"Прграмма ЗОЖ"
Программа
Автор: Гумменшаймер Любовь Николаевна, воспитатель, Абаканское спец ПУ, город Абакан Республика Хакасия
В раздел среднее профессиональное образование
Программа формирования ценности здоровья и
здорового образа жизни.
Люди должны осознать,
что здоровый образ жизни - это личный успех каждого"
(В.В. Путин)
Проблема воспитания культуры здорового и безопасного образа
жизни.
В настоящее время общепризнанным становиться тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи констатируют значительное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития, нарушения в опорно-двигательной системе, депрессивные состояния, повышенная утомляемость. Проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальных в системе воспитания. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. На сегодняшний день профилактика является основным звеном в рамках охраны и укрепления здоровья и потенциала полноценно функционирующей личности. Разработка данной программы обусловлена тем, что поступающие в наше учебное заведение дети, почти все, воспитывались в неблагоприятной среде. Это дети из неблагополучных и неполных семей. За плечами у них багаж проблем. Это и наличие вредных привычек, и слабое здоровье, и неустойчивая психика. Работа направлена на воспитание у подростков культуры здоровья, развитие их творческого потенциала, понимание пользы здоровья и спорта и вреда негативных привычек; осознание соблюдения правил личной гигиены и здорового питания; приобретение подростком нового жизненного опыта, проявление новых качеств личности; формирование новых конструктивных форм взаимодействия друг с другом и с окружающими людьми. В структуру программы входит реализация нескольких видов деятельности, направленных на решение поставленных в программе цели и задач, которые осуществляются по принципу усложнения работы. Некоторые темы данной программы использовались для проведения воспитательных часов с воспитанниками Абаканского спец. ПУ.
Цель программы
: Формирование у воспитанников потребностей и устойчивых навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности.
Задачи:
1.Совершенствовать физическое и духовное развитие воспитанников. 2.Формировать позитивное и ответственное отношение воспитанников к собственному здоровью и образу жизни. 3.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам; формировать представления о последствиях вредных привычек на организм человека. 4.Расширять и углублять представления о здоровом образе жизни и факторах, препятствующих его формированию. 5. Развитие и закрепление новых конструктивных форм поведения Срок реализации программы - 2013 - 2014 учебный год. Теоретической основой данной программы служат работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, таких как Каннингэм Р., Даулинг С, Рейнуотер Дж., Теплов Б.М., Выготский Л.С., Хриптович В.А..
Принципы реализации программы.
Принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности; Принцип формирования ценностных установок воспитанников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок воспитанников на здоровый образ жизни; Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов учебного заведения; Системная организация управления воспитательным процессом; Включение воспитанников в активную деятельность; Доступность и наглядность; Связь теории с практикой. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности Целенаправленность и последовательность деятельности
Основное содержание программы.
• присвоение ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека; осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека; • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм; • представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления; • осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития; • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации; • опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме; • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.
Этапы реализации программы
1. Организационный этап - набор воспитанников в училище, распределение их по группам по возрастам, изучение документации; - оснащение процесса необходимым материалом - составление плана-графика работы по профилактике ЗОЖ 2.Реализация программы - диагностирование воспитанников на начальном этапе (учитываем навыки самообслуживания, гигиены, состояние здоровья, увлечения, наличие вредных привычек), вовлечение подростков в разные виды деятельности по формированию ЗОЖ, оказание помощи в выборе спортивных секций, осуществление контроля за посещением. 3. Обобщение - диагностирование воспитанников на заключительном этапе ( по тем же критериям)
Формы реализации программы
: - индивидуальные и групповые беседы; - тестирование; - анкетирование; - проведение тематических конкурсов сочинений, плакатов, рисунков; - мозговой штурм; -лекции; -ролевые игры; -акции; -спортивные праздники; -оформление стендов; -динамические часы; - презентация научно-популярных материалов. и.т.п.
Диагностика знаний, умений и навыков
Диагностика знаний, умений и навыков проводится 2 раза: При поступлении воспитанника в учреждение проводится начальная диагностика, после срока реабилитации - заключительная. Для диагностирования используются следующие методики: 1. Анкета "Мои знания о здоровом образе жизни" (Приложение 1) 2. Тест " Что ты знаешь о сигарете, алкоголе, наркотиках?" (Приложение 2) 3. Анкета "Умеете ли вы сопротивляться негативному давлению среды?" (Приложение 3).
Планируемый результат.
По окончании работы по программе формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитанники должны:
знать:
- правила личной гигиены; - основные правила рационального питания; - как охранять своё здоровье от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении; - какие привычки и почему представляют вред для здоровья, не допускать их появления; - о пагубном воздействии на организм человека: алкоголя, наркотиков, табака; - о значении закаливания для здоровья человека.
уметь
:
- применять рациональные решения способствующие предупреждению по- ступков, разрушающих здоровье; - противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; - правильно строить режим дня и выполнять его; - делить привычки на вредные и полезные; - сказать "нет!" вредным привычкам; - стараться вести себя так, чтобы не приобретать вредных привычек; - выбирать занятие, последствия которого безопасны; - самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций; - поддерживать в чистоте предметы ежедневного обихода; - формировать навыки здорового образа жизни как способа защиты от ин- фекций.
Тематический план
№ Блоки и темы программы Кол-во часов занятий
Блок – 1: "Наши знания о здоровом образе
жизни"
5 1. Беседа "Что ты знаешь о пользе ЗОЖ?" 1 2. Тест "Как ты относишься к своему здоровью?" 1 3. Мы за здоровый образ жизни. 1 4. Культура ЗОЖ (соревнование) 1 5. Анкета (выявление отношений к ЗОЖ) 1
Блок – 2: "Спорт и здоровье"
5 6. Человек и его здоровье (игра "Счастливый случай") 1 7. Беседа "Соблюдай режим дня!" 1 8. Беседа "Двигайся и закаляйся" 1 9. Спорт и здоровье. 1 10. Интеллектуальный турнир весёлых спортсменов (игра). 1
Блок – 3: "Секреты здорового питания"
4 11. Беседа "Питайся правильно" 1 12. Беседа "Приятного аппетита!" 1 13. Тест "Что ты знаешь о витаминах?" 1 14. Групповое занятие "Едим правильно" 1 15. 16.
Блок – 4: "Медицина и здоровье"
Основные правила здоровья . Беседа "Личная гигиена - основа профилактики инфекционных заболеваний" 5 1 1 17. 18. Беседа "Зачем нужны прививки?" Беседа "Что нужно знать, чтобы не заболеть простудными заболеваниями?" 1 1 19. Групповое занятие "Слагаемые здоровья" 1
Блок
–
5:
"Вредные
привычки
и
их
последствия"
6 20. Беседа "Привычки и здоровье" 1 21. Беседа "Вредные привычки" 1 22. Беседа "Как предостеречь себя от вредных привычек" 1 23. Беседа "От вредной привычки к болезни всего один шаг" 1 24. Игра "Причуды истории" 1 25. Тест "Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?" 1
Блок – 6: "Курение - опасное увлечение".
7 26. Беседа "Курение и его влияние на здоровье" 1 27. Беседа "Курение и здоровье. Причины курения" 1 28. Акция "Всемирный день отказа от курения" 1 29. Антитабачная викторина. 1 30. Упражнение "Сигарета". Кроссворд "Курение". 1 31. Кого же обвинить и как нам быть? (ролевая игра) 1 32. Конкурс рисунков "Курение - это яд!" 1 33. 34.
Блок - 7. "Злой волшебник - алкоголь".
Тест "Как ты относишься к алкоголю?" Беседа "Алкоголизм и его последствия" 7 1 1 35. 36. Беседа "Пьянство и алкоголизм – явления безнравственные" Беседа "Влияние алкоголя на детский организм" 1 1 37. 38. Беседа "Алкоголь и система пищеварения" Беседа "Алкоголизм и семья – неразрешимое противоречие" 1 1 39 Ролевая игра "Вот задача для ребят - кто же в этом виноват?" 1
Блок - 8. "Наркомания: зона риска".
5 40. Беседа "Эта "белая смерть" 1
41 Тест "Твоё отношение к наркотикам 1 и наркоманам". 42. Беседа "Наркотики и наркомания: опасный круг" 1 43. Упражнение "Портрет наркомана" 1 44. Конкурс сочинений "Письмо другу: как не стать наркоманом". 1
Блок – 9: "Учитесь властвовать собой"
4 45. Беседа "Как противостоять давлению среды" 1 46. Беседа "Учусь сопротивляться давлению" 1 47. Групповое занятие "Быть уверенным - это здорово! 1 48. Массовое мероприятие "Человек, продли свой век! 1
Всего:
48
Содержание занятий
Блок 1. Наши знания о здоровом образе жизни.
Занятие 1. Беседа "Что ты знаешь о пользе здорового образа жизни?"
Актуализировать знания о понятии "здоровый образ жизни". Расширение и углубление представлений о ЗОЖ и факторах, препятствующих его формированию.
Занятие 2. Тест "Как ты относишься к своему здоровью?"
По результатам теста определяю, как относятся к своему здоровью. Возможность задуматься о своём здоровье. Что я делаю не так?
Занятие 3. "Мы за здоровый образ жизни" .
Дать представление о вредных привычках человека, наносящих урон его здоровью.
Занятие 4. Культура здорового образа жизни (соревнование).
Актуализировать знания, умения; развивать творческие способности.
Занятие 5. Анкета.
Выявление отношений к здоровому образу жизни.
Блок 2. Спорт и здоровье.
Занятие 6. Человек и его здоровье (игра "Счастливый случай")
Выяснить уровень и глубину знаний о строении человека; продолжить воспитывать у детей чувства товарищества, взаимовыручки; развивать навыки нестандартного мышления.
Занятие 7. Беседа "Соблюдай режим дня!"
Развивать умения выполнять эти правила; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Занятие 8. Беседа "Двигайся и закаляйся!"
Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни; развивать стремление быть здоровым и успешным.
Занятие 9. Спорт и здоровье (занятие-мастерская)
Осознание значение спорта в жизни человека и его здоровье.
Занятие 10. Интеллектуальный турнир весёлых спортсменов (игра).
Актуализировать знания, умения; развивать творческие способности.
Блок 3. Секреты здорового питания.
Занятие 11. Беседа "Питайся правильно!"
Дать представление о роли правильного здорового питания в жизни человека, познакомить с секретами здорового питания.
Занятие 12. Беседа "Приятного аппетита!"
Повторение и закрепление основных правил правильного питания, культуры поведения за столом.
Занятие 13. Тест "Что ты знаешь о витаминах?"
Проверить и расширить знания о витаминах и их значении в жизни человека.
Занятие 14. Групповое занятие "Едим правильно"
Актуализировать знания о требованиях к здоровому питанию.
Блок 4. Медицина и здоровье.
Занятие 15. Основные правила здоровья .
Дать представление о здоровом образе жизни; сформировать основные правила здоровья.
Занятие 16. Беседа "Личная гигиена - основа профилактики инфекционных
заболеваний".
Познакомить с историей открытия микроорганизмов, рассказать об инфекционных заболеваниях; закрепить и повторить правила личной гигиены, правильного питания.
Занятие 17. Беседа "Зачем нужны прививки?"
Закрепить понятие "инфекционные болезни"; методы их лечения; значимость прививок для здоровья человека.
Занятие 18. Беседа "Что нужно знать, чтобы не заболеть простудными
заболеваниями?"
Познакомить с тремя основными правилами, как избежать простудные заболевания; дать понятие слова "простуда"; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Занятие 19. Групповое занятие " Слагаемые здоровья "
Актуализировать знание детей о составляющих здоровья; развивать творческие способности.
Блок 5. Вредные привычки и их последствия.
Занятие 20. Беседа "Привычки и здоровье".
Сформировать у ребят представление о полезных и вредных привычках; пропагандировать здоровый образ жизни; развивать творческие способности; воспитывать культуру общения.
Занятие 21. Беседа "Вредные привычки".
Показать ребятам, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности.
Занятие 22. Инсценировка "Как медведь трубку курил".
Формирование здорового образа жизни у детей и стойкого отношения к соблазнам; развитие умения дать объективную оценку соблазну развивать творческие способности.
Занятие 23. Беседа" От вредной привычки к болезни один шаг".
Ознакомить с психологическими механизмами формирования привычек и путями избавления от вредных для здоровья и окружающих привычек. Продолжить воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Занятие 24. Игра "Причуды истории
". Знакомство с историческими традициями и опытом борьбы человечества против вредных привычек. Усилить внимание ребят к проблемам собственного здоровья. Ознакомить с опытом борьбы с вредными привычками. Способствовать отказу от поведения, наносящего вред собственному здоровью и здоровью окружающих. Развивать навыки самостоятельного решения.
Занятие 25. Тест "Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?
" Обобщить и проанализировать результаты теста.
Блок 6. Курение - опасное увлечение.
Занятие 26. Беседа "Курение и его влияние на здоровье".
Сформировать у ребят представление об отрицательном влиянии курения на организм.
Занятие 27. Беседа "Курение и здоровье. Причины курения".
Ознакомить с причинами (мотивами) курения.
Занятие 28. Акция "Всемирный день отказа от курения".
Заставить курящих ребят задуматься о последствиях этой привычки.
Занятие 29. Антитабачная викторина.
Выявление того, что дети усвоили из бесед о курении.
Занятие 30. Упражнение "Сигарета".
Осознание собственного отношения к курению, проблемы зависимости. Выработка навыков самозащиты.
Кроссворд "Курение".
Проверить знания по теме.
Занятие 31. Кого же обвинить и как нам быть? (ролевая игра)
Подвести ребят к мысли, что за свои плохие поступки человек должен винить прежде всего себя, а уже потом обстоятельства; что необходимо стремиться к исправлению, мобилизовав для этого свою силу воли.
Занятие 32. Конкурс рисунков "Курение
-
это яд!"
Развивать творческие способности ребят.
Блок 7. "Злой волшебник - алкоголь"
Занятие 33. Тест "Как ты относишься к алкоголю?"
По результатам теста выявить отношение воспитанников к алкоголю.
Занятие 34. Беседа "Алкоголизм и его последствия"
Ознакомить с историей появления алкоголя; учить ребят рассуждать и осознавать пагубность пристрастия к алкоголю; подвести к выводу об опасности употребления спиртных напитков; формирование отрицательного отношения к алкоголизму как безнравственному явлению нашей жизни; развивать творческие способности.
Занятие 35. Беседа "Пьянство и алкоголизм - явления безнравственные"
Обсудить вопрос о причинах употребления спиртных напитков; выявить отношение ребят к спиртному; формировать мысль о пьянстве и алкоголизме как негативных социально-психологических и безнравственных явлений; развитие творческих способностей ребят.
Занятие 36. Беседа "Влияние алкоголя на детский организм"
Описать различные эффекты; показать пагубное влияние алкоголя на детский организм; коррекция межличностных отношений на основе развития способности оказывать помощь и поддержку другому; воспитывать стойкое желание заботиться о своём здоровье.
Занятие 37. Беседа "Алкоголь и система пищеварения"
Продолжить работу по показу пагубного влияния алкоголя на детский организм. Выяснить, какие заболевания системы пищеварения подстерегают любителей спиртного. Коррекция личностных черт воспитанников в процессе развития установок бережного отношения к своему здоровью.
Занятие 38. Беседа "Алкоголизм и семья - неразрешимое противоречие"
Дать представление о семейных конфликтах, причинах их возникновения; подвести воспитанников к пониманию лежащей на них ответственности за состояние здоровья их будущего поколения.
Занятие 39. Вот задача для ребят - кто же в этом виноват? (ролевая игра)
Провести антиалкогольную пропаганду; определить реального виновника употребления алкоголя; развивать творческие способности.
Блок 8. Наркомания: зона риска.
Занятие 40. Тест "Твоё отношение к наркотикам и наркоманам"
Выявить отношение воспитанников к наркотикам и наркоманам.
Занятие 41. Беседа. Эта "белая смерть".
Ознакомить с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением; заострить внимание на опасных последствиях первого употребления наркотических веществ; дать конкретные рекомендации приёмов по противостоянию давлению со стороны; развивать творческие способности детей.
Занятие 42. Беседа "Наркотики и наркомания: опасный круг".
Помочь воспитанникам убедиться в важности знания ряда понятия в области наркотизма; предостеречь от втягивания в опасную зависимость.
Занятие 43. Упражнение "Портрет наркомана".
Осознание воспитанниками отношения к наркотикам, проблемы зависимости.
Занятие 44. "Письмо другу: как не стать наркоманом".
Научить выдвигать убедительные аргументы против наркотиков в реальных жизненных ситуациях.
Блок 8. Учитесь властвовать собой.
Занятие 45. Беседа "Как противостоять давлению среды".
Обдумать способы своего поведения в случае, если оказывается отрицательное влияние; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению; проанализировать как давление среды, взаимоотношения с друзьями влияют на наше решение относительно курения, употребление алкоголя и наркотиков.
Занятие 46. Беседа "Учусь сопротивляться давлению".
Продолжить работу по отработке практических навыков стратегии принятия решений и содействовать применению этой методики в реальной жизни. Развивать такие качества личности, как самообладание, ответственность за своё поведение и здоровье.
Занятие 47. "Быть уверенным - это здорово!"
Сформировать чувство уверенности, отработка навыков уверенного поведения.
Занятие 48." Человек, продли свой век!"
Пропагандировать здоровый образ жизни, развивать дружеские отношения в коллективе, творческие способности.
Материально - техническая база
1. Дидактический материал (буклеты, листовки, эмблемы, видеофильмы) 2. Наличие конспектов занятий.
Адресная направленность
Программа может быть использована: 1. Учителями и воспитателями в общеобразовательной школе, в целях предупреждения у детей никотиновой, наркотической и алкогольной зависимости, пропаганды здорового образа жизни. 2. Педагогами дополнительного образования.
Литература
1.Александров О.А. "Комплексная программа здоровья" М-2005г. 2. Гузиков Б.М., Мейроян А.А."Что губит нас" М-2004г. 3. Панкова Р.Я., Панков Д.В. "Алкоголь и трудовая, учебная деятельность" М-2007г. 4. Байер К., Шейнберг Л. "Здоровый образ жизни" М.:Мир-2007г. 5.Белогуров СБ. "Популярно о наркотиках и наркоманах" Невский диалект-2005г. 6. Горцев Г.В. "Энциклопедия здорового образа жизни" М.: Вече-2006г. 7. Козлов В.И. "Береги здоровье смолоду" М.: Физкультура и спорт-2007г. 8. Коробкина З.В. "У опасной черты "М.: Мысль-2005г. 9. Смирнов А. "Здоровье и здоровый образ жизни", "Основы безопасности и жизнедеятельности"2007г. 10. Мочеева О.Н., Тараданова И.И. "Выбираем мир без наркотиков" Омск 2005г. 11. Кулинич Г.Г. "Вредные привычки: профилактика зависимостей" М.: "Вако"2008г. 12. Гавриков В.А., Гавриков Н.А. "Мудрое слово о здоровье" К.: 2005г. 13. Деларю В.В. "Губительная сигарета" М. Медицина 2007г. 14. Загурский В.Н., Круглянский В.Ф. "Что мы знаем об алкоголизме" Мн.: Наука и техника 2006г. 15. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. "Модульный курс профилактики курения" М.: "Вако"2006г. 16. Сирота Н.А. "Профилактика наркомании у подростков" М.: 2007г. 17. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. "Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях" М.: "Вако" 2007г. 18. Брагина С.А., Авдощенко Л.В." Классные часы " Волгоград 2009г. 19. Голубева Я.В. "Проблемные классные часы 10-11 классы" Волгоград 2006г. 20. Галичкина О.В. "Система работы по профилактике наркомании" Волгоград 2006г. 21. Коротаева Е.В. "Хочу, могу, умею" М.: КСП 2005г. 22. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. "Вред алкоголя, никотина и наркотиков" Пособие для учителя. К., 2006г. 23. Бойко А.Ф. "Как бросить курить" М.: 2008г. 24. Канингэм Р. "Дымовая завеса. Канадская табачная война"/ Пер. с англ. Королёва В.Н. М.: 2005г. 25. Колесов Д.В. "Предупреждение вредных привычек у школьников" Мн. 2005г. 26. Мазо Ф.Г. "В плену иллюзий" Мн. 2006г. 27. Галицких Е.О. "От сердца к сердцу. Мастерские ценностиных ориентации. (Текст) / Галицких Е.О." СПб.: Паритет,2006г. 28. Классный руководитель: науч.-метод. журн. (Текст). Вып. 1-5. 2006г. 29. Коротченкова Л.В. Сценарии классных часов для старшеклассников. ( Текст). / Коротченкова Л.В. Саратов: Лицей. 2006г. 30. Зайцев Г.К. "Уроки Айболита" СПб., 2007г. 31. Зайцев Г.К. "Твои первые уроки здоровья" СПб., 2005г. 32. Гринченко И.С. "Игра в теории, обучении и коррекционной работе" М.: 2005г. 33. Лаптев А. К. "Тайны пирамиды здоровья" СПб., 2008г.
34. Макеева А.Г., Лысенко И. В. "Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. / Под ред. Безруких М.М." СПб., 2008г. 35. Николаева А.П., Колесов Д.В. "Уроки профилактики наркомании в школе" М.: 2005г. 36. Аронов Д.М. "Твой и наш враг" М.: Физкультура и спорт. 2006г. 37. Ураков И.Г. "Алкоголь: личность и здоровье" М.: Медицина 2006г.
Литература для воспитанников
1.Баймухаметов С. Т. "Сны золотые: Исповеди наркоманов" М.: Знание 2009г. 2. Горцев Г.В. Энциклопедия здорового образа жизни. М.: Вече ,2005г. 3. Дичев Т. Десять заповедей вечной молодости// Спортивная жизнь России. 2005г.№4. 4. Коростелёв Н.Б. "Шаг за шагом. Твой календарь здоровья" М.: Мол.гвардия, 2007г. 5.Лаптев А.П., Горбунов В.В. "Твой режим дня" М.: Спорт,2008г. 6. Надеждин А.В. "Чтобы не вымерли" М.: 2005г. 7. Семёнова И.И. "Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой" М.: Педагогика 2006г. 8. Углов Р.Г. "Береги здоровье и честь смолоду" М.: Педагогика 2008г. 9. Беличева С.А. "Этот "опасный" возраст" М.: 2005г. 10. Кошелева И.Я. "Юность Бессоновки" 11. Горюхина Э.Н. "В эти юные годы" 12. Власов Ю. П. "Формула мужества" 13. Макаренко А.С. "Флаги на башнях" 14. Халфин Ю.А. "Пробуждение души" 15. Флоренская Т.А. "Я - против "я" 16. Власов Ю.П. "Цена жизни" 17. Преловская И.С. "Нравственный выбор" 18. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. "Ещё не поздно" 19. Энциклопедический словарь юного спортсмена/ Сост. Сосновский И.Ю.,Чайковский A.M.- М.,2005г. 20. Косицкий Г.И., Кушнарёва Г.В. "Уйдём от инфаркта"М.: Знание 2005г.
Приложение 1
Анкета "Мои знания о здоровом образе жизни"
1.Быть "здоровым" для меня означает: 2.Как ты проводишь своё свободное время? - читаю книги; - смотрю телевизор; - гуляю с друзьями; - занимаюсь спортом. 3. Слышал ли ты что-нибудь о табаке, алкоголе? -да; -нет. 4. От кого ты в первый раз узнал о табаке, алкоголе? - от родителей; - от учителей; - от друзей; - радио, ТВ, из газеты; - из других источников. 5. Как влияют алкоголь и табак на здоровье человека? - улучшают; - ухудшают; - не влияют; - не знаю. 6. Регулярно ли делаешь зарядку? - да, для меня это необходимо; - да, но не всегда могу себя заставить; - нет. 7. Как известно, нормальный режим питания - это полноценный завтрак, обед, ужин. Какой режим питания у тебя? - именно такой, ещё я ем много овощей и фруктов; - иногда бывает, что я обхожусь без завтрака или обеда; - я вообще не придерживаюсь режима. 8. Тебе доставляет удовольствие учёба? - да, иду в школу с удовольствием; - школа меня устраивает; - хожу в школу без особой охоты.
9. Знаешь ли ты, что употребление лекарств без назначения врача и разрешения взрослых может привести к отравлению или другим последствиям, вредным для здоровья? -да; -нет; - не знаю. 10. Как ты считаешь, сможешь ли ты, когда вырастешь, обходиться без употребления вредных веществ (табака, алкоголя)? -да; -нет; - не знаю.
Приложение 2
Тест "Что ты знаешь о сигарете, алкоголе, наркотиках?"
1.Алкоголь - это яд. ДА НЕТ 2. Одна сигарета в день опасна для здоровья человека? ДА НЕТ 3. Одна треть мест в больнице занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака ДА НЕТ 4. Алкоголь не даст замёрзнуть в холодную погоду? ДА НЕТ 5. Если человек пьёт, то он: - незаметно привыкает к спиртному и станет алкоголиком; - может в любой момент бросить это занятие, если очень захочет; - правильно поступает, так как спиртное выводит из организма вредные вещества. 6. У твоего знакомого возникли проблемы, что ты посоветовал бы ему, чтобы снять напряжение: - заняться делом, которое принесёт ему удовольствие; - обсудить проблемы со знающими людьми; - что-то другое. 7. Даже одноразовое применение героина может вызвать смерть. ДА НЕТ 8. При наркотическом опьянении разрушаются клетки мозга, которые потом не восстанавливаются. ДА НЕТ 9. Марихуана вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была интересна. ДА НЕТ 10. После принятия определённых наркотиков принявший их нуждается в ещё большем количестве для получения того же эффекта. ДА НЕТ Просуммируй баллы: 1. Да-1. Нет-0. 2. Да-1. Нет-0. 3. Да-1. Нет-0. 4. Да-0. Нет-1. 5. А 6. А 7. Да-1 .Нет-0. - 8. Да-1. Нет-0. 9. Да-1. Нет 0. • Да-1. Нет-0. о 6-8 баллов - ты знаешь достаточно, чтобы уберечь свою жизнь. о 4-5 баллов - твоих знаний недостаточно, чтобы уберечь себя. о 0-3 балла - будь осторожен! У тебя слишком мало знаний - это опасно!
Приложение 3
Анкета "Умеете ли вы сопротивляться негативному давлению
среды?"
1. Каким образом мнение других влияет на вас и на принимаемые вами важные решения (например, с кем дружить)? 2. Когда вы попадаете в трудное положение, есть ли способы не поддаваться отрицательному влиянию среды, не вызывая осуждение или неуважения? 3. Как вы относитесь к тем, кто всегда стоит за нравственно верное поведение, даже если оно не совпадает с поведением большинства? 4. Как могут действия человека влиять на других? 5. Всегда ли вы хотите делать что-либо, о чём вас просят другие? 6. Что может быть самым главным при принятии решения? 7. Какими правилами необходимо руководствоваться при отказе, чтобы человек не обиделся? 8. Каждый из нас способен допускать ошибки. Как вы себя чувствуете, когда допустили ошибку? Почему? 9. Кто-нибудь оказывал вам поддержку в трудной ситуации? Что вы чувствовали, когда поддерживали вас? 10. Какие отрицательные и положительные последствия для личности может иметь давление среды?
В раздел среднее профессиональное образование