мастер-класс "Применение современных геодезических приборов"
Методическая разработка
Автор: Чернявская Екатерина Олеговна, преподаватель, ГБОУ СПО "Ставропольский строительный техникум", г. Ставрополь
В раздел среднее профессиональное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ставропольский строительный техникум»
Комиссия общепрофессионльных строительных дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ
по дисциплине:
«ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ»
МАСТЕР-КЛАСС:
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ
ПРИБОРОВ»
для студентов 2 курса
для специальностей:
270802 Монтаж и эксплуатация зданий и сооружений; 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции; 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения; 270831 Строительство автомобильных дорог и аэродромов
Составители:
Чернявская Е.О.
Лычагина Г.В.
Ставрополь, 2015
2 Рекомендовано к применению решением Методического совета ГБОУ СПО «ССТ» протокол №_______от _________2015 г Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Общепрофессиональных строительных дисциплин «____»_____________201__ г. председатель комиссии _____________ /Котов В.Н./ Автор - разработчики: Чернявская Е.О., Лычагина Г.В. Рецензенты: ___________________________ ( фамилия, имя, отчество) ___________________________ ( фамилия, имя, отчество) Чернявская Е.О., Лычагина Г.В. Мастер-класс «Применение современных геодезических приборов» Методическая разработка, - ГБОУ СПО «Ставропольский строительный техникум», 2015. - _ с. Данный материал является разработкой внеурочного мероприятия в форме мастер-класса для студентов 2 курса СПО освоивших дисциплину «Основы геодезии» и «Геодезия» для совершенствования профессиональной подготовки, а также для первокурсников с целью повышения мотивации к изучению данных дисциплин в будущем. Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям профессионального цикла образовательных организаций СПО при подготовке и проведении внеурочных мероприятий.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для написания методической разработки внеклассного мероприятия по дисциплине «Основы геодезии» выбрана тема «Применение современных геодезических приборов». Это не случайно, так как ни одно из современных строительств не обходится без геодезических работ. Они предшествуют, сопровождают и завершают процесс строительства. Геодезические работы на строительной площадке относятся к числу первоочередных в общем комплексе изысканий. На основе полученного в результате съемки топографического плана крупного масштаба разрабатывается генеральный план строительной площадки, на котором проектируют здания, сооружения, транспортные пути, инженерные сети и др. Не менее важное значение приобретает топографический план при проектировании строительного генерального плана, на котором намечают весь комплекс вспомогательных и временных зданий и сооружений. Топографический план служит, кроме того, исходным материалом для составления рабочих чертежей вертикальной планировки, архитектурно- строительных чертежей зданий, сооружений и различных инженерных сетей. Для перенесения проектов зданий и сооружений на местность используют геодезическую основу, созданную на строительной площадке в виде полигонометрической сети или строительной сетки. От пунктов геодезической основы разбивают на местности положение главных осей зданий и сооружений, от которых затем производят детальную разбивку частей зданий. В ходе строительства делают различные контрольные измерения, которые одновременно с разбивочными работами обеспечивают возведение зданий и сооружений в соответствии с их запроектированными размерами и формами. С применением в промышленном и гражданском строительстве сборных железобетонных конструкций геодезические работы приобретают особое значение. В этих условиях возникает необходимость в повседневной и непрерывной проверке правильности устанавливаемых конструктивных элементов. По окончании строительства производится геодезическая съемка для изготовления чертежей, на основе которых составляется исполнительный генеральный план завершенного строительного объекта. С помощью контроля, производимого геодезическими методами, могут быть обнаружены и устранены строительные дефекты. Недооценка геодезических работ на строительной площадке приводит к задержке строительства, переделкам и снижению его качества. Например, смещение осей в кирпичных зданиях значительно уменьшает площадь опоры балок или настилов на стены или столбы и вызывает перенапряжение кирпичной кладки под опорными плоскостями. Прочность кирпичных столбов, армированных сетками, при смещении оси только на 6 см уменьшается почти в два раза. Поэтому
4 геодезическое обслуживание строительных работ является неотделимой и наиболее ответственной частью строительного производства. Решение таких важных задач невозможно осуществить без современных геодезических приборов. Любые геодезические приборы на современной строительной площадке являются одним из самых важных и необходимых элементов. Выпускник должен знать их устройство и уметь с ними работать. Очень часто преподаватели геодезии сталкиваются с проблемой слабой мотивации студентов к учению. При проведении данного мероприятия демонстрируется два метода усиления мотивации на учение: с одной стороны это развитие познавательного интереса у первокурсников, которые еще не изучали геодезию, но познакомившись с интересными материалами, представленными ярко, положительно настраиваются на изучение необходимой для будущей профессии дисциплины. С другой стороны для студентов второго курса создается ситуация успеха. Им предоставляется возможность продемонстрировать полученные при изучении дисциплины знания и умения перед первокурсниками. Самим выступить в роли «преподавателя», что дает возможность студентам самоутвердиться, тем самым стимулируя их к самосовершенствованию. Наиболее удобной формой мероприятия решающего обе эти задачи является мастер-класс. Мастер-класс осуществляет учебную, познавательную и транслирующую функции с целью повышения интереса студентов к изучению предметов «Основы геодезии» и «Геодезия», а, как следствие, и к будущей профессии, что в настоящее время является актуальным, так как только квалифицированный специалист, является востребованным на современном рынке труда. Целью организации и проведения мастер-класса является передача опыта и навыков работы с современными геодезическими приборами. Особенностью мастер-класса является то, что его проводят студенты уже освоившие данную учебную дисциплину. Преподавателю следует обратить особое внимание на то, что мастер - класс – это достаточно сложный процесс, требующий демонстрации конкретной технологии обучения и воспитания. По этой причине в подготовке внеклассного мероприятия необходимо соблюдать ряд этапов. Начать необходимо с обсуждения со студентами содержания мероприятия, времени его проведения, подбора подходящего материала, на основе которого следует написать тезисы для выступления и подготовить слайдовую презентацию, продумать ответы на возможные вопросы аудитории. Также преподавателю нужно рассказать о роли участников и обсудить проведение репетиций. Привлекая студентов к участию во внеурочном мероприятии, преподаватель за месяц до него должен дать задание студентам. Оно заключается в написании небольших докладов по теме мастер-класса. Когда
5 это задание будет выполнено, преподаватель проверяет сданные работы, отбирает наиболее интересные и подходящие, а затем предлагает их авторам поучаствовать в мероприятии. Таким образом, студенты должны будут выступить перед аудиторией. Продолжительность выступления – от 5 до 7 минут. Что касается количества участников, то их должно быть 5 человек. Предлагаемое количество оптимально, так как в этом случае их выступления не займут много времени и зрители не потеряют интерес. Что касается роли самого преподавателя, то он должен стать ведущим мастер – класса, в случае необходимости подстраховать студентов- «мастеров». При его подготовке и проведении важно правильно определить позицию ведущего. Это, прежде всего, позиция консультанта и советника. Проводя мастер-класс, преподавателю необходимо постараться задействовать в мероприятии еще и зрителей. Проводимый мастер-класс способствует развитию следующих общих компетенций, которыми должен обладать выпускник: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. А также стимулирует студентов к овладению профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: ПК 1. Участие в проектировании зданий, сооружений и линейных объектов. ПК 1.4. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения и взаимодействие с сотрудниками смежных подразделений при выполнении работ по проектированию. ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к строительству и монтажу. ПК 2.3. Организовывать и выполнять производственный контроль качества строительно-монтажных работ.
6 ПК 3.5. Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ. ПК 3.4. Организовывать производство работ по реконструкции. ПК 3.5. Осуществлять надзор в результате эксплуатации объектов.
7
ОТКРЫТОЕ ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ
ПРИБОРОВ»
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
мастер-класс.
ВРЕМЯПРОВЕДЕНИЯ:
45 минут.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
Демонстрация применения одной из форм эффективного профессионального обучения - мастер-класс, для проведения открытого внеурочного мероприятия.
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:
Создание условий для совершенствования профессиональной подготовки студентов, осознания важности изучаемой дисциплины для выбранной профессии и демонстрации положительного примера «студентами-мастерами», с целью мотивации к успешной учебе.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: - сформировать представление об этапах и методах геодезических работ у студентов младших курсов; - способствовать обеспечению профессиональной подготовки специалистов на уровне, соответствующем федеральным государственным стандартам; - формировать умение применять знания, полученные ранее, для решения конкретных задач; - проверить уровень остаточных знаний у студентов окончивших курс «Основы геодезии» и «Геодезия». Развивающие: - создать условия для раскрытия творческого потенциала как «мастера», так и участников мастер-класса; - развивать у студентов познавательный интерес к дисциплине «Основы геодезии» и «Геодезия». - создать условия для дальнейшего развития личности студента, путем демонстрации собственных навыков; - продолжать развивать потребность в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования; - развивать умение работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать своё мнение. Воспитательная: - продолжить воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.
Методы проведения:
словесный, наглядный, практический.
Междисциплинарные связи:
математика, физика, география.
Материальное обеспечение:
- нивелиры 4Н-3КЛ, 3Н-5Л; - телескопические нивелирные рейки;
8 - теодолиты 4Т 30П, 3Т 2КП; - вешки; - лазерная рулетка; - персональный компьютер; - проектор.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Решение организационных вопросов, разработка методических и дидактических материалов для проведения мастер-класса: - утверждение на заседании цикловой комиссии даты, места и время проведения мастер-класса, состава комиссии по ее проведению; - выбор и подготовка приборов для демонстрации мастер-класса; - отбор участников мастер-класса (от каждой группы 2 курса по одному, два студенту); - оповещение студентов о месте и времени проведения мастер-класса; - проведение консультации для студентов участвующих в мастер-классе. Студенты-участники в ходе подготовки к мероприятию готовят краткие сообщения по тематике мероприятия и электронные презентации.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1.
Организационный момент
Перед началом внеурочного мероприятия преподавателю следует убедиться в готовности участников, исправности аппаратуры. Если есть необходимость в психологической поддержке и дополнительных советах выступающим со стороны преподавателя, то обязательно нужно провести соответствующую беседу и оказать, таким образом, помощь. Следует позаботиться и о подготовке мест для зрителей.
Вступительная часть
Мотивация:
На экране демонстрируется презентация. Слайд № 2 содержит видеоролик, в котором демонстрируется падение и разрушение зданий. Ведущий задает вопросы аудитории: 1. Как вы думаете, что явилось причиной столь плачевной ситуации? 2. Что необходимо для строительства качественного сооружения, пригодного к долговременной эксплуатации? Далее демонстрируется видефрагмент, отражающий недостатки современного оборудования – это является подтверждением того, что прежде всего следует уметь пользоваться оптическими геодезическими приборами, не оснащенными современным цифровым обеспечением и знать основные принципы геодезических измерений, а уже потом претендовать на сложные электронные приборы.
9
Вступительное слово преподавателя:
Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного практического труда. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать конкретные задачи, а если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в производство геоинформационная технология заставляет развивать профессионализм, способность предельно точно ставить задачи и логически последовательно, наиболее оптимальным путем решать их. Ведь, все современное оборудование создано преследуя цель экономии времени, средств и ресурсов, как трудовых, так и природных. Сейчас на передний план выдвигают приоритет профессиональной деятельности специалиста, который развит всесторонне и постоянно самосовершенствуется. Парадигма «инновационности» профессионального опыта становится лидирующей в оценке качества работы специалиста.
Ведущий объявляет тему и цель мастер-класса:
Дорогие друзья, как вы уже успели догадаться, сегодняшнее мероприятие посвящено дисциплине «Основы геодезии», а конкретно применению современных геодезических приборов. Целью мастер-класса является создание условий для совершенствования вашей профессиональной подготовки, дорогие друзья, ведь, это вы являетесь будущими специалистами! Дисциплина, которой посвящено сегодняшнее мероприятие является крайне важной для выбранной вами профессии, и сегодняшние «студенты-мастера» докажут вам это в полной мере.
Представление
студентов,
которыми
будет
проводиться
мастер-
класс:
- демонстрировать мастер-класс на современных моделях теодолита будут: Алимова Дарья группа С-121, Есютин Игорь группа САД-131 - с нивелирами последнего поколения проведут работу: Денисенко Денис, Коберник Нестер группа СТ-131, Галыбин Дмитрий группа С-133. - экскурсию по новейшим технологиям проведет Матвеев Денис группа СГ-131.
2.
Теоретически - демонстрационная часть.
Студенты-участники мастер-класса озвучивают краткие сообщения, относящиеся к часто используемым приборам: знакомят аудиторию с принципом работы, моделями и особенностями конфигурации представленных современных теодолитов и нивелиров, а также сопутствующего оборудования, и демонстрируют их (все приборы будут установлены для обозрения). Выступления сопровождаются презентацией. 2.2. Один из участников, проводящий мастер-класс с теодолитом, кратко раскрывает сущность измерения горизонтальных и вертикальных углов,
10 необходимость и сферу применения этих работ. После чего демонстрируется работа с теодолитом. 2.3. Один из участников, проводящий мастер-класс с нивелиром, кратко раскрывает сущность измерения превышений различными способами, необходимость и сферу применения этих работ. После чего демонстрируется работа с нивелиром.
3.
Пояснение и рекомендации основных этапов выполнения работы
- перед демонстрацией одной из категорий приборов студенты рассказывают о том, как данное оборудование модернизировалось и какие его модели используются сейчас, описывают их преимущества и особенности, выступление сопровождается презентацией; - практической части предшествует краткое сообщение о демонстрируемом приборе, его устройстве и отличительных чертах; - каждый студент-участник должен продемонстрировать работу с закрепленным за ним прибором, при этом поясняя выполняемые действия.
4.
Практическая часть.
Практическая часть мастер-класса заключается в демонстрации работы с теодолитом и нивелиром последних моделей, студентами освоившими дисциплину «Основы геодезии» и «Геодезия». Участники, работающие с теодолитом, измеряют горизонтальный и вертикальный углы, озвучивая выполняемые действия и поясняя необходимость и значимость проводимых работ. Студенты, показывающие мастер-класс с нивелиром, измеряют превышения.
5.
Экскурсия в будущее инженерной геодезии
Подготовленный студент (Матвеев Денис, группа СГ-131) выступает с докладом по теме мастер-класса
«
Применение современных геодезических приборов», выступление сопровождается красочной презентацией.
6.
Викторина для зрителей
Гостям мероприятия, будет предложено разделиться на две команды «Пикет» и «Азимут». Студентам будет предложено собрать нивелир и теодолит, соответственно, из разложенных на столах деталей. Пока команды собирают приборы, оставшимся гостям предлагается сыграть роль болельщиков. Им будут заданы вопросы, касающиеся использования геодезического оборудования: - Почему геодезистов называют первопроходцами? - Как вы думаете, почему, ранее используемые геодезические приборы, имеющие зелёную и серую окраску, заменили на ярко-оранжевые? - Спутниковая навигация в геодезии – это веяние времени или необходимость?
11 - Как вы думаете, высокая стоимость современного геодезического оборудования оправдывает себя? Ответ аргументировать.
7.
Рефлексия
Вопрос к второкурсникам: 1. Что нового вы почерпнули для себя в сегодняшнем мероприятии? 2. Какой совет вы можете дать первокурсникам для успешного изучения геодезии в следующем году? Знание, каких предметов им пригодится? Вопрос к первокурсникам: 1. Понравилось ли вам мероприятие? 2. Какое место, по вашему мнению, геодезия занимает среди строительных дисциплин? 3. Для чего нужно уметь пользоваться простейшими геодезическими приборами?
8.
Подведение итогов
Заключительное слово преподавателя: «Любому геодезисту хорошо известно, что для выполнения топосъемки, землеустроительных работ, инженерно-геодезических изысканий и геодезического обеспечения строительства не так просто выбрать подходящий комплект геодезического оборудования и программного обеспечения. Чтобы идти в ногу со временем всегда необходимо использовать новейшие технологии ведения геодезических работ. В геодезическом обеспечении строительства все большую популярность приобретают не классические нивелиры и теодолиты, а электронные тахеометры и электронные нивелиры. Роботизированные тахеометры позволяют автоматизировать процесс сбора геодезической информации, избежать ошибок наведения и, как следствие, повысить точность геодезических работ. Для целей топосъемки и обеспечения землеустроительных работ все чаще применяют ГНСС-оборудование. Спутниковые системы позволяют определять координаты точек в том числе и в режиме реального времени (RTK-режим). На начальном этапе строительства и изыскательских работ, поиск подземных коммуникаций является одним из важнейших условий, так как позволяет определить расположение коммуникаций и избежать их повреждений. Определить наличие в земле металлических объектов поможет металлодетектор, а трассоискатель укажет место залегания трубопровода. Современные георадары, в свою очередь, с легкостью справятся с поиском неметаллических коммуникаций, проведя мониторинг исследуемой земной поверхности. В дорожном строительстве набирает обороты использование систем машиноконтроля (управления строительной техникой). Данная система позволяет оптимизировать и ускорить процесс
12 строительства. Эффективная работа современного оборудования неразрывно связана с использованием специализированного программного обеспечения. Разумеется, использование геодезического оборудования сопряжено с рисками его повреждения на строительных площадках, поэтому, дорогие друзья, будьте максимально осторожны при работе с геодезическими приборами, их необходимость и стоимость достаточно велики».
13
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Нечитайлова Е.В. «Технология мастер-класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, №11, 39 с. 2. Русских Г.А. Практическое использование методики мастер - класса в работе учителя наук естественного цикла – «Народное образование», 2001, №3. 3. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей ред. канд.психол.наук. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 612 с. 4. 4. Федотов Г.А. Инженерная геодезия: Учебник - 5-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 463 с. 5. Киселев М.И. Геодезия: учебник для студентов среднего профессионального образования - 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.
В раздел среднее профессиональное образование