Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Рабочая программа учебного предмета по биологии для 6 класса на 2015-2016 учебный год".

методическая разработка

Автор: Пирогова Наталья Семёновна, учитель биологии, ГОАУ коррекционная школа-интернат №5, п.г.т. Новобурейский Амурской области



В раздел среднее профессиональное образование



Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа- интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, п.г.т.Новобурейский Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом к утверждению МО _______________ ГОАУ Школы-мнтерната № 5 _________________________________ п.г.т.Новобурейский Протокол от ________________ № ___ от ________________ № _____ ___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета __
БИОЛОГИИ
___

для 6 класса на 2015-2016 учебный год
учитель
Пирогова Наталья Семёновна


Пояснительная записка
В качестве основы для настоящей рабочей программы по биологии 6 класса использована программа В.В.Воронковой «Биология» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2001г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении биологии в специальных (коррекционных) школах VIII вида; в школе-интернате имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, экологическому, нравственному, гражданскому воспитанию. Программа использована сбез изменений и дополнений. Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа: - Закон Российской Федерации «Об образовании»; - приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»; - методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»; - устав специальной (коррекционной) школы-интерната № 5 п.г.т.Новобурейского. Основная
цель
обучения биологии в 6 классе – получение учащимися элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о неживой природе и формирование у них представления о мире, который окружает человека. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
- сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве); - формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; - экологическое воспитание (рассмотрение природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), формирование у учащихся бережного отношения к природе; - первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных, на пришкольном участке) и правилами ухода за ними; - первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать в домашних условиях; - привитие навыков сохранения и укрепления здоровья человека.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Для проведения занятий по естествознанию необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных я человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете естествознания. В процессе обучения биологии в 6 классе у учащихся, помимо формирования представления об окружающем мире, развиваются наблюдательность, речь и мышление. Ученики учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязанность живых организмов, явлений природы между собой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, понимать влияние, которое человек оказывает на природу. Развиваются также метапредметные компетенции (умение работать самостоятельно и в группе в различных ролях, сравнивать, аргументировать свое мнение и делать вывод, работать по плану, участвовать в разработке проекта, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и др.) Неоднородность состава детей в 6 классе, максимальный диапазон различий в требуемом уровне подготовленности учащихся обусловливает необходимость реализации принципов личностно-ориентированного обучения, разноуровневого обучения. Все учащиеся данного класса нуждаются в осуществлении индивидуального подхода в обучении. В процессе обучения в 6 классе реализуются принципы: - коррекционной направленности обучения; - воспитывающей и развивающей направленности обучения; - научности и доступности; - систематичности и последовательности; - наглядности.
Формы учебной деятельности в 6 классе – коллективная, групповая (парная), индивидуальная. Технологии обучения (элементы технологий обучения): - дифференцированное обучение; - личностно-ориентированное обучение; - ИКТ. Методы обучения: - словесные (рассказ, беседа); - наглядные (наблюдение, демонстрация); - практические (выполнение заданий, лабораторные и практические работы). Типы уроков: - урок сообщения новых знаний; - урок формирования и закрепления знаний и умений; - урок обобщения и систематизации знаний; - урок проверки и оценки знаний и умений; - комбинированный урок. На уроках биологии в 6 классе применяются ТСО (видеофильмы, мультимедиапрезентации). Биология тесно связана с другими предметами: чтением, географией, физкультурой, с уроками труда, занятиями по ОБЖ. Значительное место на уроках биологии занимает опора на знания учащихся, полученные в 5 классе на уроках природоведения. При изучении программного материала обращается внимание на значение физической культуры для здоровья человека и его нормальной жизнедеятельности. Для проведения уроков биологии в кабинете имеются измерительные приборы, химическая посуда для демонстрации опытов, образцы полезных ископаемых, скелеты животных и человека, таблицы, раздаточный материал. На обучение чтению в 6 классе отводится 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю). Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаруживаются совершенные ошибки, анализируются и предупреждаются в дальнейшем. Виды контроля Содержание Методы Текущий Освоение учебного материала по теме, разделу программы Беседа, устный опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест, нетрадиционные
виды контроля, проверка домашнего задания (пересказ статьи учебника), практическая (лабораторная) работа. Итоговый (в конце уч.года) Контроль выполнения поставленных задач Проверочная работа (письменный опрос либо тест) На уроках биологии возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые слова (термины), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее. 1) Устные ответы учащихся: Отметка Критерии оценки «5» Содержание материала в объёме программы раскрыто полно, четко и правильно даны определения (термины), для доказательства использованы различные способы, сделаны выводы, ответ самостоятельный, ученик опирается на полученные ранее знания, приводит примеры. «4» Основное содержание материала раскрыто, в целом даны правильные определения (допущены незначительные недочеты), ответ самостоятельный, с небольшой помощью учителя, имеются небольшие неточности в приведении аргументов, доказательств, выводы сделаны в целом верные, приведены примеры. Допущены две несущественные ошибки или одна грубая. «3» Содержание материалы в основном усвоено, но ответ неконкретный, изложение непоследовательно, несамостоятельно, с помощью наводящих вопросов учителя и с помощью других учащихся, определения неточные, с ошибками, не все доказательства приведены, затруднения с выводами, допущены ошибки в использовании терминов. Допущено более двух значительных ошибок. 2) Практическая или лабораторная работа: Отметка Критерии оценки «5» Учащийся работу в полном объеме, самостоятельно, правильно определяет цели работы, подбирает необходимое оборудование, грамотно описывает ход работы, соблюдает правила безопасного труда. «4» В целом правильно определяем цель работы, с небольшой помощью учителя осуществляет подбор оборудования, допускает
1-2 ошибки, в целом грамотно, логично описывает проведенную работу, допуская небольшие неточности. В основном соблюдает правила безопасного труда. «3» Работа выполнена несамостоятельно, с помощью учителя, работа выполнена не полностью, допущено более 2 значительных ошибок при проведении и описании работы. Имелись нарушения правил безопасного труда. Ожидаемые результаты обучения: - овладение основными знаниями по биологии за курс 6 класса и развитие представления об окружающем мире; - развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления об окружающем мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных климатических и природных условиях; - развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы. Требования к уровню подготовки учащихся:
учащиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - проводить простые наблюдения; - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твёрдых тел, жидкостей и газов; - характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; - некоторые свойства твёрдых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха (расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла, текучесть воды, движение воздуха).

Содержание программы





6 КЛАСС

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

(68ч в год, 2 ч в неделю)

Введение (3 ч)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (15 ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Демонстрация опытов
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара в воде. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.
Практические работы
П.р.№1 Измерение температуры воды.
Воздух (14 ч)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты). Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Демонстрация опытов
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и
демонстрация его свойства поддерживать горение. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.
Полезные ископаемые (20 ч)
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр.
Демонстрация опытов
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.
Практические работы
П.р.№2 Работа с картой «Полезные ископаемые России». П.р.№3 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам».
Почва (15 ч)
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов
Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы
П.р.№4 Определение типов почв.
Экскурсия
к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Информационные ресурсы:
Данная рабочая программа предусматривает обучение по учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич «Естествознание. Неживая природа» М. «Владос», 2004г. Учебник для 6-го класса о неживой природе продолжает изучение окружающего мира. В учебнике приведены описания многочисленных опытов, даются простые практические задания и вопросы для самопроверки и закрепления знаний учащихся. В качестве информационного материала используется: Н. Дмитриев «Книга природы»; З.Д. Сизенко «Природа и дети»; И.Акимушкин «Мир растений и животных» и др.
1 6 класс Неживая природа 68 часов



п/п

Тематический раздел

в соответствии с учебной

программой

ЧАСЫ

Теоретическая часть

Всего

Теория

Практика
1 Введение (4 ч) 4 4 - 2 Вода (15 ч) 15 14 1 3 Воздух (15 ч) 15 15 - 4 Полезные ископаемые (22ч) 22 21 1 5 Почва (10 ч) 10 10 1 ВСЕГО 68 65 3

Список литературы
I. Для учащихся:
1.Учебник для 6 класса « БИОЛОГИЯ» А.И. Никишов
2.Естествознание. Неживая природа. 6 кл.: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Н. В Королева, Е В. Макаревич.- М.: Гуманитар. Изд. Цент ВЛАДОС, 2004-175 с.: ил.
II. Для учителя:
Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК


1.
Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;
2.
Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий
3.
Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.
4.
Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
5.
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
6.
Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник:

1.

Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8

класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. –

М.: Просвещение, 2009 г.

Методическое пособие учителя:

1.

Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание:

Программы специальных (коррекционных) образовательных


учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История.

Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная

деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.:

Просвещение, 2006 г.

Дидактические материалы:

1.

Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях,

таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 г.

2.

Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила,

принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 г.

Сборник контрольных и тестовых работ:

1.

Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты,

разноуровневые задания. – М: Учитель, 2010 г.

Список литературы:

1.

Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание:

Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История.

Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная

деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.:

Просвещение, 2006 – 296 с.

2.

Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и

факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы – М.:

Учитель, 2007 – 174 с.

3.

Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях,

таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 – 128 с.

4.

Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты,

разноуровневые задания. – М: Учитель, 2010 – 255 с.

5.

Ляшенко Н. В. и др. Биология. 6-11 классы: секреты

эффективности современного урока. – М.: Учитель, 2010 – 189 с.

6.

Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила,

принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 – 167 с.

7.

Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8

класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. –

М.: Просвещение, 2009 г.


Приложение 2
Календарно-тематическое планирование по биологии на 1-е полугодие 2013-2014

учебного года. 6-й класс
№ Тема урока Дата Повторение Знания, умения Термины, определения
I четверть

Название раздела (большой темы).
1 2


В раздел среднее профессиональное образование