"Применение мультимедийной и интерактивной техники при обучении"
Статья
Автор: Быстрова Тамара Ивановна, преподаватель, Железнодорожный техникум Нижегородского филиала МИИТ, город Нижний Новгород
В раздел среднее профессиональное образование
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ ПРИ
ОБУЧЕНИИ
Быстрова Тамара Ивановна,
преподаватель высшей категории,
Железнодорожный техникум
Нижегородского филиала МИИТ,
город Нижний Новгород
В настоящее время система профессионального образования, как и образовательная система России в целом, претерпевает существенные изменения. Современные тенденции, сложившиеся в области образования, предусматривают повышение профессиональной самостоятельности педагогов, предоставление им права на конструирование содержания образования, выбор новых форм и методов обучения и контроля. Для того чтобы выпускник образовательного учреждения СПО был востребован на рынке труда, необходим поиск новых подходов к обеспечению его конкурентоспособности. Добиться этого можно за счет внедрения практико-ориентированных образовательных технологий и методик, обновления содержания обучения, повышения уровня профессионализма и мастерства преподавателей. Ситуация перехода системы среднего профессионального образования на стандарты нового поколения сопровождается тем, что перед всеми образовательными учреждениями стоит вопрос о том, как организовать эффективную работу педагогического коллектива по их внедрению. Мы живем в эру информатизации. Одним из направлений которой становится процесс информатизации образования. Предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств информатики для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого. Способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Совершенствование можно достичь, если учебно-воспитательный процесс носит личностно-ориентированную направленность, высокую степень дифференцированности и заинтересованности обучающихся. Поэтому компьютер является главной фигурой в данном процессе, а также дополнительное оборудование, которое помогает сделать обучение совершенным. Основу компьютеризации образования составляют два направления компьютеризации обучения. При первом направлении компьютер выступает как объект изучения, усвоения знаний, умений и навыков и ведёт к осознанию возможностей компьютера, к его использованию при решении разнообразных задач, к овладению компьютерной деятельностью. При втором – компьютер выступает как средство обучения, повышающее эффектность обучения. Всему этому способствует внедрение в учебный процесс не только компьютеров, но и мультимедийной и интерактивной техники, такой например, как мультимедийные проекторы и интерактивные доски. Эти средства открывают обучающимся доступ к принципиально новым источникам информации, повышают эффективность обучения и самостоятельной работы, дают уникальные возможности для общения и творчества, приобретения и фиксации профессиональных навыков. Раньше единственным источником информации для обучающихся был педагог, сейчас в учебном процессе используется компьютер, который является наивысшим техническим средством обучения. Для объяснения нового учебного материала, закрепления знаний по профессиональным модулям необходимо использовать мультимедийную и интерактивную технику, выступающую в качестве средств, позволяющих использовать мультимедийные учебные презентации и интерактивные учебные пособия.
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично сочетать многие виды мультимедийной информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять знания в различных формах, таких как: • Изображения, включая отсканированные фотографии, слайды и т.д.; • Звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; • Видео, сложные эффекты и анимационное имитирование; • Анимации и симуляции. Презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, чем прочитанный текст. Информационные технологии предоставляют возможность: • Рационально организовать познавательную деятельность обучающихся; • Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающегося; • Вовлечь в процесс категории обучающихся, отличающиеся способностями. Информационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Экран притягивает внимание обучающихся, и они быстрее запоминают термины, определения. Если этот же материал рассказать лично или прочитать в тексте, то у обучающихся не будет такой заинтересованности, как к представленному материалу в презентации. В своей работе педагоги используют презентации как увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Презентация даёт возможность проявить творчество, индивидуальность, она обеспечивает возможность для информационной поддержки; иллюстрирования; экономии времени и материальных средств; расширения образовательного пространства. Педагоги убеждаются , что, благодаря технологиям, у обучающихся наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению дисциплины; возрастание мотивации к учёбе. Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные и слуховые. Благодаря интерактивной доске, обучающиеся могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы занятия, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Для того чтобы получить пользу от использования интерактивной доски необходимо более грамотно спланировать занятие, приготовить подходящие материалы. Интерактивное программное обеспечение берет на себя часть нашей работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске можно сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать обучающемуся, пропустившему занятие. Можно сэкономить время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих занятиях. Обучающиеся становятся более заинтересованы и более мотивированы на занятии, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество занятия, что также экономит время педагога, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.
Основные способы использования интерактивных досок
: • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску); • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.; • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски; • изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок; • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время занятии, для дальнейшей демонстрации на других занятиях или через Интернет; • сохраненные во время занятия записи учитель может передать любому обучающемуся, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради; • демонстрация работы одного обучающегося всем остальным обучающимся класса; • демонстрация учебных видеороликов; • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши; • при соответствующем программном обеспечении педагог может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого обучающегося. Важно понять, что интерактивная доска – не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на занятии и делает занятия интересными и увлекательными. Необходимо грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к занятиям. Занятие должно быть приготовлено заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее; течение занятия должно быть логическим и последовательным, тогда занятие позволит выполнить все поставленные задачи; файлы, сохраненные во время занятия, могут быть переданы обучающемуся; также эти файлы можно использовать на последующих занятиях для повторения пройденного материала или дополнения. Применение интерактивных досок поможет педагогам раскрыть свои педагогические таланты, но не будет компенсировать их недостаток. Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней – использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. Чаще всего интерактивная доска используется для просмотра презентации. Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в аудитории. Можно рассматривать разные типы занятий, и на любом из них можно использовать мультимедиа. Существуют три направляющие, на которых держится качественное мультимедийное занятие: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ- компетентность преподавателя. Таким образом, мультимедийное занятие – это занятие, когда есть деятельность педагога и обучающегося с применением медиасредств. Мультимедийные занятия активизируют внимание и познавательный интерес к профессиональному модулю, провоцируют на самостоятельную работу обучающегося, помогают формировать образное мышление. Использование медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Молодым педагогам проще разобраться в этом, но очень тяжело для педагогов с большим стажем работы, поэтому обучение таких педагогов ложится на плечи или педагога информатики, или педагога разбирающегося в мультимедийных технологиях. Рассмотрим 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:
Презентации, демонстрация и моделирование.
Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всей группы. Это – визуальный ресурс, который может помочь педагогам сделать занятия живыми и привлекательными для обучающегося. Интерактивная доска позволяет преподнести обучающемуся информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Повышение активности обучающегося на занятии.
Обучающиеся становятся более активными и заинтересованными на занятии, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в группе, у обучающихся повышается мотивация к изучению предмета.
Увеличение темпа занятия.
Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы обучающемуся, который пропустил занятие по болезни, а также педагог может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время занятия будет использовано только на решение поставленных задач. С использованием интерактивной доски преподаватель успевает преподнести больше информации за меньшее время, и при этом обучающиеся активно работают на занятии и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска позволяет демонстрировать для аудитории обучающихся: - специальное обучающее программное обеспечение; - содержание дисков CD, DVD и других носителей; - интернет-сайты; - графические файлы (изображения, рисунки, фотографии, скриншоты). Студенты смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Отсюда понятно отсутствие интереса обучающихся к простым учебникам и простой меловой доске – это устаревший и неинтересный способ подачи информации для них. Таким образом, внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебный процесс позволяет повысить эффективность и уровень обучения, расширить объём предъявляемой учебной информации, улучшить организацию занятия. Зачастую скучные занятия приобретают новый смысл, и мотивационная функция обучения возрастает практически в два раза, что приводит к высоким темпам работы, лучшему усвоению знаний, а также высокой степени подготовленности. Список литературы: 1.Брыксина,О .Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / О. Ф. Брыксина. – Волгоград, 2011.–111 с. 2.Бурцева, Г. Обучить с помощью электронных средств: это возможно! [Электронный документ] / Г. Бурцева 03.12.2012. 3.Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– 4.Сборник трудов III Всероссийской научнопрактической конференции / Под общ. ред. С.Е. Савотченко. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 315 с.
В раздел среднее профессиональное образование