Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование на уроках спецдисциплин игровых технологий"

Статья

Автор: Верхутина Екатерина Евдокимовна, преподаватель спецдисциплин, ГБОУ СПО "Трубчевский политехнический техникум", г.Трубчевск, Брянская область



В раздел среднее профессиональное образование



Департамент образования и науки Брянской области ГБОУ СПО «Трубчевский политехнический техникум»

Обобщение опыта работы «Использование на уроках спецдисциплин игровых технологий, развивающих профессиональные компетенции студентов» Верхутина Е.Е. преподаватель спецдисциплин 2014 г.
В основу обобщенного опыта работы положено исследование возможностей использования игровых уроков по изучению предмета Технология. Для повышения теоретического уровня преподавания спецдисциплин необходимо усиление познавательной активности обучающихся. Игровая деятельность помогает учиться всему: мышлению, вниманию, укреплению профессиональных знаний. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса по предмету является проведение уроков в игровой форме. Проведение нестандартных уроков позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения менее утомительным, разнообразным и интересным для учащихся. Время, в котором мы живем, выдвинуло перед средним профессиональным образованием задачу обучения свободной, творческой, образованной, культурной личности, которая формируется не только спецдисциплинами, но и производственным обучением. Я часто использую на своих уроках игровые технологии обучения, поскольку предмет является новым для студентов, начиная знакомство с предметом, на обучающихся обрушивается поток новой терминологии, незнакомых понятий, которые трудно сразу усвоить. Игровые формы проведения уроков я подбираю по окончанию темы изучаемого модуля. Такие уроки значимы для личностной деятельности. Деятельность превращается в общественно значимую, что имеет большую ценность для становления и развития активности, самостоятельности, инициативы. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование социокультурной компетентности студентов, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний. На моих занятиях все студенты имеют равные права и возможности принять самое активное участие, проявить собственную инициативу. Применяю активную форму обучения. Для создания на уроке ситуации успеха и формирования положительной мотивации применяю различные методы стимулирования студентов. Для учащихся такие уроки как переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Проведение таких занятий дает возможность развивать личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике. Это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Такие занятия помогают лучше узнать и понять студентов, оценить их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность самореализации и осуществлению собственных идей. Нестандартный урок - импровизированное учебное занятие, имеющее неустановленную структуру, содержание формы, которые вызывают прежде всего интерес обучающихся, развитие их творческого потенциала, способствующих их оптимальному развитию. Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей.
Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дают блоками. - Межпредметные уроки, которые ставят цель объединить материал нескольких предметов; - Театрализованные уроки, которые проводят в пределах учебной программы; - Уроки с различным составом студентов (деление на подгруппы). - Урок - деловая игра; - Пресс-конференция - Лекция; - Бинарный урок; - Уроки-экскурсии; - Театрализованные уроки; - Уроки типа игры «Слабое звено»; - Уроки с групповыми формами работы. Почему же нестандартные уроки получили такое распространение? Учитель постоянно ищет пути усовершенствования своих уроков. Такие поиски направлены на решение цели студентов и воспитывающих заданий. При подборе материала даются опережающие задания студентам для отбора содержательного материала к урокам, поскольку выпуск учебников отстает от развития техники, приходится много материала брать из интернета, журналов. Основная задача моей педагогической деятельности - подготовка конкурентоспособных, всесторонние развитых, квалифицированных специалистов в системе СПО. Исходя из этих задач основными целями считаю: -формирование, закрепление, совершенствование знаний, умений и практических навыков обучающихся по освоению выбранной профессии; -развитие познавательных способностей и творческого мышления; -воспитание профессиональной самостоятельности; -выработка активной жизненной позиции; -активация деятельности учащихся путём постановки проблемных ситуаций на занятиях; Постоянно из года в год совершенствую свой накопленный опыт. Реализацию требований Государственного образовательного стандарта осуществляю через использование на уроках теоретического обучения элементов новых педагогических технологий. Это информационные, игровые технологии; активные формы обучения. При обучении студентов на первом курсе применяю объяснительно-иллюстративный, репродуктивные методы обучения. На втором и третьих курсах обучения наиболее распространёнными являются исследовательский, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Акцентирую внимание в своей педагогической деятельности на деловых играх, которые создают неформальную обстановку на уроке и способствует самореализации учащихся. Основой этого является система проблемно-творческих ситуаций
на уроке, задач и заданий. В результате чего происходит творческое овладение профессиональными навыками, аналитическими умениями и развитие мыслительных способностей Студентов. Игра эффективна для всех групп студентов, находит отражение при проведении предметных недель, конкурсов профессионального мастерства. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность студентов, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у студентов бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Дидактические игры как средство активизации учебного процесса». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к обучению учащихся. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Игровые технологии я использую на вторых-третьих курсах обучения. Это связанно с тем, что возраст таких обучающихся 15-17 лет – переходный этап в жизни студентов: во-первых – формируется личность, а во-вторых, дети попадают в новую среду. Задача преподавателя в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугало, не разочаровало, а, наоборот, способствовало возникновению интереса к обучению. Мне как преподавателю спецдисциплин приходится решать такую задачу каждый день. Вот здесь на помощь приходят уроки-игры. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, преподаватель увлекает обучающихся и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те студенты, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого студента возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от студентов фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода. Задачи: 1) Раскрыть особенности педагогических игр 2) Оказать возможную методику организации урока с использованием игровых технологий 3) Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно- воспитательном процессе
Технология опыта. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. В современном обучении игровая деятельность используется в следующих случаях: -в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; -как элементы более обширной технологии; -в качестве занятия или его части; -как технологии внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Педагогические игры имеют следующую классификацию: По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса: 1.Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2.Познавательные, воспитательные, развивающие; 3.Репродуктивные, продуктивные, творческие; 4.Коммуникативнве, диагностические; Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результаты игры. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Существуют определённые требования к организации дидактических игр. 1) Игра – это форма деятельности студентов, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества. 2) Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры 3) Обязателен элемент соревнования между участниками игры Выделяют следующие виды дидактических игр: 1) Игры-упражнения (кроссворды, ребусы, викторины) 2) Игры-путешествия (рассказы, дискуссии, творческие задания) 3) Игры-соревнования (участники делятся на команды) Такой подход открывает перспективы профессионального роста, саморазвития и самосовершенствования выпускников СПО. В ходе своей педагогической деятельности с целью определения эффективности учебного
процесса, я анализирую результаты обучения. Для этого использую контрольные, самостоятельные работы, разноуровневые тесты, диктанты, кроссворды. В результате общая успеваемость по спецпредметам составляет 100%, качество обученности 76%, средний балл 3,7-4. В целях выявления результативности применения нетрадиционных уроков и методов в учебном процессе разработано и проведено исследование в качестве «резюме». В резюме предлагалось ответить на вопросы, отражающие их отношение к учебному процессу . Исследования проходили в конце 2012-2013 учебного года. Игры, творческие задания – 91%; Пресс-конференции – 94%; Работа в мини группах – 92%; Лекция – 96% Итак, эффективность учебного процесса во м6ного зависит от умения педагога правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний.


В раздел среднее профессиональное образование