Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проезд перекрестков"

Методическая разработка интегрированного урока

Автор: Шкатова Оксана Петровна, Шкатов Семён Юрьевич, преподаватель спецдисциплин и старший мастер, ГОАПОУ ЛКТиДХ, Липецк, Липецкая область

Смотреть презентацию



В раздел среднее профессиональное образование



1
Методическая разработка
проведения интегрированного урока по МДК «Теоретическая подготовка водителей категории «В» и «С» ПМ «Транспортировка грузов и перевозка пассажиров»
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения.

Тема 1.10. Проезд перекрестков.

Продолжительность занятия –
90 минут
Цели и задачи урока:
Образовательные: закрепить полученные знания об основных признаках, видах и правилах проезда перекрестков; обобщить и повторить изученный материал, включить его в систему уже имеющихся знаний; стимулировать познавательный интерес обучающихся к соблюдению Правил дорожного движения с помощью использования знаний полученных при обучении индивидуальному вождению; Развивающие: способствовать развитиюпамяти, образного мышления и умения анализировать и применение знаний Правил дорожного движения в конкретных дорожных ситуациях при самостоятельном управлении транспортным средством; способствовать развитию когниктивных способностей через моделирование систем: конструирование дорожных ситуаций и ситуационных задач; способствовать развитию познавательной деятельности, обеспечивать следственные связи между теорией и практикой Воспитательные: привить обучающимся познавательный интерес к курсам «Теоретическая подготовка водителей категории «В» и «С» и индивидуальному обучению вождения; воспитать ответственных и грамотных водителей; воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе, развитие способности понимать друг друга.
Тип урока:
урок актуализации ранее полученных знаний, с применением компьютерных технологий
Форма урока:
интегрированный урок
Методы и приёмы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный. 2. Репродуктивный.
Используемые технологии:
1. Информационно-развивающие (изложение учебной информации с использованием технических средств обучения). 2. Деятельностные (решение ситуационных задач с указанием типичных ошибок при проезде перекрестков).
Средства обучения:
 Учебно-наглядные пособия (плакаты, стенды);  Технические средства обучения (мультимедийный проектор, экран, компьютер).
Форма обучения:
групповая.
Интернет-ресурсы:
www.avtogrammatika.com
2
Ход урока.
I. Организационный момент (3 минуты). Предварительная организация группы – проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, их готовности к уроку, организация внимания, постановка целей урока, знакомство с формой и этапами проведения урока. Занятие состоит из 5 этапов:
1

этап.
Повторение материала о видах перекрестков по форме, по способу регулирования.
2 этап.
Повторение материала по порядку безопасного проезда транспортных средств по регулируемому и нерегулируемому перекресткам, в соответствии с Правилами дорожного движения (далее ПДД) раздел 13 ПДД.
3 этап.
Разбор маршрута в условиях реального дорожного движения.
4 этап.
Разбор ситуационных задач на проезд перекрестков.
5 этап.
Решение тематических задач по правилам проезда перекрестков. II. Основная часть.
1

этап.

Повторение

материала

о

видах

перекрестков

по

форме,

по

способу

регулирования.
Педагог предлагает вспомнить и обсудить:  Что такое перекресток? Дать определение перекрестка. «Перекресток» - это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Выезды с прилегающих территорий перекрестком не считаются.  Чем опасны перекрестки? На перекрестках совершается до 30% дорожно- транспортных происшествий. Поэтому четкое определение этого понятия имеет особое значение для безопасности дорожного движения, точного выполнения всех предписаний ПДД. Особенно это касается маневрирования, обгона, остановки, стоянки, проезда перекрестков.  Какие перекрестки существуют
по форме?
Трехсторонние: У-образные, Т-образные;
четырехсторонние: крестообразные, Х-образные; многосторонние и круговые.  Какие существуют перекрестки по
способу регулирования?
Все перекрестки делятся на регулируемые и нерегулируемые. Перекресток считается
регулируемым
, если очередность движения на нем определяется
сигналами регулировщика, находящего на перекрестке или светофора, работающего в нормальном режиме. Если же регулировщик, находясь в пределах перекрестка, не регулирует движение с помощью установленных Правилами сигналов, а лишь ведет наблюдение за порядком движения, такой перекресток считается нерегулируемым. При отсутствии на перекрестке регулировщика или светофора, а также при выключенном светофоре или включенном желтом мигающем сигнале перекресток считается
нерегулируемым
.
Это означает, что один и тот же перекресток при различных обстоятельствах может быть либо регулируемым, либо нерегулируемым.
Нерегулируемые
перекрестки бывают двух типов:
неравнозначные
- перекрестки, на
которых очередность движения определяется знаками приоритета или те, где различное покрытие дорог (твердое относительно грунтового), и
равнозначные
– нет знаков приоритета,
одинаковое покрытие дороги. В процессе повторения и обсуждения педагог активизирует обучающихся к самостоятельным рассуждениям, используя материалы интерактивной доски: модуль «Плакаты и стенды», блок «Схемы перекрестков».
2 этап. Повторение материала по порядку безопасного проезда транспортных средств

по регулируемому перекрестку в соответствии с Правилами дорожного движения.

3 Несмотря на обилие разновидностей перекрёстков, и, несмотря на обилие требований, содержащихся в Разделе 13 Правил, порядок движения через
все перекрёстки
подчиняется всего- то трём общим принципам. Повторяю – для того, чтобы уверенно ездить через перекрёстки, достаточно усвоить всего лишь
три правила
(общих для всех типов перекрёстков).
Первое общее правило.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.1.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам,

пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Пока вы ещё не доехали до перекрёстка и никуда не поворачиваете. Но то, что сейчас нужно остановиться и пропустить пешеходов, не вызывает никаких сомнений. И пусть вас не смущает тот факт, что здесь нет ни знаков, ни разметки, обозначающих пешеходный переход. На перекрёстках пешеходы могут пересекать проезжую часть по линиям, продолжающим линии тротуаров (или линии обочин). А вот, обязан ли водитель уступать дорогу пешеходам, поворачивая на перекрёстке направо или налево? Чтобы снять всяческие сомнения, Правила и ввели это требование:
При повороте направо или налево водитель

обязан

уступить

дорогу

пешеходам,

пересекающим

проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Как уже было сказано, это требование универсально и действует на любом перекрёстке. Ровным счётом ничего не изменится, если мы расставим тут знаки приоритета. Всё равно, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам. Точно так же ничего не изменится, если мы сделаем перекрёсток регулируемым. По-прежнему, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам. Только не стойте сейчас у стоп-линии - вам же горит зелёный. Въезжайте на перекрёсток, и уже там, на перекрёстке, уступайте дорогу пешеходам. Правила, формулируя первое общее требование, не забыли и о велосипедистах. Я сознательно сначала процитировал пункт 13.1 Правил не полностью с тем, чтобы разбить усвоение материала. Полностью пункт 13.1 звучит так.
Правила. Раздел 13. Пункт 13.1.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам,

переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам,

пересекающим ее по велосипедной дорожке.
То есть, если велосипедисты двигаются не просто по краю проезжей части, а именно по специально выделенной для
4 них велосипедной дорожке, тогда, как и в случае с пешеходами, абсолютно не важно, какой здесь перекрёсток – регулируемый или нерегулируемый, и какая у кого дорога – главная или второстепенная.
На всех перекрёстках, поворачивая налево, водители обязаны уступать дорогу

велосипедистам, двигающимся со встречного направления по велосипедной дорожке.
Точно так же и поворачивая направо, водители обязаны уступить дорогу велосипедистам
(двигающимся

по

велосипедной дорожке).
А если велосипедной дорожки нет, тогда со встречным велосипедистом разбираемся так же, как и с любым водителем – руководствуясь сигналами светофора, знаками приоритета и принципом помехи справа. А при повороте направо, если велосипедной дорожки нет, водители обязаны занять крайнее правое положение так, чтобы правее уже никто не мог двигаться (даже велосипедист).
Второе общее правило.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.2.

Запрещается выезжать на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если

образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для

движения транспортных средств в поперечном направлении.
Логика этого ограничения понятна. Мало того, что «пробка» в данном направлении, так теперь ещё и поперечное движение заблокировано. А если на перекрёстке пересекаются многополосные дороги, то такое неграмотное поведение водителей неизбежно заканчивается полным коллапсом. Поэтому Правила и содержат такое требование - если водитель красного автомобиля намерен двигаться прямо, то в данной ситуации он обязан остановиться до перекрёстка и стоять до тех пор, пока за перекрёстком не освободится пространство.Это требование тоже универсальное и действует на всех перекрёстках.
5 И тот факт, что у вас сейчас главная дорога, ничего не меняет. Если за перекрестком образовался затор, надо остановиться перед перекрёстком и подождать. И даже тот факт, что вам горит зелёный сигнал (а на пересекаемой дороге автомобили стоят у стоп-линий) тоже не даёт вам право возобновлять движение до тех пор, пока за перекрёстком нет свободного места.
Третье общее правило.

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств

разбираются между собой по принципу «помехи справа», т.е. увидел транспортное средство

приближающее справа - уступи, а трамвай имеет преимущество независимо от направления

движения.
Как уже говорилось, это правило применимо ко всем типам перекрёстков во всех возможных ситуациях. Этих ситуаций, на самом деле, бесконечное множество, и в сборнике ГИБДД на тему «Проезд перекрёстков» имеется аж целых 120 задач. Но очень скоро вы поймёте, что они все однотипные, и решать их станет не только легко, но даже скучно. При этом предполагается, что вы уже знаете «Сигналы светофора и регулировщика» (Тема 6), «Начало движения, маневрирование» (Тема 8) и «Расположение транспортных средств на проезжей части» (Тема 9). Кроме этого предполагается, что вы уже знакомы с дорожными знаками и разметкой, в состоянии отличить главную дорогу от второстепенной и знаете, что такое «принцип помехи справа».
3 этап.
Разбор маршрута в условиях реального дорожного движения. Любой из маршрутов, по которому Вам предстоит двигаться, предусматривает выполнение следующих заданий: Проезд перекрестков (регулируемых и нерегулируемых); Левые и правые повороты, а также развороты на перекрестках; Перестроение на соседние полосы и обгон; Движение с максимальной разрешенной скоростью; Проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС; Торможение и остановка при движении с различной скоростью. При этом проверяется Ваше умение применять на практике требования ПДД (почти по всем разделам – см. таблицу Типичных ошибок). Откройте любой экзаменационный билет и на каждую задачу, где Вам предстояло чисто теоретически проехать через перекресток. При управлении транспортным средством, именно Вам лично для себя надо будет решить, как к нему подъехать, по какой полосе, какая должна быть скорость и передача, надо ли включить указатели поворота и если надо, то в какой момент, и тому подобное. Вы должны спланировать, а затем воплотить в жизнь все необходимое, для того чтобы успеть разобраться в дорожной ситуации, вовремя принять единственное правильное решение и на «пять с плюсом» проехать через этот перекресток.
6 Педагог демонстрирует каждое изображение, просит прокомментировать изображение и формирует правила проезда вместе с обучающимися, сопровождая их собственными и текстовыми комментариями.
4 этап.
Разбор ситуационных задач на проезд перекрестков. Вашему вниманию предлагается решить 2 ситуации вставить буквы правильных ответов и прочитать слова.
5 этап.
Решение тематических задач по правилам проезда перекрестков. Педагог открывает модуль «Обучение» и предлагает обучающимся (выборочно) решить
по

20 тестовых вопроса
на тему «Проезд перекрестков». Ответы подтверждаются и проверяются на месте с использованием комментариев сперва обучающихся, затем педагога, а в заключении, при необходимость, текстовых комментариев. Обучающиеся: выполняют задание.
III.

Итог занятия.
Педагог. А теперь подведем итоги нашего сегодняшнего занятия. Какие знания мы с вами закрепили, что узнали нового и чему научились? Обучающиеся вспоминают пройденный материал. Педагог:Сегодня вы повторили и закрепили знания о перекрестках, его видах, порядке проезда транспортных средств по регулируемому перекрестку; потренировались в решении тестовых и ситуационных задач, разборе дорожных ситуаций, создании роликов дорожных ситуаций. Та информация, которая получена вами на занятии, очень пригодится для отработки практических навыков безопасности дорожного движения. На наших дальнейших занятиях мы продолжим изучать правила проезда перекрестков (в том числе и нерегулируемых) и отработаем навыки проезда перекрестков с помощью интерактивной доски и программы автотренажера, необходимого для первоначального обучения вождению. На этом наше занятие заканчивается. Удачи вам на дорогах!


В раздел среднее профессиональное образование