"Катетеризация мочевого пузыря"
методическая разработка практического занятия
Автор: Якименко Татьяна Валерьевна, преподаватель профессионального модуля, Волжский филиал ГБОУ СПО "Волгоградский медицинский колледж", город Волжский, Волгоградская область
В раздел среднее профессиональное образование
ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия № 18 Катетеризация мочевого пузыря
ПМ.04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра
по уходу за больными»
МДК 04.02.Решение пробллем паиента путтем сестринского ухода
для студентов: I и II курса (II и IV семестр) специальности: 31.02.01 Лечебное дело; 34.02.01 Сестринское дело; 31.02.02 Акушерское дело; 060501 Сестринское дело на базе: основного общего образования/среднего общего образования очная форма обучения Разработчик: Т. В. Якименко Рассмотрено на заседании УМО № 5 Протокол №______ " " 2015г. Председатель УМО Л.В. Борисова ____________ Волжский 2015
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПМ 04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра
по уходу за больными»
МДК. 04.02. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.
Раздел
2
. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Соблюдение принципов профессиональной этики. Консультирование пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса.
Тема
2.12.
Сестринский
уход
при
нарушении
удовлетворения
потребности пациента в физиологических отправлениях.
СОДЕРЖАНИЕ
Возможные проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребности в физиологических отправлениях. Основные симптомы при заболевании органов пищеварения. Цели, показания, противопоказания и возможные осложнения при применении газоотводной трубки. Показания и противопоказания к постановке клизм: очистительной, послабляющей (масляная, гипертоническая). Механизм действия и возможные осложнения. Показания и противопоказания к постановке сифонной клизмы. Механизм действия и возможные осложнения. Показания, противопоказания к постановке лекарственных клизм. Цели, показания, противопоказания и возможные осложнения при катетеризации мочевого пузыря. Виды катетеров, съемных мочеприемников, правила асептики.
Практическое занятие № 18. Катетеризация мочевого пузыря
Осуществление помощи медицинской сестре при катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме). Осуществление ухода за постоянным катетером и съемным мочеприемником. Обучение пациента и его семьи уходу за катетером. Осуществление сестринского процесса при нарушении удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях.
Самостоятельная работа при изучении ПМ 04 МДК 04.02.
Примерная тематика домашних заданий
1. Составление ситуационных задач при нарушении потребности в физиологических отправлениях. 2. Оформление таблицы «Универсальные меры предосторожности при работе с биологическими жидкостями пациента». 3. Создание памятки для ухаживающих за тяжелобольным пациентом по применению мочеприемников, памперсов.
Методическая разработка практического занятия № 18
Содержание (формы и методы работы) Методическое обоснование 1. Организационный момент – 5 минут Преподаватель: - приветствует студентов; - оценивает внешний вид студентов и готовность аудитории к работе; - отмечает отсутствующих. Студенты: - приветствуют преподавателя; - занимают рабочие места. - Создание деловой атмосферы, благоприятного психологического климата; - активизация внимания студентов; - воспитание дисциплинированности, ответственного отношения к образовательному процессу; - воспитание аккуратности будущего медицинского работника. 2. Введение и мотивация темы занятия – 5 минут Преподаватель: - сообщает тему, цели занятия; - проводит мотивацию Студенты: - слушают преподавателя и ставят перед собой цели - Осмысление темы, плана, и целей занятия; - обоснования значения данной темы в будущей практической деятельности; - формирования познавательно интереса к учебной деятельности; - стимулировать интерес к изучению данной темы, мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов правильности выбора профессии. 3. Проверка исходного уровня знаний студентов - 40 минут Преподаватель: - проводит устный опрос студентов; - для контроля использует тесты, графический диктант или другие виды контроля; - подводит итог контроля знаний. Студенты: - отвечают на вопросы - Контроль знаний служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом; - проверка позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений студентов, чтобы использовать его как фундамент,
преподавателя, - выполняют задания. ориентироваться на допустимую сложность учебного материала 4.Практическая часть – 190 минут. Преподаватель: - проводит инструктаж по инфекционной безопасности при выполнении манипуляций; - демонстрирует методику катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (имитация на фантоме); - виды катетеров; - виды мочеприемников; - технику подачи мочеприемника. Студенты самостоятельно изучают: - потребность пациента в физиологических отправлениях - основные симптомы при заболеваниях органов мочевыделения - цели катетеризации мочевого пузыря, показания, противопоказания и возможные осложнения
-
методику катетеризации - правила асептики при использовании мочевых катетеров и мочеприемников - правила ухода за постоянным катетером Студенты отрабатывают умения в малых группах по 2-3 человека: - провести катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (имитация на фантоме) - осуществлять уход за постоянным катетером - организовать сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях - обучить пациента и его семью уходу - Принцип наглядности (демонстрация проведения обследования), способствует подключению к запоминанию всех анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных) и более качественному усвоению материала. - Активизация мыслительной деятельности и памяти, привитие навыков и умений использовать теоретическую информацию в практической деятельности; - формирование профессиональных компетенций; - приобрести систему знаний; Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения и уважения друг к другу (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение и отстаивать свое, разрешать возникающие разногласия).
за катетером и мочеприемником - оформлять документацию сестринского процесса - соблюдать принципы инфекционной безопасности при выполнении процедур В процессе работы преподаватель проводит проверку самостоятельной аудиторной работы студентов, делает замечания, корректирует работу. Оценивает выполнение зачетных манипуляций индивидуально каждого студента. Студенты заполняют дневники согласно поставленным целям. Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. На данном этапе использую методику деятельностного обучения. Такие элементы данной методики, как алгоритмизация, имитация профессиональной ситуации. Данная методика дает возможность: - приобретения конкретных практических умений, переходящих в устойчивые навыки, освоить технику проведения манипуляций по данному занятию; - расширить, закрепить знания полученные студентами в процессе обучения, совершенствование практических навыков работы по специальности; - развивать умение применять полученные знания на практике, анализировать ситуации, делать вывод; - формирование ответственности при работе с медицинской документацией. - Индивидуальный подход во время самостоятельной работы ориентирован на индивидуальные особенности усвоения материала студентами, преподаватель помогает студентам советом, специальными заданиями, компенсировать недостатки способностей, выработать необходимые умения, сформировать эффективный индивидуальный стиль деятельности. 5. Закрепление изученного материала – 20 минут. Преподаватель:
- тестирует студентов или использует другие виды контроля. Студенты: - выполняют тесты (другие виды контроля). - Выявить уровни усвоения пройденного материала; - закрепить изученную тему. 6. Проверка дневников, подведение итогов - 5 минут. Преподаватель: - краткая оценка проделанной работы - проверяет правильность заполнения дневников; - объявляет и выставляет итоговую оценку. Студенты: - участвуют в оценке работы друг друга, делают выводы. - Стимулировать студентов улучшать свои результаты; - формировать познавательную мотивацию учащихся. 7. Задание на дом – 5 минут. Преподаватель: - сообщает тему следующего занятия, перечень необходимой литературы. Студенты: - записывают домашнее задание, слушают рекомендации по выполнения заданий; -приводят в порядок рабочие места. - Правильная организация подготовки домашнего задания - нацелить на самоподготовку к занятию; - отработка навыков самостоятельной работы с литературой; - развитие творческой активности, поисковых умений.
ПЛАН
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 18
ПМ 04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра
по уходу за больными»
МДК. 04.02. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.
Курс, специальность:
МС - 11, Ф - 11, АК - 11, М - 921, М – 922, М – 923д. 31.02.01 Лечебное дело; 34.02.01 Сестринское дело; 31.02.02 Акушерское дело; 060501 Сестринское дело
Количество часов:
6
Место проведения
: КДП
Раздел 2
. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Соблюдение принципов профессиональной этики. Консультирование пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса.
Тема 2.12. Сестринский уход при нарушении удовлетворения
потребности пациента в физиологических отправлениях.
Практическое занятие № 18 Катетеризация мочевого пузыря.
Мотивация изучения темы:
Расстройство мочеиспускания – актуальная проблема пациентов урологического профиля всех возрастных категорий. Проводя сестринское обследование, медицинская сестра должна учитывать, что люди, как правило, испытывают неловкость при разговорах на эту тему, поэтому сестра должна быть деликатной. Сестринская помощь будет эффективнее, если пациент сможет открыто обсуждать с сестрой свои проблемы.
Цели занятия:
Учебные
(практический опыт, умения, знания) В ходе изучения темы студенты должны:
иметь практический опыт:
ПО - 1. Выявления нарушенных потребностей пациента; ПО – 2. Оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий; ПО – 3. Планирования и осуществления сестринского ухода; ПО – 4. Ведения медицинской документации; ПО – 5. Обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому; ПО – 8. Соблюдения требований техники безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.
уметь:
1. Осуществлять помощь медицинской сестре при катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме). 2. Осуществлять уход за постоянным катетером и съемным мочеприемником. 3. Обучать пациента и его семью уходу за катетером. 4. Осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях.
знать:
1. Возможные проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребности в физиологических отправлениях. 2. Цели, показания, противопоказания и возможные осложнения при катетеризации мочевого пузыря. 3. Виды катетеров 4. Виды съемных мочеприемников 5. Технику подачи мочеприемника 6. Правила асептики при использовании мочевых катетеров и мочеприемников
Формируемые общие и профессиональные компетенции
: ПК 4.1.;ПК 5.1., ПК 6.1., ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. ПК 4.2.;ПК 5.2., ПК 6.2.,ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики. ПК 4.3.;ПК 5.3., ПК 6.3., ПК 7.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому ПК 4.4.;ПК 5.4., ПК 6.4., ПК 7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. ПК 4.5.;ПК 5.5., ПК 6.5., ПК 7.5.Оформлять медицинскую документацию. ПК 4.6.;ПК 5.6., ПК 6.5., ПК 7.6.Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. ОК 7 Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 8 Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.
Воспитательные
воспитывать сознательное усвоение профессионального модуля; формировать чувство ответственности за свои действия; осуществлять правовое воспитание на занятиях, объясняя вопросы правовой ответственности медицинского работника.
Развивающие
способствовать развитию логического и клинического мышления; развивать самостоятельность, внимание, память.
Интеграционные связи
Внутримодульные: МДК. 04.01. Безопасная среда для участников лечебно-диагностического процесса. Тема 1.1.Основы организации работы младшей медицинской сестры по уходу за больными. Тема 1.2. Инфекционный контроль и профилактика ВБИ. МДК 04.02 Решение проблем пациента путем сестринского ухода. Тема 2.6. Работа младшей медицинской сестры в приемном отделении. Тема 2.7. Работа младшей медицинской сестры в лечебном отделении. Тема 2.9. Технологии оказания медицинских услуг при удовлетворении потребности пациента в адекватном питании и питье. Межмодульные, связь с учебными дисциплинами: психология, культура речи в профессиональной деятельности, анатомия и физиология человека, основы патологии, ПМ здоровый человек и его окружение.
Оснащение
: дидактический материал, стандарты сестринской практики, сестринская документация и др.
Основные этапы занятий:
(с указанием хронометража): 1. Организационный момент - 10мин 2. Проверка исходного уровня знаний - 40 мин 3. Практическая часть - 190 мин 4. Итоговый контроль - 20 мин 5. Подведение итогов занятия - 5 мин 6. Задание на дом - 5 мин
Ход занятия
1. Организационный момент: – 10 мин
- отмечаются отсутствующие - оценивается внешний вид студентов, готовность аудитории и оснащение
- сообщается тема, цели занятия - проводится мотивация - подчеркивается профильность изучения данной темы Инструктаж по охране труда.
2. Проверка исходного уровня знаний:
- 40 мин
а) проверка знаний
(контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану). - 20 мин - фронтальный опрос по вопросам целей занятия - терминологический, графический диктанты, тестовый контроль и др.формы контроля.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:
- наличие конспекта по теме; - 10 мин - памятки-рекомендации для пациента и ухаживающих за тяжелобольным пациентом «Питание при нарушении деятельности кишечника (при запорах)».
в) подведение итогов контроля
- 10 мин анализ и оценивание всех видов контроля
3. Практическая часть:
- 190 мин
а) подготовка студентов к самостоятельной работе
(проведение инструктажа по выполнению заданий и манипуляций) Преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности, инфекционной безопасности при выполнении манипуляций. Демонстрирует технику катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме), осуществление ухода за постоянным катетером и съемным мочеприемником. Дает рекомендации по оформлению дневника -20мин
б) самостоятельная работа студентов:
- 165 мин Студенты работают в малых группах по 2-3 человека.
Виды работ
Формируемые
компетенции
Изучают цели катетеризации мочевого пузыря, противопоказания и возможные осложнения, виды катетеров, съемных мочеприемников. ПК 4.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4. Осуществляют помощь медицинской сестре при катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме). ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 8. Осуществляют уход за постоянным катетером и съемным мочеприемником. ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.6, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 8. Проводят обучение пациента и его семьи уходу за катетером. ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.4, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7. Осуществляют сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5, ПК 4.6,
пациента в физиологических отправлениях (на примере клинической ситуации). ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8.
в) подведение итогов самостоятельной работы:
- 10 мин Проводится с учетом объема выполненных заданий, их качества, на основе: - отчета обучающихся о результатах работы, - анализа выполненной самостоятельной работы. - оформления дневников (заполнение дневников осуществляется по ходу выполнения работ) - выполнения манипуляций.
4. Итоговый контроль: - 20 мин
- терминологический, графический диктанты, тестовый контроль и др. формы контроля.
5. Подведение итогов занятия: - 5 мин
Анализ и выставление итоговых оценок
6. Задание на дом: - 5 мин
Тема: Уход за стомами.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся – 3 часа
Студентам предлагается самостоятельно изучить:
Литература: Обуховец.Т.П. Основы сестринского дела: учеб. пособ. / т.п. Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова; под общ. ред. Б.В.Кабарухина. – Изд. 8 – е, доп и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 410 с. – (Медицина для вас). С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство «Основы сестринского дела» - 1998 г С.А. Мухина, И.И. Тарновская Теоретические основы сестринского дела 1998 г часть вторая
Составить:
памятку для пациента и /или родственников «Уход за постоянным катетером и съемным мочеприемником».
Дополнения к плану:
на практических занятиях использую методику работы в малых группах, активные методы обучения студентов: групповой тренинг, деловые игры, решение ситуационных задач и др. Литература для преподавателя: 1. Мухина С.А., Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. / С.А.Мухина, И.И. Тарновская. - 2-е изд., испр. и доп. .-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 506 с. ил.- ISBN 978-5-9704-1163-6. 2. Мухина С.А., Теоретические основы сестринского дела: учебник.- 2-е изд., испр. и доп.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010.-366 с.- ISBN 978-58-9704- 1645-7.
3. Инфекционная безопасность в лечебно – профилактических учреждениях / Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова. Изд. 3 – е, доп и перераб. – Ростов н/Д: “Фенмкс”, 2006. – 317с – (Медицина для Вас) 4. Основы сестринского дела / Т.П.Обуховец, О.В.Чернова; под ред. Б.В.Кабарухина. Изд. 14 – е доп. И перераб. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2009. – 792 с.: ил. – (Медицина для Вас) 5. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2 ч.Ч. 1: учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова; под общей редакцией Р.Ф. Морозовой. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 477,[1] c. : ил. – (Медицина). 6. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2 ч.Ч. 2: учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова; под общей редакцией Р.Ф. Морозовой. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 411, [1] c. : ил. – (Медицина). Интернет ресурсы: 1. http://www.medsestre.ru/russian/- нормативные документы 2. http://journals.medi.ru/ - нормативные документы 3. http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы; 4. http://www.consultant.ru/- нормативные документы; 5. http://www.recipe.ru/ - нормативные документы; 6. www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Задание № 1 Тестовый контроль (выберите один правильный ответ) 1. Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез и клиническое течение болезней почек A. Кардиология B. Нефрология C. Неврология D. Эндокринология 2. Урология – раздел клинической медицины, изучающий заболевания A. Мочевой системы B. Почек C. Мочеполовой системы D. Половой системы 3. Процесс образования и выделения мочи A. Водный баланс B. Дисбаланс C. Энурез D. Диурез 4. Расстройство процесса мочеиспускания A. Дизурия B. Олигурия C. Полиурия D. Дисбаланс 5. Уменьшение суточного диуреза A. Никтурия B. Полиурия C. Олигурия D. Анурия 6. Увеличение суточного диуреза A. Поллакиурия B. Полиурия C. Никтурия D. Анурия 7. Показание к катетеризации с целью опорожнения мочевого пузыря A. Острая ишурия B. Недержание мочи C. Травма мочевого пузыря D. Инфекция мочевыводящих путей 8. Противопоказание для проведения катетеризации A. Появление отеков B. Острая задержка мочи
C. Травма мочевого пузыря D. Недержание мочи 9. Выраженная задержка мочеиспускания постоперационного периода A. Полиурия B. Олигурия C. Ишурия D. Никтурия 10. Недержание мочи A. Полиурия B. Никтурия C. Олигурия D. Энурез 11. Полное прекращение поступления мочи в мочевой пузырь A. Анурия B. Странгурия C. Полиурия D. Энурез 12. Соотношение количества потребленной и выделенной жидкости за сутки A. Энурез B. Появление отеков C. Диурез D. Водный баланс 13. Признаки инфекции мочевыводящих путей A. Увеличение частоты мочеиспускания в ночное время B. Увеличение суточного диуреза на фоне редких позывов к мочеиспусканию C. Боль и ощущение жжения при мочеиспускании D. Моча прозрачная соломенно-желтого цвета 14. Учащение мочеиспускания A. Поллакиурия B. Полиурия C. Ишурия D. Анурия 15. Болезненное затруднение мочеиспускания A. Анурия B. Странгурия C. Ишурия D. Олигурия
Задание № 2 Обозначьте понятие термина 1. ……………….. – расстройство мочеиспускания. 2. ……………….. – учащение мочеиспускания. 3. ……………….. – болезненное затруднение мочеиспускания. 4. ……………….. – задержка мочеиспускания. 5. ……………….. – скопление жидкости в тканях или полостях организма. 6. ……………….. – скопление жидкости в брюшной полости. 7. ……………….. – скопление жидкости в грудной полости. 8. ……………….. – распространенный отек подкожной клетчатки. 9. ……………….. – хирургический инструмент для опорожнения полости. 10. ……………….. – непоступление мочи в мочевой пузырь. 11. ……………….. – уменьшение суточного объема мочи. 12. ……………….. – увеличение суточного объема мочи. 13. ……………….. – преобладание ночного диуреза над дневным. 14. ……………….. – процедура, при которой катетер через уретру вводят в мочевой пузырь. 15. ……………….. – процесс образования и выделения мочи.
Эталоны ответов
Задание № 1 Тестовый контроль 1. В 2. С 3. D 4. A 5. C 6. B 7. A 8. C 9. C 10. D 11. A 12. D 13. C 14. A 15. B Задание № 2 Обозначьте понятие термина 1. Дизурия 2. Поллакиурия 3. Странгурия 4. Ишурия 5. Отеки 6. Асцит 7. Гидроторакс 8. Анасарка 9. Катетер 10. Анурия 11. Олигурия 12. Полиурия 13. Никтурия 14. Катетеризация 15. Диурез
Критерии оценки работ студентов
Задание № 1 Тестовый контроль (15 вопросов)
«5»
- таблица заполнена на 100% (0-1 ошибка)
«4»
- таблица заполнена на 90% (2-3 ошибки)
«3»
- таблица заполнена не полностью, соответствует эталону на 70-80% (4 ошибки)
«2»
- таблица заполнена менее чем на 70% (5 и более ошибок) Задание № 2 Обозначьте понятие термина (15 вопросов)
«5»
- таблица заполнена на 100% (0-1 ошибка)
«4»
- таблица заполнена на 90% (2-3 ошибки)
«3»
- таблица заполнена не полностью, соответствует эталону на 70-80% (4 ошибки)
«2»
- таблица заполнена менее чем на 70% (5 и более ошибок)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия № 18 Катетеризация мочевого пузыря
ПМ.04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра
по уходу за больными»
МДК 04.02.Решение пробллем паиента путтем сестринского ухода
для студентов: I и II курса (II и IV семестр) специальности: 31.02.01 Лечебное дело; 34.02.01 Сестринское дело; 31.02.02 Акушерское дело; 060501 Сестринское дело на базе: основного общего образования/среднего общего образования очная форма обучения Разработчик: Т. В. Якименко Рассмотрено на заседании УМО № 5 Протокол №______ " " 2015г. Председатель УМО Л.В. Борисова ____________ Волжский 2015
ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПМ 04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра
по уходу за больными»
МДК. 04.02. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.
Раздел
2
. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Соблюдение принципов профессиональной этики. Консультирование пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса.
Тема
2.12.
Сестринский
уход
при
нарушении
удовлетворения
потребности пациента в физиологических отправлениях.
СОДЕРЖАНИЕ
Возможные проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребности в физиологических отправлениях. Основные симптомы при заболевании органов пищеварения. Цели, показания, противопоказания и возможные осложнения при применении газоотводной трубки. Показания и противопоказания к постановке клизм: очистительной, послабляющей (масляная, гипертоническая). Механизм действия и возможные осложнения. Показания и противопоказания к постановке сифонной клизмы. Механизм действия и возможные осложнения. Показания, противопоказания к постановке лекарственных клизм. Цели, показания, противопоказания и возможные осложнения при катетеризации мочевого пузыря. Виды катетеров, съемных мочеприемников, правила асептики.
Практическое занятие № 18. Катетеризация мочевого пузыря
Осуществление помощи медицинской сестре при катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме). Осуществление ухода за постоянным катетером и съемным мочеприемником. Обучение пациента и его семьи уходу за катетером. Осуществление сестринского процесса при нарушении удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях.
Самостоятельная работа при изучении ПМ 04 МДК 04.02.
Примерная тематика домашних заданий
1. Составление ситуационных задач при нарушении потребности в физиологических отправлениях. 2. Оформление таблицы «Универсальные меры предосторожности при работе с биологическими жидкостями пациента». 3. Создание памятки для ухаживающих за тяжелобольным пациентом по применению мочеприемников, памперсов.
Методическая разработка практического занятия № 18
Содержание (формы и методы работы) Методическое обоснование 1. Организационный момент – 5 минут Преподаватель: - приветствует студентов; - оценивает внешний вид студентов и готовность аудитории к работе; - отмечает отсутствующих. Студенты: - приветствуют преподавателя; - занимают рабочие места. - Создание деловой атмосферы, благоприятного психологического климата; - активизация внимания студентов; - воспитание дисциплинированности, ответственного отношения к образовательному процессу; - воспитание аккуратности будущего медицинского работника. 2. Введение и мотивация темы занятия – 5 минут Преподаватель: - сообщает тему, цели занятия; - проводит мотивацию Студенты: - слушают преподавателя и ставят перед собой цели - Осмысление темы, плана, и целей занятия; - обоснования значения данной темы в будущей практической деятельности; - формирования познавательно интереса к учебной деятельности; - стимулировать интерес к изучению данной темы, мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов правильности выбора профессии. 3. Проверка исходного уровня знаний студентов - 40 минут Преподаватель: - проводит устный опрос студентов; - для контроля использует тесты, графический диктант или другие виды контроля; - подводит итог контроля знаний. Студенты: - отвечают на вопросы - Контроль знаний служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом; - проверка позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений студентов, чтобы использовать его как фундамент,
преподавателя, - выполняют задания. ориентироваться на допустимую сложность учебного материала 4.Практическая часть – 190 минут. Преподаватель: - проводит инструктаж по инфекционной безопасности при выполнении манипуляций; - демонстрирует методику катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (имитация на фантоме); - виды катетеров; - виды мочеприемников; - технику подачи мочеприемника. Студенты самостоятельно изучают: - потребность пациента в физиологических отправлениях - основные симптомы при заболеваниях органов мочевыделения - цели катетеризации мочевого пузыря, показания, противопоказания и возможные осложнения
-
методику катетеризации - правила асептики при использовании мочевых катетеров и мочеприемников - правила ухода за постоянным катетером Студенты отрабатывают умения в малых группах по 2-3 человека: - провести катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (имитация на фантоме) - осуществлять уход за постоянным катетером - организовать сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях - обучить пациента и его семью уходу - Принцип наглядности (демонстрация проведения обследования), способствует подключению к запоминанию всех анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных) и более качественному усвоению материала. - Активизация мыслительной деятельности и памяти, привитие навыков и умений использовать теоретическую информацию в практической деятельности; - формирование профессиональных компетенций; - приобрести систему знаний; Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения и уважения друг к другу (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение и отстаивать свое, разрешать возникающие разногласия).
за катетером и мочеприемником - оформлять документацию сестринского процесса - соблюдать принципы инфекционной безопасности при выполнении процедур В процессе работы преподаватель проводит проверку самостоятельной аудиторной работы студентов, делает замечания, корректирует работу. Оценивает выполнение зачетных манипуляций индивидуально каждого студента. Студенты заполняют дневники согласно поставленным целям. Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. На данном этапе использую методику деятельностного обучения. Такие элементы данной методики, как алгоритмизация, имитация профессиональной ситуации. Данная методика дает возможность: - приобретения конкретных практических умений, переходящих в устойчивые навыки, освоить технику проведения манипуляций по данному занятию; - расширить, закрепить знания полученные студентами в процессе обучения, совершенствование практических навыков работы по специальности; - развивать умение применять полученные знания на практике, анализировать ситуации, делать вывод; - формирование ответственности при работе с медицинской документацией. - Индивидуальный подход во время самостоятельной работы ориентирован на индивидуальные особенности усвоения материала студентами, преподаватель помогает студентам советом, специальными заданиями, компенсировать недостатки способностей, выработать необходимые умения, сформировать эффективный индивидуальный стиль деятельности. 5. Закрепление изученного материала – 20 минут. Преподаватель:
- тестирует студентов или использует другие виды контроля. Студенты: - выполняют тесты (другие виды контроля). - Выявить уровни усвоения пройденного материала; - закрепить изученную тему. 6. Проверка дневников, подведение итогов - 5 минут. Преподаватель: - краткая оценка проделанной работы - проверяет правильность заполнения дневников; - объявляет и выставляет итоговую оценку. Студенты: - участвуют в оценке работы друг друга, делают выводы. - Стимулировать студентов улучшать свои результаты; - формировать познавательную мотивацию учащихся. 7. Задание на дом – 5 минут. Преподаватель: - сообщает тему следующего занятия, перечень необходимой литературы. Студенты: - записывают домашнее задание, слушают рекомендации по выполнения заданий; -приводят в порядок рабочие места. - Правильная организация подготовки домашнего задания - нацелить на самоподготовку к занятию; - отработка навыков самостоятельной работы с литературой; - развитие творческой активности, поисковых умений.
ПЛАН
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 18
ПМ 04 Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра
по уходу за больными»
МДК. 04.02. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.
Курс, специальность:
МС - 11, Ф - 11, АК - 11, М - 921, М – 922, М – 923д. 31.02.01 Лечебное дело; 34.02.01 Сестринское дело; 31.02.02 Акушерское дело; 060501 Сестринское дело
Количество часов:
6
Место проведения
: КДП
Раздел 2
. Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Соблюдение принципов профессиональной этики. Консультирование пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса.
Тема 2.12. Сестринский уход при нарушении удовлетворения
потребности пациента в физиологических отправлениях.
Практическое занятие № 18 Катетеризация мочевого пузыря.
Мотивация изучения темы:
Расстройство мочеиспускания – актуальная проблема пациентов урологического профиля всех возрастных категорий. Проводя сестринское обследование, медицинская сестра должна учитывать, что люди, как правило, испытывают неловкость при разговорах на эту тему, поэтому сестра должна быть деликатной. Сестринская помощь будет эффективнее, если пациент сможет открыто обсуждать с сестрой свои проблемы.
Цели занятия:
Учебные
(практический опыт, умения, знания) В ходе изучения темы студенты должны:
иметь практический опыт:
ПО - 1. Выявления нарушенных потребностей пациента; ПО – 2. Оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий; ПО – 3. Планирования и осуществления сестринского ухода; ПО – 4. Ведения медицинской документации; ПО – 5. Обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому; ПО – 8. Соблюдения требований техники безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.
уметь:
1. Осуществлять помощь медицинской сестре при катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме). 2. Осуществлять уход за постоянным катетером и съемным мочеприемником. 3. Обучать пациента и его семью уходу за катетером. 4. Осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях.
знать:
1. Возможные проблемы пациента при нарушении удовлетворения потребности в физиологических отправлениях. 2. Цели, показания, противопоказания и возможные осложнения при катетеризации мочевого пузыря. 3. Виды катетеров 4. Виды съемных мочеприемников 5. Технику подачи мочеприемника 6. Правила асептики при использовании мочевых катетеров и мочеприемников
Формируемые общие и профессиональные компетенции
: ПК 4.1.;ПК 5.1., ПК 6.1., ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. ПК 4.2.;ПК 5.2., ПК 6.2.,ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики. ПК 4.3.;ПК 5.3., ПК 6.3., ПК 7.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому ПК 4.4.;ПК 5.4., ПК 6.4., ПК 7.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. ПК 4.5.;ПК 5.5., ПК 6.5., ПК 7.5.Оформлять медицинскую документацию. ПК 4.6.;ПК 5.6., ПК 6.5., ПК 7.6.Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий. ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем. ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. ОК 7 Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 8 Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.
Воспитательные
воспитывать сознательное усвоение профессионального модуля; формировать чувство ответственности за свои действия; осуществлять правовое воспитание на занятиях, объясняя вопросы правовой ответственности медицинского работника.
Развивающие
способствовать развитию логического и клинического мышления; развивать самостоятельность, внимание, память.
Интеграционные связи
Внутримодульные: МДК. 04.01. Безопасная среда для участников лечебно-диагностического процесса. Тема 1.1.Основы организации работы младшей медицинской сестры по уходу за больными. Тема 1.2. Инфекционный контроль и профилактика ВБИ. МДК 04.02 Решение проблем пациента путем сестринского ухода. Тема 2.6. Работа младшей медицинской сестры в приемном отделении. Тема 2.7. Работа младшей медицинской сестры в лечебном отделении. Тема 2.9. Технологии оказания медицинских услуг при удовлетворении потребности пациента в адекватном питании и питье. Межмодульные, связь с учебными дисциплинами: психология, культура речи в профессиональной деятельности, анатомия и физиология человека, основы патологии, ПМ здоровый человек и его окружение.
Оснащение
: дидактический материал, стандарты сестринской практики, сестринская документация и др.
Основные этапы занятий:
(с указанием хронометража): 1. Организационный момент - 10мин 2. Проверка исходного уровня знаний - 40 мин 3. Практическая часть - 190 мин 4. Итоговый контроль - 20 мин 5. Подведение итогов занятия - 5 мин 6. Задание на дом - 5 мин
Ход занятия
1. Организационный момент: – 10 мин
- отмечаются отсутствующие - оценивается внешний вид студентов, готовность аудитории и оснащение
- сообщается тема, цели занятия - проводится мотивация - подчеркивается профильность изучения данной темы Инструктаж по охране труда.
2. Проверка исходного уровня знаний:
- 40 мин
а) проверка знаний
(контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану). - 20 мин - фронтальный опрос по вопросам целей занятия - терминологический, графический диктанты, тестовый контроль и др.формы контроля.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:
- наличие конспекта по теме; - 10 мин - памятки-рекомендации для пациента и ухаживающих за тяжелобольным пациентом «Питание при нарушении деятельности кишечника (при запорах)».
в) подведение итогов контроля
- 10 мин анализ и оценивание всех видов контроля
3. Практическая часть:
- 190 мин
а) подготовка студентов к самостоятельной работе
(проведение инструктажа по выполнению заданий и манипуляций) Преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности, инфекционной безопасности при выполнении манипуляций. Демонстрирует технику катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме), осуществление ухода за постоянным катетером и съемным мочеприемником. Дает рекомендации по оформлению дневника -20мин
б) самостоятельная работа студентов:
- 165 мин Студенты работают в малых группах по 2-3 человека.
Виды работ
Формируемые
компетенции
Изучают цели катетеризации мочевого пузыря, противопоказания и возможные осложнения, виды катетеров, съемных мочеприемников. ПК 4.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4. Осуществляют помощь медицинской сестре при катетеризации мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме). ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.6, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 8. Осуществляют уход за постоянным катетером и съемным мочеприемником. ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.6, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7, ОК 8. Проводят обучение пациента и его семьи уходу за катетером. ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.4, ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7. Осуществляют сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5, ПК 4.6,
пациента в физиологических отправлениях (на примере клинической ситуации). ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8.
в) подведение итогов самостоятельной работы:
- 10 мин Проводится с учетом объема выполненных заданий, их качества, на основе: - отчета обучающихся о результатах работы, - анализа выполненной самостоятельной работы. - оформления дневников (заполнение дневников осуществляется по ходу выполнения работ) - выполнения манипуляций.
4. Итоговый контроль: - 20 мин
- терминологический, графический диктанты, тестовый контроль и др. формы контроля.
5. Подведение итогов занятия: - 5 мин
Анализ и выставление итоговых оценок
6. Задание на дом: - 5 мин
Тема: Уход за стомами.
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся – 3 часа
Студентам предлагается самостоятельно изучить:
Литература: Обуховец.Т.П. Основы сестринского дела: учеб. пособ. / т.п. Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова; под общ. ред. Б.В.Кабарухина. – Изд. 8 – е, доп и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 410 с. – (Медицина для вас). С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство «Основы сестринского дела» - 1998 г С.А. Мухина, И.И. Тарновская Теоретические основы сестринского дела 1998 г часть вторая
Составить:
памятку для пациента и /или родственников «Уход за постоянным катетером и съемным мочеприемником».
Дополнения к плану:
на практических занятиях использую методику работы в малых группах, активные методы обучения студентов: групповой тренинг, деловые игры, решение ситуационных задач и др. Литература для преподавателя: 1. Мухина С.А., Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. / С.А.Мухина, И.И. Тарновская. - 2-е изд., испр. и доп. .-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 506 с. ил.- ISBN 978-5-9704-1163-6. 2. Мухина С.А., Теоретические основы сестринского дела: учебник.- 2-е изд., испр. и доп.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010.-366 с.- ISBN 978-58-9704- 1645-7.
3. Инфекционная безопасность в лечебно – профилактических учреждениях / Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова. Изд. 3 – е, доп и перераб. – Ростов н/Д: “Фенмкс”, 2006. – 317с – (Медицина для Вас) 4. Основы сестринского дела / Т.П.Обуховец, О.В.Чернова; под ред. Б.В.Кабарухина. Изд. 14 – е доп. И перераб. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2009. – 792 с.: ил. – (Медицина для Вас) 5. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2 ч.Ч. 1: учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова; под общей редакцией Р.Ф. Морозовой. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 477,[1] c. : ил. – (Медицина). 6. Основы сестринского дела: теория и практика. В 2 ч.Ч. 2: учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова; под общей редакцией Р.Ф. Морозовой. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 411, [1] c. : ил. – (Медицина). Интернет ресурсы: 1. http://www.medsestre.ru/russian/- нормативные документы 2. http://journals.medi.ru/ - нормативные документы 3. http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы; 4. http://www.consultant.ru/- нормативные документы; 5. http://www.recipe.ru/ - нормативные документы; 6. www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Задание № 1 Тестовый контроль (выберите один правильный ответ) 1. Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез и клиническое течение болезней почек A. Кардиология B. Нефрология C. Неврология D. Эндокринология 2. Урология – раздел клинической медицины, изучающий заболевания A. Мочевой системы B. Почек C. Мочеполовой системы D. Половой системы 3. Процесс образования и выделения мочи A. Водный баланс B. Дисбаланс C. Энурез D. Диурез 4. Расстройство процесса мочеиспускания A. Дизурия B. Олигурия C. Полиурия D. Дисбаланс 5. Уменьшение суточного диуреза A. Никтурия B. Полиурия C. Олигурия D. Анурия 6. Увеличение суточного диуреза A. Поллакиурия B. Полиурия C. Никтурия D. Анурия 7. Показание к катетеризации с целью опорожнения мочевого пузыря A. Острая ишурия B. Недержание мочи C. Травма мочевого пузыря D. Инфекция мочевыводящих путей 8. Противопоказание для проведения катетеризации A. Появление отеков B. Острая задержка мочи
C. Травма мочевого пузыря D. Недержание мочи 9. Выраженная задержка мочеиспускания постоперационного периода A. Полиурия B. Олигурия C. Ишурия D. Никтурия 10. Недержание мочи A. Полиурия B. Никтурия C. Олигурия D. Энурез 11. Полное прекращение поступления мочи в мочевой пузырь A. Анурия B. Странгурия C. Полиурия D. Энурез 12. Соотношение количества потребленной и выделенной жидкости за сутки A. Энурез B. Появление отеков C. Диурез D. Водный баланс 13. Признаки инфекции мочевыводящих путей A. Увеличение частоты мочеиспускания в ночное время B. Увеличение суточного диуреза на фоне редких позывов к мочеиспусканию C. Боль и ощущение жжения при мочеиспускании D. Моча прозрачная соломенно-желтого цвета 14. Учащение мочеиспускания A. Поллакиурия B. Полиурия C. Ишурия D. Анурия 15. Болезненное затруднение мочеиспускания A. Анурия B. Странгурия C. Ишурия D. Олигурия
Задание № 2 Обозначьте понятие термина 1. ……………….. – расстройство мочеиспускания. 2. ……………….. – учащение мочеиспускания. 3. ……………….. – болезненное затруднение мочеиспускания. 4. ……………….. – задержка мочеиспускания. 5. ……………….. – скопление жидкости в тканях или полостях организма. 6. ……………….. – скопление жидкости в брюшной полости. 7. ……………….. – скопление жидкости в грудной полости. 8. ……………….. – распространенный отек подкожной клетчатки. 9. ……………….. – хирургический инструмент для опорожнения полости. 10. ……………….. – непоступление мочи в мочевой пузырь. 11. ……………….. – уменьшение суточного объема мочи. 12. ……………….. – увеличение суточного объема мочи. 13. ……………….. – преобладание ночного диуреза над дневным. 14. ……………….. – процедура, при которой катетер через уретру вводят в мочевой пузырь. 15. ……………….. – процесс образования и выделения мочи.
Эталоны ответов
Задание № 1 Тестовый контроль 1. В 2. С 3. D 4. A 5. C 6. B 7. A 8. C 9. C 10. D 11. A 12. D 13. C 14. A 15. B Задание № 2 Обозначьте понятие термина 1. Дизурия 2. Поллакиурия 3. Странгурия 4. Ишурия 5. Отеки 6. Асцит 7. Гидроторакс 8. Анасарка 9. Катетер 10. Анурия 11. Олигурия 12. Полиурия 13. Никтурия 14. Катетеризация 15. Диурез
Критерии оценки работ студентов
Задание № 1 Тестовый контроль (15 вопросов)
«5»
- таблица заполнена на 100% (0-1 ошибка)
«4»
- таблица заполнена на 90% (2-3 ошибки)
«3»
- таблица заполнена не полностью, соответствует эталону на 70-80% (4 ошибки)
«2»
- таблица заполнена менее чем на 70% (5 и более ошибок) Задание № 2 Обозначьте понятие термина (15 вопросов)
«5»
- таблица заполнена на 100% (0-1 ошибка)
«4»
- таблица заполнена на 90% (2-3 ошибки)
«3»
- таблица заполнена не полностью, соответствует эталону на 70-80% (4 ошибки)
«2»
- таблица заполнена менее чем на 70% (5 и более ошибок)
В раздел среднее профессиональное образование