"Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров"
Программа модуля ПМ 03 для специальности 100701 Коммерция (по отраслям)
Автор: Корнеева Светлана Сергеевна, преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ Колледж предпринимательства №11, г.Москва
В раздел среднее профессиональное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение
сохраняемости товаров
Для специальности
100701 Коммерция (по отраслям)
Москва 2015
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 Коммерция (в розничной торговле) Разработчик: Корнеева С.С. – преподаватель ГАПОУ Колледж предпринимательства №11 2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ГО МОДУЛЯ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
7
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУ-
ЛЯ
26
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРО-
ФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
29 3
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости
товаров
1.1 Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО по специальности 100701 Коммерция (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 100000 Сфера обслуживания, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров. ПК 2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию. ПК 3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями. ПК 4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества. ПК 5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов. ПК 6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями. ПК 7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений и системные. ПК 8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в м ероприятиях по контролю. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 20004 Агент коммерческий 12721 Кассир торгового зала 12965 Контролер-кассир 17351 Продавец непродовольственных товаров 17353 Продавец продовольственных товаров
1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной об-
разовательной программы:
Модуль входит в профессиональный модуль ПМ.03 Управ- ление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров. 4
1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения профессионального
модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
определения показателей ассортимента; распознавания товаров по ассортиментной принадлежности, оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями; установления градаций качества; расшифровки маркировки; контроля режима и сроков хранения товаров; соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения;
уметь:
У1
. применять методы товароведения;
У 2.
формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент; анализировать ассортиментную политики розничных торговых организаций; изучать и анализировать ассортимент и номенклатуру показателей качества;
У 3.
оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества; определять товарные сорта продовольственных товаров; проводить отборы проб;
У 4.
рассчитывать товарные потери и списывать их;
У 5
. идентифицировать товары;
У 6.
соблюдать оптимальные условия и сроки хранения и транспортирования, санитарно- эпидемиологические требования к ним,
знать:
рынок продовольственных и непродовольственных товаров и его проблемы; особенности государственного регулирования потребительского рынка в свете принятия ФЗ «О техническом регулировании; актуальные проблемы обеспечения населения продовольствием;
З 1.
теоретические основы товароведения: основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них; общегосударственные классификаторы, виды нормативных документов, регламентирующих ассортимент товаров; виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству потребительских товаров; принципы деления товаров на сорта; технологический цикл товародвижения и методы его контроля; санитарно-гигиенический режим складов и принципы размещения товаров; химический состав и пищевую ценность продовольственных товаров; вспомогательные продовольственные товары; назначение непродовольственных товаров;
З 2.
виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;
З 3.
классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп, оценку их качества, маркировку, а также особенности отдельных их видов;
З 4.
условия и сроки транспортирования и хранения, санитарно-эпидемиологические требования к ним;
З 5.
особенности товароведения продовольственных и непродовольственных товаров. 5
1.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля ПМ.03 является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ПК 1. Участвовать в формировании ассортимента о соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров. ПК 2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию. ПК 3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями. ПК 4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества. ПК 5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов. ПК 6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями. ПК 7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерения в системные. ПК 8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования, нормативных документов, а также требования стандартов и технических условий ОК 13. ИсполнятИсполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 248 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, из них 65 - теоретических, 80 - практических; самостоятельной работы обучающегося 83 часа. 6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров
2.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессио-
нальных компе-
тенций
Наименования разделов профес-
сионального модуля
*
Всего ча-
сов
(макс. учебная нагрузка и прак- тики)
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная
работа
обучающегося
Всего
,
часов
в т.ч.
лабораторны
е работы и
практические
занятия,
часов
в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов
Всего,
часов
курсовая
(проект),
1
2
3
4
5
6
7
ПК 3.1.; 3..4; 3.7
МДК 03.01 Теоретические основы
товароведения
УП .03Учебная практика
ПК 3.2; 3.3; 3.5; 3.6;
3.8
Тема 3. Товароведная характери-
стика непродовольственных това-
ров однородных групп
248
165
80
20
83
УП.03 учебная практика
ПП.03 Производственная практи-
ка (по профилю специальности),
часов
Всего:
2.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 03.
Управление ассортиментом, оценка качества и
*
обеспечение сохраняемости товаров
Наименование разделов
профессионального мо-
дуля (ПМ), междисци-
плинарных курсов
(МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические заня-
тия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
1
2
МДК 03.01 Теоретиче-
ские основы товарове-
дения
МДК 03.02 Товароведе-
ние продовольственных
и непродовольственных
товаров
Глава 1.
Основы товароведения
продовольственных то-
варов.
Тема 1.1.
Общие сведения о това-
ре.
Потребительские свойства товаров. Классификация продовольственных товаров. Пути совершенствования ассортимента продовольственных товаров. Общая класси- фикация продовольственных товаров на группы и подгруппы.
Тема 1.2.
Химический состав про-
довольственных
това-
ров.
Характеристика важнейших веществ химического состава: воды, углеводов. Бел- ков, жиров, органических кислот, витаминов, минеральных. красящих веществ. Схема характеристики: представление о химической природе этих веществ, их классификация; свойства веществ, их влияние на качество, в том числе на безопас- ность и сохраняемость; содержание в пищевых продуктах (деление продуктов на группы в зависимости от содержания от содержания отдельных веществ.)
Тема 1.3.
Пищевая ценность про-
довольственных
това-
ров
Пищевая ценность: понятие, свойства ее обуславливающие (энергетическая ценность, биологическая полноценность, физиологическая ценность, усвояемость). Физиологи- ческие нормы потребления основных веществ. Использование данных о пищевой ценности товаров для стимулирования их сбыта.
Влияние пищевой ценности на конкурентоспособность и совершенствование ассор- тимента.
Самостоятельная работа обучающегося:
«Классификация веществ по усвояемости (усвояемые, трудноусвояемые, неусвояемые)».
Тема 1.4.
Консервирование пище-
вых продуктов
Консервирование продуктов: понятие, назначение. Методы консервирования (физи- ческие, химические, физико-химические, биохимические, комбинированные). Их сущность, влияние на изменение свойств, качество и сохраняемость продуктов. Расширение ассортимента товаров путем применения различных методов консерви- рования.
Тема 1.5. Средства то-
варной информации.
Средства товарной информации: виды и формы товарной информации. Товарная, словесная, цифровая, изобразительная, символическая и штриховая информация. Их характеристика. Требования к товарной информации. Средства товарной информа- ции (маркировка, информационные знаки, знаки соответствия или качества, знак об- ращения на рынке)
Самостоятельная работа:
Конспект «Размерные, манипуляционные и предупреди- тельные знаки»
Глава 2. Товароведная
характеристика
продо-
вольственных
товаров
однородных групп.
Тема 2.1.
Вспомогательные
про-
довольственные товары
Вспомогательные продовольственные товары
: понятие, назначение, классифика- ция. Пищевые добавки: понятие, назначение, классификация, краткая характеристика отдельных подгрупп (улучшители цвета, запаха, вкуса, консистенции и др.) Пряности и приправы: понятие, назначение, классификация, краткая характеристика отдельных подгрупп. Сопутствующие товары: понятие, краткая характеристика (улучшители, крахмал, сода).
Тема 2.2. Зерномучные
товары.
Зерномучные товары
: Краткая характеристика зерна: особенности состава и строе- ния зерна, влияющие на потребительские свойства зерномучных товаров. Товаровед- ная характеристика круп, муки, макаронных и хлебобулочных изделий: пищевая
ценность, сырье, особенности процессов производства, ассортимент. Упаковка и транспортирование зерномучных товаров, хранение. Дефекты. Товарные потери при хранении: виды, причины возникновения и пути сокращения.
Практическое занятие №1, 2.
«
Изучение показателей качества одной из подгрупп зерномучных товаров по стан- дарту. Разработка рекомендаций по его совершенствованию». Изучение показателей качества одной из подгрупп зерномучных товаров по стандар- ту. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа:
1. Сообщение «рынок зерна и продуктов его переработки; состояние и перспективы развития» 2. Схема «Классификация зерномучных товаров по характерным для них признакам»
Тема 2.3.
Плодоовощ-
ные товары
Классификация плодоовощных товаров: свежих плодов, овощей, грибов и продуктов их переработки. Состав и пищевая ценность свежих плодов и овощей. Товароведная характеристика отдельных групп свежих плодов и овощей. Хранение свежих плодов и овощей. Товарные потери, процессы, их вызывающие, пути сокращения. Продукты переработки плодов и овощей, их товароведная характеристика.
Практическое занятие № 3, 4.
« Изучение хозяйственно-ботанических, помологических и ампелографических сор- тов овощей и плодов. «Изучение и анализ ассортимента свежих овощей. Разработка рекомендаций по его совершенствованию».
Самостоятельная работа
Реферат «Рынок плодоовощных товаров: состояние и перспективы развития» -Схема «Классиф-ция плодоовощных товаров по характерным для них признакам»
Тема 2.4. Кондитерские
товары.
Классификация кондитерских товаров. Состав и пищевая ценность разных групп кондитерских товаров. Товароведная характеристика сахаристых и мучных изделий: пищевая ценность, сырье, особенности процессов производства, ассортимент. Товарные потери при
хранении: виды, причины возникновения и пути сокращения. Дефекты. Упаковка и транспортирование кондитерских товаров, хранение.
Практическое занятие № 5, 6
«Изучение и анализ ассортимента сахаристых кондитерских товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию» «Изучение и анализ ассортимента мучных кондитерских товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию»
Самостоятельная работа:
1. Конспект: «Рынок кондитерских товаров» 2. Схема «Общая классификация кондитерских товаров»
Тема 2.5.
Вкусовые товары
Содержание
1 Классификация вкусовых товаров. Состав и пищевая ценность разных подгрупп вкусовых товаров. Влияние физиологически активных веществ товаров отдельных подгрупп на организм человека. Товароведная характеристика вкусовых товаров отдельных подгрупп (безалкогольных напитков, чая, кофе). Упаковка и транспортирование вкусовых товаров, хранение. Товарные поте- ри при хранении: виды, причины возникновения и пути сокращения. 2 Оценка качества вкусовых товаров. Товароведная характеристика вкусовых товаров отдельных подгрупп (водок, ликеро-наливочных изделий, вин, коньяка, пива). Упаковка и транспортирование вкусовых товаров, хранение. Товарные потери при хранении: виды, причины возникновения и пути сокращения.
Практическое занятие № 7,8
1. Изучение и анализ ассортимента вкусовых товаров (чая и кофе). Разработка рекомендаций по его совершенствованию. 2. Изучение и анализ ассортимента вкусовых товаров (алкогольных и безалкогольных напитков). Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Рынок алкогольных, б/а, с/а напитков, чая, кофе, источники поступления товаров» - Схема «Вкусовые товары»
Тема 2.6. Пищевые
жиры. Яичные товары.
Товароведная характеристика отдельных видов жировых товаров (маргарины, спреды, майонезная продукция): сырье, особенности производства, классификация и ассортимент. Упаковка, транспортирование, хранение пищевых жиров. Товарные потери: виды, причины возникновения, меры предупреждения и сокращения. Товароведная характеристика яйца: строение яйца, его пищевая ценность, виды и категории яйца. Виды яичных продуктов, их краткая характеристика. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение яичных товаров. Товарные потери: виды, причины возникновения, пути предупреждения и сокращения.
Практическое занятие № 9.
«Изучение и анализ ассортимента растительных масел и жировых товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию».
Самостоятельная работа:
Схема «Классификация пищевых жиров»
Тема 2.7. Молочные
товары.
Классификация молока и продуктов его переработки. Состав и пищевая ценность отдельных подгрупп. Товароведная характеристика отдельных подгрупп молочных товаров: сырье, особенности производства, классификация и ассортимент. Упаковка, транспортирование, хранение молочных товаров. Товарные потери: виды, причины возникновения, пути предупреждения и сокращения.
Практическое занятие № 10, 11
Изучение и анализ ассортимента молока, сливок и кисломолочных напитков. Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента. Изучение и анализ ассортимента масла коровьего и сыров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа
1. Сообщение «Рынок молочных товаров. Источники поступления товаров на рынок. 2.Схема «Классификация молочных товаров»
Тема 2.8. Мясные
товары
Классификация мяса и продуктов его переработки. Тканевый и химический состав, пищевая ценность разных подгрупп мясных товаров. Товароведная характеристика разных подгрупп мясных товаров (мяса, субпродуктов, мяса птицы, колбасных изделий, продуктов из мяса, полуфабрикатов, консервов): сырье, особенности производства, классификация и ассортимент. Упаковка, транспортирование, хранение мясных товаров. Товарные потери: виды, причины возникновения, пути предупреждения и сокращения.
Практическое занятие 12, 13
Изучение и анализ ассортимента мяса свежего, субпродуктов и мяса птицы. Разработка рекомендаций по его совершенствованию. Оценка качества колбас по органолептическим показателям.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Рынок мясных товаров. Источники поступления товаров» -Схема «Общие и специфические показатели качества мясных товаров»
Тема 2.9. Рыбные
товары
Классификация рыбы и продуктов ее переработки. Тканевый и химический состав, пищевая ценность рыбы. Важнейшие семейства промысловых рыб, их краткая харак- теристика. Товароведная характеристика отдельных подгрупп рыбных товаров: особенности производства, классификация и ассортимент. Гидробионты (нерыбные продукты): понятия, классификация и краткая характеристика. Упаковка, транспортирование, хранение рыбных товаров. Товарные потери: виды, причины возникновения, пути предупреждения и сокращения.
Практическая работа №14
Изучение и анализ ассортимента рыбных товаров отдельных подгрупп и видов по стандарту и в розничной торговой сети (сопоставление, анализ и оценка). Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Рынок рыбы и продуктов переработки. Районы лова и разведения рыбы» - Реферат: «Проблемы рыбоводства и рыболовства: экологические и экономические
Глава 3. Товароведная
характеристика
непродовольственных
товаров однородных
групп
Тема 3.1.Товары из
пластических масс
. Факторы, формирующие ассортимент и качество товаров: сырье, производства. Характеристика материалов, методы переработки пластмасс в изделия. Характеристика ассортимента изделий из пластмасс. Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации товаров
Практическая работа №15
Изучение ассортимента товаров из пластических масс. Составление товароведной характеристики.
Самостоятельная работа
-
Конспект «Современный рынок товаров из пластмасс, перспективы развития».
Тема 3.2. Товары
бытовой химии
Понятие, назначение, классификация. Факторы, формирующие ассортимент и каче- ство товаров бытовой химии: сырье, процессы производства Клеи: понятие, назначение, состав, свойства, классификация. Характеристика ассор- тимента. Лакокрасочные товары: понятие, назначение, классификация. Характеристика ассор- тимента пигментов, растворителей (разбавителей) олиф, лаков, красок, шпатлевок. Моющие средства: понятие, назначение, классификация. Синтетические моющие средства: понятие, состав, классификация и ассортимент. Мыло: понятие, классификация и ассортимент хозяйственного мыла. Вспомогательные средства: отбеливатели, умягчители воды, подсинивающие, анти- статистические, дезинфицирующие и др. средства. Общая характеристика ассорти- мента. Общая характеристика ассортимента пятновыводящих, чистящих и полирующих средств, ядохимикатов, гербицидов, стимуляторов роста и минеральных удобрений. Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации товаров бытовой химии. Оценка качества, показатели качества.
Практическая работа №16
Изучение ассортимента товаров бытовой химии. Оценка качества товаров бытовой химии по стандарту.
Самостоятельная работа
Конспект:
«
Современный рынок товаров бытовой химии, перспективы развития».
Тема 3.3. Силикатные
товары
Понятие о силикатах, стекле и керамике, краткая историческая справка. Стеклянные товары. Состав, строение и свойства стекла. Факторы, формирующие ассортимент и качество стеклянных изделий: сырье, производство. Сравнительная характеристика разных видов стекла. Украшения стеклянных изделий: классификация, виды, отличи- тельные признаки. Классификация и характеристика ассортимента стеклянной сорто- вой (столовой), кухонной (в т.ч. термоустойчивого стекла), хозяйственной посуды и художественных изделий. Эстетические свойства. Особенности изделий из ситаллов (пирокерамов). Керамические товары. Свойства керамики. Факторы, формирующие качество и ассортимент керамических изделий: сырье, производство. Виды керамики: фарфор, фаянс, майолика и гончарные изделия, их сравнительная ха- рактеристика. Украшения керамических изделий: виды, отличительные признаки. Влияние состава керамических масс, технологии производства, декорирования на по- требительские свойства и цену изделий. Классификация и характеристика ассортимента посуды и художественных изделий из различных видов керамики. Эстетические свойства. Маркировка, упаковка, подготовка к продаже и хранение стеклянных и керамических товаров. Особенности выкладки.
Практическая № 17
Изучение ассортимента силикатных и керамических товаров. Составление товаровед- ной характеристики.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Состояние современного рынка силикатных товаров».
Тема 3.4.
Металлохозяйственные
товары
Понятия и классификация. Факторы, формирующие ассортимент и качество: сырье, конструкция, производство. Металлическая посуда: классификация и характеристика ассортимента. Условное обозначение посуды. Металлоинструменты. Классификация и характеристика ассортимента. Ножевые изделия, столовые приборы и принадлежности для сервировки стола. Клас- сификация и характеристика ассортимента. Изделия для кухни, ремонтно-строительного назначения, садовоогородный инвентарь и оборудование: общая характеристика ассортимента. Маркировка, упаковка и хране- ние металлохозяйственных товаров. Особенности подготовки к продаже и выкладки м/х товаров.
Практическая работа №18
-
Изучение ассортимента металлохозяйственных товаров. Составление товароведной характеристики.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Состояние современного рынка металлохозяйственных товаров».
Тема 3.5. Мебельные
товары.
Товароведная характеристика. Эстетические свойства мебели. Классификация мебели. Характеристика ассортимента столярной, гнутой, пропильно- гнутоклееной и плетеной мебели. Мебель на металлическом каркасе и пластмассовая. Упаковка, маркировка и хранение мебели. Уход за ней при хранении и в процессе эксплуатации. Демонстрация мебели в магазинах
Практическая работа № 19
Изучение ассортимента мебели (по иллюстрациям, каталогам, прайс-листам). Оценка качества мебели по стандарту.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Факторы, формирующие ассортимент и качество мебели».
Тема 3.6.Строительные
товары
Общие сведения, группировка ассортимента. Минеральные вяжущие материалы и изделия на их основе: классификация и характеристика ассортимента. Древесные строительные изделия: классификация и характеристика ассортимента. Классификация и характеристика ассортимента керамических, стеклянных, металлических строительных товаров, а также изделий на основе бумаги пластмасс. Упаковка, маркировка, подготовка к продаже и хранение строительных товаров. Особенности выкладки.
Практическая работа № 20, 21
-Изучение ассортимента строительных товаров. Расшифровка маркировки. Анализ фактического ассортимента. - Изучение ассортимента строительных товаров. Расшифровка маркировки. Анализ фактического ассортимента.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Ранжирование факторов, формирующие ассортимент строительных това- ров»
Тема 3.7.
Электробытовые
товары
Электробытовые товары: понятие, классификация. Факторы, формирующие качество и ассортимент электробытовых товаров: применяемые материалы, производство, конструкция. Показатели безопасности этих товаров. Проводниковые изделия (провода, шнуры, кабели, электрические установочные изделия; светильники: осветительная арматура и источники света; электронагревательные приборы; Электрические двигатели; Бельеобрабатывающие приборы и машины; Приборы холодильные электрически бытовые; Бытовые электроприборы для поддержания микроклимата в помещении; Машины и инструменты для механизации хозяйственных работ; электронагревательные инструменты; Приборы и изделия санитарно-гигиенического назначения. Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации электробытовых приборов. Эксплуатационные документы. Меры безопасности электробытовых приборов. Гарантийные сроки эксплуатации, сроки службы электробытовых товаров.
Практическая работа №22, 23
-
Изучение ассортимента электробытовых товаров (по каталогам). Сравнительная ха- рактеристика моделей различных видов товаров. Ознакомление с инструкциями на товары. -Изучение и анализ ассортимента электробытовых товаров. разработка рекомендаций по его совершенствованию
Самостоятельная работа
-
Рефераты: «Факторы, формирующие ассортимент и качество» -«Бытовые уборочные машины (пылесосы). Особенности конструкции, принцип дей- ствия, классификация. Машины для механизации кухонных работ (посудомоечные, миксеры, кухонные комбайны)
Тема 3.8.Школьно-пись-
менные и канцелярские
товары
Практическая работа № 24
Изучение и анализ ассортимента школьно-письменных и канцелярских товаров. Раз- работка рекомендаций по его совершенствованию
Самостоятельная работа
-Конспект: «Общая классификация школьно-письменных и канцелярских товаров»
Тема 3.9. Офисная
техника
Практическая работа №25
Изучение ассортимента офисной техники. Анализ фактического ассортимента офисной техники в розничной торговой сети.
Самостоятельная работа
-Конспект «Роль офисной техники в жизни общества и бизнесе, состояние современ- ного рынка и перспективы его развития»
Тема 3.10. Музыкаль-
ные товары.
Практическая работа № 26
Изучение ассортимента музыкальных инструментов. Расшифровка маркировки.
Самостоятельная работа
-Сообщение «Музыкальные товары: понятие, назначение. Состояние перспективы развития рынка»
Тема 3.11. Фототовары
Практическая работа № 27
Изучение ассортимента фототоваров. Анализ ассортимента в розничной торговой сети. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа
-Описать характеристики домашнего фотоаппарата.
Тема 3.12. Бытовые
радиоэлектронные
товары
Классификация и краткая характеристика ассортимента радиоэлектронной аппарату- ры (РЭА)2 РЭА для усиления и преобразования электрических сигналов низкой частоты: усили- тельно-коммутационные устройства, акустические системы, телефоны головные. РЭА для приёма передач радиовещательных станций: радиоприёмники, тюнеры, або- нентские громкоговорители. РЭА для приёма передач телевизионных станций: телевизоры. РЭА для воспроизве- дения механической записи звуков (с грампластинок): электропроигрыватели, элек- трофоны. РЭА для воспроизведения информации с помощью сфокусированного лазерного из- лучения: CD, MD – player. РЭА для магнитной записи и воспроизведения звуков и изображения: магнитофоны, видеокамеры и видеомагнитофоны, видеоплейеры. Комбинированная РЭА. Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации бытовых радиоэлектронных товаров. Особенности демонстрации.
Практическая работа №28
-Конспект: «(БЭРА): общие сведения, роль в жизни общества и бизнесе, состояние современного рынка». Работа со схемами и таблицами
Самостоятельная работа
-Конспект: «(БЭРА): общие сведения, роль в жизни общества и бизнесе, состояние современного рынка». Работа со схемами и таблицами.
Тема 3.13. Игрушки
Практическая №30
Изучение ассортимента игрушек. Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента
Самостоятельная работа
-Конспект: «игрушки, общие понятия, классификация игрушек»
Тема 3.14. Спортивные,
охотничьи и
рыболовные товары
Факторы, формирующие ассортимент. Классификация спортивных товаров. Характе- ристика ассортимента. Эстетические свойства. Охотничьи товары: классификация, характеристика ассортимента. Эстетические свойства. Рыболовные товары: классификация, характеристика ассортимента. Эстетические свойства. Маркировка, упаковка и хранение спортивных и рыболовных товаров. Особенности демонстрации.
Практическая работа № 31
Изучение ассортимента спортивных, охотничьих и рыболовных товаров. Составление товароведной характеристики.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Спортивные товары: общие сведения, состояние современного рынка и перспективы его развития.
Тема 3.15.Ювелирные
товары и часы.
Факторы, формирующие ассортимент ювелирных изделий. Материалы для изготовления ювелирных товаров. Маркировка (клеймение) драгоценных металлов и изделий из них. Эстетические свойства. Часы: общие сведения, состояние современного рынка и перспективы его развития. Факторы, формирующие ассортимент. Конструкция бытовых часов. Единая система наименований и индексации бытовых часов. Эстетические свойства. Особенности их выкладки.
Практическая работа №32
Изучение ассортимента ювелирных товаров и часов. Расшифровка клеймения и мар- кировки на ювелирных товарах.
Самостоятельная работа
-
Конспект: «Ювелирные товары: понятие, назначение, состояние современного рынка и перспективы его развития»
Тема 3.16.Текстильные
товары (ткани и нетка-
ные материалы)
Текстильные волокна, нити и пряжа: понятие, основные свойства, показатели каче- ства, классификация ассортимента. Ткацкие переплетения: понятие, классификация, виды, влияние на свойства тканей. Отделка тканей: понятие, классификация, виды. Новые виды отделки. Классифика- ция и характеристика ассортимента хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шел- ковых тканей. Эстетические свойства тканей. Оценка качества тканей: дефекты, при- чины возникновения, влияние на качество. Маркировка, кпаковка, транспортирова- ние и условия хранения тканей.
Практическая работа №33
Изучение характеристик тканей. Оценка качества по стандарту.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Текстильные товары: понятие, назначение, состояние современного рынка и перспективы его развития»
Тема 3.17. Нетканые
материалы и
искусственные меха
Практическая работа №34
Изучение ассортимента нетканых материалов и искусственных мехов.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Показатели, по которым дают оценку качества в торговле»
Тема 3.18.Швейные и
трикотажные товары
понятие, назначение. Классификация и характеристика ассортимента швейных и трикотажных товаров. Эстетические свойства. Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации швейных и трикотажных товаров. Особенности демонстрации. Оценка качества швейных и трикотажных това- ров: показатели качества, дефекты, причины возникновения, влияние на качество. Маркировка, упаковка, транспортирование, условия хранения швейных и трикотаж- ных товаров.
Практическая работа № 35, 36
Изучение и анализ ассортимента швейных и трикотажных товаров. Оценка качества по стандарту. Изучение и анализ ассортимента швейных и трикотажных товаров. Оценка качества по стандарту.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Состояние рынка швейных и трикотажных товаров и перспективы его развития» -Работа со схемами и таблицами
Тема 3.19. Обувные
товары
Обувные товары: общие сведения, классификация. Обувные материалы. Обувные кожи: краткие сведения о кожевенном сырье, производство кож, строение и свойства кожи. Классификация и характеристика кож. Искусственные и синтетические обувные материалы: классификация, свойства. Характеристика искусственных и синтетических обувных материалов для низа, верха обуви, внутренних и промежуточных деталей. Текстильные материалы для обуви. Методы крепления низа: классификация, влияние на потребительские свойства обуви. Отделка обуви. Кожаная обувь: классификация и характеристика ассортимента. Размерно-полнотный ассортимент кожаной обуви. Резиновая и полимерная обувь: общие сведения. Классификация и характеристика ассортимента. Размерные характеристики. Эстетические свойства. Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации кожаной, резиновой и поли- мерной, валяной обуви. Гарантийные сроки. Особенности выкладки.
Практическая работа №37
Изучение и анализ ассортимента обувных товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Валяная обувь: общие сведения. Классификация и характеристика ассортимента. Размерные характеристики»
Тема 3.20.
Пушно-меховые и ов-
чинно-шубные товары
Классификация и характеристика ассортимента пушно-меховых и овчинно-шубных изделий. Эстетические свойства. Маркировка, упаковка, условия хранения и эксплуатации меховых товаров. Особен- ности демонстрации.
Практическая работа №38, 39
Изучение и анализ ассортимента пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. Разра- ботка рекомендаций по его совершенствованию. Изучение и анализ ассортимента пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. Разра- ботка рекомендаций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа
-Конспект: «понятие, назначение, классификация, состояние современного рынка и перспективы его развития»
Тема 3.21.Парфюмерно-
косметические товары
Классификация и характеристика ассортимента парфюмерных товаров. Эстетические свойства. Косметические товары: понятие, общие сведения, назначение, классификация, состояние современного рынка. Классификация и характеристика ассортимента косметических товаров. Эстетические свойства товаров и упаковки. Маркировка, упаковка и хранение парфюмерно-косметических товаров. Особенности выкладки
Практическая работа №40
Изучение и анализ ассортимента парфюмерных и косметических товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Парфюмерные товары: понятие, общие сведения, назначение, классифи- кация, состояние современного рынка»
Тема 3.22. Галантерей-
ные товары
Факторы, формирующие ассортимент галантерейных товаров: сырье и применяемые материалы, технология производства. Текстильная галантерея: понятие, классификация, характеристика ассортимента. Металлическая галантерея: понятие, классификация, характеристика ассортимента. Галантерейные изделия из пластмасс: понятие, классификация, характеристика ассортимента. Щеточные изделия: понятие, классификация, характеристика ассортимента. Зеркала: классификация, характеристика ассортимента. Эстетические свойства. Маркировка, упаковка и хранение галантерейных товаров
Практическая работа №41
Изучение и анализ ассортимента галантерейных товаров. Разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа
- Конспект: «понятие, общие сведения, назначение, классификация, состояние совре- менного рынка и перспективы его развития»
3.23.Изделия народных
художественных
промыслов и сувениры
(художественные
изделия)
Классификация и характеристика ассортимента художественных товаров. Факторы, формирующие ассортимент. Художественные промыслы: виды, краткая характеристика, районы изготовления. Маркировка, упаковка и хранение художественных товаров. Особенности выкладки.
Практическая работа №42, 43
Изучение и анализ ассортимента изделий народных промыслов. Разработка рекомен- даций по его совершенствованию. Изучение и анализ ассортимента изделий народных промыслов. Разработка рекомен- даций по его совершенствованию.
Самостоятельная работа
-Конспект: «Художественные изделия: понятие, состояние современного рынка и пер- спективы его развития».
Итого
3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля требует наличия учебного кабинета товароведных дисциплин, лаборатории Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: посадочные места по количеству обучающихся рабочее место преподавателя комплект учебно-наглядных пособий «Товароведение» комплект нормативных документов (техрегламенты, ГОСТ и т.п) раздаточный материал для выполнения практических работ презентации, по разделам программы профессионального модуля Технические средства обучения: проектор, диафильмы, кинофильмы, информационный фонд стандартов, ТУ, технических документов (сертификатов соответствия, деклараций соответствия, товаросопроводительных документов: накладных, эксплуатационных документов и др.). Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: лабораторное оборудование (титровальные установки, технохимические весы, рефрак- торы, ареометр, лактодепситометр и др) и реактивы Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: контрольно-кассовые машины, весы, фасовочное оборудование и др., торгово-технологическое оборудование в соответствии со специализацией торговой организации.
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной ли-
тературы
Основные источники:
1.
ФЗ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 № 2300/1-1 (с измен, и дополн, от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
2.
«О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ-29 от 02.01.2000
3.
«О техническом регулировании» ФЗ-184 от 27.12.02 с измен, п. 65-ФЗ от 01.05.2007 26
4.
Правила продажи отдельных видов товаров (Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 55 с измен, и дополн.)
5.
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник. - М.: Изд-во НОРМА. 2009
6.
Карташова Л.В., Николаева М.А., Псчникова Е.Н. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения/ Учеб. для ССУЗов. - М.: Деловая литература, 2004
7.
Карташова Л.В. Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продо- вольственных товаров. - М.: Деловая литература, 2004
8.
Под ред. Неверова А.Н. Товароведение и экспертиза промышленных товаров. -М.: МЦФЭР, 2006
9.
Горюнова О.Б., Додонкин Ю.В. и др. Практикум по товароведению и экспертизе про- мышленных товаров/ Учебное пособие для вузов.- М.: Академия, 2005
Дополнительные источники
1.
Бадаева СИ., Дзахмишева И.Ш., Блиева М.В. Товароведение и экспертиза непродо- вольственных товаров: Учебное пособие, 2-е изд. - М.: НТК «Дашков и К», 2011
2.
Березина В.В. Товароведение и экспертиза качества плодоовощных товаров и грибов: Лабораторный практикум. - М.: ИТ К .«Дашков и К», 2010
3.
Дзахмишена И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров: Учебное пособие, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: «Дашков и К», 2011
4.
Дзахмишсва И.Ш., Балаева СИ., Блиева М.Р. Товароведение и экспертиза швейных, трикотажных и текстильных товаров: Учебное пособие, 2-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2010
5.
Елисеева Л.Г. Товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учебник - М.: ИТК «Дашков и К», 2010
6.
Касторных М.С., Кузьмина В.А., Пучкова ЮС. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов: Учебник, 4-е изд., доп. - М.: ИТК «Дашков и К», 2011
7.
Колобов СВ., Памбухчиянц О.В. Товароведение и экспертиза плодов и овощей: Учеб- ное пособие- М: ИТК «Дашков и К», 2010
8.
Кришгафович В.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Лабора- торный практикум, 2-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2010
9.
Репников Б.Т. Товароведение и биохимия рыбных товаров: Учебное пособие. - М.: ИТК «Дашков и К»,2010 27
10.
Страхова С.А Теоретические основы товароведения и экспертизы: Тесты. - М.: «Даш- ков и К», 2010
11.
Таблицы химического состава российских продуктов. Справочник / под ред. И.М. Ску- рихина, В.А. Тутельяна. - М.: ДеЛи принт, 2008
12.
Ходыкин А.П , Ляшко А.А., Волошко Н.И. и др. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник, 3-е изд., испр. - М.: ИТК «Дашков и К», 2010
13.
Ходыкин А.П., Ходыкин А.А. Товароведение и экспертиза культтоваров: товары для спорта и активного отдыха: Учебник, 3-е изд. - М: ИТК «Дашков и К», 2010 Ж'урналы "Коммерсант". "Современная торговля", «Кожевенно-обувная промышлен- ность», «Мягкое золото», «Потребитель», «Российская торговля», «Часы» «Швейная про- мышленность» Газеты "Торговая газета". "Российская торговля".
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬ-
НОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
Основные показатели
Формы и методы
(освоенные профессиональные
оценки результата
контроля и оценки
компетенции)
ПК 1. Участвовать в Показатели ассортимента: Оценка правильности формировании ассортимента в широта, полнота, глубина, выполнения практичес- соответствии с ассортиментной устойчивость, рациональ- кой работы по анализу политикой организации, опреде- ность ассортиментной поли- лять номенклатуру показателей тики. Текущий контроль качества товаров по тестам ПК 2. Рассчитывать товарные Показатели естественной Оценка правильности потери и реализовывать меро- убыли, предреализационных решения ситуационных приятия по их предупреждению товарных потерь (решение задач. Текуший конт- или списанию ситуационных задач) роль по тестам ПК 3. Оценивать и Реквизиты маркировки Текущий контроль. 28
расшифровывать маркировку в конкретных товаров. Оценка правильности соответствии с установленными Показатели достаточности выполнения практичес- требованиями информации на маркировке ких заданий и решения в соответствии с ГОСТ Р ситуационных задач ПК 4. Классифицировать товары, Признаки и классифика- Текущий контроль по идентифицировать их ционные группировки. По- тестам. Практический ассортиментную казатели идентификации контроль результатов принадлежность, оценивать ассортиментной принад- идентификации, оценки качество, диагностировать лежности. Показатели ка- качества, диагностики дефекты, определять градации чества. Дефекты. Градации дефектов и определения качества качества градации качества ПК 5. Контролировать условия Показатели климатического Проверка правильности и сроки хранения и и санитарно-гигиенического решения ситуационных транспортирования товаров, режима хранения и задач и оформления обеспечивать их сохраняемость, транспортирования. Сроки накладных. проверять соблюдение требова- хранения и транспортиро- ний к оформлению сопро- вания. Реквизиты товаросо- водительных документов проводительных документов ПК 6. Обеспечивать соблю- Санитарно-эпидемиологи- Текущий контроль дение санитарно-эпидемиоло- ческие (гигиенические) знаний по тестам. гических требований к товарам и показатели качества и Оценка правильности упаковке, оценивать качество безопасности товаров, упа- выполнения практичес- процессов в соответствии с ковки и процессов ких заданий и решения установленными требованиями ситуационных задач ПК 7. Производить измерения Показатели измерения Текущий контроль товаров и других объектов, количества товаров (массы, знаний по тестам. переводить внесистемные объема, длины, диаметра, Оценка правильности единицы измерений в системные температуры, относительной выполнения практичес- плотности и др.) в ких заданий и решения системных и внесистемных ситуационных задач единицах ПК 8. Работать с документами по Реквизиты сертификатов Текущий контроль подтверждению соответствия, соответствия или деклара- знаний по тестам. принимать участие в ций соответствия. Оценка правильности 29
мероприятиях по контролю. Показатели качества това- выполнения практичес- ров: действительные и рег- ких заданий и решения ламентированные (установ- ситуационных задач ление их соответствия) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетен- ций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
Основные показатели
Формы и методы
(освоенные общие
оценки результата
контроля и оценки
компетенции)
Понимать сущность и - демонстрация интереса к Наблюдение и оценка на социальную значимость своей будущей профессии, практических занятиях, будущей профессии, проявлять к усвоение знаний сущности и при выполнении работ ней устойчивый интерес. социальной значимости своей по учебной практике, будущей профессии самостоятельной работы. Организовывать собственную - обоснование выбора и Наблюдение и оценка на деятельность, выбирать типовые применения методов и практических занятиях, методы и способы выполнения способов решения при выполнении работ профессиональных задач, профессиональных задач в по учебной практике, оценивать их эффективность и области документирования самостоятельной работы. качество. хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации; - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональ- ных задач; Принимать решения в - демонстрация способности Наблюдение и оценка на стандартных и нестандартных принимать решения в практических занятиях, ситуациях и нести за них стандартных и нестандартных при выполнении работ ответственность. ситуациях области документи- по учебной практике, рования хозяйственных опера- самостоятельной работы. ций и ведения бухгалтерского учета имущества организации; - демонстрация способности нести ответственность за принятые решения Осуществлять поиск и - нахождение и использование Наблюдение и оценка на использование информации, информации для практических занятиях, необходимой для эффективного эффективного выполнения при выполнении работ выполнения профессиональных профессиональных задач, по учебной практике, задач, профессионального и профессионального и самостоятельной работы. личностного развития. личностного развития Использовать информационно- - демонстрация навыков Наблюдение и оценка на коммуникационные технологии в использования информа- практических занятиях, профессиональной деятельности ционно-коммуникационных при выполнении работ технологий в профессио- по учебной практике, нальной деятельности. самостоятельной работы Работать в коллективе и команде, - взаимодействие со Наблюдение и оценка на эффективно общаться с студентами и преподавате- практических занятиях, коллегами, руководством, лями в ходе обучения при выполнении работ потребителями. по учебной практике,
самостоятельной работы Самостоятельно определять - организация самостоятель- Наблюдение и оценка на задачи профессионального и ных занятий при изучении практических занятиях, личностного развития, профессионального модуля при выполнении работ заниматься самообразованием, - планирование студентом по учебной практике, осознанно планировать повышения личностного и самостоятельной работы повышение квалификации. квалификационного уровня. Вести здоровый образ жизни, - отказ от вредных привычек; Наблюдение и оценка на применять спортивно-оздорови- - использование оздорови- практических занятиях, тельные методы и средства для тельных методов и средств в процессе учебной коррекции физического развития для корректировки практики, результаты и телосложения физического развития и самостоятельной работы телосложения Пользоваться иностранным - демонстрация умений Наблюдение и оценка на языком как средством делового использования иностранного практических занятиях, общения языка как средства делового в процессе учебной общения практики, результаты самостоятельной работы Логически верно, - демонстрация умений Наблюдение и оценка на аргументировано и ясно излагать логически верно, аргумен- практических занятиях, устную и письменную речь тировано и ясно излагать в процессе учебной устную и письменную речь практики, результаты самостоятельной работы Обеспечивать безопасность - соблюдение правил по Наблюдение и оценка на жизнедеятельности, безопасности жизнедея- практических занятиях, предотвращать техногенные тельности, и принятие мер для в процессе учебной катастрофы в профессиональной предотвращения техногенных практики деятельности, организовывать, катастроф в профессиональ- проводить и контролировать ной деятельности, мероприятия по защите - осуществление мероприя- работающих и население от тий по защите работающих и негативных воздействий населения от негативных чрезвычайных ситуаций воздействий чрезвычайных ситуаций. Соблюдать действующее - соблюдение правовых норм, Наблюдение и оценка в законодательство и обязательные регулирующих организацию процессе учебной требования нормативных доку- деятельности менеджера практики ментов, а также требования торгового предприятия стандартов, технических условий Исполнять воинскую - демонстрация готовности к Наблюдение и оценка на обязанность, в том числе с исполнению воинской практических занятиях, применением полученных обязанности. при выполнении работ профессиональных знаний (для по учебной практике юношей).
В раздел среднее профессиональное образование