"Формирование готовности студентов колледжа к самообразованию в процессе профессиональной подготовки"
статья
Автор: Рогалёва Екатерина Владимировна, преподаватель спецдисциплин, мастер п/о, ГБОУ ПОО Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко, город Магнитогорск
В раздел среднее профессиональное образование
Текстовая HTML-версия публикации
Формирование
готовности
студентов
колледжа
к
самообразованию
в
процессе
профессиональной
подготовки
Актуальность
исследования.
Модернизация современного профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для развития потребностей и способностей личности будущего специалиста к самостоятельному приобретению знаний и умений, непрерывному образованию и профессиональному самообразованию. Решение этой задачи будет зависеть от устойчивого стремления студента к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), творческой самореализации. Будущий специалист должен обладать высокой субъектностью, быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, самостоятельно выстраивать планы жизни. Анализ научной литературы свидетельствует об устойчивом интересе исследователей к проблеме самообразования: разработан общетеоретический фундамент, изучены философские, социологические, психологические основы самообразования (Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский, И.С.Кон, А.Б.Орлов, Д.И. Фельдштейн, Д.С. Чернилевский, И.Г. Шендрик, Е.А. Шуклина и др.); общепедагогическая научная основа самообразования и самовоспитания раскрыта в работах Ю.К. Бабанского, А.К. Бушли, А.К. Громцевой, Г. Зиндович-Вукадинович, Г.М. Коджаспировой, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, М.Н. Махмутова, П.И. Пидкасистого, Б.Ф. Райского, Г.К. Селевко и др. Однако современное среднее профессиональное образование не всегда создает оптимальные условия для самообразования студентов. У значительной части учащейся молодежи наблюдаются низкие показатели таких составляющих самообразовательной деятельности, как самостоятельность, познавательная, информационная и досуговая активность, интерес к чтению. Это свидетельствует о том, что обучающиеся не всегда готовы к самообразованию. В научных исследованиях не находят должного внимания отдельные аспекты управления самообразованием студентов среднего профессионального учебного заведения. Поиск путей и средств повышения эффективности самообразования студентов показывает, что одним из приоритетных направлений является повышение субъектности как организаторов образовательного процесса, так и обучающихся. В целом, изучение состояния проблемы самообразования студентов среднего профессионального учебного заведения, позволило выявить ряд противоречий: между пониманием роли самообразования в формировании личности будущего специалиста, отражением этого в нормативных документах деятельности образовательного учреждения и недостаточной методической разработанностью данного вопроса, ограниченными возможностями реальной психолого-педагогической практики создать условия для осуществления оптимального процесса самообразования студентов;
2 между интенсивной информатизацией профессионального образования, создающей значительные потенциальные возможности для личностного и профессионального развития человека и недостаточной подготовленностью педагогов и организаторов образовательного процесса к руководству самообразованием будущих специалистов. Вышеперечисленное позволило определить актуальность изучаемой темы и сформулировать проблему исследования: каковы оптимальные условия формирования готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к самообразованию?
Объект
исследования:
процесс формирования готовности студентов колледжа к самообразованию.
Предмет
исследования:
психолого-педагогические и организационные условия формирования готовности студентов к самообразованию.
Гипотеза
исследования.
В исследовании мы исходили из предположения, что формирование готовности студентов колледжа к самообразованию будет более эффективным при реализации комплекса условий: образовательный процесс базируется на современных основополагающих положениях философии, педагогики, психологии, с учетом которых разработаны теоретические основания для процесса формирования готовности студентов к самообразованию; разработана модель формирования готовности будущих специалистов к самообразованию, оптимизирующая взаимодействие участников образовательного процесса, формирующая их субъектную готовность к самообразованию; разработана и реализована программа «Подготовка к жизненной карьере», вовлекающая студентов в активную самообразовательную деятельность и обеспечивающая устойчивую динамику ее развития; выделены и обоснованы критерии готовности будущих специалистов к самообразованию, на основе которых диагностируются показатели исследуемого процесса. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы самообразования студентов среднего профессионального учебного заведения в теории и практике профессионального образования. 2. Разработать модель и педагогические условия формирования готовности будущих специалистов к самообразованию оптимизирующие взаимодействие участников образовательного процесса, формирующие их субъектную готовность к самообразованию. 3. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели формирования готовности студентов колледжа к самообразованию. 4. Представить результаты опытно-экспериментальной работы
3 Методологическую основу исследования составили основные положения философии о единстве теории и практики, о человеке как субъекте деятельности, познания и самообразования; основополагающие идеи педагогической антропологии и педагогической психологии о человеке и его воспитании; концепции личностно-ориентированного образования и воспитания; принципы гуманизации, информатизации и целостности образовательного процесса, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при организации их деятельности, сознательности, творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога; учения о познавательной деятельности, познавательной и творческой активности, самостоятельности; о самообразовательной деятельности, формировании «Я-концепции», самосознания; психологические теории личности; теории педагогического управления и принципы витагенного образования; концепции гуманистического образования и формирования личности. Для нашего исследования особую значимость имели общепедагогические труды (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, Я.А. Коменскнй, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.); психологические теории личности (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюллер, Л.С
.
Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д.Б. Эльконин и др.); теория личностно-ориентированного образования и воспитания (Б.Т. Лихачев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); теория управления образованием и познавательной деятельностью, принципы витагенного образования (И.О. Вербицкая, Е. Коротаева, И.Б. Крылова, О.М. Леонтьева, Н.Ф. Талызина и др.); теории самообразования и саморазвития (А.К. Громцсва, Г.М. Коджаспирова, Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин, Г.К. Селевко, Е.А. Шуклина и др.). В работе использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: аналитические (теоретический анализ философской, психолого- педагогической, организационной и методической литературы по проблеме исследования); эмпирические: наблюдение, экспериментальные (естественные констатирующий и формирующий (психолого-педагогический) эксперименты), психодиагностические (анкетирование, интервьюирование, социометрия, беседы), моделирование (создание компонентных моделей и моделей деятельности); обработка данных (количественный и качественный анализ полученных данных);
4 интерпретационные (обобщение, установление причинно- следственных связей, систематизация, описание и литературное оформление диссертации).
Научная
новизна
исследования
: разработана модель формирования готовности студентов технологического колледжа к самообразованию , включающая совокупность следующих компонентов : цель профессионального самообразования и его результат ; средства психолого - педагогической методики ; средства оптимизации образовательного процесса , связанные с компонентной взаимосвязью учебной и внеучебной деятельности и субъектной деятельностью участников образовательного процесса ; осуществлена подготовка организаторов образовательного процесса , направленная на самообразование студентов колледжа : разработана программа «Подготовка к жизненной карьере», направленная на самообразование будущих специалистов , стимулирующая субъектный рост его участников ; адаптирована образовательная методика формирования готовности к самообразованию студентов , основанная на использовании личностно - ориентированных форм и методов работы со студентами , на расширении сферы самостоятельности , познавательной и творческой активности , на повышение информационной культуры обучающихся ; представлена научно обоснованная диагностика результативности процесса самообразования студентов .
Теоретическая
значимость
исследования
: уточнена сущность самообразовательной деятельности студентов при использовании психолого - педагогической методики , организационных и информационных технологий ; обоснована необходимость расширения содержания подготовки студентов за счет актуализации их самообразования как возможности всестороннего развития личностных, творческих и профессионально значимых качеств будущих специалистов; выделены и обоснованы критерии и уровни показателей готовности будущих специалистов к самообразовательной деятельности.
Практическая значимость исследования.
В ходе исследования разработаны: методика формирования готовности студентов колледжа к самообразованию; программа «Подготовка к жизненной карьере».
Структура
выпускной
квалификационной
работы.
Работа представлена в одном томе и состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы и приложения.
5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ
К САМООБРАЗОВАНИЮ
Экономическая ситуация в Российской Федерации предъявляет новые требования к системе среднего профессионального образования (СПО), среди которых обеспечение качества образования становится ключевым. В последнее десятилетие проведена содержательная модернизация системы. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрела создание современной системы оценки качества образования. Вместе с тем, целый ряд исследований последних лет показывает, что добиться существенного роста качества образования в рамках традиционных подходов в системе СПО к организации учебного процесса практически невозможно. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) изменило требования к качеству образования, темпам модернизации образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника. Отмена вступительных испытаний и общедоступность СПО, определенная Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ, не позволяет на этапе приема в профессиональные образовательные организации объективно оценить уровень школьной подготовки абитуриентов. Только в результате входного мониторинга по общеобразовательным дисциплинам выявляется уровень знаний поступивших в колледж студентов. Тем не менее, сейчас наметились самые разные подходы к повышению качества подготовки студентов к труду в системе профессионального образования. Их авторы стремятся создать дидактические условия преодоления наметившегося равнодушия к знаниям, нежелания учиться, развития познавательных, а к концу обучения, профессиональных мотивов и интересов [38,62; 110 и др.]. Однако весьма часто активизация сводится либо к усилению контроля за работой студентов, либо к попыткам передать и усвоить информацию с помощью информационных технологий, организации самостоятельной работы студентов и т.д. Эти подходы не всегда оказываются эффективными в связи с тем, что нацелены на произвольное запоминание студентами усвояемых понятий и применение их с целью закрепления соответствующих навыков практического характера. При этом студент должен понять, осмыслить, удержать в памяти знания, чтобы на данном или следующем семинаре, практическом занятии, коллоквиуме или зачете можно было бы воспроизвести или применить их к решению однотипных задач.
6 Самообразование личности органично вплетается в контекст ее непрерывного образования, которое приобрело в последние годы значение важнейшего социально-педагогического принципа. Последний определяет общий подход к построению целостной поэтапной системы образования каждого человека на протяжении всей его жизни, системы, включающей в себя дошкольное, школьное (среднее и высшее) и послешкольное образование. Названные этапы должны быть преемственно связаны друг с другом: на каждом предшествующем этапе нужно формировать готовность человека к дальнейшему образованию и самообразованию, а на каждом последующем этапе необходимо развивать и обогащать те знания, которые человек получил ранее. По мере перехода от одного этапа к другому все большее значение приобретает развитие творческой направленности личности, познавательных потребностей и интересов, способности самостоятельно овладевать знаниями и применять их в практической деятельности. Уже сегодня профессиональное образование, раньше, чем другие подсистемы, столкнулось с требованиями рынка к подготовке и компетентности специалиста. Она пришла в несоответствие с сохранявшимся на протяжении длительного времени узко функциональным отношением к профессиональному образованию с его жестко-нормативным характером. Сегодня при приеме на работу на руководящие должности фигурируют новые, «глобальные» критерии отбора, ранее неизвестные, такие как здоровье, знания и опыт работы в данной области, владение иностранными языками, умение налаживать контакты с людьми, личное обаяние, организаторские способности, владение ораторским искусством, наличие деловых связей на рынке данной области деятельности, работоспособность, возможность часто выезжать в командировки, знания в области маркетинга на внутреннем и зарубежном рынках, наличие семьи, детей, пол, возраст (наличие возрастного «резерва») [132, с. 9]. Многое из вышеперечисленного возможно приобрести лишь путем организации самообразовательной деятельности человека. Понятие «самообразование» - сложное, состоящее из категории «образование» и части «само...». Определим сначала значение первой части понятия «само...». Из шести значений, данных в словаре С.И.Ожегова, нас интересует в рамках рассматриваемой проблемы следующее: «само...» - совершение чего-нибудь без посторонней помощи, без постороннего участия [88, С. 693]. Рассматриваем феномен формирования готовности студентов колледжа к самообразованию в аспекте системного, компетентностного и интегративно-модульного подходов. Наиболее эффективным средством решения проблемы готовности студентов к самообразованию является метод моделирования как метод научного познания, который переводит действительность в разряд теоретической конструкции. Выбор метода моделирования в исследовании объясняется тем, что через
7 модель в достаточной степени обеспечивается понимание диалектической зависимости между использованием педагогических условий и самообразованием студентов и дает возможность синтезировать имеющиеся знания об исследуемом объекте, отображая или воспроизводя, заменяя его так, что изучение ее дает новую информацию об объекте. Определяющим механизмом в решении этой задачи является выбор теоретико-методологической стратегии, характеризующей направление научного поиска и его результат. Рассматривая проблему формирования готовности студентов колледжа к самообразованию как сложный и многоаспектный процесс, полноценное изучение которого не может осуществляться с одной точки зрения, считаем необходимым использовать такие методологические подходы, как: системный, компетентностный, интегративно-модульный, которые позволят наиболее полно решить проблему исследования (рис.1). Системный подход является общенаучной основой исследования проблемы формирования готовности студентов к самообразованию, обеспечивает комплексное ее изучение и позволяет рассматривать данный процесс как педагогическую систему. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность будущего специалиста действовать в различных проблемных ситуациях и применять знания и умения в профессиональной деятельности. Преимущество использования в данном исследовании компетентностного подхода к проблеме самообразования студенческой молодежи обусловлено тем, что сегодня предъявляются иные требования к выпускнику профессиональных образовательных учреждений, главным из которых является приобретение компетенций, влияющих на его конкурентоспособность на рынке труда. Интегративно-модульный подход обеспечивает возможность быстрой и адекватной коррекции образовательных программ в соответствии с изменениями социального заказа, требований науки и техники; возможность создания новых программ на базе существующих; формирование единой системы профессиональной подготовки на базе различных знаний из разных дисциплин, результатом которой является становление целостного человека – социально, психологически и профессионально компетентной и образовательной личности. Структурно-функциональная модель содержит пять блоков: целевой, содержательный, мотивационный, процессуальный, оценочно- корректирующий. Разработанная нами модель включает в себя совокупность двух основных факторов: формируемая готовность студентов к самообразованию и подготовленность организаторов образовательного процесса к управлению самообразованием студентов. Следует отметить, что каждый фактор рассматриваемой модели представляет собой
8 самостоятельную ее часть, имеющую специфическое назначение, которое реализуется в ее функции внутри модели. Модель включает в себя следующие структурные компоненты, с учетом единства которых разрабатывалось содержание, условия и средства эффективного формирования готовности студентов колледжа к самообразованию (рис. 1). Целевой компонент включает задачу формирования общей цели развития студента - самообразование и дальнейшее саморазвитие личности. Мотивационный компонент реализует задачу формирования положительного отношения студента к самообразованию, устойчивых познавательных мотивов, профессиональных интересов, потребности будущих специалистов в самообразовании. Нравственно-волевой компонент актуализирует процесс формирования умений студентов работать над собой, самостоятельно планировать время и организовывать свою работу, формирование положительной «Я-концепции». Операционно-практический компонент характеризует информационную культуру и навыки самообразовательной деятельности обучаемых: самостоятельность, познавательную, самостоятельную, творческую активность, способности к анализу, синтезу, обобщению, систематизации, классификации, выделению главного и др.
9
ЦЕЛЬ - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ
Структурные компоненты
самообразовательной деятельности студентов
Целевой
компонент
общая цель развития студентов – профессиональное самообразование и дальнейшее саморазвитие личности.
Мотивационный
компонент
положительное отношение студентов к самообразованию; устойчивые познавательные мотивы, профессиональные интересы, познавательные и личностно- личности.
Нравственно-
волевой компонент
умение работать над собой, умение планировать время и организовывать свою работу, положительная «Я-концепция»
Операционно-
практический
компонент
информационная зрелость; навыки самообразовательн ой деятельности: самостоятельность, познавательная, самостоятельная и творческая
Комплекс педагогических условий
формирования готовности студентов колледжа к самообразованию
1 условие
компетентность преподавателей по формированию готовности студентов к самообразованию в процессе профессиональной подготовки
2 условие
осуществление педагогического содействия студентам в процессе формирования их готовности к самообразованию при изучении учебных дисциплин
3 условие
актуализация аксиологического потенциала студентов. ( воспроизведение имеющейся у студента совокупности устойчивых значимых ориентаций, проявляющихся в ценностном отношении к самообразованию
Организация
самообразовательного процесса в колледже
Семинар:
«Формирование готовности студентов колледжа к самообразовани ю»
Методика
формирования
готовности
студентов колледжа самообразованию реализация программы «Подготовка к жизненной карьере
Организационные технологии:
уровневая система управления самообразованием студентов, научно-методическая работа в колледже, взаимосвязь учебной и внеучебной самообразовательной деятельности студентов, управление самообразованием студентов.
Информационн
ая культура
сочетание всех форм организации самостоятельной работы студентов
Анализ
готовности студентов колледжа к самообразованию Критерии сформированности готовности студентов к самообразованию Уровни показателей сформированности готовности студентов к самообразованию
РЕЗУЛЬТАТ- СФОРМИРОВАННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ
КОЛЛЕДЖА К САМООБРАЗОВАНИЮ
10 Рис. 1. Модель процесса формирования готовности студентов колледжа к самообразованию Объектом оценивания является готовность студентов колледжа к самообразовательной деятельности. К критериям эффективности мы отнесли показатели, отражающие объективную сторону результатов деятельности и субъективное отношение студентов к этой деятельности. Поскольку самообразовательная деятельность актуализируется и формируется в процессе активной деятельности, охватывает практически все сферы личности (мотивационно-ценностную, операционно- практическую, нравственно-волевую), то эти сферы личности и служат основой для выделения критериев сформированной готовности студентов колледжа к самообразованию. Основными критериями уровня самообразовательной деятельности студентов колледжа являются: интерес к самообразованию; целеустремленность в самообразовании; организационные умения; информационные умения; интеллектуальные умения и адекватность самооценки. Выделенные нами критерии соответствуют основным требованиям: релевантности - отражают значимые стороны самообразовательной деятельности; надежности - коррелируются в повторных замерах (в ходе констатирующего и формирующего экспериментов), дают возможность выделения кандидатов с высокой и низкой степенью показателей; практичности - просты и доступны при диагностике результатов. Выделенные и обоснованные критерии и показатели будут выступать как основа диагностики уровня готовности студентов колледжа к самообразованию.
Критерии и показатели готовности студентов колледжа к самообразовательной деятельности
Критерии
Уровни показателей
Высокий
Средний
низкий
целевой и
мотивационный
критерии
самообразовательной
деятельности
(интерес к самообразованию) 1. Осознанная самообразовательная мотивация и целеполагание. Самостоятельно ставит и достигает образовательные цели. Самостоятельно мотивирует свою позицию интересом и важностью самообразования в личностном и профессиональном становлении Ставит и достигает образовательные цели в основном при помощи преподавателя. Присваивает внешнюю мотивацию самообразовательной деятельности от преподавателя, сверстников и др. Испытывает затруднения в самостоятельной постановке образовательных целей. Мотивы самообразования отсутствуют. Самообразовательная мотивация возможна только через формализованность учебного процесса.
знаниевый критерий
самообразования
(целеустремленность в самообразовании) 2. Знание о самообразовании как о способе достижения высокой профессиональной компетентности Устойчивое понимание места и роли самообразования в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Самообразование является видом учебной деятельностью Неустойчивое понимание места и роли самообразования в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Недооценивается самообразование как фактор профессионального роста Недооценивается место и роль самообразования в учебной деятельности студента. Самообразование не является видом учебной деятельности.
операционно-практи
ческий критерий
(организационные, информационные, интеллектуальные умения и адекватность 3. Информационно- образовательная зрелость студента, проявляемая в его интересе к самостоятельной Самостоятельно формулирует свои познавательные интересы, составляет план Познавательные интересы определяет с помощью преподавателя. Преобладает формальное отношение к Познавательные интересы не определены. Пренебрежительное отношение к самостоятельной.
2 самооценки) Работе, овладению информационно- коммуникационными технологиями (ИКТ) самообразования, использует разнообразные источники информации (ИКТ, печатные издания и др.) Самостоятельной работе. Использует ограниченные источники информации (например, только ИКТ) Работе. Использует только указанные источники информации. 4. Овладение учебной самообразовательной деятелыюсти, обогащающими личностное и профессиональное становление будущего специалиста, Самостоятельно и систематически овладевает теорией и практикой самообразования. Сознательно проявляет творческую и познавательною активность и самостоятельность в самообразовательной деятельности. Вовлекает в нее других студентов. Самостоятельно овладевает теорией и практикой самообразования при некотором стимулировании со стороны преподавателя. Проявление творческой, познавательной активности и самостоятельности носит устойчивый ситуативный характер. Не вовлекает в данный вид деятельности других студентов. Пренебрегает овладением теорией и практикой самообразования. Проявление творческой, познавательной активности и самостоятельности носит неустойчивый ситуативный характер. Избегает участия в коллективных формах самостоятельной учебной деятельности. 5. Овладение видами внеучебной деятельности (образующими взаимосвязь с учебной деятельностью), обогащающими личносгное и социальное становление Самостоятельно интересуется внеучебной деятельностью. Интерес устойчивый. Мотивирует свою позицию интересом и важностью внеучебных занятий в личностном и социальном становлении Интерес к внеучебной деятельности устойчив, но ситуативен. Мотивирует свою позицию личностным отношением к преподавателю, руководителю секции, кружка, НОУ Недооценивает равнозначность учебной и внеучебной деятельности в личностном и социальном становлении будущего специалиста Интерес к внеучебной деятельности неустойчив, ситуативен. Мотивирует свою позицию как к развлекательному досугу. Недооценивает роль внеучебной деятельности в социальном и личностном становлении .
3
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА
САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕДЖЕ
Цель экспериментальной работы: реализация разработанной модели формирования готовности будущих специалистов к самообразованию, оптимизирующей взаимодействия участников образовательного процесса, формирующей их субъектную готовность к самообразованию. Перед экспериментальной работой были выдвинуты следующие задачи: определить условия проведения исследования; изучить первоначальную готовность студентов к самообразовательной деятельности; определить готовность педагогических работников к управлению процессом самообразования студентов; представить процесс подготовки организаторов образовательного процесса к управлению самообразованием студентов экспериментальным путем проверить эффективность реализации педагогических условий по формированию готовности студентов колледжа к самообразованию теоретически обосновать критерии и показатели готовности студентов колледжа к самообразовательной деятельности; Одним из условий самообразования студентов колледжа является подготовленность организаторов образовательного процесса к управлению самообразовательной деятельностью студентов. Нами был проведен констатирующий эксперимент, являющийся базой, для последующего формирующего. Эксперимент проводился среди студентов первого и третьего курса (группы студентов после 9классов). Всего в эксперименте участвовало 50 студентов. Эксперимент проходил в естественных условиях в течение учебного года. Первый диагностический срез проводился в начале учебного года (конец сентября - начало октября). Выбор учебных групп для проведения эксперимента обусловлен, главным образом, одинаковым уровнем их начальной подготовки, близкими условиями обучения, равным объемом учебной нагрузки и другими условиями, необходимыми для организации эксперимента. Данные, полученные в ходе анкетирования, тестирования, свидетельствуют о довольно низком уровне знаний и умений в области самообразовательной деятельности студентов. Качественный анализ ответов анкет показал, что студенты не осознают в полной мере специфику и значение самообразования для становления студента как мобильного и развивающегося профессионала. Однако, как показывают результаты анкетирования, студенты имеют некоторый потенциал и желание заниматься самообразовательной деятельностью, но им необходима помощь. Для оценки первоначальной готовности студентов к самообразовательной деятельности нами была разработана адаптированная диагностическая анкета (приложение 2). Ответы студентов на первый вопрос позволяют говорить о том, что: 1. психологическое развитие соответствует ведущей потребности данного возраста - профессиональному самоопределению (30% стать хорошим специалистом-10,6% - самостоятельное обучение, 7,5% - возможность получить «новые знания, 6% -самостоятельно ставить образовательные цели в жизни и самостоятельно их достигать. 13,6% не смогли сформулировать ответ на этот вопрос. Остальные 26,3% респондентов отвечали весьма расплывчато и неопределенно). 2. большинство опрошенных не понимает сущности самообразования, его значимости для их профессионального становления. Такую ситуацию можно объяснить тем, что в общеобразовательной школе, в семье уделяется недостаточно внимания вопросам активизации познавательной деятельности, творческому развитию личности, формированию самообразовательных умений школьника, будущего студента. Как следствие этого, у обучающегося не формируются самообразовательные ценностные ориентации и отсутствует мотивация к самообразованию. Вся проводимая нами подготовительная работа была направлена на изменение представления у организаторов образовательного процесса о важности самообразования для студентов колледжа. Для нас очень важно было вызвать у коллег интерес к проблеме самообразования студентов. С этой целью нами был организован научно-методический семинар «Формирование готовности студентов колледжа к самообразованию». Цель семинара - ознакомление педагогических работников с приемами и подходами к управлению самообразованием студентов в учебно-воспитательном процессе колледжа. В задачи семинара входит: 1. сориентировать педагогических работников на управление самообразованием студента через различные формы организации учебно-воспитательного процесса; 2. разработать методические рекомендации, направленные на коррекцию субъектности участников процесса самообразования студентов
4 Большими возможностями для подготовки будущих специалистов к самообразовательной деятельности располагает программа «Подготовка к жизненной карьере» с целью активизации процесса включения студентов в новое социальное окружение, учебную и профессиональную деятельность. В программе представлен систематизированный набор знаний, которые могут понадобиться будущему конкурентоспособному рабочему. Отбор таких знаний проводился на основе диагностики, в которой участвовали сами студенты, их родители, наставники, а также работодатели. При внедрении программы мы выделяли два направления деятельности: специально организованная теоретико-практическая система аудиторных занятий; самостоятельная деятельность студентов, направленная на отработку полученных знаний, умений, необходимых для успешной реализации самообразования. В своем исследовании мы придерживались организации поэтапного выполнения задач и представляли это следующим образом: формулирование нового задания преподавателем или постановка цели; построение студентом или группой студентов модели выполнения задания или достижения цели; самостоятельная работа студента по реализации алгоритма решения практического задания, достижения цели; контроль и самоконтроль за ходом выполнения задания или достижения цели; анализ и самоанализ выполненного задания или достигнутой цели; коррекция результатов деятельности (при необходимости). Практические задания, предлагаемые нами, выполняли двоякую роль. Одни были направлены на выработку умений и навыков участия в планировании основных показателей деятельности организации, планировать выполнение работ исполнителями, другие носили исследовательский характер, направленный на пробуждение интереса к исследовательской деятельности как предпосылке профессионального самообразования (осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития). Осознание педагогами необходимости самообразования в учебной и внеучебной деятельности обучающихся обусловило актуализацию самореализации студента во внеучебной его деятельности Потребность в самореализации представляет одну из ведущих потребностей личности, являющуюся внутренним стимулом человеческой деятельности. Поэтому первостепенное значение приобретало самообразовательное направление процесса самореализации будущих специалистов. Своей задачей мы считали формирование личности, способной к самостоятельному удовлетворению не только потребности в самообразовании в профессиональной деятельности, но и личностных социально ценных интересов, обеспечивающих условия для всестороннего саморазвития индивида. Цель учебно-воспитательной работы в колледже - формирование гармонически развитой личности, отвечающей запросам современного общества, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности. Психолого-педагогическое управление самовоспитанием студентов включает в себя следующие функции кураторов учебных групп, мастеров п/о: 1. Управление ценностными ориентациями и мотивацией самовоспитания студентов. 2. Управление самовоспитанием студента на основе воспитательной (социальной) ситуации выбора. Концептуальная идея воспитательной работы предполагает единство пяти сфер: общество и гражданин; профессия и коллектив; духовная сфера; семья; здоровье. В рамках данных направлений со студентами в течение всего периода обучения проводят работу педагог-психолог, кураторы учебных групп, мастера производственного обучения, педагоги дополнительного образования, библиотекарь и др. Для анализа динамики показателей внеучебной деятельности студентов мы провели интервьюирование кураторов учебных групп, участвующих в эксперименте. Интервьюирование кураторов в начале учебного года показало, что 41,17 % студентов экспериментальной группы вовлечены во внеучебную деятельность. На начальной этапе формирующего эксперимента мы встречали нежелание большинства студентов не только самостоятельно организовывать свой досуг, но и участвовать во внеучебных мероприятиях. Однако после включения студентов экспериментальной группы в методику формирования готовности к самообразованию, организованную целевую внеучебную деятельность, ситуация изменилась в лучшую сторону. На повторное предложение участия в конкурсе «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (Лучший товаровед) откликнулся 13 студентов. Мы объясняем такую активность студентов возросшим интересом к изучаемой дисциплине, желанием посвятить свой досуг развивающему виду деятельности - подготовке к конкурсу. Сопоставляя результаты первого и второго интервьюирования организаторов внеучебной деятельности, можно отметить, что на конец формирующего эксперимента уже 61% студентов из экспериментальной группы был вовлечен в различные виды самостоятельной внеучебной деятельности. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, имеющих общий самообразовательный вектор, способствовала эффективности процесса подготовки будущих специалистов, так как, во-первых, обеспечивалась вариативность форм удовлетворения потребности к профессиональному самообразованию студентов; во-вторых, обеспечивалась свобода выбора видов учебной и внеучебной деятельности студентами с учетом личностных качеств обучающихся; в-третьих, во взаимосвязи процесс формирования личностных качеств студентов становился не только профессионально ориентированным, но и способствовал всестороннему саморазвитию личности. Сравним активность овладения видами внеучебной
5 самообразовательной деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп по результатам констатирующего и формирующего экспериментов (рисунок 2). Эффективность экспериментальной работы нашла свое подтверждение в реальном продвижении студентов экспериментальной группы к среднему и высокому уровню сформированной готовности к самообразованию. Рис. 2. Динамика овладения видами самостоятельной внеучебной деятельности студентов контрольной и экспериментальной групп В ходе организации процесса самообразования использовалась методика формирования готовности к самообразованию студентов колледжа. Разработанная нами методика была ориентирована на актуализацию и развитие самообразовательной мотивации и целеполагания, самостоятельность студента в процессе обучения, анализа и коррекции результатов деятельности, изменение его субъектного статуса. Рациональная самостоятельная учебная деятельность студентов формировалась в процессе разрешения учебной ситуации выбора. Это способствовало формированию и развитию таких внутренних компонентов самообразования, как самостоятельное целеполагание и мотивация, познавательная, творческая самостоятельность и активность. Это также способствовало активизации мыслительных процессов: анализа и синтеза, обобщения, систематизации и классификации, выделения главного - как теоретической основы самообразования. Таким образом, формировалась готовность студентов к самообучению в качестве составной части самообразования и саморазвития личности. Внеучебная деятельность являлась основой для формирования готовности студентов к самовоспитанию как составной части процесса самообразования и косвенно влияла на формирование готовности будущих специалистов к профессиональному самообразованию. В основу процесса самостоятельной организации студентами внеучебной деятельности была положена воспитательная ситуация выбора, разработанная нами на основе принципов личностно-ориентированного воспитания. А также возможность удовлетворения разнообразных личностных и профессионально- ориентированных потребностей обучаемых через компонентную взаимосвязь учебной и внеучебной самостоятельной деятельности. Подобная организация внеучебной работы способствовала формированию и развитию не только профессиональных, но и личностно-значимых качеств будущих специалистов. К окончанию формирующего эксперимента у обучающихся в экспериментальной группе отмечались значительные изменения уровня готовности к самообразователыюй деятельности, они проявляли познавательную, творческую самостоятельность и активность. На основе возросшей самоорганизации студентов стал реальным процесс перераспределения учебных функций, позволивший будущим специалистам самостоятельно решать задачи целеполагания, мотивации, планирования, анализа и коррекции учебной, внеучебной и профессиональной деятельности. Это свидетельствовало об изменении субъектного статуса студентов как участников самообразовательного процесса. Ниже приведены показатели формирования готовности к самообразовательной деятельности, выявленные у студентов экспериментальной группы в ходе проведения формирующего эксперимента. На данном этапе образовательная деятельность будущих специалистов характеризовалась: 1 .Формированием устойчивого понимания места и роли самообразования в процессе подготовки к профессиональной деятельности, в системе личностных ценностей; возросшей самостоятельностью в процессе постановки образовательных целей и осознанием необходимости самообразования. Количество студентов в экспериментальной группе с высоким уровнем знаний о самообразовании как о способе достижения высокой профессиональной компетентности увеличилось с 21,2% до 45,4%, а с низкой - сократилась с 24,2% до 12,4%. 2. Расширением круга используемых источников информации, самостоятельностью в определении познавательных интересов, информационной мобильностью. Положительная динамика рассматриваемого показателя прослеживалась в приросте количества студентов, обладающих высоким уровнем информационно-образовательной зрелости. Он составил 54% против 10,5% в контрольной. 3. Самостоятельным и систематичным овладением теоретическими и практическими видами учебной самообразовательной деятельности; сознательным проявлением самостоятельности и активности в учебной работе. Количественные показатели говорят об увеличении студентов экспериментальной группы с высоким уровнем овладения видами учебной самообразовательной деятельности с 9,09% до 48,4% и об уменьшении с низким - с 60,6% до 21,2%. 4. Возрастанием интереса к самостоятельной внеучебной деятельности; преобладанием личностно-значимой и профессионально-ориентированной мотивации внеучебной деятельности. Количество студентов,
6 включившихся в самостоятельную внеучебную деятельность на конец формирующего эксперимента, увеличилась с 42,4% до 60,6%. В контрольной группе этот показатель снизился с 45,4% до 39,3%. Далее следует констатировать, что совокупное использование психолого-педагогических и организационных условий инициировало взаимообратный процесс перехода количественных показателей исследуемого процесса в качественные. Применяемые психолого-педагогические, организационные формы, средства и методы работы (количественные показатели) привели к качественным изменениям субъектного статуса всех участников процесса самообразования в колледже. Появление субъектного статуса студентов и преподавателей в образовательном процессе позволило сделать процесс формирования готовности к самообразованию обучаемых в экспериментальной группе более эффективным и динамичным. Схема взаимодействия количественных и качественных показателей процесса формирования готовности студентов МТК к самообразованию представлена на рисунке 3.
Количественные показатели
Качественные показатели
Студенты
повышение уровня готовности к самообразованию
;
повышение количества и качества освоения новых образовательных программ, формирование потребности и способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию, мобильности, конкурентоспособности
Студенты:
присвоение самообразования как личностной ценности; овладение видами рациональной самостоятельной учебной деятельности; овладение видами самостоятельной внеучебной деятельности; расширение информационных возможностей сопровождения самообразовательной деятельности
Студенты:
появление субъектного статуса студента в самообразовательном процессе;
Организаторы образовательного процесса:
повышение уровня подготовленности к управлению самообразованием студентов ; создание оптимальных условий для формирования готовности студентов к самообразованию;
Организаторы образовательного процесса:
актуализация проблем профессионального самообразования; изменение модели деятельности как субъектов самообразовательного процесса студентов; использование инновационных самообразовательных технологий и методик в образовательном процессе
Организаторы образовательного процесса:
овладение новыми теоретико-практическими, психолого-педагогическими, организационными информационными знаниями и умениями в вопросах управления самообразованием студентов
Внедрение в образовательный процесс:
научно-методического семинара; технологий личностно-ориентированного обучения и воспитания; информационных технологий самообразования; организационных технологий самообразования; методики формирования готовности студентов к самообразованию
Содержание
образования, пополняющее предметную область самообразовательной
Стратегия
среднего профессионального учебного заведения, направленная на формирование готовности студентов к
самообразованию
Необходимость оптимизации условий для развития потребности и способности будущих специалистов к профессиональному самообразованию Рис. 3. Схема взаимодействия качественных и количественных показателей процесса формирования готовности студентов СПУЗ к самообразованию
7
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ практики самообразовательной деятельности студентов Магнитогорского технологического колледжа им В.П. Омельченко показывает, что она недостаточно эффективна для формирования готовности студентов к самообразованию, не отвечает их личностным и индивидуальным потребностям. Теоретическими предпосылками организации самообразовательного процесса в колледже являются актуализация процессов постепенного перераспределения учебных функций студентов, преподавателей, библиотекарей, кураторов учебных групп, педагогов дополнительного образования, администрации; ориентация образовательного процесса на концепцию личностно-ориентированного обучения и воспитания; изменение статуса внеучебной деятельности студентов как фактора формирования профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов; Теоретический анализ проблемы позволит нам разработать модель процесса формирования готовности студентов колледжа к самообразованию, представляющую собой совокупность методики формирования готовности студентов к самообразованию, психолого-педагогических и организационных условий, информационных технологий ориентированных на повышение эффективности процесса формирования субъектной готовности студентов колледжа к самообразованию, оптимизацию взаимодействия участников образовательного процесса, а также обосновать и сформулировать критерии и уровни показателей готовности студентов колледжа к самообразованию. В качестве критериев были выбраны знание и использование самообразования как способа достижения высокой профессиональной компетентности; осознанная самообразовательная мотивация и целеполагание; овладение видами учебной самообразовательной деятельности, обогащающими личностное и профессиональное становление будущего специалиста; информационно-образовательная зрелость студента, проявляемая в его интересе к самостоятельной работе, овладению информационно-коммуникационными технологиями; овладение видами внеучебной самообразовательной деятельности, образующими компонентную взаимосвязь с учебной деятельностью и обогащающими личностное и социальное становление будущего специалиста. Организаторы самообразовательного процесса (преподаватели, библиотекари, кураторы учебных групп, руководители структурных подразделений и администрация, педагоги дополнительного образования) не всегда готовы к управлению процессом самообразования студентов, недооценивают важность самообразования студентов при реализации требований ФГОС СПО, обладают невысокой субъектностью в образовательном процессе. Эффективности процесса формирования готовности студентов к самообразованию в колледже способствовала целенаправленная и систематическая деятельность по подготовке организаторов образовательного процесса к управлению самообразованием обучающихся, повышению уровня сформированной готовности студентов к профессиональному самообразованию. Экспериментальная деятельность по подготовке организаторов образовательного процесса к управлению самообразованием будущих специалистов была проведена нами в ходе работы научно- методического семинара «Формирование готовности студентов колледжа к самообразованию». Итогом деятельности по подготовке организаторов самообразовательного процесса студентов стали методические рекомендации «Управление самообразованием студентов в образовательном учреждении», созданные участниками научно-методического семинара. Участие в работе научно-методического семинара позволило организаторам учебно- воспитательного процесса в колледже приобрести необходимую теоретико-практическую, психолого- педагогическую, методическую, информационную и организационную компетентность в вопросах управления процессом самообразования будущих специалистов. Экспериментальная деятельность по управлению самообразованием студентов была направлена на повышение уровня готовности студентов к самообразованию. Данные констатирующего эксперимента и предшествующий теоретический анализ проблемы самообразования студентов средних профессиональных учебных заведений позволил нам сформулировать критерии и показатели оценки уровня сформированной готовности будущих специалистов к самообразованию. На их основе были теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические и организационные условия эффективности самообразовательной деятельности будущих специалистов. Таковыми условиями являлись подготовленность преподавателей к управлению процессом самообразования студентов (использование личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания), рациональная самостоятельная учебная деятельность студентов, компонентная взаимосвязь самостоятельной учебной и внеучебной деятельности студентов, информационно-просветительское сопровождение процесса самообразования студентов со стороны организаторов образовательного процесса в колледже. В процессе реализации программы «Подготовка к жизненной карьере» и изучении дисциплин профессионального цикла (нами приведен пример дисциплины МДК «Оценка эффективности деятельности предприятия» возможно, применяя разработанную нами методику формирования готовности к самообразованию, решать поставленные задачи.
8 Введение в учебный процесс специально спроектированных учебных и воспитательных ситуаций выбора позволяет формировать и развивать качества личности, являющиеся показателями процесса самообразования: самообразовательную мотивацию и целеполагание, самостоятельность, познавательную самостоятельность и активность, творческую активность, а также общеучебные навыки (анализ, синтез, обобщение и классификацию, выделение главного и др.). Одним из этапов экспериментальной работы являлось обеспечение информационно- просветительского сопровождения процесса самообразования студентов со стороны организаторов образовательного процесса. Можно утверждать, что уровень информационной зрелости студентов обусловливает уровень сформированной готовности к самообразованию. Компонентная взаимосвязь самостоятельной учебной и внеучебной деятелыюсти делает самообразовательный процесс взаимодополняемым за счет переноса самообразовательных интересов, мотивов, знаний и умений с учебной на внеучебную деятельность, что косвенно подтверждает формирование готовности к самообразовательной деятельности. Формирование уровня готовности студентов к самообразованию обеспечивалось единством мотивационного, целевого, нравственно-волевого и ориентационно-практического компонентов. Следует констатировать, что обоснованные критерии позволили оценить эффективность реализованных условий, содержания и методики формирования готовности студентов колледжа к самообразованию, выделить группы студентов с высокой, средней и низкой готовностью к самообразованию, проследить динамику формирования готовности к самообразованию у студентов экспериментальной и контрольной групп при повторных замерах.
9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенберг, А.Я. Самообразование: история, теория, современные проблемы [Текст]/А.Я. Айзенберг. -М.: Высшая школа, 1986. - 126с. 2. Алдушонков, В.Н. Влияние компьютерной технологии обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Алдушонков Владислав Николаевич; [Брянск, гос. пед. ун-т им. И.Г. Нетровского]. - Брянск, 2001.-18с. 3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2000.-351с. 4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. Т. 2. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - 288с 5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творчества личности [Текст]/ В.И, Андреев. - Казань, 1988. - 236 с. 6. Башкиров, М.В. Самообразование студентов в системе учебно- воспитательной работы в педагогическом вузе [Текст]/ М.В. Башкиров // Система учебно-воспитательной работы в пед. вузе как условие совершенствования качества подготовки специалиста. - Саратов, 1972. -С.132-136. 7. Беликова, Л.Ф. Отношение студентов к внеучебной деятельности в вузе [Текст]/ Л.Ф. Беликова // СОЦИС. - 2000. - №6. - С. 51-57. 8. Ю.Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст]: В 2-х ч. ч.1. /А.С. Белкин //Урал. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, 1992. 9. Берне, Р. Развитие Я-конценции и воспитание [Текст]/ Р.Бернс. - М.: Прогресс, 1996.-420с. 10. Бодренкова, Е.Л. Педагогические возможности социализации студентов-технологов средствами социально-культурной деятельности [Текст]: автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Бодренкова Елена Леонидовна; [Калуж. гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского]. - Калуга, 2002. - 25с. 11. Бондаревская, Е.В. Смысл и стратегии личностно ориентированного воспитания [Текст]/ Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - №1. - С. 17-24. 12. Боровик, О.П. Помощь психологов в адаптации первокурсников [Текст]/ О.Н. Боровик, Л.В. Сгонник // Специалист. - 1998. - №9. - С. 21. 13. Браже, Т.Г. Чтение взрослых как педагогическая проблема [Текст]/ Т.Г. Браже // Педагогика. - 2003. - №3. - С. 3-10. 14. .Бушля, А.К. П.К. Крупская о самообразовании взрослых [Текст]/ А.К. Бушля // оветская педагогика. - 1963. - №3. - С. 101-106. 15. Вербицкая, И.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта [Текст]/ И.О. Вербицкая // Педагогика. - 2002. - №6.-С. 14-19. 16. Вопросы самообразования и самовоспитания [Текст]/ под ред. А.И. Кочетова. - Рязань, 1975. - 209с. 17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. -479с. 18. Глухова, Е.А. Проблемы самообразования студенческой молодежи / Е.А. Глухова // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2008. – С.251 - 253. 19. 19 Глухова, Е.А. Сущность самообразования и самообучения студенческой молодежи / Е.А. Глухова // Педагогические науки – Москва, 2008. – С.140 - 143. 20. Глухова, Е.А. Самообразование как одно из качеств молодых специалистов, отражающих конкурентоспособность на рынке труда / Е.А. Глухова // Педагогические науки – М., 2008. – С.112 - 114. 21. Глухова, Е.А. Личностно-профессиональное развитие студента как процесс раскрытия потенциала будущего специалиста / Е.А. Глухова // Педагогические науки – М., 2008. – С.118 - 121. Галустов, А.Р, 22. Глухова, Е.А. Самообразовательная компетенция студентов / Е.А. Глухова // Педагогические науки – М., 2009. – С.73 - 76. Гарафулина, М.М. Ценностные ориентации студентов в учебной деятельности как объект педагогического воздействия [Текст]/ М.М. 23. Гарафулина // Единство обучения и воспитания студентов. - Казань, 1989.-С.118-228. 24. Гарькин, В.П. Динамика учебно-познавательной активности студентов [Текст]/ В.П. Гарькин, И.Е. Столярова// СОЦИС. - 2000. - № 12. - С.70-74. 25. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования [Текст]/ Б.Г. Гершунский // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7. 26. .Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст]: в 2-х т. Т.2/ Жорж Годфруа; пер. с фр. П.Н. Алипова, А.В. Пегелау, Т.Я. Эстриной; под ред. Г.Г. Аракелова. - М.: Мир, 1992. - С. 40. 27. Горбылева, И.А. Становление личности и самореализация студентов колледжа [Текст]/ И.А. Горбылева // Среднее нрофессиональное образование. - 2004. - №12. - С.ЗО. 28. .Гордеева, П.Н. Индивидуализация обучения: опыт, реалии, перспективы [Текст]/ Н.П. Гордеева // Педагогика. - 2002. - №.2. - С.32- 37.
10 29. Григорьева, Н.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития личности [Текст]/ П.Г. Григорьева //Специалист. - 2000. - №3. - С.32-33. 30. Гришин, Д.М. Самостоятельная работа студентов как средство подготовки их к непрерывному образованию [Текст]/ Д.М. Гришин // Самостоятельная работа студентов в вузе: теория, опыт, практика. - Калуга, 1991.-137с. 31. Громцева, А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы [Текст]/ А.К. Громцева. - Л.: Изд. ЛГУ, 1977. - 119с. (Методическое пособие). 32. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]/ В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. -240с. 33. Гусинский, Н.Э., Введение в философию образования [Текст]/ Н.Э. Гусинский, Ю.Н. Турчанинова- М.: Логос, 2003. - 248с. 34. Данилов, М.А, Воспитание у школьников самостоятельной и творческой активности в процессе обучения [Текст]/ М.А. Данилов // Советская педагогика. - 1961. - J\28. - С. 34- 39. 35. Донцов, И.А. Самовоспитание личности [Текст]/ И.А. Донцов. - М.: Политиздат, 1984. - 285с. 36. Дормидонтова, Л.М. Социально-психологическая защита выпускника как фактор успешной адаптации в современном социуме [Текст]/ Л.М. Дормидонтова // Среднее профессиональное образование. - 2004. - №8. - С. 43-44. 37. Евстифеева, Е.А. Философские науки [Текст]/ Е.А. Евстифеева. 1988. JVo4. - СИ. I выступление/. 38. Зуева О.А. Формирование мотивации самообразования студентов в системе высшего профессионального образования студентов //Интенсивные технологии подготовки менеджеров и предпринимателей: Материалы IX научн. метод конф. – Пенза, 2003, -С. 12-16 (0,2 п.л.) 39. Еремина, Е.И. Влияние самообучения на ' развитие творческой активности будущего специалиста. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Воронеж, 2000.-21с. 40. Ерошина, Н.А. Дидактические условия управления самостоятельной учебной деятельностью студентов педвуза (заочное отделение) [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ерошина Нинель Александровна; [Липецк, гос. пед. ун-т]. - Липецк, 2001. - 23с. 40. Жаров, Л.В. Учить самостоятельности [Текст]/ Л.В. Жаров. - М.: 1993. - (книга для учителя). 41. Жуков, А.Е. Дидактические средства повышения эффективности самостоятельной работы студентов в условиях модернизации образования [Текст]: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / 42. Жуков Александр Евгеньевич; [Брянск, гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского]. - Брянск, 2004. - 24с 43. Заец, С.Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума [Текст]: автореф. дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Заец Сергей Григорьевич; [Калуж. гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского]. - Калуга, 2002. - 22с. 44. 3акиров, Г.С. Формирование у студентов стремления к самообразованию [Текст]/ Г.С. Закиров //Проблемы подготовки учителя. - Казань: ГПИ, 1976. - С. 157-176. 45. 3еер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование [Текст]/ Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика. - 2002. - №3.-С. 15-21. 46. 3еер, Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых [Текст] / Э.Ф. Зеер // Психологическая наука и образование. - 2004. - №3. 47. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. - С.129-131. 48. 3индович-Вукадинович Г. Подготовка к самообразованию [Текст]/Гордана Зиндович-Вукадинович // Перспектива. - 1989. - №l.- C.21-29. 49. Знаков, В.В. Самопознание субъекта [Текст]/ В.В. Знаков, Е.А. Павлюченко//Психологический журнал.-2002. -Ш1. -С.31-36. 50. Иванова, П.Д. Приобщение учащихся старших классов к работе по самообразованию [Текст] / Н.Д. Иванова. - Алма-Ата: Мектеп, 1978. -52с. 51. Инновации в российском образовании [Текст]: Среднее профессиональное образование. 2001. - М.: Изд-во МГУП. 2001. - 168с. 52. К.Э. Циолковский. Моя жизнь и работа. - М., 1939. (Сборник Аэрофлота, посвященный Циолковскому) 53. Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Текст]/ О.И. Карпухин // СОЦИС. - 2003. - №3. - С. 124-128. 54. Квач, Т.Г. Развитие познавательной самостоятельности слушателей подготовительных курсов и отделений вузов. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2000. - 20с. 55. Климова, Т. Е. Подготовка будущего учителя к профессиональной творческой деятельности. Дисс. . канд. пед. наук. - Челябинск, 1995 .-200с. 56. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учеб. для студ. образ. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 352с. 57. Коджаспирова, Г.М. Формирование готовности учителя начальных классов к профессиональному самообразованию. Дисс докт. пед. наук. - Москва, 1995. - 380с. 58. Колмагорова, Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования [Текст]/ Л.С. Колмагорова // Педагог. - 1997. - №3. - С. 24-27
11 59. Коротаева, Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации [Текст] / Е.Коротае1за // Директор школы. - 2002. - №2.-С. 38-45. 60. Космодемьянский, А.А. Константин Эдуардович Циолковский [Текст]/ А.А. Космодемьянский.-М.: «Наука», 1976. - 294с. 61. Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием [Текст]/ А.И. Кочетов. -Минск: Вышейш. школа, 1985.- 256с. 62. .Кракова, И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе (общепедагогический аспект). Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2000. - 18с. 63. Кривов, СИ. Педагогическое краеведение в профессиональной подготовке будущих технологов нищевой промышленности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук[Текст]: 13.00.08 / Кривов Сергей Иванович; [Калуж. гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского]. - Калуга, 2001. - 19 с. 64. Крицкая, А.Р. Управление самообразованием студентов в образовательном учреждении / А.Р. Крицкая. - Калуга, 2006. - 60с. (Методические рекомендации) 65. .Крылова, Н.Б Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ [Текст]/Н.Б. Крылова, О.М Леонтьева. - М.: Сентябрь, 2002. - С. 81 -86. 66. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]/ И.Ю. Кулагина. - М., 1996. 67. Кулько, В.А. Формирование у учащихся умений учиться: пособие для учителей [Текст] / В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. - М.: Просвещение, 1983.-80с. 68. Кулюткин, Ю.П. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128с. 69. Кулюткин, Ю.Н., Исследование познавательной деятельности учащихся вечерних школ [Текст] / Ю.П. Кулюткин, К.С. Сухобская; -М.: Педагогика, 1977. - 150с. 70. Кухарев, П.В. Формирование умственной самостоятельности [Текст]/П.В. Кухарев. - Минск, 1972. - 136с. 71. Леонтьев, А.Н Избранные психологические произведения[Текст]: в 2-х т. / Е.П. Леонтьев; под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. т. 1: 1983.-391c. Т.2: 1983.-318с. 72. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]/ И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с. 73. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т.Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528с. 74. .Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся [Текст] / А.С. Лында.-М.: 1979. 75. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу; пер. с англ. А.М Татлыбаева; вступ. Ст. Н.И. Акул иной. - СПб., Евразия, 1999. - 479с. 76. Матюшкин, A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию [Текст] / A.M. 'Матюшкин // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и ПТР. - М.: 1981. - С. 13-16. 77. Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому [Текст] / Мария Монтессори; сост., авт. вступ. ст. М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Издат Дом «Карапуз», 2001. - 272с. 78. Морозова, А.Ю. Педагогическая поддержка самовоспитания студентов [Текст] / А.Ю. Морозова // Среднее профессиональное образование. - 2006.-Хо8.-С.52-54. 79. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляций произвольной активности человека [Текст] / В.И. Моросанова // Психологический журнал. - 2002. - №6. - С. 5-7. 80. Назарова, О.Л. Модель самообразовательной деятельности студентов / [Текст] О.Л. Назарова // Специалист. -1998. - №9. - С. 15-18. 81. Ожегов, СИ. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / СИ. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук, институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1998.-.944 с. 82. Омаров, К.О. Библиотека в системе поликультурного образования [Текст] / К.О. Омаров // Педагогика. - 2005. - №1. - СЗЗ-73. 83. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст] / Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 1987. - 224с. 84. Павлова, Н.В. Роль библиотечно-информационного центра общеобразовательного учреждения в повышении информационной культуры педагога как основы его технологической компетентности [Текст] / П.В. Павлова // Школьная библиотека. - 2003. - Ш^. - С. 62- 64. 85. Педагогика школы [Текст] / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977.-С13. 86. Педагогика[Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Слестенин, И.Ф.Исаев, Е.П. Шиянов; под ред. В.А. Слестенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 576с.
12 87. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479с. 88. Педагогика[Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М;. Педагогическое общество России, 2004. - 608с. 88. Педагогическая энциклопедия[Текст]: в 4 т. / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н.Петров и др. - М., ≪ Советская энциклопедия ≫ , 1966. Т.З: 1996.-С. 776. 89. Пидкасистый, П.И., Самостоятельная деятельность учащихся в обучении [Текст] / П.Н. Пидкасистый, В.И. Коротяев. - М., 1978. - 75с. 90. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс[Текст]: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 256с.: ил. 91. Попов, В.П. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства [Текст] / В.П. Попов // Среднее профессиональное образование. - 2004. - №8. - С. 44-45. 92. Проблема самообразования в системе повышения квалификации педагогических кадров школ: тезисы конференции[Текст]: в 2 ч. Ч.1 / под ред. В.Г. Онушкина. - Л.: Просвещение, 1979. - 86с. 93. Программно-целевое управление развитием образования. Опыт, проблемы, перспективы [Текст] / под ред. А.И. Барсукова. - М., 1992. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440с. 94. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптевой, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 320 с. 95. Психология самосознания [Текст]. - Самара: Изд-во Дом "Бахрах-М", 2000.-671с. 96. Редковец, И,А. Формирование у учащихся общественно- ценностной мотивации самообразования [Текст]/ И,А, Редковец. - Волгоград, 1986. - 88с, Резер, Т.М, Охрана здоровья ' здоровых как современная тенденция воспитательной деятельности ССУЗов [Текст]/ Т,М, Резер // Среднее профессиональное образование, - 2005, - №6, - С. 15-17. 97. Ретивых, Е,М, Формирование у старших' подростков культуры профессионального самоопределения в процессе выполнения творческих проектов [Текст]: автореф, дисс. ,,, канд. пед. наук: 13,00,01 / Ретивых Елена Михайловна; [Брянск, гос, пед, ун-т им, И,Г, Петровского], - Брянск, 2004, - 20с, 98. Рувинский, Л,И, Самовоспитание личности [Текст]/ Л,И, Рувинский, - М,: Мысль, 1984. - 140с. •ПО. Рувинский, Л,И, Самовоспитание чувств, интеллекта, воли [Текст]/ Л,И, Рувинский, - М,: Мысль, 1983, - 120с, 99. Рувинский, Л,И, Психология самовоспитания [Текст]/ Л,И. Рувинский, А.Е. Соколов-М.: Просвещение, 1982. - 143с 100. Руководство самообразованием школьников: из опыта работы / [Текст]ред,-сост, Б,Ф. Райский, М,Н, Скаткин, - М,: Просвещение, 1983,-143с. 101. Сабирова, Г,Б, Значение самообразования [Текст]/ Г,Б, Сабирова // Специалист, - 2004, - №9, - С, 23- 24, • 102. Селевко, Г, К. Технология саморазвития личности щкольника [Текст]/ Г.К, Селевко, В, Журавлев // Воспитание школьников. - 2002. - Я24,-С. 9-18; №5.-С, 9-19, 103. Селевко, Г,К, Самосовершенствование личности школьника [Текст]/ Г,К, Селевко // Образование в современной школе, - 2002. - №3,-С, 37-42, 104. Семушина, Л.Г., Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования [Текст]/ Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272с. 105. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст]/ В.В. Сериков. - М., 1999.-227 с. 106. Сибирская, М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии [Текст]: учебное пособие. - издание 3-е, доп. и перераб. / М.П. Сибирская. - М.: Издательский центр Академии профессионального образования, 2001. - 126с. 107. Совершенствование содержания и технологий подготовки специалистов среднего звена технического профиля [Текст]/под ред. B.C. Ширшовой. - М.: ПМЦ СПО, 2001. - 112с 108. Соколова, И.Б. Организационно-педагогические условия самообразования будущих учителей [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Соколова Ирина Борисовна; [Армавир, гос. пед. ин-т]. - Армавир, 2000. - 23с. 109. Соколова, П.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся [Текст]/ И.Ю. Соколова //Педагогика. - 2001. - №7.-С. 32-37. 110. Сосонко, В.Е. Контроль учебной деятельности студентов в средних специальных учебных заведениях с применением рейтинговой системы [Текст]/ В.Е. Сосонко. - М.: ИМЦ СПО, 1998. - 149 с. 111. Станкин, М.И. Самооценка [Текст]/ М.И. Станкин // Специалист. -2004.-№12.-С. 17-19. 112. Степанов, В.А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей [Текст]/ В.А. Степанов // Педагогика. - 2004. - №7. -С. 45-51.
13 113. Столин В.В. Самосознание личности [Текст]/ В.В. Столин. - М.: Изд-во Московского Университета, 1983. - 274с. 114. Тихонов, Э.А. Профессиональное самоопределение студентов колледжа в системе дистанционного образования[Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Тихонов Эдмунд Анатольевич; [Брянск, гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского]. - Брянск, 2002. - 21с. 115. Ульянова, Л.А. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию[Текст]: автореф. дисс: ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ульянова Лариса Александровна; [Калуж. гос. пед. ун-т им. К.Э.Циолковского]. - Калуга, 2001. - 21с. 116. Фандина, П.А. Подготовка студентов к организации процесса самовоспитания младших школьников[Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Фандина Наталья Александровна; [Брянск, гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского]. - Брянск, 2003. - 17с. 117. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека [Текст]/ Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2003. - N^6. - С. 7-16. 118. Филатов, O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе [Текст]/ O.K. Филатов. - Ростов-на-Дону: Издательство ТОО «Мираж». - 1997. - 213 с. 119. Хиту, М Инновационная образовательная деятельность вуза: модель и субъект [Текст]/ М. Хиту, В.Е. Генин // СОЦИС. - 2003. - .№10.-С. 61-66. 120. Хуторской А.В. Современная дидактика[Текст]: уч. для ВУЗов / А.В. Хуторской.-СПб.: 2001. 121. Царева, Г.В. Тестовый контроль как средство организации самостоятельной работы студентов технического вуза по гуманитарным предметам [Текст]: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13,00.08 / Царева Галина Вячеславовна; [Брянск, гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского]. - Брянск, 2004. - 20с. 122. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития [Текст]/ Г. А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интериракс, 1995. - 288 с. 123. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в нсихологии [Текст]/ И.И. Чеснокова.- М.: Наука, 1977. - 142 с. 124. Шендрик, И.Г. Самореализация личности . в контексте проектирования образования [Текст]/ И.Г. Шедрик // Педагогика. -2004.-№4.-С.36-42. 125. Ширшова B.C. Совершенствование образовательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях [Текст]/ B.C. Ширшова, Э.Б. Каинова, Т.В. Гериш. - М.: Институт проблем развития среднего нрофессионального образования Минобразования России, 2001. - 90с. (Научно- методическое издание). 126. Шуклина, Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования [Текст]/ Е.А. Шуклина// СОЦИС. - 2000. - №6. - С. 29-38. 127. Шуклина, Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект [Текст]/ Е.А. Шуклина. - М.: Обществ. Науки и современность, 1999.-Яо5.-С. 140-151. 128. Ястребова Е.Б. Развитие познавательной самостоятельности студентов младших курсов: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08: / Е.Б. Ястребова; - М.: 1984. - 255с. 129. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350с. 130. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 208с. 131. Зуева О. А. Формирование мотивации самообразования у студентов в системе высшего профессионального образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Волгоград, 2004 192 c. РГБ ОД, 61:04- 13/1403. 132. Мирошниченко Э. А. Организация самообразования студентов экономического вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Запорожье, 1998 190 c. РГБ ОД, 61:98-13/884-3.
В раздел среднее профессиональное образование