Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Контрольно-оценочные средства

Автор: Калинина Лариса Васильевна, Литвинова Ольга Эдуардовна, преподаватели, ГБОУ СПО "Клинцовский социально-педагогический колледж", город Клинцы, Брянская область



В раздел среднее профессиональное образование




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЛИНЦОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УПР

_________________Панасюго Е.В.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО КСПК

________________ Морозов С.В.
Контрольно-оценочные средства
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 44.02.01
Дошкольное образование
Клинцы 2014
ОДОБРЕНА на заседании предметной (цикловой) комиссии _общепрофессиональной подготовки по специальностям «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование» протокол № 2 от 02.12. 2014г. Председатель ПЦК __________________ /Калинина Л. В./ (подпись) (Ф.И.О.) Рабочая программа профессионального модуля (учебной дисциплины) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «27» октября 2014 г. №1351. Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Клинцовский социально-педагогический колледж» Разработчики: Калинина Л. В., преподаватель ГБОУ СПО «Клинцовский социально- педагогический колледж», Литвинова О.Э., преподаватель ГБОУ СПО «Клинцовский социально- педагогический колледж». Рецензенты: Панасюго Елена Васильевна - заместитель директора по УПР ГБОУ СПО "Клинцовский социально-педагогический колледж" Романцова Ольга Викторовна - заместитель директора по УР ГБОУ СПО "Суражский педагогический колледж"

Цели

и

задачи

дисциплины



требования

к

результатам

освоения

дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь
: • определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников; • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; • ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; В результате освоения дисциплины студент должен
знать
: • отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования; • особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях; • вариативные программы воспитания, обучения и развития детей; • формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения; • психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников
Содержание КОС:

1.

Паспорт

комплекта

контрольно-измерительных

средств
1.1 Область применения контрольно-измерительных средств: Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения УДТеоретические основы дошкольного образования 1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации
Результаты

освоения
(объекты оценивания)
Основные

показатели

оценки

результата и их

критерии

Тип задания



Форма

аттестации



Результат

ы

освоения
(объекты оценивания)
Уметь:
определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников; Владеет практическими умениями, предлагает собственные варианты действий, владеет педагогически-ми технологическими приёмами и методами. Педагогически е ситуации – задачи. Текущий контроль и промежуточная аттестация. анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; Владеет практическими умениями, решает педагогические задачи, Педагогически е ситуации – задачи. Текущий контроль и промежуточная аттестация.
предлагает собственные варианты действий, владеет педагогическими технологическими приёмами и методами. находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессиональ- ного самообразования и саморазвития; Владеет практическими умениями, решает педагогические задачи, предлагает собственные варианты действий, владеет педагогическими технологическими приёмами и методами. Педагогически е ситуации – задачи. Текущий контроль и промежуточная аттестация. анализировать уровень своих способностей, личностных и профессиональных качеств; Владеет практическими умениями, решает педагогические задачи, предлагает собственные варианты действий, владеет педагогическими технологическими приёмами и методами. Педагогически е ситуации – задачи. Текущий контроль и промежуточная аттестация. ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; Владеет практическими умениями, предлагает собственные варианты действий, владеет педагогическими технологическими приёмами и методами. Педагогически е ситуации – задачи. Текущий контроль и промежуточная аттестация.
2. Комплект оценочных средств

2.1. Задания для проведения текущего контроля

Раздел1. Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования.

Семинарское занятие № 1

Тема: «Зарубежный опыт современного дошкольного образования».

Цель:
1. Ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования. 2. Развивать умения выявлять педагогический опыт зарубежных педагогов. 3. Воспитывать культуру ведения ролевого диалога.
Методические рекомендации.
При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить литературу, интернет-ресурсы, подобрать или составить презентации об опыте работы зарубежных педагогов в области дошкольного образования (американских, немецких, чешских детских садов, шведских и т. д.) Осветить инновационные методы и приемы.

Оборудование:
презентации опыта работы американских немецких, шведских детских садов, вопросы для анализа.
Вопросы для актуализации знаний.
1. Дать определение «обобщение передового педагогического опыта». 2. Какой педагогический опыт можно считать передовым?
Задание.
Слушая сообщение выступающего необходимо проанализировать его по предложенным вопросам. Начинать выступление следует с положительных моментов, в конце дать рекомендации. В тетрадях сделать записи эффективных, на ваш взгляд, методов работы. После выступление продумайте вопросы и задайте студенту.
Критерии оценок.
«5» - выделены инновационные методы педагогического опыта, на все вопросы дан аргументированный ответ. «4» - выделены инновационные методы педагогического опыта, ответы даны не все вопросы. «3» - работа выполнена формально, ответы даны не все вопросы. «2» - работа не выполнена или выполнена формально, нет ответов на вопросы.
Литература:
1.Веракса, Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2011. 2.Козлова, С.А..Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2011.
Контрольная работа № 1

Тема: «Зарубежный опыт дошкольного образования»
Контрольная работа проводится письменно и состоит из двух частей: 1 часть в форме тестов, 2 часть теоретические задания студент должен
знать
: • зарубежный опыт дошкольного образования;
Вопросы для повторения
. 1. Краткий очерк развития дошкольного воспитания. 2. Учения Я.А.Коменского о материнской школе. 3. Школы для малолетних детей Г. Песталлоцци. 4. Школы для маленьких детей Р.Оуэна. 5. Детские сады Ф.Фребеля. 6. Дома ребенка М.Монтессори 7. Современный опыт развития дошкольного воспитания за рубежом. 8. Вальдорфскийдетский сад.
Критерии оценок:
«5» - выполнено 23-24заданий. «4»- выполнено 22-219 заданий. «3»- выполнено 18-12 заданий. «2»- выполнено 11 заданий и меньше.

Литература:
1.Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2011. 1. Козлова, С.А..Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2011. 3.Элизабет М. Грюнелиус. Вальдорфский детский сад.- М., Издательство МПИ «Мир книги»,2012.
Самостоятельные работы № 1,2.3.

Составление презентаций по темам: «Вольдорфский детский сад»,

«Педагогика М.Монтессори», «Педагогическая деятельность Ф.Фребеля»

Цель:
1.развивать умениянаходить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; 2.формировать умения ориентироваться в современной литературе по вопросам теоретического обучения дошкольников
Методические рекомендации.
При подготовке к самостоятельной работе необходимо изучить литературу, интернет ресурсы, составить презентацию об опыте работы зарубежных педагогов в области дошкольного образования М. Монтессори, Ф.Фребеля, Р.Штайнера. Презентацию составить в логической последовательности становления педагогической деятельности данного педагога. Выделить вклад каждого педагогического деятеля в развитие дошкольного образования, связать с современностью.
Критерии оценок.
«5» - презентация выполнена с учетом продуманной логики построения материала, выделены основные положения теоретических и практических взглядов педагога, сведенья достоверны, при создании презентации продумано сочетание цвета и единства стиля, имеются ссылки на интернет ресурсы. «4» - презентация выполнена с учетом продуманной логики построения материала, выделены основные положения теоретических и практических взглядов педагога, сведенья достоверны, при создании презентации продумано сочетание цвета и единства стиля, имеются ссылки на интернет ресурсы, но имеются 2-3 неточности. «3» - презентация выполнена без учета продуманной логики построения материала, выделены не все основные положения теоретических и практических взглядов педагога, сведенья не все достоверны, при создании презентации не продумано сочетание цвета и единства стиля, нет ссылок на интернет ресурсы. «2» - работа не выполнена или выполнена формально.
Литература:
1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2011. 2. Козлова, С.А..Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2011.

Практическое занятие № 2

Тема :«Анализ педагогической деятельности К.Д.Ушинского».

Цель:
• анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; • находить и анализировать информацию, необходимую для повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; • Воспитывать культуру ведения ролевого диалога.
Методические рекомендации.
При подготовке к практическому занятию необходимо изучить литературу, интернет-ресурсы, выделить основные педагогические взгляды К.Д.Ушинского в развитии дошкольного образования, ссылаясь на вопросы для обсуждения.
Оборудование:
портрет К.Д.Ушинского, вопросы для анализа, книги и пособияК.Д.Ушинского.
Задание.
Слушая сообщение выступающего необходимо проанализировать его по предложенным вопросам. Начинать выступление следует с положительных моментов, в конце дать рекомендации. В тетрадях сделать записи эффективных, на ваш взгляд, педагогических идей К.Д.Ушинского. После выступление продумайте вопросы и задайте студенту.
Вопросы для обсуждения.
1.Идея народности в воспитании и обучении дошкольников. 2.Место родного языка в воспитании и обучении дошкольников. 3.Психологические основы воспитания и обучения. 4.Пути и средства нравственного воспитания дошкольников. 5.Основы теории дошкольного воспитания. 6.К.Д.Ушинский о семейном воспитании. 7.Значение К.Д.Ушинского в развитии дошкольного образования. 8.Что актуально из педагогического наследия К.Д.Ушинского сегодня?
Критерии оценок.
«5» - ориентируется в материале, владеет понятийным аппаратом, умеет выбрать главное, на все вопросы дает аргументированный ответ. «4» -. ориентируется в материале, владеет понятийным аппаратом, умеет выбрать главное, но допускает при ответе не точности, на все вопросы дает аргументированный ответ. «3» - слабоориентируется в материале, не совсем владеет понятийным аппаратом, вызывает затруднение в выборе главного и второстепенного. «2» -не ориентируется в материале, не владеет понятийным аппаратом, не умеет выбрать главное, на вопросы не дает аргументированный ответ.
Литература:
1.Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2011. 2. Козлова, С.А..Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2011.

Практическое занятие № 3

Тема: «Анализ педагогической деятельности Л.Н.Толстого».

Цель:
• анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; • находить и анализировать информацию, необходимую для повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; • Воспитывать культуру ведения ролевого диалога.
Методические рекомендации.
При подготовке к практическому занятию необходимо изучить литературу, интернет-ресурсы, выделить основные педагогические взгляды Л.Н.Толстого в развитии дошкольного образования, ссылаясь на вопросы для обсуждения
.
При подготовке к практическому занятию продумайте ответы на вопросы: как вы понимаете «идею свободного воспитания»?, какие, на ваш взгляд, были достоинства в обучении в Яснополянской школе?, сторонником каких взглядов в воспитании был Л.Н.Толстой?, какие книги создал Л.Н.Толстой и в чем их актуальность?
Оборудование:
портретЛ.Н.Толстого, вопросы для анализа, книги и пособия Л.Н.Толстой.
Задание.
Слушая сообщение выступающего необходимо проанализировать его по предложенным вопросам. Начинать выступление следует с положительных моментов, в конце дать рекомендации. В тетрадях сделать записи эффективных, на ваш взгляд, педагогических идей Л.Н.Толстого. После выступление продумайте вопросы и задайте студенту.
Вопросы ля обсуждения.
1.Критика зарубежной и русской педагогики и школы. 2.Идея свободного воспитания. 3.Яснополянская школа Л.Н.Толстого. 4.Л.Н.Толстой о воспитании в семье. 5.Значение Л.Н.Толстого в развитии дошкольного образования. 6.Что актуально из педагогического наследия Л.Н.Толстого сегодня?
Критерии оценок.
«5» - ориентируется в материале, владеет понятийным аппаратом, умеет выбрать главное, на все вопросы дает аргументированный ответ. «4» -. ориентируется в материале, владеет понятийным аппаратом, умеет выбрать главное, но допускает при ответе не точности, на все вопросы дает аргументированный ответ. «3» - слабо ориентируется в материале, не совсем владеет понятийным аппаратом, вызывает затруднение в выборе главного и второстепенного. «2» -не ориентируется в материале, не владеет понятийным аппаратом, не умеет выбрать главное, на вопросы не дает аргументированный ответ.
Литература:
1.Веракса ,Н.Е., Веракса, А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2011. 2. Козлова, С.А..Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2011.

Контрольная работа № 2

Тема: «Отечественный опыт дошкольного образования»
Контрольная работа проводится письменно форме тестов. студент должен
знать
: • отечественный опыт дошкольного образования;
Вопросы для повторения
. 1.К.Д.Ушинский о дошкольном воспитании. 2. Л.Н.Толстой о дошкольном воспитании. 3. Первые детские сады в России. 4. А.С.Симонович – видная деятельница общественно-педагогического движения 60-х гг. 19века. 5.Педагогическая деятельность Е.Н.Водовозовой. 6. Педагогическая деятельность Л.К.Шлегер. 7.Педагогическая деятельность Е.И.Тихеевой 8. Развитие общественного дошкольного воспитания в СССР.
Критерии оценок:
«5» - выполнено 10 заданий. «4»- выполнено 9 заданий. «3»- выполнено 8-6 заданий. «2»- выполнено 5 заданий и меньше
Литература:
1. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011.

Самостоятельные работы № 4

Подготовка к семинарским занятиям по темам: «Педагогическая

деятельность К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого »

Цель:
1.развивать умениянаходить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; 2.формировать умения ориентироваться в современной литературе по вопросам теоретического обучения дошкольников
Методические рекомендации.
При подготовке к самостоятельной работе необходимо изучить литературу, интернет ресурсы, можно составить презентацию или конспект. Презентацию необходимо составить в логической последовательности становления педагогической деятельности данного педагога. Выделить вклад каждого педагогического деятеля в развитие дошкольного образования, связать с современностью. При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться вопросами для обсуждения. Вопросы для обсуждения. 1.Идея народности в воспитании и обучении дошкольников. 2.Место родного языка в воспитании и обучении дошкольников. 3.Психологические основы воспитания и обучения. 4Пути и средства нравственного воспитания дошкольников. 5.Основы теории дошкольного воспитания. 6.К.Д.Ушинский о семейном воспитании. 7.Значение К.Д.Ушинского в развитии дошкольного образования. 8.Что актуально из педагогического наследия К.Д.Ушинского сегодня? 9.Идея народности в воспитании и обучении дошкольников. 10.Место родного языка в воспитании и обучении дошкольников. 11.Психологические основы воспитания и обучения. 12.Пути и средства нравственного воспитания дошкольников. 13.Основы теории дошкольного воспитания. 14.К.Д.Ушинский о семейном воспитании. 15.Значение К.Д.Ушинского в развитии дошкольного образования. 16.Что актуально из педагогического наследия К.Д.Ушинского сегодня?
Критерии оценок.
«5» - работа выполнена в соответствиис требованиями, освещены все основные положения , выделено главное, работа сдана в назначенный срок. «4» - работа выполнена в соответствии с требованиями, освещены все основные положения, выделено главное,но имеются отдельные не точности, работа сдана в назначенный срок. «3» - работа выполнена в соответствии с требованиями, но освещены не все основные положения ,не выделено главное, работа сдана не в назначенный срок «2.» - работа не выполнена или выполнена формально, не сдана в назначенный срок.
Литература:
1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2011. 2. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011.

Раздел 2.Педагогический процесс в дошкольной образовательной организации

Практическое занятие №4

Тема:

«Анализ

особенностей

содержания

и

организации

педагогического

процесса

на

основе

основной

образовательной

программы

по

дошкольному

образованию «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой»

Цель:
• Уметь ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; • Уметь анализировать особенности содержания организации педагогического процесса в современных условиях.
Оборудование:
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез , 2013. – 304 с., вопросы для анализа.
Вопросы для актуализации знаний.
1.Дать определение «педагогический процесс». 2.В чем сущность педагогического процесса ДОО? 3.Назовите особенности педагогического процесса в ДОО.
Задание
Проанализировать основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и выделитьособенности содержания и организации педагогического процесса.
Методические рекомендации
Анализируя основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»сделайте сравнительный анализ особенностей содержания и организации педагогического процесса в разных возрастных группах. Отметьте, в чем отличие организации педагогического процесса, выскажите свою точку зрения.
Критерии оценок.
«5» - сделан правильно сравнительный анализ по возрастным группам, выделены особенностисодержания и организации педагогического процесса, студент аргументировал свою точку зрения; «4» - сделан правильно сравнительный анализ по возрастным группам, выделены особенностисодержания и организации педагогического процесса, но имеются отдельные не точности, студент аргументировал свою точку зрения; «3» - не совсем правильно сделан сравнительный анализ по возрастным группам, не выделены особенностисодержания и организации педагогического процесса, студент не умеет аргументировать свою точку зрения; «2» - работа не выполнена или выполнена формально.
Литература:
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез , 2013. – 304 с.

Контрольная работа № 3

Тема: «Комплексные программы воспитания, обучения и развития

дошкольников»
Контрольная работа проводится письменно форме тестов. студент должен
знать
: • особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях;
Вопросы для повторения
. 1.Сущность педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. 2.Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации по программе «Детство». 3.Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации по программе «Радуга». 4.Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации по программе «Истоки». 5.Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации по программе «Развитие». 6.Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации по программе «От рождения до школы». 7.Особенности планирования в дошкольной образовательной организации.
Критерии оценок:
«5» - выполнено 20 заданий. «4»- выполнено 19 заданий. «3»- выполнено 18-16 заданий. «2»- выполнено 15 заданий и меньше
Литература:
1.Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011. 2. Тимофеев, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.- М.,2010 3.Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] URL::edu.гu,ed.gov 4.Программавоспитанияиобучениявдетскомсаду childpsy›Библиотека›books/id/9186.php 5.Развитие:Программановогопоколениядлядошкольныхобразовательныхучреждени й. Подготовительнаякшколегруппаchildpsy›Библиотека›books/id/8271.php

Самостоятельная работа № 5.

Составление презентаций по теме: «Комплексные программы воспитания,

обучения и развития детей»

Цель:
1.развивать умениянаходить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; 2.формировать умения ориентироваться в современной литературе по вопросам теоретического обучения дошкольников
Методические рекомендации.
При подготовке к самостоятельной работе необходимо изучить литературу, интернет ресурсы, составить презентациюкомплексных программы воспитания, обучения и развития детей («Развитие» Программа, основные положения Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. – М., Новая школа 2009.Программа «Детство» под редакцией З.А.Михайловой – Издательство «Акцидент» 2010 – 220 с.др.) Презентация должна быть составлен с учетом предъявляемых требований, в логической последовательности, раскрывающая особенности содержания и организации педагогического процесса.
Критерии оценок.
«5» - презентация выполнена с учетом продуманной логики построения материала, выделены основные положения теоретических и практических взглядов педагога, сведенья достоверны, при создании презентации продумано сочетание цвета и единства стиля, имеются ссылки на интернет ресурсы. «4» - презентация выполнена с учетом продуманной логики построения материала, выделены основные положения теоретических и практических взглядов педагога, сведенья достоверны, при создании презентации продумано сочетание цвета и единства стиля, имеются ссылки на интернет ресурсы, но имеются 2-3 неточности. «3» - презентация выполнена без учета продуманной логики построения материала, выделены не все основные положения теоретических и практических взглядов педагога, сведенья не все достоверны, при создании презентации не продумано сочетание цвета и единства стиля, нет ссылок на интернет ресурсы. «2» - работа не выполнена или выполнена формально.
Литература:
1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника. – М., Мозаика – Синтез, 2011. 2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез , 2013. – 304 с. 3. «Развитие» Программа, основные положения Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. – М., Новая школа 2009. 4. Программа «Детство» под редакцией З.А.Михайловой – Издательство «Акцидент» 2010 – 220 с. 5. Веракса, Н.Е, Веракса, А.Н..Проектная деятельность дошкольников М.; Мозаика – Синтез, 2012. 6. Тимофеева,Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М.,2010 7. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] URL::edu.гu,ed.gov Программавоспитанияиобучениявдетскомсаду childpsy›Библиотека›books/id/9186.php

Практическое занятие № 5

Тема: «Анализ специализированных программ по дошкольному образованию»

Цель:
• Уметь ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; • Уметь находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
Оборудование:
Программы: «Я –Человек», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Дошкольник и экономика», «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Я, ТЫ, МЫ», «Мир вокруг нас», «Дружные ребята», вопросы для анализа.
Вопросы для актуализации знаний.
1.Что такое специализированные программы? 2.В чем их отличие от комплексных программ? 3.Назовите специализированные программы вам знакомые.
Задание

Работа в микрогруппах
Проанализировать предложенныеспециализированные программы по дошкольному образованию.
Методические рекомендации
Выберите лидера, который будет руководить работой в микрогруппе, назначать последовательность выступлений. При анализе специализированных программ по дошкольному образованию необходимо: знать автора, для какого возраста предназначена, цель программы, особенности организации педагогического процесса. Высказать свою точку зрения о важности ( или бесполезности) этой программы.
Критерии оценок.
«5» - сделан правильно анализ по специализированной программы, выделены особенностисодержания и организации педагогического процесса, студент аргументировал свою точку зрения; «4» - сделан правильно анализ по специализированной программы, выделены особенностисодержания и организации педагогического процесса, но имеются отдельные не точности, студент аргументировал свою точку зрения; «3» - не совсем правильно сделананализ по специализированной программы, не выделены особенностисодержания и организации педагогического процесса, студент не умеет аргументировать свою точку зрения; «2» - работа не выполнена или выполнена формально.
Литература:
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М., Мозаика – Синтез , 2013. – 304 с.2 2. Тимофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М.,2010 3..Лыкова, И.Л. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. – М.,2011 .

Контрольная работа № 4

Тема: «Основные специализированные и дополнительные программы по

дошкольному образованию»
Контрольная работа проводится письменно форме тестов. студент должен
знать
: • вариативные программы воспитания, обучения и развития детей;
Вопросы для повторения
. 1. История создания программы. 2. Специализированные и дополнительные программы по дошкольному образованию. 3. Концепция по дошкольному образованию. 4. Обновление программ и методических документов в дошкольном образовании на современном этапе.
Критерии оценок:
«5» - выполнено 20 заданий. «4»- выполнено 19 заданий. «3»- выполнено 18-16 заданий. «2»- выполнено 15 заданий и меньше
Литература:
1. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011. 2..Тимофеева, Т.И Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.- М.,2010 3Лыкова, И.Л. Развитие ребенка в изобразительной иеятельности. – М.,2011. 4. Веракса, Н.Е Веракса ,А.Н.Проектная деятельность дошкольников.-М.,2011. 5 Алексеев, Н.В. Развитие одаренных детей.- Волгоград.,2013

Самостоятельная работа № 6.

Составление презентаций по теме: «Основные специализированные и

дополнительные программы по дошкольному образованию »

Цель:
1.развивать умениянаходить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; 2.формировать умения ориентироваться в современной литературе по вопросам теоретического обучения дошкольников
Методические рекомендации.
При подготовке к самостоятельной работе необходимо изучить литературу, интернет - ресурсы, составить презентациюспецилизированныхпрограммы воспитания, обучения и развития детей( Программа «Одаренный ребенок»,Программа «ТРИЗ»,) Программа «Юный эколог»,Программа «Я-человек»,)Программа «Дружные ребята»,Программа «Наследие,Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,Программа «Дошкольник и …экономика»,Программа «Малыш»,Программа «Оберег»,Программа «Росинка»,Программа «Природа и художник»,Программа «Калейдоскоп»,Программа «Цветные ладошки». Презентация должна быть составлена с учетом предъявляемых требований, в логической последовательности, раскрывающая особенности содержания и организации педагогического процесса.
Критерии оценок.
«5» - презентация выполнена с учетом продуманной логики построения материала, выделены основные положения теоретических и практических взглядов педагога, сведенья достоверны, при создании презентации продумано сочетание цвета и единства стиля, имеются ссылки на интернет ресурсы. «4» - презентация выполнена с учетом продуманной логики построения материала, выделены основные положения теоретических и практических взглядов педагога, сведенья достоверны, при создании презентации продумано сочетание цвета и единства стиля, имеются ссылки на интернет ресурсы, но имеются 2-3 неточности. «3» - презентация выполнена без учета продуманной логики построения материала, выделены не все основные положения теоретических и практических взглядов педагога, сведенья не все достоверны, при создании презентации не продумано сочетание цвета и единства стиля, нет ссылок на интернет ресурсы. «2» - работа не выполнена или выполнена формально.
Литература:
1. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011. 2..Тимофеева, Т.И Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.- М.,2010 3Лыкова, И.Л. Развитие ребенка в изобразительной иеятельности. – М.,2011. 4. Веракса, Н.Е Веракса ,А.Н.Проектная деятельность дошкольников.-М.,2011. 5 Алксеев, Н.В. Развитие одаренных детей.- Волгоград.,2013.

Практическое занятие № 6,7

Тема:

«Анализ

педагогических

ситуаций

на

умение

определять

педагогические

возможности

различных

методов

и

приемов

и

форм

организации

обучения

и

воспитания дошкольников»

Цель:
• Уметь определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников; •
Оборудование:
сборник Касницкой Г.С. Практикум по дошкольной педагогике.- М.,2011,вопросы для анализа, примерная схема решения педагогических ситуаций
Задание № 1.
Ознакомиться со схемой педагогического анализа. Проанализируйте педагогическую ситуацию №15 с.29; №24с.34.
Методические рекомендации
Прианализе педагогической ситуации вам следует: 1. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление. 2. Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогической категории. 3. Выявить противоречие – источник развития анализируемого события, действия, явления. 4. Установить, на основе каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения. 5. Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя, вожатого, родителей и др. лиц. 6. Назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации. 7. Указать ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации. 8. Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата. 9. Сделать вывод и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.
Критерии оценки
«5» - работа выполнена полностью. «4» - работа выполнена не достаточно полно «3» - работа выполнена формально «2» - в работе много ошибок, отсутствует логика и последовательность
Литература:
1. Козлова, С.А. Куликова,Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011. 2.Сборник Красницкой, Г.С Практикум по дошкольной педагогике.- М.,2011.

Контрольная работа № 5

Тема: «Методы и формы обучения дошкольников»
Контрольная работа проводится письменно форме тестов. студент должен
знать
: • формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения; • психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.
Вопросы для повторения
. 1.Дошкольная дидактика. 2.Характеристика процесса обучения. 3.Система дидактических принципов. 4.Методы и приемы обучения. 5.Средства обучения. 6.Формы обучения. 7.Дифференцилизация и индивидуализация процесса обучения дошкольников. 8.Основы развивающего обучения. 9.Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения
Критерии оценок:
«5» - выполнено 20 заданий. «4»- выполнено 19 заданий. «3»- выполнено 18-16 заданий. «2»- выполнено 15 заданий и меньше
Литература:
1. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии.– М., Издательский центр «Академия», 2013 – 287 с. 2.Воронкова, Ю.Б.Информационные технологии в образовании. – М., «Феникс», 2010 – 314 с. 3.Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2009 – 174 с. 4. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011.

Самостоятельная работа № 7,8

Составление опорных конспектов и таблиц по темам: «Методы обучения» и

«Формы обучения»

Цель:
1.развивать умениянаходить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; 2.формировать умения ориентироваться в современной литературе по вопросам теоретического обучения дошкольников
Методические рекомендации.
При подготовке к самостоятельной работе необходимо изучить литературу, интернет ресурсы, составить опорный конспект: дать определение, показать значение методов и форм в обучении дошкольников, составить классификацию методов и форм в обучения и занести их в таблицу. В заключении необходимо отметить от чего зависит выбор форм и методов в обучении и указать список использованной литературы.
Критерии оценок.
«5» - опорный конспект составлен с учетом рекомендаций, грамотно составлена таблица, прилагается список использованной литературы. «4» - опорный конспект составлен с учетом рекомендаций, грамотно составлена таблица, но имеются отдельные не точности, прилагается список использованной литературы. «3» - опорный конспект составлен не с учетом рекомендаций, с ошибками составлена таблица, нет списка использованной литературы. «2» - работа не выполнена или выполнена формально.
Литература:
1. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии.– М., Издательский центр «Академия», 2013 – 287 с. 2.Воронкова, Ю.Б.Информационные технологии в образовании. – М., «Феникс», 2010 – 314 с. 3.Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., «Академия», 2009 – 174 с. 4. Козлова, С.А. Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2011.
2.2.
Задания

для

проведения

промежуточного

контроля

в

формедифференцированного зачета.
Дифференцированный зачет проводится в письменной форме. 1 часть содержит теоретические вопросы в форме тестов. 2 часть содержит педагогические ситуации, при решении которых студент должен предложить свои действия.
Теоретические вопросы:
1. Отечественный и зарубежный опыт дошкольного образования; 2. зарубежный опыт дошкольного образования; 3. особенности содержания педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях; 4. особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях; 5 .вариативные программы воспитания, обучения и развития детей; 6. формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения; 7. психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, 8. основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.
Практические задания:
Решение педагогических ситуаций – задач.
Задача № 1
Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы. « На уроке музыки учитель выставляет оценки в конце четверти, объявляет их ученикам. Один из учеников спросил: - А почему мне «3»?! - Потому что надо было меньше нарушать дисциплину в классе! - Так я всё равно лучше многих пою! Чего это тройка? - Вот опять споришь! Три! Я сама знаю, кому какую оценку выставлять!» Вопросы: 1. Правильно ли ведёт себя учитель в данной ситуации? 2. Какие педагогические ошибки он совершил? 3. Какие правила нужно соблюдать при выставлении оценки? Предложите свой вариант ответа.
Задача № 2
Проанализируйте ситуацию. « На уроке музыки в 1 классе ребята впервые знакомились с музыкальными жанрами – песней, маршем и танцем. Начинающий учитель основательно подготовился к уроку: подобрал много информации, иллюстративного материала, ребята активно участвовали в танцевальных движениях (маршировали, кружились), всем было радостно и интересно. За последние 5 минут до окончания урока учитель задал ребятам вопросы: с какими музыкальными жанрами они познакомились, как назывались произведения, кто их написал. Но только 2 человека из класса могли на них ответить, и то, не всегда правильно». Вопросы: 1. Какой тип урока запланировал учитель? 2. Почему ребята в конце урока не смогли ответить на вопросы? 3. Какие педагогические ошибки совершил учитель?
4. Что следовало сделать, чтобы обеспечить воспроизведение учебного материала детьми?
Задача № 3
Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы. «В младших классах на уроке музыки нужно выставлять ребятам разные оценки: и хорошие, и плохие. Пусть сразу привыкают к тому, что это такой же важный урок, как и другие. И ещё нужно учитывать то, как ведёт себя ученик на уроке. Если нарушает дисциплину – снижать оценку и выше тройки не ставить. Тогда и порядок будет на уроке, и знания хорошие у детей останутся». Вопросы: 1. Согласны ли вы с этой точкой зрения? 2. Аргументированно обоснуйте свой ответ.
Задача № 4
На уроке математики в 3 классе дана самостоятельная работа. Она сопровождается следующими репликами учителя: - Ребята, кто решит все примеры за 10 минут без единой ошибки, получит «5». - Женя, надо ещё разок внимательно проверить последний пример. - Первым все примеры правильно и аккуратно решил Алёша Гусев, он получает «5». - Марина у нас сегодня молодец: работает хорошо и уже сделала самую трудную половину работы. Серёжа, ты уже всё решил? Дай проверить Илье свою работу: ты у нас иногда теряешь нули. - Ребята, время на работу вышло, заканчивайте. Проверим ответы, Наташа, зачитывай первый ответ. - У кого такой же ответ? Правильно. Кто ошибся? Отметьте пример с ошибкой, его надо будет пересчитать.
Вопросы:
1. Какую роль играют подобные оценочные суждения учителя? В чём заключается педагогическая ценность данного приёма работы учители при проверке знаний и умений школьников? 2. Можно ли применять подобные приёмы при работе с подростками? Почему?
Задача № 5
Ребята старшеклассники работали на уборке школьного участка. Нужно было собрать мусор, очистить дорожки, собрать опавшую листву. Все включились в работу, только Саша стоял в стороне и периодически повторял: - Я не собираюсь убирать, я в школу хожу, чтобы учиться, а не работать метлой.
Вопросы:
1. Что бы вы ответили мальчику, если бы были классным руководителем? 2. Как вы считаете, нужно ли приобщать школьников к общественно – полезному труду? Почему?
Задача № 6
Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает: — Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга. — Это секрет? — серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой. — Тогда сделаем так, даю вам 5 минут — поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны
войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.
Вопросы:
1. Прав ли учитель? Чем он руководствовался? 2. Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании? 3. Какое решение приняли бы вы в подобном случае?
Форма проведения промежуточного контроля:
Дифференцированный зачёт
Задание :

Теоретическое задание
Тест
Практическое задание
Решение педагогической ситуации - задачи
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки

результата и их критерии

Тип задания;

№ задания

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников; Владеет практическими умениями, предлагает собственные варианты действий, владеет педагогическими технологическими приёмами и методами. Педагогическая задача № 1 Находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразованияи саморазвития; Владеет практическими умениями, решает педагогические задачи, предлагает собственные варианты действий, владеет педагогическими технологическими приёмами и методами. Педагогическая задача № 2 ориентироваться в современных проблемах дошкольного образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; Владеет практическими умениями, решает педагогические задачи, предлагает собственные варианты действий, владеет педагогическими технологическими приёмами и методами. Педагогическая задача № 3 анализировать уровень своих способностей, личностных и профессиональных качеств; Владеет практическими умениями, решает педагогические задачи, предлагает собственные варианты действий, владеет педагогическими технологическими приёмами и методами. Педагогическая задача № 4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
отечественный опыт дошкольного образования Отвечает на поставленные вопросы, владеет понятийным аппаратом, выбирает правильные ответы из ряда предложенного, устанавливает соответствия. Вопрос № 1
зарубежный опыт дошкольного образования Отвечает на поставленные вопросы, владеет понятийным аппаратом, выбирает правильные ответы из ряда предложенного, устанавливает соответствия. Вопрос № 2 особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях Отвечает на поставленные вопросы, владеет понятийным аппаратом, выбирает правильные ответы из ряда предложенного, устанавливает соответствия. Вопрос № 3 вариативные программы воспитания, обучения и развития детей; Отвечает на поставленные вопросы, владеет понятийным аппаратом, выбирает правильные ответы из ряда предложенного, устанавливает соответствия. Вопрос № 4 формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников, их педагогические возможности и условия применения; Отвечает на поставленные вопросы, владеет понятийным аппаратом, выбирает правильные ответы из ряда предложенного, устанавливает соответствия. Вопрос № 5 психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, Отвечает на поставленные вопросы, владеет понятийным аппаратом, выбирает правильные ответы из ряда предложенного, устанавливает соответствия. Вопрос № 6 основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания Отвечает на поставленные вопросы, владеет понятийным аппаратом, выбирает правильные ответы из ряда предложенного, устанавливает соответствия. Вопрос № 7
Условия выполнения задания
1. Максимальное время выполнения задания: 1 час
Критерии оценки:

Критерии оценки
Критерии оценки за выполнение теста «5» - 100 – 90% правильных ответов. «4» - 80 -70% правильных ответов. «3» - 60 - 50 % правильных ответов. «2» - менее 50% правильных ответов
Критерии оценки за выполнение практического задания
5 (отлично) – ставится в том случае, когда студентом практическое задание выполнено качественно, правильно решена педагогическая ситуация – задание, при анализе даны ответы на все вопросы. 4 (хорошо) – ставится в том случае, когда студентом практические задания выполнены с некоторыми неточностями 3 (удовлетворительно) – в ответах на поставленные вопросы студент допускает ошибки, задание выполняет некачественно 2 (неудовлетворительно) – если не решена ситуация – задача, студент не может ответить на поставленные вопросы


В раздел среднее профессиональное образование