Головоломка "Алфавит"
творческий проект
Автор: Новикова Наталья Николаевна, учитель технологии, Горковская МС(К)ОШИ, ЯНАО, Шурышкарский район, с. Горки
В раздел среднее профессиональное образование
Заглавие статьи.
Головоломка «Алфавит».
Автор:
Новикова Наталья Николаевна, учитель технологии муниципального казённого образовательного учреждения «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Тип статьи:
информационно - описательная
Ключевые слова:
творческий проект, головоломка, работа с тканью и картоном
Аннотация:
Статья посвящена творческому проекту по изготовлению головоломки «Алфавит»», разработанному в рамках международного конкурса «Мир русского слова». Представленное изделие является универсальным и может применяться на уроках гуманитарного цикла, на индивидуальных и групповых занятиях логопедии, на общешкольных мероприятиях.
Владение рукоделием и умение шить в современном мире является хорошим подспорьем в домашнем хозяйстве. Как показывает практика, выпускницы нашей школы после окончания профессионального училища остаются в районе, возвращаясь в свои родные поселки. Трудоустроится в поселках по профессии швея, для детей с интеллектуальной недостаточностью не возможно. Поэтому, учитывая региональные условия и психофизиологические особенности учащихся, пришлось пересмотреть типовую программу по швейному делу и внести изменения. На уроках технологии по швейному делу особое внимание уделяю умению рационального ведения домашнего хозяйства, через умение изготавливать необходимые в хозяйстве и быту вещи, используя материалы, бывшие в употреблении. В содержание программы были включены разделы по лоскутной технике и изделий бытового назначения (пошив детской одежды «от рождения», прихватки, верхонки, домашние тапочки, декоративные наволочки, пледы, коврики в разной технике исполнения и т.д.). В старших классах большое внимание уделяется социально - значимым проектам, личного или общественного назначения . Учащиеся принимают активное участие в конкурсах различных уровней по декоративно-прикладному искусству. Девизом в работе над проектом являются слова Марка Аврелия “Во- первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых, не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”. Ученицы 9 класса вместе с педагогом принимали участие в IV Всемирном конкурсе «Мир русского слова», в номинации декоративно- прикладное творчество. Конкурс проводился заочно, и перед нами стояла задача разработать и изготовить изделие, которое в дальнейшем могло бы найти практическое применение в школе. Первый замысел изготовить объемную букву с элементами декора не нашел реализации в практической деятельности. Решили объединить несколько букв по принципу головоломки. Идея создания объемной головоломки привела к следующему этапу работы ,
соединению печатных букв:
А
и
Е
(рис. 1),
В
и
Б
(рис. 2)
.
Так появилась идея изготовления головоломки «Алфавит». Для изготовления работы были выбраны следующие материалы: жесткий картон, куски ткани разной расцветки и фактуры, пряжа разноцветная. Инструменты и приспособления : игла для ручного шитья (прямая и изогнутая), ножницы, мел, карандаш, линейка.
Последовательность и технология изготовления головоломки
. 1. Подготовка деталей элементов букв. Вырезать определенное количество деталей элементов букв из жесткого картона по заранее построенным чертежам (рис. 3). 2. Выбор и подготовка ткани. Подобрать ткань по фактуре и цвету, отутюжить. Выкроить детали из ткани с учетом припуска на обтягивание. Цветовое решение головоломки может быть различным: однотонным, каждая грань определенного цвета, разноцветным. 3. Обтягивание тканью картонных деталей. Картонную деталь расположить в центре детали из ткани, припуски подогнуть на внутреннюю сторону. Длинными стежками соединяем припуски противоположных сторон, не слишком затягивая нитку, чтобы деталь картона не погнулась. С лицевой стороны получится деталь четкой формы. 4. Соединение основных деталей. Поэтапно сшить вручную обтянутые тканью детали. Собирать головоломку следует с центрального элемента (куб 22 х5 см), к каждой грани которого будут крепиться элементы определенной буквы. Готовые детали сложить лицевыми сторонами внутрь и сшить мелкими стежками, прокалывая ткань по сгибу, изготавливая, таким образом, элементы букв. Следует уделить большое внимание цвету деталей, если планируется их определенная комбинация.
Примечание. Соединение сторон деталей указывается на рис.1 цифрами. 5. Соединение элементов букв в единое изделие. К первой грани центрального элемента вручную пришиваем элементы буквы А. На противоположной стороне сшиваем элементы буквы Е. На другой плоскости собираются буквы В и Б. 6. Отделка головоломки. Из пряжи разных цветов выполняем жгутик, которым вручную обшиваем грани букв, что придает головоломке целостность изделия и эстетический вид. Данная головоломка включает в себя 22 буквы алфавита (А, Б, В, Г, Е, З, Л, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ш, Щ, Ь, Ъ, Ю).
Возможны варианты усовершенствования головоломки. Добавление элементов, позволит усложнить задачу поиска букв и увеличит их количество. При желании, головоломку можно изготовить из любого материала: паралон, дерево, ткань и т.д. Разработанное изделие является универсальным и может применяться на уроках гуманитарного цикла, на индивидуальных и групповых занятиях логопедии, на общешкольных мероприятиях. Игровой момент с головоломкой с пособствует концентрации внимания, развитию наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, формированию и развитию процессов анализа и синтеза.
Рисунок 1 А, Е, Л У
Т, П Ш, Щ, Ц Рисунок 2 Б, Ь, Г, С Р, Ф,
Ю, О, Х, З, Ъ, В
Рисунок 3 Детали основания Детали элементов буквы «А» Детали элементов буквы «Е» Детали элементов буквы «В» Детали элементов буквы «Б»
В раздел среднее профессиональное образование