"Воспитатель... Каким он должен быть?"
Эссе
Автор: Сысолятина Елена Ивановна, воспитатель школы-интернат, МКСКОУ СКОШИ 8 вида, село Залазна, Кировская область
В раздел среднее профессиональное образование
Эссе «Воспитатель... Каким он должен быть?»
Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека-
это скорее искусство. И научить этому искусству не могут никакие учебники,
даже самые лучшие.
«Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение –
непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания.
Вспомните, о чём писал в своё время Константин Дмитриевич Ушинский:
«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе
заключает всю возможность успехов воспитания».
Воспитание, как уже было сказано, - не только наука, но и искусство,
овладеть которым за короткий срок невозможно. Справедливо считается, что
«учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится». То же самое
относится к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто
постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается
самовоспитанием. Л. Н. Толстой даже утверждал, что «воспитание детей есть
только самосовершенствование» воспитателей. При этом нельзя забывать,
что объект воспитания – ребёнок – непрерывно растёт, развивается, год от
года меняются условия воспитания.
Итак, каким же должен быть воспитатель? Я бы выделила два аспекта в
этом вопросе. Во – первых, обладать личностными качествами, чтобы
успешно работать с детьми; во – вторых, профессиональным мастерством,
чтобы сформировать всесторонне развитую личность, творческую, активную,
обладающую высокими нравственными качествами.
Думается, проблема воспитания во многом заключается в проблеме
общения. Общения, в котором реальной воспитывающей силой становятся
такие свойства педагога, как чистота собственных поступков, искренняя
открытость перед детьми и спокойное, уважительное к ним отношение. Если
в период пребывания в детском саду дети растут в атмосфере
доброжелательности, у них возникают приятные переживания,
вырабатывается чувство уверенности. А это значит, что дети будут расти
спокойными, весёлыми, встречать мир открытой улыбкой уверенного
человека. Если же с детьми грубы, раздражительны, они с большей лёгкостью
будут воспринимать эту манеру поведения; их научили, пусть невольно, как
сердиться, как грубить. Бессмысленно надеяться вырастить
доброжелательных людей, если взрослые с ними резки, говорят в форме
приказа.
Эти два аспекта взаимосвязаны, взаимозависимы.
Одно из необходимых и естественных условий воспитания – любовь к
детям. Разумная любовь, предполагающая не сюсюканье, не заласкивание и
удовлетворение капризов, а подлинную заботу о всестороннем развитии,
доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам,
тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.
Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья
детей, развитие умственных способностей, выработку взглядов и убеждений,
соответствующих идейным принципам нашего общества. Воспитания любви к Родине, формирование активности, ответственности, доброты, честности, трудолюбия. Само собой разумеется, что этим отнюдь не исчерпываются задачи воспитания растущего человека. Но, имея в виду названные ориентиры, воспитатели могут целенаправленно и наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни и труду. Важно одно: воспитание не должно омрачаться назойливыми поучениями и бесконечными нотациями. Своим однообразием они вызовут у детей скуку и уныние; более того, могут вызвать негативную реакцию. В воспитании наиболее действенны не столько словесные упражнения, сколько терпение, такт, реальная организация практических дел, всей жизни детей. Отсутствие единства слова и дела у воспитателей подрывает не только их авторитет в глазах воспитанников, но и веру в людей, их честность и добросовестность. По каким же критериям следует оценивать работу воспитателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь необходимо выделить, если так можно условно сказать, личностную и содержательную стороны общения. По своей личной характеристике общение педагога и ребёнка носит спокойный, добрый, внимательный характер. Воспитатель обращается с уважением к ребёнку, ко всему, что и как он делает: занимается ли, играет, делится своими впечатлениями. Воспитатель забывает о главном: после родителей он для малышей – главный человек. Именно на воспитателя равняются дети, от него ждут доброты, тепла, ласки, заботы, защиты. Да, дети должны чувствовать себя рядом с педагогом защищёнными. А что я имею в виду под содержательной стороной общения с детьми? Воспитатель, на мой взгляд, - посредник между общественно – историческим опытом, накопленным человечеством, и молодым поколением. И решение этой задачи зависит, во – первых, от того, насколько широки и разнообразны знания самого педагога и как хорошо он владеет словом, чтобы в доступной форме рассказать детям о мире, их окружающем; во – вторых, от того, как общается воспитатель с детьми. Если характер общения вызывает у детей положительный отклик, если дети тянутся к педагогу, то услышат всегда его доброе слово. Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Иными словами, он обладает высокими нравственными качествами, с уважением относится ко всем, с кем общается. Подлинная интеллигентность не позволяет ему неуважительно отзываться о родителях ребёнка, о самом ребёнке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Если в минуты общения педагог говорит только о недостатках ребёнка, это вызовет лишь негативную реакцию. Не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человечески взаимоотношений.
Хотим мы того или не хотим, детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им с целью воспитания. Они впитывают, перенимают общий тон, все тонкости поведения педагога, критерии оценок. Работа воспитателя не выносит формализма. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к воспитательно – образовательному процессу, постоянного творчества, новых форм организации занятий, самостоятельной деятельности детей. Я желаю всем, кто посвятил себя служению детям (или решил посвятить), любить своих детей и настроиться на доброе отношение к детям, сделать их жизнь радостной и счастливой.
соответствующих идейным принципам нашего общества. Воспитания любви к Родине, формирование активности, ответственности, доброты, честности, трудолюбия. Само собой разумеется, что этим отнюдь не исчерпываются задачи воспитания растущего человека. Но, имея в виду названные ориентиры, воспитатели могут целенаправленно и наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни и труду. Важно одно: воспитание не должно омрачаться назойливыми поучениями и бесконечными нотациями. Своим однообразием они вызовут у детей скуку и уныние; более того, могут вызвать негативную реакцию. В воспитании наиболее действенны не столько словесные упражнения, сколько терпение, такт, реальная организация практических дел, всей жизни детей. Отсутствие единства слова и дела у воспитателей подрывает не только их авторитет в глазах воспитанников, но и веру в людей, их честность и добросовестность. По каким же критериям следует оценивать работу воспитателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь необходимо выделить, если так можно условно сказать, личностную и содержательную стороны общения. По своей личной характеристике общение педагога и ребёнка носит спокойный, добрый, внимательный характер. Воспитатель обращается с уважением к ребёнку, ко всему, что и как он делает: занимается ли, играет, делится своими впечатлениями. Воспитатель забывает о главном: после родителей он для малышей – главный человек. Именно на воспитателя равняются дети, от него ждут доброты, тепла, ласки, заботы, защиты. Да, дети должны чувствовать себя рядом с педагогом защищёнными. А что я имею в виду под содержательной стороной общения с детьми? Воспитатель, на мой взгляд, - посредник между общественно – историческим опытом, накопленным человечеством, и молодым поколением. И решение этой задачи зависит, во – первых, от того, насколько широки и разнообразны знания самого педагога и как хорошо он владеет словом, чтобы в доступной форме рассказать детям о мире, их окружающем; во – вторых, от того, как общается воспитатель с детьми. Если характер общения вызывает у детей положительный отклик, если дети тянутся к педагогу, то услышат всегда его доброе слово. Воспитатель должен быть интеллигентным человеком в полном смысле этого слова. Иными словами, он обладает высокими нравственными качествами, с уважением относится ко всем, с кем общается. Подлинная интеллигентность не позволяет ему неуважительно отзываться о родителях ребёнка, о самом ребёнке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний. Если в минуты общения педагог говорит только о недостатках ребёнка, это вызовет лишь негативную реакцию. Не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человечески взаимоотношений.
Хотим мы того или не хотим, детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им с целью воспитания. Они впитывают, перенимают общий тон, все тонкости поведения педагога, критерии оценок. Работа воспитателя не выносит формализма. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к воспитательно – образовательному процессу, постоянного творчества, новых форм организации занятий, самостоятельной деятельности детей. Я желаю всем, кто посвятил себя служению детям (или решил посвятить), любить своих детей и настроиться на доброе отношение к детям, сделать их жизнь радостной и счастливой.
В раздел среднее профессиональное образование