"Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса с ОВЗ (индивидуальное обучение на дому) СКОУ СКОШ VIII вида №1 на 2015-2016 учебный год"
рабочая программа
Автор: Крипачёва Ольга Петровна, учитель, СКОУ СКОШ VIII вида №1, город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
В раздел среднее профессиональное образование
Крипачёва О.П.
Рабочая программа по природоведению
для учащихся 5 класса СКОШ VIII вида №1
(индивидуальное обучение на дому)
на 2015-2016 учебный год
1 Пояснительная записка
Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррек- ционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно- образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями. Преподавание естествознания в специальной коррекционной школе должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно- следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основное содержание учебного предмета
Преемственность на начальном этапе образования (3-4 классы) обеспечивает подготовку учащихся к восприятию биологических знаний. Природоведение-пропедевтический курс единого курса «Биология» с экологизацией содержания всех разделов является логическим продолжением программы 1-4 классов. Курс «Природоведение» включает разделы: 1 Окружающий нас мир. 2 Изменения в жизни природы. 3 Наша Родина – Россия. 4 Увлекательные путешествия в мир природы. 5 Рядом с нами. 6 Коротко о главном.
2 Цели обучения
1 Сообщение учащимся, знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (об организме человека и его здоровье). 2 Дать целостное представление о природе, её основных законах и разномасштабных явлениях с целью: - развивать способности к планомерному наблюдению; - сравнивать различные объекты природы (понятие «жизнь» и свойства живого в сравнении с неживым); - осознавать то, что окружающий мир есть единое целое и человек – его часть, и жизнь его подчиняется законам природы; - формировать понятие о природных ресурсах, их ограниченности, о разнообразии живых организмов, создающих среду обитания, как о необходимом условии существования каждого человека; - научить детей видеть красоту окружающей природы и понимать целесообразность приспособления каждого организма (в том числе и человеческого) к условиям его существования; 1
Крипачёва О.П. - учить наблюдать за изменениями в поведении живых организмов и морфологическими приспособлениями растений, животных, грибов к переменам в условиях обитания. 3 Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека .
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принципы коррекционной направленности в обучении и воспитании: - воспитывающей и развивающей направленности обучения; - научности и доступности; - систематичности и последовательности; - наглядности; - индивидуального и дифференцированного подхода.
Методы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядные – наблюдение, демонстрация; - практические – опыты; - изложения новых знаний; - повторения, закрепления; - применения знаний; - контроля.
3 Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения учащиеся должны уметь:
Называть:
- явления природы; - времена года; - время суток; - режим дня; - страны мира; - города и сёла Малой и Большой Родины, столицу России; - заповедники и национальные парки; - обитателей лесов, рек, болот, лугов; - и т.д.
Объяснять:
- причины смены времён года; - причины освещённости полушарий при движении Земли вокруг Солнца; - связь человека и природы.
Характеризовать:
- общие признаки живых и неживых организмов; - рельеф местности; - полезные ископаемые; - природу России; - размеры территории страны; - народонаселение. 2
Крипачёва О.П.
Наблюдать:
- сезонные изменения; - поведение изучаемых растений и животных.
Распознавать:
- наиболее распространённые виды растений и животных своего региона; - съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
Соблюдать правила:
- проведения простейших опытов; - бережного отношения к природе; - здорового образа жизни, личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовиты- ми грибами и растениями.
Критерии оценивания КК по природоведению
Оценка устного ответа. Отметка «5» ставится, если: - полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; - четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины; - для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов. Отметка «4» ставится, если: - раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий; - ответ самостоятельный, с наводящими вопросами; допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов. самостоятельно не определена цель. Отметка «3» ставится, если: - основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; - определение понятий недостаточно четкие; - не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении; - допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий. Отметка «2» ставится, если: - основное содержание учебного материала не раскрыто; - не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; - допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
4 Учебная литература
1 О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. Природоведение. 5 класс. ГИЦ «Владос». ОАО «Московские учебники», Москва 2005 г. 3
Рабочая программа по природоведению
для учащихся 5 класса СКОШ VIII вида №1
(индивидуальное обучение на дому)
на 2015-2016 учебный год
1 Пояснительная записка
Естествознание, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррек- ционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно- образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями. Преподавание естествознания в специальной коррекционной школе должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно- следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основное содержание учебного предмета
Преемственность на начальном этапе образования (3-4 классы) обеспечивает подготовку учащихся к восприятию биологических знаний. Природоведение-пропедевтический курс единого курса «Биология» с экологизацией содержания всех разделов является логическим продолжением программы 1-4 классов. Курс «Природоведение» включает разделы: 1 Окружающий нас мир. 2 Изменения в жизни природы. 3 Наша Родина – Россия. 4 Увлекательные путешествия в мир природы. 5 Рядом с нами. 6 Коротко о главном.
2 Цели обучения
1 Сообщение учащимся, знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (об организме человека и его здоровье). 2 Дать целостное представление о природе, её основных законах и разномасштабных явлениях с целью: - развивать способности к планомерному наблюдению; - сравнивать различные объекты природы (понятие «жизнь» и свойства живого в сравнении с неживым); - осознавать то, что окружающий мир есть единое целое и человек – его часть, и жизнь его подчиняется законам природы; - формировать понятие о природных ресурсах, их ограниченности, о разнообразии живых организмов, создающих среду обитания, как о необходимом условии существования каждого человека; - научить детей видеть красоту окружающей природы и понимать целесообразность приспособления каждого организма (в том числе и человеческого) к условиям его существования; 1
Крипачёва О.П. - учить наблюдать за изменениями в поведении живых организмов и морфологическими приспособлениями растений, животных, грибов к переменам в условиях обитания. 3 Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека .
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принципы коррекционной направленности в обучении и воспитании: - воспитывающей и развивающей направленности обучения; - научности и доступности; - систематичности и последовательности; - наглядности; - индивидуального и дифференцированного подхода.
Методы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; - наглядные – наблюдение, демонстрация; - практические – опыты; - изложения новых знаний; - повторения, закрепления; - применения знаний; - контроля.
3 Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения учащиеся должны уметь:
Называть:
- явления природы; - времена года; - время суток; - режим дня; - страны мира; - города и сёла Малой и Большой Родины, столицу России; - заповедники и национальные парки; - обитателей лесов, рек, болот, лугов; - и т.д.
Объяснять:
- причины смены времён года; - причины освещённости полушарий при движении Земли вокруг Солнца; - связь человека и природы.
Характеризовать:
- общие признаки живых и неживых организмов; - рельеф местности; - полезные ископаемые; - природу России; - размеры территории страны; - народонаселение. 2
Крипачёва О.П.
Наблюдать:
- сезонные изменения; - поведение изучаемых растений и животных.
Распознавать:
- наиболее распространённые виды растений и животных своего региона; - съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
Соблюдать правила:
- проведения простейших опытов; - бережного отношения к природе; - здорового образа жизни, личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовиты- ми грибами и растениями.
Критерии оценивания КК по природоведению
Оценка устного ответа. Отметка «5» ставится, если: - полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; - четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины; - для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов. Отметка «4» ставится, если: - раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий; - ответ самостоятельный, с наводящими вопросами; допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов. самостоятельно не определена цель. Отметка «3» ставится, если: - основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; - определение понятий недостаточно четкие; - не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении; - допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий. Отметка «2» ставится, если: - основное содержание учебного материала не раскрыто; - не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; - допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
4 Учебная литература
1 О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. Природоведение. 5 класс. ГИЦ «Владос». ОАО «Московские учебники», Москва 2005 г. 3
В раздел среднее профессиональное образование