Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование и развитие учебной группы, органов ее самоуправления"

статья

Автор: Кочанова Зиля Магруфовна, преподаватель математики, ГБПОУ Октябрьский коммунально-строительный колледж, город Октябрьский, Республика Башкортостан



В раздел среднее профессиональное образование



З.М. Кочанова, ГБПОУ «Октябрьский коммунально-строительный колледж»
Формирование и развитие учебной группы, органов ее самоуправления.
Чтобы наиболее полно раскрыть данный вопрос, обратимся к теоретическим сведениям из психологии. Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Сплоченность может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим. Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая стадия называется «притиркой». На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель. Вторая стадия формирования коллектива — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными. На третьей стадии формирования коллектива происходит экспериментирование — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами. Четвертая стадия формирования коллектива характеризуется появлением опыта успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему. На последней — пятой стадии — внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро
устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4,5-й) уровни. Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. Студенты первых курсов, переступая порог колледжа, мечтают найти себе новых друзей, проявить себя, показать свои способности и умения. Они вышли из школьных коллективов, сложившихся на протяжении девяти лет и попадают в новую атмосферу, с новыми традициями и правилами поведения. И от того, как они адаптируются в новых условиях, зависит их дальнейшая учебная и внеучебная деятельность. Важно отметить и тот момент, что у студентов есть возможность проявить не только те способности, которые они проявляли в школе, но совершенно другие, раскрыться в новом качестве, начать «с чистого листа». Разберем формирование коллектива и его этапы на примере учебной группы. На первом, организационном этапе группа студентов не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих различного жизненного опыта, взглядов, различного отношения к коллективной жизни, поэтому закономерно происходит «притирка» людей друг к другу. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог - классный руководитель, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. Для педагога важно четко выделить 2—3 наиболее значимых и принципиальных требования к деятельности и дисциплинированности студентов, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов. На этом организационном этапе классный руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования «индивидуально- психологическую карту» личности студента, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения. Второй этап развития коллектива (этап формирования) наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т. е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Но выявление актива и лидеров происходит через стадии конфронтации,
распределения групповых ролей, с постепенным переходом на стадию экспериментирования. Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива методами социометрии, референтометрии, своевременно принимать меры воздействия для коррекции положения членов группы с высоким и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы — важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива. Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных взаимоотношений в группе, выделять ее лидеров. Положение человека в коллективе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личности самого человека, но и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит во многом от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в которых выполняется сложная совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными качествами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3—5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу людей. Так, достаточно авторитетная в коллективе группа людей может возглавить подготовку и проведение определенного мероприятия, т. к., опираясь на свой круг общения, люди гораздо эффективнее могут выполнять организаторские функции. Учитывая реально существующие межличностные связи, руководитель добивается двоякой цели: включает членов группировок в коллективную жизнь и влияет на жизнь самой группировки. Вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т. п.), постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми — все это способствует укреплению и развитию коллектива на втором этапе. Однако на втором этапе формирования коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значительная неоднородность
взглядов. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание руководителя к настроению и мнениям членов коллектива, демократический коллегиальный способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченного коллектива. На третьем этапе формирования коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Отметим, что далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие сплоченности как ценностно- ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Ценностно-ориентационное единство коллектива предполагает не усиление конформизма людей, а осуществление коллективистского самоопределения личности — избирательного отношения личности к воздействиям конкретной группы, выражающегося в принятии одних и отторжении других групповых воздействий в зависимости от осознания человеком необходимости действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, сложившимися в коллективе в процессе совместной деятельности. Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива. Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально- психологический климат — совокупность отношений членов группы: 1) к условиям и характеру совместной деятельности;2) к одногруппникам, членам коллектива; 3)к руководителю коллектива. Если студенты не удовлетворены характером и условиями совместной деятельности, если между ними преобладают безразличные или конфликтные межличностные отношения и неблагоприятные деловые отношения, то складывается негативный социально-психологический климат, который ухудшает работоспособность коллектива, эффективность его деятельности, отрицательно влияет на самочувствие и здоровье людей, обуславливает желание человека уйти из данного коллектива.
Социально-психологический климат коллектива во многом зависит от личности лидера и руководителя коллектива, от его отношений с членами группы, от применяемого им стиля руководства.
Система студенческого самоуправления
– это непрерывная развивающаяся целостность, представляющая собой систему взаимной деятельности всех его подразделений, в которой, с одной стороны, складываются отношения сотрудничества и взаимодействия, а с другой – каждый орган коллектива действует самостоятельно.
Основной целью студенческого самоуправления
является подготовка студентов первого курса к активному участию в общественном самоуправлении, формирование активной жизненной позиции. Можно выделить три задачи педагогического руководства: 1) Наметить модель схемы самоуправления в конкретном коллективе, определить систему органов студенческого самоуправления, кандидатуры из числа студентов, наметить круг их прав и обязанностей; 2) Передача организационного опыта, обучение коллективной деятельности, воспитание личности студента; 3) Непосредственное включение студентов в различные формы коллективной деятельности. Одной из основных функций классного руководителя является выявление наиболее деятельных членов коллектива, отличающихся высоким уровнем моральной зрелости и чутко воспринимающих интересы коллектива, для того, чтобы создать работоспособный, авторитетный актив. Необходимо оформить актив, который станет ядром коллектива учебной группы. Выборный актив представляет собой не только первого помощника и опору классного руководителя, но и авторитетного представителя студенческого коллектива. Кроме того, внимание классного руководителя необходимо направлять на то, чтобы чаще собирать актив, проводить с ним беседы о делах и перспективах в работе, а также обучать его систематически работать со студентами, обобщать и анализировать свою работу и работу своих товарищей, оказывать помощь в нахождении верного тона во взаимоотношениях с товарищами. Также важная и ответственная роль классного руководителя состоит в осуществлении контроля за выполняемыми студентами поручениями. В начале, приступая к формированию учебного коллектива, определяя его организационное строение, классный руководитель должен представлять, для чего создается тот или иной орган управления, чем конкретно коллектив под его руководством будет заниматься, какие виды работ станут для него главными. Затем следует узнать, на какой стадии развития находится данный коллектив и как по мере его становления
изменять свою позицию, преобразовывать свои функции, а также характер взаимоотношений со студентами. Поэтому при изучении коллектива следует определить: состав учебной группы и ее общую характеристику (познавательный уровень и общее развитие учащихся, их работоспособность, успеваемость; основного организатора общественно-полезной деятельности); сплоченность студенческой группы (наличие группировок в группе, характер внутриколлективных связей); организованность группы (умение студентов организовываться для выполнения коллективных дел, распределять между собой работу, подчиняться решениям органов коллектива); общественное мнение в учебной группе (какие поступки товарищей студенты одобряют, а какие - осуждают, наличие критики и самокритики); характер товарищеских связей в коллективе учебной группы (дружны ли студенты; наличие взаимопомощи и требовательности в коллективе; умение видеть недостатки и правильно реагировать на них). Из-за плохой организованности социально-психологической подготовленности избираемые органы студенческого самоуправления зачастую становятся недостаточно эффективными. Существуют различные модели студенческого самоуправления. Как правило, схема самоуправления в группе зависит от того, какова структура студенческого самоуправления в конкретном учебном заведении. Например, в нашем колледже студенческое самоуправление представлено следующей структурой: Соответственно общая схема самоуправления в учебной группе может быть представлена следующим образом:
Название секторов может быть различным – это поле для деятельности студентов группы, потому как фантазии студентов могут быть различными. В заключении хочется отметить, что основную роль в формировании учебной группы играет классный руководитель и от его педагогического мастерства зависит, станет ли учебная группа коллективом.


В раздел среднее профессиональное образование