Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Различение частиц НЕ и НИ"

конспект урока

Автор: Бедная Ирина Александровна, преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ СПО НППК, город Новозыбков, Брянская область



В раздел среднее профессиональное образование



Различение частиц НЕ и НИ, приставок НЕ и НИ , союза НИ-НИ Цели: - обобщить и углубить имеющиеся знания по теме; - развивать умение различать частицы НЕ и НИ, приставки и союзы и объяснять данные написания ; - воспитывать интерес к родному языку.
Повторение ранее изученного
1.Словарная работа Поля ( не) убра..ы, (не)огороже..ый участок, (не)подготовле..ный ответ, (не)выуче..ый билет, никем (не)провере..ные тетради, (не)коше..ый луг, (не)победимая армия, (не)привыкшие трудиться. Вовсе (не)интерсная информация, смотрел (не)приветливо, (не)знакомые люди, ликвидировать (не)грамотность, отнюдь (не)легкая задача, (не)чая..о уронил, (не)крупные, но сладкие ягоды, крайне (не)уверенный человек, (не)каждый знает, (не)додела..ая работа, (не)достает терпения , человек (не)богат, он (не)специалист, (не)видимый глазом, (не)исправимый дефект, (не)годуя, планы (не)осуществимы, (не)выдуманная , а правдивая история, практически (не)изменившийся,( не)смотря на уговоры, (не)пробудная тишь. 2. Объясните написание НЕ и НИ в данных примерах. На какие 2 группы все эти написания можно разделить. ( н..)кем заменить, (н..) с кем передать письмо, (н..)кто (н..)какой тревоги (н..) ощущал, (н..)где отдохнуть. (н..)кто (н..)забыт, (н..)куда ходить (н..)надо, рассказать (н..)что интересное, (н..)куда пойти, (н..)откуда не получал писем, (н..)как (н..) получается, (н..)откуда получать, (н..) за чем спрятаться, (н..)во что (н..) верю,(н.)сколько человек. - Их можно разделить на правописание наречий и местоимений.
- В чем сходство и отличие этих написаний?
-Местоимения могут писаться слитно и раздельно с не и ни, наречия всегда пишутся слитно. -
От чего зависит написание Не или Ни в приставках?
- От ударения. Под ударением пишем приставку Не, без ударения приставку НИ.
-Как отличить местоимения от наречий ?

- По вопросу и общему значению.
Вывод : приставки НЕ и НИ и местоимениях пишутся слитно , если нет предлога, в местоименных наречиях всегда слитно.
Объяснение нового материала
1.Анализ текста Кто (н_) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»? Кто (н_) оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным. (Н_) раз замечено, что горы, изображенные на полотнах, могут повлиять на самочувствие, хотя (н_) разу (н_) проводилось никаких исследований. (Н_) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н_) запретить, (н_) спрятать искусство (н_) удастся никому.
- Кто может объяснить пропущенные орфограммы? На какое они правило? Какова же тема

нашего урока?

- В течение нашего урока мы должны заполнить таблицу по теме «Различение частиц НЕ и НИ»

, но начнем не с правила , а с примеров.
НЕ отрицательная НИ усилительная Не знал , не каждый , не специалист На небе не было ни облачка. На небе нет ни облачка. На небе ни облачка. Не мог не знать (знал) Не знал ни формул, ни правил.

Нельзя не
гордиться ( надо гордиться)
Нет
таких дел, которые
не
одолел бы человек. Ни днем ни ночью. Ни рыба ни мясо. Где он не бывал
?
Какие
только
мысли не приходят в голову
!

Что ни
говори, а он хорош. Не один (много) Ни один (никто) Не раз (много) Ни разу (никогда) Куй железо,
пока
не остыло. Рабо Работай,
покамест
не надоест. во что бы то ни стало; во что бы то ни было, куда ни шло, как ни в чем не бывало, откуда ни возьмись; что ни день, что ни говори, в каком бы то ни было. Чуть не, чуть-чуть не, чуть ли не, едва ли не, едва-едва не, уж не , вряд ли не Закрепление полученных знаний
1.Объясните написание частиц не или ни в данных случаях, пользуясь таблицей.
1.Нет ни солнца, ни света, ни тени. 2.На сотни верст ни юрты , ни человеческого следа. 3. Ужин не был ни плох, ни хорош. 4.На душе ни весело , ни грустно. 5.Ни искры , ни проблеска, ни полоски света за окном. 1.Нельзя не любоваться рассветом. 2.Не мог не почувствовать 3.Не мог не насладиться вкусом. 4. Нельзя не согласиться. 5. Не мог не признаться в любви. 1.Куда ни кинь, всюду разруха. 2.Где ни появиться, везде ему рады. 3.Сколько ни звал, никто не отозвался. 4.Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. 5.Каким бы ни был ответ, это лучше полной неизвестности. 1.Куда он только не обращался ! 2.Как не порадоваться их успехам! 3.Где он только не побывал! 4.Как можно не замечать такой красоты? 5.Куда он еще не обращался? 1.Ни один не пришел. 2. Ни одного человека не приняли. 3.За весь вечер он не произнес ни единого слова. 3.Ни разу не опоздал. 4.Ни разу не видел . 5.Ни разу не едал он таких щей.
1.Пой, пока не охрипнешь. 2.Он чуть ли не первый исполнитель. 3.В бассейне он чуть не захлебнулся. 4.Это уж не тот охотник, что раньше. 5.Мы чуть-чуть не заблудились в лесу. 1.Во рту не было ни росинки. 2.Не дам ни глоточка воды. 3. Нигде ни огонька. 4.Ни рыбешки не поймал. 5.В доме ни кусочка хлеба. 1.Ни дать ни взять 2.Ни жив ни мертв. 3.Ни свет ни заря. 4.Ни с того ни с сего.
2. Сравните следующие предложения , определите способ написания и объясните его.
Не пролито ни слезинки. Из глаз ее ни слезинки. В воздухе не раздалось ни звука. Вокруг тишина, ни звука. Он не был сегодня в школе. Кто бы он ни был, с ним необходимо поговорить. Они
не получали
ни газет, ни журналов, ни книг. По этой дороге ни проехать, ни пройти. Пойми, каков он: ни умен, ни глуп. Он не умен и не глуп. Это был запах не сирени и не черемухи. Он не может не работать. Он не может ни работать, ни отдыхать. Он не может не читать, он не может не писать, он не может не слушать музыку. Он не может ни читать, ни писать, ни слушать музыку.
Кому
не известен этот дом?
Как
не любить родной город!
Чего
в мой дремлющий тогда не входит ум!
Кого
ни спрашивали, никто не знает.
Где
бы он ни работал, его везде ценили. Не мог он ямба от хорея ,
как
мы ни бились отличить. Где он только не бывал! Где он только ни бывал, везде ему были рады. Где бы вы ни были, помните о своих обязанностях человека и гражданина. Мало найдется семей , где бы не было жертв в период Великой Отечественной войны. Он всем оказывал помощь советом, кто бы к нему ни обращался. В нашей округе, нет никого, кто бы не обращался за советом. Никто нигде не задерживался.
Я не знаю, ни кто ты, ни где твои друзья.
3. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
Кто (н_) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»? Кто (н_) оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным. (Н_) раз замечено, что горы, изображенные на полотнах, могут повлиять на самочувствие, хотя (н_) разу (н_) проводилось никаких исследований. (Н_) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н_) запретить, (н_) спрятать искусство (н_) удастся никому.
4.Определите способ написания НЕ и НИ в данных примерах.
1.У наших ворот рассыпался горох. Н.. лопатой не сгрести, н.. метлой не подмести. 2.Кто н.. проклинал автобусную давку! 3.В кинотеатре я был н. .один. 4.Меня н.. раз спрашивали, но я н.. разу н.. ответил. 5.Об этом случае нельзя было н.. рассказать. 6.Н.. одна во поле березка стояла. 7.Его как будто подменили , н.. смеха, н. .шутки н.. слышно. 8.Где бы вы н.. были помните о своих обязанностях. 9.Н..один участник похода н.. явился. 10.За все время н.. встретил н.. одного знакомого. 11.За время отпуска что мы только н.. увидели! 12.Нет никого , кто н.. обращался бы к нему за советом. 13.Во что бы то н.. стало надо подготовиться к экзамену. 14.Сколько волка н.. корми , он все равно в лес смотрит. 15.Мать н.. на минуту н.. сводила глаз со своих сыновей. 16.За все лето н.. упало н.. капли дождя. 17.Я никогда н.. видел свою Ирину н.. расстроенной, н.. угрюмой. 18.Как н.. старался, я н.. мог н.. подтвердить, н.. опровергнуть эту информацию. 19.Где он н.. бывал , так это только на Кавказе. 20.Нет такой работы, с которой н.. справился бы настоящий мастер.
5. Определите в каких случаях пишется НЕ , а в каких НИ.
1.Входит в состав двойного союза 2.Служит для двойного отрицания 3.Если две части сложного предложения отрицательные пишем 4. В восклицательных и вопросительных самостоятельных предложениях пишем 5.Для усиления отрицания используем частицу 6.В сложном предложении с придаточным уступительным пишем частицу 7. В устойчивых оборотах чуть ли …, вряд ли не , вовсе .., далеко .., только .. пишем частицу… 8.В сложном предложении с придаточными времени и союзами пока и покамест пишем частицу 9. Если сочетание НЕ ОДИН пишем с не , если оно обозначает 10. Сочетание НИ разу пишем с НИ, если оно обозначает 11.Во фразеологических оборотах пишем 12.При отсутствующем отрицании для его усиления пишется частица
6. Тестовый материал.

7.Подведение итогов

8. Домашнее задание


В раздел среднее профессиональное образование