Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ПМ-04 МДК 04.01 (Маркетинговые исследования)"

Программа

Автор: Мареева Ирина Вячеславовна, преподаватель спец. дисциплин, ГАПОУ Колледж предпринимательства № 11, М



В раздел среднее профессиональное образование




ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04
Оценка конкурентоспособности товаров и услуг.
код, профессия/специальность
100801 Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров (углубленной подготовки)
2014 г.
Типовая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)
100801

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
(базовой и углубленной подготовки), укрупненной группы специальностей
100000 Сфера

обслуживания
. Организация-разработчик: ГАОУ Колледж предпринимательства №11 Разработчики: Мареева И.В. - преподаватель специальных дисциплин, ГАОУ Колледж предпринимательства № 11 Рекомендована ГБОУ ДПО Учебно-методическим центром по профессиональному образованию ДОгМ «___»__________20___г. рег. № _________

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ

ТИПОВОЙ

ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр. 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА

И

ПРИМЕРНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
8
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
22
5. КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
27

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Оценка конкурентоспособности товаров и услуг.

1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО
100801

Товароведение и экспертиза качества потребительских

товаров
(базовой и углубленной подготовки), укрупненной группы специальностей
100000 Сфера обслуживания,
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Оценка конкурентоспособности товаров и услуг
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 4.1. Выполнять задания специалиста более высокой квалификации при проведении маркетинговых исследований. ПК 4.2. Сравнивать конкурентоспособность аналогичных товаров и (или) услуг. ПК 4.3. Планировать комплекс маркетинговых мероприятий. ПК 4.4. Выполнять работы по формированию спроса на товары и услуги. ПК 4.5. Выполнять работы по продвижению товаров и услуг. Типовая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников торговли при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2.

Цели

и

задачи

профессионального

модуля



требования

к

результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:
 участия в маркетинговых исследованиях рынка и поведения потребителей;  участия в разработке маркетинговых мероприятий по улучшению работы торговой организации;
уметь:
 анализировать окружающую среду организации на основе результатов маркетинговых исследований;  анализировать и прогнозировать конъюнктуру рынков товаров и услуг;  выявлять потребности на целевых сегментах рынка;  комплексно анализировать и оценивать ассортиментную, ценовую и сбытовую политику организации;  выявлять проблемы торговой организации;  определять показатели качества услуг и применять их при оценке услуг торговли;  изучать перспективы сбыта новых товаров с учетом социально- демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов;  применять средства и методы маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта;  формировать потребности (спрос) на товары и услуги торговой организации:  обеспечивать продвижение товаров и услуг на рынке;
знать:
 сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;  объекты, средства и методы маркетинга;  характеристики маркетинговой среды;  основные понятия, цели, задачи и направления, составные элементы товарной политики;  объекты и средства товарного маркетинга;  маркетинговую классификацию товаров;  особенности маркетинга услуг;  показатели качества услуг;  факторы, влияющие на качество услуг;  назначение и этапы проведения маркетинговых исследований; виды маркетинговой информации, способы ее сбора, критерии отбора;  методы обработки и анализ маркетинговой информации, возможности использования - результатов исследований для повышения эффективности деятельности торговой организации;
 основные понятия в области конкурентоспособности, критерии и показатели ее оценки;  пути повышения конкурентоспособности;  методы обеспечения конкурентоспособности;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы

профессионального модуля:
всего – часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 198 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 120 часа;

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД)
Оценка

конкурентоспособности товаров и услуг
, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код

Наименование результата обучения
ПК 4.1 Выполнять задания специалиста более высокой квалификации при проведении маркетинговых исследований. ПК 4.2. Сравнивать конкурентоспособность аналогичных товаров и (или) услуг. ПК 4.3. Планировать комплекс маркетинговых мероприятий. ПК 4.4. Выполнять работы по формированию спроса на товары и услуги. ПК 4.5. Выполнять работы по продвижению товаров и услуг. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-
коммуникационных технологий ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ. 04)
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Наименование разделов

профессионального модуля (ПМ),

междисциплинарных курсов (МДК)

и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

1

2

ПМ 04.

Оценка конкурентоспособности

товаров и услуг

МДК.04.01. Маркетинговые

исследования

Раздел 1. МДК.04.01.

Маркетинговые исследования

Тема 1.1.

Введение

Содержание
Маркетинг основные понятия.
Практические занятия
Разработка маркетинговых мероприятий для разных видов спроса Выявление отличительных признаков маркетинга
Самостоятельная работа
1. Составление и проработка конспектов 2. Подготовка сообщений, докладов, рефератов.
Содержание

Тема 1.2.

Комплекс маркетинг-микс
Маркетинговая среда Объекты маркетинга Субъекты маркетинга Товар и товарная политика Ценовая политика предприятия Доведение продукта до потребителя Продвижение товара
Практические занятия
Распознавание продукта по признакам классификации Установление соответствия по принципам ценообразования Создание товарной марки Анализ ассортиментной политики фирмы Разработка стратегии позиционирования
Разработка схемы жизненного цикла товара Расчет точки безубыточности Выбор оптимальной схемы доставки продукта Разработка рекламной кампании Разработка кампании прямой почтовой рассылки Решение задач по пройденным темам
Самостоятельная работа
1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов. 2. Составление и проработка конспектов. 3. Подготовка презентаций
Тема 1.3.

Управление маркетингом.

Содержание
Классификация и сегментация рынка. Выбор целевых рынков Позиционирование продукта Структура плана Организация маркетинга
Практические занятия
Установление соответствия между видами потребителей и типами рынка Сегментирование рынка по основным признакам Анализ рынка товара с точки зрения сегментации Построение карт позиционирования Установление соответствия между направлениями дифференциации продукта и его ключевыми факторами Разработка плана маркетинга по продукту Провести анализа СХЕ применив матрицу БКГ
Самостоятельная работа
1.Подготовка сообщений, докладов, рефератов. 2. Составление и проработка конспектов. 3. Подготовка презентаций
Тема 1.4.



Содержание и направления

маркетинговых исследований

Содержание
Цели и задачи маркетинговых исследований, основные понятия Маркетинговые информационные системы Интернет и маркетинговые исследования
Практические занятия
Установление соответствия между направлениями маркетинговых исследований и степени их важности Разработка анкет для сбора данных Исследование влияния факторов макросреды на развитие рынка Сегментация рынка по продукту Сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям Составление алгоритма проектирование МИС Эффективность использования Интернета в бизнесе

Самостоятельная работа
1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов. 2. Составление и проработка конспектов. 3. Подготовка презентаций
Тема 1.5.

Процесс маркетинговых

исследований

Содержание
Общая характеристика этапов, определение потребности проведения исследований Определение проблемы Метод логико-смыслового моделирования проблемы
Практические занятия
Формулирование целей и выбор методов Отработка навыков по проведению разведочных, описательных и казуальных исследований Участие в лабораторных и полевых экспериментах Определение источников получения информации Проведение количественных и качественных исследований продукта Овладение методом фокус-группы Метод кейсов Составление анкет Определение объема выборки Построение матрицы маркетинговых данных
Курсовая работа (примерные темы)
Практический бренд - менеджмент. Вывод на рынок торговой марки История маркетинга Конкурентная борьба на современном этапе глобализации рынка Сегментирование рынка, позиционирование товара на рынке Методы директ – маркетинга в продвижении товаров Торговый знак в маркетинговой деятельности Стратегия прямого маркетинга Ярмарки и выставки в системе маркетинговых коммуникаций на примере (предприятия) Организация маркетинговых исследований
Самостоятельная работа
1. Подготовка сообщений, докладов, рефератов. 2. Составление и проработка конспектов. 3. Подготовка презентаций


В раздел среднее профессиональное образование