Через лампу, включенную в сеть с напряжением 220 В, протекает ток 0,18 А. Определите мощность лампы. 20) Определите мощность двигателя с током 75 А, включенного в сеть с напряжением 110 В. 21) Определите напряжение, на которое нужно включить электронагреватель с заводскими данными: 1540 Вт; 7 А. 22) Определите напряжение, к которому необходимо подключить электродвигатель с надписью на корпусе: 6,5 А; 2,47 кВт. 23) Определите вращающий момент двигателя постоянного тока 2ПН160М. 24) Определите вращающий момент двигателя постоянного тока 2ПН200М. 25) Выберите тип двигателя постоянного тока с частотой вращения 750 об/мин и вращающим моментом 38,2 Н·м. 26) Двигатель постоянного тока, эдс якоря равна 255 В, сопротивление цепи якоря 0,25 Ом, номинальный ток 95 А, ток возбуждения 5 А. Рассчитайте ток якоря. Определите напряжение двигателя.
12 27) Класс точности прибора 1,0, шкала прибора до 50 А. Определите погрешности прибора. 28) Определите погрешности прибора с классом точности 2,5, шкала прибора до 500 В. 29) В цепи протекает ток 20 А. Амперметр показывает 20,1 А. Шкала прибора 0-50 А. Установите точность прибора. 30) Показания вольтметра 240 В. Напряжение в цепи 230 В. Шкала прибора 0-500 В. Определите класс точности прибора.
Алгоритм выполнения 3 практической работы:
1. Повторите конспект и таблицу формул в тетради (или в учебнике Бутырина П.А. «Электротехника»  Стр. 87 § 5.9 Измерение тока и напряжения. Глава 5. Электрические приборы и электрические измерения) 2. Решите задачи: 31) Электрическая цепь состоит из источника эдс напряжением 25 В и двух сопротивлений r 1 = 20 Ом и r 2 = 30 Ом. А Рассчитайте общее сопротивление Б Рассчитайте показания амперметров А 1 и А 2 . В Рассчитайте показания вольтметра V 1 Г Рассчитайте показания вольтметра V 2 . Д Проверьте правильность расчетов
13 32) Электрическая цепь состоит из источника эдс напряжением 220 В и трех сопротивлений r 1 = 10 Ом, r 2 = 20 Ом и r 3 = 30 Ом. А Рассчитайте общее сопротивление Б Рассчитайте показания амперметров А 1 , А 2 и А 3 . В Рассчитайте показания вольтметра V 1 Г Рассчитайте показания вольтметра V 2 . Д Рассчитайте показания вольтметра V 3 . Е Проверьте правильность расчетов. 33) Две лампы на напряжение 110 В, из которых одна мощностью Р 1 = 25 Вт, а другая Р 2 = 100 Вт, включены последовательно в сеть U = 220 В. А Рассчитайте сопротивление r 1 Б Рассчитайте сопротивление r 2 В Определите общее сопротивление Г Вычислите ток в лампах Д Рассчитайте показания вольтметра V 1 Е Рассчитайте показания вольтметра V 2 . Ж Проверьте правильность расчетов.
14 34) Результирующий ток равен 6,75 А, r 1 = 1 Ом, r 2 = 2 Ом. А Определите общее сопротивление Б Рассчитайте показания вольтметра V 35) Цепь с десятью параллельно соединенными резисторами по 200 Ом, напряжение цепи равно 12 В. А Определите общее сопротивление Б Рассчитайте показания амперметра А 36) Сопротивление первой лампы 1 210 Ом, второй – 484 Ом. Определите показания трех амперметров, напряжение цепи равно 220 В.
15 А Рассчитайте показания первого амперметра Б Рассчитайте показания второго амперметра В Рассчитайте показания общего амперметра
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-

ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: 1. Бутырин П.А. Электротехника: учебн./ П.А. Бутырин, О.В. Толчеев, ФН. Шакирзянов; п/р П.А. Бутырина. – М.: Академия, 2013 – 271с. Дополнительные источники: 1. Прошин В.М. Электротехника: учебн./ В.М. Прошин. – М.: Академия, 2012.
16
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________


В раздел среднее профессиональное образование