Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Организация практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методические указания

Автор: Коурова Наталья Викторовна, преподаватель специальных дисциплин, ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж", город Камнск-Уральский, Свердловская область



В раздел среднее профессиональное образование



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСК – УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по МДК 01.01 Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами для специальности 39.02.01 Социальная работа Каменск-Уральский 2016

Методические указания по организации практических занятий и внеаудиторной

самостоятельной работы

обучающихся
составлены в соответствии с рабочей программой МДК 01.01 Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами по специальности
39.02.01

Социальная работа
, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
39.02.01 Социальная работа.
Согласованы на заседании научно-методического совета ГБПОУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж» (Протокол N______ от _______) Разработчик: Коурова Наталья Викторовна, преподаватель. Рецензент: Жежа Александра Игоревна, методист. 2

Содержание

Пояснительная записка

4

Содержание практических занятий

6

Методические указания по выполнению заданий на практических

занятиях

7

Содержание самостоятельной работы

19

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

21

Вопросы к зачету

32

Список рекомендуемой литературы по учебной дисциплине

33
3

Пояснительная записка
Междисциплинарный курс « Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами» является частью профессионального модуля «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами» В ходе освоения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
 диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;  осуществления социального патроната;  создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации;  координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента;
уметь:
 анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;  пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;  выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;  оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;  активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;  осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;
знать:
 нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами и нормы их правовой защиты;  основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов;  особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам; 4
 структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код

Наименование результата обучения
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам. ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 5
Данный МДК в программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 Социальная работа, изучается студентами на 2 курсе.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка – 105 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка - 70 часов; самостоятельная работа - 35 часов, практические занятия – 35 часов.
Перечень практических занятий
№ п/п Название темы Вид задания Количеств о часов 1
Региональные правовые акты,

регламентирующие социальную политику в

отношении пожилых людей и инвалидов
Контент-анализ документации 2ч 2
Федеральная целевая программа «Старшее

поколение»
Контент-анализ документации 2ч 3
Общественные организации пожилых людей

и инвалидов
Семинар 2ч 4
Обязательное медицинское страхование
Семинар 2ч 5
Виды пособий, предоставляемые

государством пожилым и инвалидам
Контент-анализ документации 2ч 6
Расчет трудовых и государственных пенсий
Кейс-задача 3ч 7
Гарантированные социальные услуги в

условиях дневного пребывания
Контент-анализ документации 2ч 8
Гарантированные социальные услуги в

условиях временного проживания
Контент-анализ документации 2ч 9
Гарантированные услуги на дому
Контент-анализ документации 2ч 10
Тарифы на платные социальные услуги
Контент-анализ документации 2ч 11
Инновационные модели социального

обслуживания пожилых людей и инвалидов
Доклад, сообщение 2ч 12
Социальное попечительство над пожилыми

людьми и инвалидами
Семинар 2ч 13
Порядок обеспечения инвалидов

техническими средствами реабилитации
Контент-анализ документации 2ч 14
Обеспечение лекарственными средствами,

санаторно-курортным лечением и изделиями

медицинского назначения пожилых и

инвалидов
Контент-анализ документации 2ч 15
Заполнение индивидуальной программы

реабилитации инвалида
Творческое задание 2ч 16
Профилактика инвалидности в РФ
Эссе 2ч 17
Контрольная работа по всем разделам

МДК.01.01.
Разноуровневые учебные задачи и задания (в т.ч. в тестовой форме) 2ч 6

Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях

Практическое занятие №1.
Региональные правовые акты, регламентирующие социальную политику в отношении пожилых людей и инвалидов Заполните таблицу: № п/п Название документа Права и льготы пожилых граждан инвалидов, закрепленные в документе Рекомендуемая литература дополнительная (3,4,5,6,7,8,9,10,11,15,16,17,18)
Практическое занятий №2.
Федеральная целевая программа «Старшее поколение» 1. Ознакомьтесь с федеральной целевой программой «Старшее поколение». 2. Проанализируйте федеральную программу «Старшее поколение». 3. Составьте таблицу Пункты программы Разъяснение Цель Задачи Принципы Основные направления государственной социальной политики Механизм реализации Рекомендуемая литература дополнительная (11)
Практическое занятие №3.
Общественные организации пожилых людей и инвалидов Вопросы для семинара: 1. Благотворительные организации Свердловской области («Детский Фонд Мира», отделение «Российского Фонда Мира»). 2. Деятельность отделения общественной организации «Совет ветеранов» на территории Свердловской области. 3. Деятельность отделения Всероссийского общества инвалидов на территории Свердловской области. 4. Деятельность отделения «Общественное движение женщин России» в Свердловской области. 5. Деятельность отделения «Красный Крест» в Свердловской области. 6. Роль и значение благотворительных и общественных организаций в области социальной защиты пожилых людей. 7
7. Всероссийское общество инвалидов (ВОИ): цели, задачи, функции. 8. Всероссийское общество глухих (ВОГ): цели, задачи, функции. 9. Всероссийское общество слепых (ВОС): цели, задачи, функции. Рекомендуемая литература основная (4,10)
Практическое занятие №4.
Обязательное медицинское страхование Вопросы для семинара: 1. Дайте определение понятиям: страховая медицина и страхование здоровья. 2. Охарактеризуйте основные принципы государственной и страховой систем здравоохранения, выделите преимущества и недостатки страховой медицины. 3. Какой документ регламентирует функционирование медицинского страхования в РФ? 4. Какие правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ определяет закон? 5. Дайте определение следующим понятиям: медицинское страхование, страховой случай, объект медицинского страхования, страховой риск. 7. Охарактеризуйте цель медицинского страхования. 8. Дайте характеристику видам медицинского страхования 9. Что относится к субъектам медицинского страхования? Дайте им краткую характеристику. 10. Какой документ регламентирует юридическое соглашение между субъектами медицинского страхования, что он содержит? Что такое страховой медицинский полис? 11. Дайте характеристику фондам медицинского страхования. 12. Что такое МЭС? Рекомендуемая литература основная (2,4,6,7,11) Рекомендуемая литература дополнительная (27,28)
Практическое занятие №5.
Виды пособий, предоставляемые государством пожилым и инвалидам Составьте сводную таблицу льгот пожилых людей и инвалидов: Категория граждан Вид пособия Рекомендуемая литература основная (2,6,10) Рекомендуемая литература дополнительная (3,4,5,6,7,8,9,10,16,18,19,20,21,24,25,26) 8

Практическое занятие №6.
Расчет трудовых и государственных пенсий Решите задачи:
Задача №1
Рассчитайте размер трудовой пенсии у работницы акционерного общества со стажем 34 года, если её пенсионный капитал составляет 169789 р. Пенсионным законодательством ожидаемый период выплаты пенсии предусмотрен 12 лет, базовая ставка установлена в размере 450 р
Задача № 2
После окончания института Артёмова устроилась на работу бухгалтером. Через 4 месяца во время поездки в банк она попала в автомобильную аварию, а впоследствии была признана инвалидом II степени ограничения способности к трудовой деятельности. Пенсионный фонд отказал Артёмовой в назначении трудовой пенсии по инвалидности по причине отсутствия в Пенсионном фонде сведений об уплате страховых взносов за Артёмову. Правильно ли поступили сотрудники ПФ РФ?
Задача № 3.
Наумова работала на заводе 4 года, затем вынуждена была уволиться в связи с тем, что состояние здоровья мужа ухудшилось, и его признали инвалидом 1 группы от общего заболевания. В течение 16 лет она ухаживала за мужем. Имеет ли Наумова право на пенсию по старости по достижении пенсионного возраста?
Задача № 4.
Семенов обратился к адвокату за консультацией по вопросу о размере его будущей трудовой пенсии по старости, предоставив документы, из которых следовало, что его трудовая деятельность началась в 1971 году, работал он весь период в одной организации, изменялись только должности. Его средняя заработная плата за период с 1976 по 1980 годы составляла 145 рублей в месяц, а на лицевом счете в Пенсионном фонде РФ накопилось 63 800 рублей. Определите размер трудовой пенсии Семенова.
Задача № 5
Петрова в 55 лет обратилась за назначением пенсии по старости. Она проживает вместе с сыном 20 лет, который учится на вечернем отделении университета и не работает. Кроме того, Петрова помогает своей 75-летней матери – инвалиду II группы. Какие факты влияют на увеличение размера пенсии Петровой?
Задача №6.
За назначением пенсии по инвалидности обратился Волков, 23-х лет, имеющий ребенка в возрасте 4 лет. Жена Волкова не работает. В мае 2001 г. Волков был уволен из армии после окончания службы по призыву. В июле того же года на свадьбе у друга Волков подрался и получил тяжелую травму 9
позвоночника. В феврале 2002 г. его признали инвалидом 1 группы. На какую пенсию имеет право Волков и в каком размере?
Задача № 7.
Коротков и Морозов проходили военную службу по призыву в качестве водителей грузовых автомобилей. Морозов, сдав дежурство Короткову, попросил его подвезти до войсковой части. По дороге машина перевернулась и оба военнослужащие получили тяжелые травмы. Морозову была установлена 1 группа инвалидности, а Короткову II группа инвалидности. На какую пенсию имеют право Коротков и Морозов и в каком размере?
Задача № 8.
С заявлением о назначении социальной пенсии обратилась мать ребёнка-инвалида. Ребёнок был освидетельствован в январе 2010 года, однако заболевание, в связи с которым он признан инвалидом, возникло в марте 2008 г. (все это время он находился на лечении). С какого времени может быть назначена социальная пенсия и в каком размере ? Изменится ли решение, если по достижении 18-летнего возраста ребёнку установят III группу инвалидности ?
Задача № 9.
В течение 5 лет, начиная с 28 декабря 2001 года, Лиханов неоднократно обращался в разные инстанции с жалобой на незаконный отказ в назначении ему льготной пенсии, который был мотивирован недостаточной продолжительностью специального стажа (отказывались принимать во внимание документы о работе с вредными условиями труда в коммерческой фирме, поскольку они были, по мнению Пенсионного фонда, не правильно оформлены). От назначения пенсии по старости на общих основаниях Лиханов принципиально отказывался. Все вышестоящие органы отказывали Лиханову в удовлетворении жалобы. Лиханов обратился в суд, который признал отказ в назначении льготной пенсии незаконным. С какого времени будет назначена пенсия Лиханову ? Будет ли проиндексирована неполученная им своевременно пенсия ? Рекомендуемая литература основная (1,5) Рекомендуемая литература дополнительная (22,23)
Практическое занятие №7.
Гарантированные социальные услуги в условиях дневного пребывания Заполните таблицу:
Отделение дневного пребывания
Социально- правовые Социально- бытовые Социально- медицинские Социально- психологиче ские Социально- педагогическ ие Социально- экономическ ие Рекомендуемая литература основная (4,10,11) 10
Рекомендуемая литература дополнительная (1,2,12,13)
Практическое занятие №8.
Гарантированные социальные услуги в условиях временного проживания Заполните таблицу:
Стационарное отделение
Социально- правовые Социально- бытовые Социально- медицинские Социально- психологиче ские Социально- педагогическ ие Социально- экономическ ие Рекомендуемая литература основная (4,10,11) Рекомендуемая литература дополнительная (1,2,12,13)
Практическое занятие №9.
Гарантированные услуги на дому Заполните таблицу:
Отделение социального обслуживания на дому
Социально- правовые Социально- бытовые Социально- медицинские Социально- психологиче ские Социально- педагогическ ие Социально- экономическ ие Рекомендуемая литература основная (4,10,11) Рекомендуемая литература дополнительная (1,2,12,13)
Практическое занятие №10.
Тарифы на платные социальные услуги 1. Изучите сайты социальных служб г. Каменска-Уральского и Свердловской области 2. Заполните таблицу: Вид социальных услуг Средняя норма времени на выполнение одной услуги Тариф за услугу
Практическое занятие №11.
Инновационные модели социального обслуживания пожилых людей и инвалидов Подготовьте сообщение и мультимедийную презентацию об ииновационной модели социального обслуживания пожилых людей и инвалидов. План сообщения: 1. Сущность инновационной модели социального обслуживания пожилых людей и 11
инвалидов. 5. Опыт применения данной инновационной модели. 3. Проблемы внедрения модели и перспективы развития. Рекомендуемая литература основная: материалы периодической печати за последние 5 лет (профессиональный научно-практический и методический журнал «Профессиональная библиотека работника социальной службы»; просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», профессиональный научно- практический и методический журнал «Работник социальной службы», профессиональный научно-практический и методический журнал «Социальное обслуживание»)
Практическое занятие №12.
Социальное попечительство над пожилыми людьми и инвалидами Вопросы для семинара: 1. Основы социального попечительства в России, в других странах. 2. Социальное обслуживание на дому 3. Деятельность домов-интернатов для пожилых людей и инвалидов 4. Патронажное опекунство над пожилым гражданином или инвалидом 5. Полное опекунство над пожилым гражданином или инвалидом 6. Особенности опеки над недееспособным пожилым гражданином или инвалидом Рекомендуемая литература основная (4,7.10,11) Рекомендуемая литература дополнительная: материалы периодической печати за последние 5 лет (профессиональный научно-практический и методический журнал «Профессиональная библиотека работника социальной службы»; просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», профессиональный научно- практический и методический журнал «Работник социальной службы», профессиональный научно-практический и методический журнал «Социальное обслуживание»)
Практическое занятие №13.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации 1. Изучите Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных 12
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями" 2. Заполните таблицу: Условия предоставления ТСР Куда обратиться и какие документы предоставить для получения ТСР? Что должен сделать уполномоченный орган для обеспечения инвалида ТСР?
Практическое занятие №14.
Обеспечение лекарственными средствами, санаторно- курортным лечением и изделиями медицинского назначения пожилых и инвалидов 1. Изучите следующие документы:  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение"  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 1 апреля 2005 г. N 249 г. Москва «Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан» 2. Заполните таблицу: Порядок оказания медицинской помощи инвалидам Виды медицинской помощи Учреждения, оказывающие медицинскую помощь Специализированные медицинские учреждения для инвалидов Бесплатные Лекарственные препараты (средства) Санаторно-курортное лечение инвалидов
Практическое занятие №15.
Заполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида Заполните форму индивидуальной программы реабилитации инвалида:
Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида
___________________________________________________________________________ (наименование федерального государственного учреждения 13
медико-социальной экспертизы) ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА <*>, ВЫДАВАЕМАЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ Карта N ______ к акту освидетельствования N ______ от "__" ________ 20__ г. 1. Фамилия, имя, отчество: ________________________________________________ 2. Дата рождения: _________________________________________________________ 3. Место жительства, при отсутствии места жительства указывается место пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации (указываемое подчеркнуть): ________________________________________________ 4. Контактные телефоны: ___________________________________________________ 5. Группа инвалидности: ______________ установлена на срок до: ____________ 6. Степень ограничения способности к трудовой деятельности: _______________ 7. Причина инвалидности: __________________________________________________ 8. Показания к проведению реабилитационных мероприятий: -------------------------------------------T------------------------------¬ ¦ Перечень ограничений основных категорий ¦ Степень ограничения (1, 2, 3)¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ¦ +------------------------------------------+------------------------------+ ¦способности к самообслуживанию: ¦ ¦ +------------------------------------------+------------------------------+ ¦способности к передвижению: ¦ ¦ +------------------------------------------+------------------------------+ ¦способности к ориентации: ¦ ¦ +------------------------------------------+------------------------------+ ¦способности к общению: ¦ ¦ +------------------------------------------+------------------------------+ ¦способности к обучению: ¦ ¦ +------------------------------------------+------------------------------+ ¦способности к трудовой деятельности ¦ ¦ +------------------------------------------+------------------------------+ ¦способности к контролю за своим ¦ ¦ ¦поведением ¦ ¦ L------------------------------------------+------------------------------- 9. ИПР разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть) на срок до: ___________________________________________________________________________ (после предлога "до" указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись "бессрочно") 10. Дата очередного освидетельствования: __________________________________ 11. Дата выдачи ИПР: ______________________________________________________ ---------------------------- <*> Далее - ИПР. Мероприятия медицинской реабилитации ---------------------------------T------------T------------T--------------¬ ¦Перечень мероприятий медицинской¦ Срок ¦Исполнитель ¦ Отметка о ¦ ¦ реабилитации ¦ проведения ¦ проведения ¦выполнении или¦ ¦ ¦мероприятий ¦мероприятий ¦ невыполнении ¦ ¦ ¦медицинской ¦медицинской ¦ (указать ¦ ¦ ¦реабилитации¦реабилитации¦ причину) ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦Реконструктивная хирургия ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦Восстановительная терапия ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ 14
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦Санаторно-курортное лечение ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦Протезирование и ортезирование ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------------------+------------+------------+--------------- Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью, частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью, частично) (нужное подчеркнуть). Мероприятия профессиональной реабилитации ---------------------------------T------------T--------------T------------¬ ¦ Перечень мероприятий ¦Срок ¦Исполнитель ¦ Отметка о ¦ ¦ профессиональной реабилитации ¦проведения ¦проведения ¦ выполнении ¦ ¦ ¦мероприятий ¦мероприятий ¦ или ¦ ¦ ¦профессио- ¦профессио- ¦невыполнении¦ ¦ ¦нальной ¦нальной ¦ (указать ¦ ¦ ¦реабилитации¦реабилитации ¦ причину) ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦Профессиональная ориентация ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦Профессиональное обучение и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переобучение ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦Содействие в трудоустройстве ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦Производственная адаптация ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------------------+------------+--------------+------------- Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда ---------------------------------T------------T--------------T------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+------------+--------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------------------+------------+--------------+------------- Прогнозируемый результат: адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда; получение новой профессии (специальности); подбор подходящего рабочего места; создание специального рабочего места (нужное подчеркнуть). Мероприятия социальной реабилитации ----------------------------------T------------T-------------T------------¬ ¦ Перечень мероприятий социальной ¦ Срок ¦ Исполнитель ¦ Отметка о ¦ 15
¦ реабилитации ¦ проведения ¦ проведения ¦ выполнении ¦ ¦ ¦мероприятий ¦ мероприятий ¦ или ¦ ¦ ¦ социальной ¦ социальной ¦невыполнении¦ ¦ ¦реабилитации¦реабилитации ¦ (указать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ причину) ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦Социально-средовая реабилитация ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦Социально-педагогическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реабилитация ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦Социально-психологическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реабилитация ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦Социокультурная реабилитация ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦Социально-бытовая адаптация ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------+------------+-------------+------------+ ¦Физкультурно-оздоровительные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятия и спорт ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------------------------+------------+-------------+------------- Прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное) (нужное подчеркнуть). Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР) ---------------------------T----------------T----------------T------------¬ ¦ Перечень ТСР ¦Срок проведения ¦ Исполнитель ¦ Отметка о ¦ ¦ ¦реабилитационных¦ проведения ¦ выполнении ¦ ¦ ¦ мероприятий с ¦реабилитационных¦ или ¦ ¦ ¦применением ТСР ¦ мероприятий с ¦невыполнении¦ ¦ ¦ ¦применением ТСР ¦ (указать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ причину) ¦ +--------------------------+----------------+----------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+----------------+----------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------------+----------------+----------------+------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------------+----------------+----------------+------------- Примечание. Во всех таблицах в графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указываются даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается запись "бессрочно"; в графах, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указывается исполнитель проведения реабилитационного мероприятия (исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальный орган социальной защиты населения; государственные учреждения службы занятости населения субъектов Российской Федерации; работодатель; территориальные органы управления здравоохранением, образованием; медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид); в графах, содержащих отметку о выполнении или невыполнении реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям делается запись "выполнено" или "не выполнено" указанной в качестве исполнителя организацией, которая заверяется подписью ответственного лица этой организации и печатью. 16
С содержанием ИПР согласен _________________________ ______________________ (подпись инвалида или его (расшифровка подписи) законного представителя (подчеркнуть)) Руководитель федерального государственного учреждения медико- социальной экспертизы _________________________ ______________________ М.П. (подпись) (расшифровка подписи) Заключение о выполнении ИПР Оценка результатов медицинской реабилитации: достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная); восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др. _________________________ ___________________________________________________________________________ Оценка результатов профессиональной реабилитации: достигнута адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда; получена новая профессия (специальность); подобрано подходящее рабочее место; создано специальное рабочее место; положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др. _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Оценка результатов социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная); восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично); восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др. _________________________ ___________________________________________________________________________ Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности: достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др. ________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Особые отметки о реализации ИПР: ___________________________________________________________________________ (вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий) Дата вынесения заключения "__" ________ 20__ г. Руководитель федерального государственного учреждения медико- социальной экспертизы _________________________ ______________________ (подпись) (расшифровка подписи) Рекомендуемая литература основная (4,7,11) Рекомендуемая литература дополнительная (1,2,5,7,12,13,14,15,16,17,18,19,20)
Практическое занятие №16.
Профилактика инвалидности в РФ 17
1. Напишите эссе на тему « Состояние и меры улучшения организации работы по профилактике инвалидности в РФ»
Методические указания к написанию эссе.
Эссе — это небольшое сочинение, связный текст, отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме), в котором вы должны показать свои знания и проявить свое умение мыслить и быть логичным. Цель эссе — высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.
Структурные требования к работам:
1 часть - Смысл высказывания. Раскройте смысл темы. Возможно, за выбранной формулировкой, скрываются несколько смыслов, проблем. Обозначьте их и выберите один. Тот, о котором вы будете рассуждать дальше по тексту. (4-7 предложений). 2 часть - Ваша позиция по отношению к теме. (3-4 предложения) 3 часть - Аргументация вашей позиции. Аргументируйте позицию с примерами из истории, современности или из собственной жизни. Аргументация должна быть написана строго теоретическим языком с использованием понятийного аппарата (терминологической базы по теме). (6-10 предложений). 4 часть - Вывод. Подведите итог вашей работе. Закончите её. Сформулируйте вывод. (2-3 предложения)
Практическое занятие №17.
Контрольная работа по всем разделам МДК.01.01. Работа состоит из 3 частей включающих 23 задания. Часть А включает 14 заданий (1-14). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 14. Часть В содержит 5 заданий (15-19) более сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов этой части – 10. Часть С содержат 4 задания со свободным ответом (20-23). За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла. Максимальное количество баллов за эту часть - 16. Максимальное количество баллов за всю работу – 40.
Содержание самостоятельной работы обучающихся по МДК 01.01
№ п/п Название темы Вид самостоятельной работы Вид задания Количе ство часов 18
1
Нормативно-

правовые документы,

регламентирующие

социальную

политику в

отношении пожилых

людей и инвалидов
Сформировать перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих социальную политику в отношении пожилых людей и инвалидов Овладение знаниями 3ч 2
Этапы

формирования

социальной

политики в

отношении пожилых

людей и инвалидов в

России
Составить историческую справку « Этапы формирования социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов в России». Овладение знаниями 3ч 3
Субъекты

социальной

политики в

отношении пожилых

людей и инвалидов.
Составить схему «Субъекты социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов» Закрепление и систематиза ция знаний 3ч 4
Опорная граф-схема

«Социальное

обеспечение пожилых

людей в РФ»
Составить опорную граф-схему «Социальное обеспечение пожилых людей в РФ» Закрепление и систематиза ция знаний 2ч 5
Опорная граф-схема

«Социальное

обеспечение

инвалидов в РФ»
Составить опорную граф-схему «Социальное обеспечение инвалидов в РФ» Закрепление и систематиза ция знаний 2ч 6
Общая

характеристика

современной системы

пенсионного

обеспечения

пожилых и

инвалидов. Виды

пенсий,

предусмотренные

российским

законодательством.
Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством. Овладение знаниями 2ч 19
7
Эффективность

реализации

предусмотренных

законодательством

социальных льгот

пожилым людям и

инвалидам
По материалам периодической печати оценить эффективность реализации предусмотренных законодательством социальных льгот пожилым людям и инвалидам (размеры и регулярность выплаты пособий, компенсаций, пенсий, предоставления услуг и т.д.). Формирован ие умений 2ч 8
Задачи по праву

социального

обеспечения лиц

пожилого возраста и

инвалидов
Решить задачи по праву социального обеспечения Формирован ие умений 2ч 9
Пенсионная система

РФ
Составить опорную граф-схему пенсионной системы РФ Закрепление и систематиза ция знаний 2ч 10
Совершенствование

системы социального

обслуживания в РФ
Сформировать предложения по совершенствованию системы социального обслуживания в РФ Формирован ие умений 2ч 11
Деятельность

комплексных

(многопрофильных)

и

специализированных

(профильных)

центров оказания

социальной помощи

пожилым людям и

инвалидам,

существующих на

территории

Свердловской

области
Привести примеры деятельности комплексных (многопрофильных) и специализированных (профильных) центров оказания социальной помощи пожилым людям и инвалидам, существующих на территории Свердловской области. Овладение знаниями 2ч 20
12
Учреждения

социального

обслуживания

пожилых и

инвалидов г.

Каменска-

Уральского.
Изучить локальные нормативные акты конкретного учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов г. Каменска-Уральского. Овладение знаниями 3ч 13
Перечень

социальных услуг

пожилым гражданам

и инвалидам в ТЖС
Проанализировать предложенные ситуации, связанные с ТЖС пожилых граждан и инвалидов и предложить оптимальный перечень социальных услуг. Формирован ие умений 3ч 14
Достоинства и

недостатки

современной системы

медико - социальной

помощи в РФ.
Составить аналитическую справку «Достоинства и недостатки современной системы медико - социальной помощи в РФ» Формирован ие умений 4ч
Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Самостоятельная работа №1.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие социальную политику в отношении пожилых людей и инвалидов 1. Изучите следующие правовые базы в сети Интернет:
garant
- Справочная правовая система “Гарант”;
consultant
- Справочная правовая система “Консультант”;
intralex
- Справочная правовая система “ЮСИС”. 2. Сформируйте перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих социальную политику в отношении пожилых людей и инвалидов. Заполните таблицу:
№ п/п

Название документа

Обзор документа
1. Федеральные документы 2. Региональные документы 21
П е н с и и П е н с и и П о с о б и я П о с о б и я С о ц и а л ь н а я п о м о щ ь С о ц и а л ь н а я п о м о щ ь П е н с и и П е н с и и П о с о б и я П о с о б и я С о ц и а л ь н а я п о м о щ ь С о ц и а л ь н а я п о м о щ ь
Самостоятельная работа №2.
Этапы формирования социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов в России Составьте историческую справку по плану: - Общественная норма заботы о пожилых людях во времена Древней Руси. - Становление и развитие системы общественного призрения пожилых людей и инвалидов. - Социальная работа в послереволюционный и советский периоды в отношении пожилых людей и инвалидов. - Начало 90-х годов ХХ в. – оформление социальной защиты, социального обеспечения и социальной поддержки пожилых людей и инвалидов правовым образом во множестве законов. Рекомендуемая литература основная (3,8,9)
Самостоятельная работа №3.
Субъекты социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов. Заполните схему: Рекомендуемая литература основная (4,10)
Самостоятельная работа №4.
Опорная граф-схема «Социальное обеспечение пожилых людей в РФ» Заполните схему: Рекомендуемая литература основная (4,10)
Самостоятельная работа №5.
Опорная граф-схема «Социальное обеспечение инвалидов в РФ» Заполните схему: 22 Государственные субъекты Негосударственные субъекты Надгосударственные субъекты
Рекомендуемая литература основная (2,6)
Самостоятельная работа №6.
Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством. 1. Подготовьте сообщение по плану:  Законодательная база пенсионного обеспечения  Понятие и виды социальных пенсий  Социальные пенсии по возрасту  Социальные пенсии по инвалидности  Назначение пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой, индексация, выплата и доставка пенсий Рекомендуемая литература основная (2,6)
Самостоятельная работа №7.
Эффективность реализации предусмотренных законодательством социальных льгот пожилым людям и инвалидам. Заполните таблицу:
Название социальной льготы (пособие,

компенсация, пенсия, социальная услуга

и т.д.)

Анализ эффективности
Рекомендуемая литература: материалы периодической печати за последние 5 лет (профессиональный научно-практический и методический журнал «Профессиональная библиотека работника социальной службы»; просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», профессиональный научно-практический и методический журнал «Работник социальной службы», профессиональный научно-практический и методический журнал «Социальное обслуживание»)
Самостоятельная работа №8.
Задачи по праву социального обеспечения Решите задачи:
Задача № 1
27-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или 23
с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы стала сильной психологической травмой. 1. Определите основную проблему. 2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае 3. Какие учреждения социального профиля могут помочь девушке? 4. Какие меры помощи можно использовать в данном случае?
Задача № 2
Пожилая женщина была вынуждена уехать из Казахстана в Свердловскую область область. Женщина живет с семьей сына (сын, сноха, внук, мать снохи) в доме с частичными удобствами. Попытки получить какое-либо жилье были неудачны. Женщине 73 года, она чувствует себя лишней в семье, обузой детьми и внуками. 1. Определите статус женщины. Какие права по законодательству имеет женщина? 2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы. 3. Перечислите основные учреждения, в которых может быть оказана помощь. 4. Какие меры могут быть приняты по отношению к женщине и членам ее семьи?
Задача № 3
Женщина страдает системным заболеванием крови, признана инвалидом. Воспитывает двух детей одна (ей 32 года, дочери 5 лет, сыну 10 лет), работает воспитателем в детском саду. Денег на жизнь и на лечение не хватает, другой работы найти не может (пыталась не раз). Муж живет с другой семьей, никакой помощи не оказывает. 1. Определите социальные проблемы семьи. 2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем семьи. 3. Какие варианты решения проблем Вы можете предложить? 4. Какие учреждения и организации должны быть задействованы в решении проблем этой семьи?
Задача № 4
24
В Центр социального обслуживания населения г. Каменска-Уральского обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками. 1. Определите проблему клиента. 2. Нормативно-правовая база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем. 3. В какие учреждения может посоветовать обратиться клиенту сотрудник Центра социального обслуживания населения? 4. Какие для этого необходимы документы?
Задача № 5
Пожилая женщина (72 года) похоронила мужа, детей нет. Осталась одна в однокомнатной квартире, передвигается по квартире с трудом. Хочет жить в доме- интернате для престарелых и инвалидов. 1. Имеет ли она на это право? 2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения вопроса. 3. Какие документы необходимы для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов? 4. Перечислите основные права граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Задача № 6
Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь - мать ребенка - умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения. У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по утере кормильца - ребенка. 1. Определите социальные проблемы семьи. 2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы. 3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в её решении? 4. Какова роль специалиста социальной работы?
Задача № 7
Одинокая пенсионерка 60-ти лет Н. страдает тяжелым заболеванием опорно- двигательного аппарата, приведшим к инвалидности II группы, в силу чего она с трудом может самостоятельно себя обслуживать. 1. Имеет ли она право на надомное социальное обслуживание? 25
2. Нормативно-правовая база для решения проблем. 3. Какие документы необходимы для принятия гражданина на надомное социальное обслуживание? 4.Какие формы социальной поддержки может предложить территориальный орган (отдел) социальной защиты населения?
Задача № 8
В Управление социальной защиты города обратились пожилые люди с просьбой дать разъяснение об условиях помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов, представлении надомного социального обслуживания Центром социального обслуживания населения (ЦСОН). 1. Что может быть критерием при помещении человека в дом-интернат для престарелых и инвалидов, при приеме на надомное обслуживание ЦСОН? 2. Какова нормативно-правовая база, регламентирующая названные вопросы? 3. Какие документы должны быть предоставлены потенциальным клиентом? 4. В каком размере производится выплата пенсий гражданам, проживающим в домах- интернатах для престарелых и инвалидов?
Задача № 9
В территориальный орган (отдел) социальной защиты населения обратился 50- летний К., имеющий I группу инвалидности, с просьбой разъяснить, на какие меры социальной поддержки он может рассчитывать в связи с законом о «монетизации льгот». 1. Нормативная база, регламентирующая названный вопрос. 2. Полагается ли ЕДВ для данной категории населения. 3. Объясните, что включает в себя “социальный пакет”, каков его денежный номинал? 4. Имеет ли право данный клиент на субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг? Если да, то в каком размере?
Задача № 10
В территориальный орган (отдел) социальной защиты обратилась 80-летняя Н., имеющая инвалидность, признанная пострадавшей от политических репрессий, с просьбой разъяснись, на какие меры социальной поддержки она может рассчитывать. 1. Нормативная база, регламентирующая данный вопрос? 2. Объясните, какие выплаты и льготы положены инвалидам I степени ограничения к трудовой деятельности. 3. Объясните, какие выплаты и льготы положены пострадавшим от политических репрессий. 26
4. Может ли один человек получать меры социальной поддержки по двум основаниям – по инвалидности и по факту политических репрессий?
Задача № 11
В территориальный орган (отдел) социальной защиты обратилась женщина с просьбой разъяснить, какие меры социальной поддержки положены ее отцу, участнику Великой Отечественной войны? 1. Нормативная база, регламентирующая данные вопросы? 2. Полагается ли ЕДВ для участников ВОВ? 3. Что включает в себя набор социальных услуг? Может ли клиент отказаться от него? 4. Какие меры социальной поддержки он может рассчитывать?
Задача № 12
В редакцию газеты «Выбор» обратился гражданин Н., инвалид с детства, работающий педагогом дополнительного образования (кружок в школе, 9 часов в неделю). После окончания учебы на радиомеханика в 1991г. он 4 месяца проработал телемастером. Однако, болезнь прогрессировала, и он был вынужден оставить работу (до 1995 г. была II группа инвалидности, а с 1995г. – I группа инвалидности, бессрочно). Он интересуется, имеет ли право на перерасчет пенсии, поскольку вновь работает – в течение 2-х лет. 1. Определите основную проблему. 2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае. 3. Назовите учреждения, которые будут задействованы в решении проблемы. 4. Что должен предпринять специалист социальной работы в данной ситуации?
Задача № 13
В Управление ПФР за назначением пенсии по инвалидности 15.02.2014г. обратился гр. Иванов, бывший военнослужащий, которому 13.02.2014г. органами медико-социальной экспертизы установлена 3 группа инвалидности с причиной «инвалид вследствие военной травмы». Страхового стажа не имеет. 1. Нормативная база, используемая специалистом Управления ПФР, при решении вопроса установления пенсии гр. Иванову. 2. Определите право на назначение пенсии по инвалидности. 3. Установите срок назначения пенсии по инвалидности гр.Иванова. 4. Определите размер пенсии по инвалидности гр.Иванова.
Задача № 14
В Управление ПФР 13.03.2014г. обратилась гр. Валеева 25.03.1965 г.р, претендующая на назначение пенсии по старости ранее достижения общеустановленного 27
пенсионного возраста как участница ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. При этом она представила следующие документы: - паспорт гражданина Российской Федерации; - страховое свидетельство; - трудовую книжку, согласно которой страховой стаж заявительницы составляет 23 года; - удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986- 1987г.г. 1. Определите нормативную базу, регулирующую вопросы назначения пенсии по старости участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. 2. Укажите нормативный акт, регулирующий перечень документов, необходимых для назначения пенсии. 3. Определите право на назначение пенсии по старости гр. Валеевой. 4. Установите срок назначения пенсии по старости гр. Валеевой. 5. Определите размер пенсии по старости гр. Валеевой.
Задача №15
Женщина впервые обратилась в федеральное государственное учреждение МСЭ для оформления инвалидности своему 13 летнему сыну в связи с поствакцинальным осложнением. Просит объяснить, что такое индивидуальная программа реабилитации (ИПР). 1. Какие документы она должна предоставить в МСЭ для оформления инвалидности? 2. Объясните, что такое ИПР и кто ее должен составлять. 3. На какой вид реабилитации, кроме медицинской, социальной и профессиональной имеет право данный ребенок Раскройте сущность данного вида реабилитации. 4. Нормативная база, регулирующая данный вопрос.
Задача № 16
В Управление ПФР за назначением социальной пенсии по старости 25.02.2014г. обратился гр. М. 20.02.1945 г.р. Страхового стажа не имеет, в трудовых отношениях не состоит с 2008 года. 1. Нормативная база, используемая специалистом Управления ПФР, при решении вопроса установления пенсии гр.М. 2. Определите право на назначение социальной пенсии по старости. 3. Установите срок назначения пенсии по социальной пенсии по старости. 4. Определите размер социальной пенсии по старости.
Задача № 17
28
В Управление ПФР за назначением пенсии по инвалидности 25.03.2014г. обратился участник Великой Отечественной войны, признанный 11.03.2014г. органами медико- социальной экспертизы инвалидом 3 группы от общего заболевания. 1.Нормативная база, используемая специалистом Управления ПФР, при решении вопроса установления пенсии по инвалидности участникам Великой Отечественной войны. 2.Определите право на назначение пенсии по инвалидности. 3.Установите срок назначения пенсии по инвалидности. 4.Определите размер пенсии по инвалидности. Рекомендуемая литература основная (1,2,4,5,6,10) Рекомендуемая литература дополнительная (1-26)
Самостоятельная работа №9.
Пенсионная система РФ Составьте опорную граф-схему: Рекомендуемая литература основная (1,5) Рекомендуемая литература дополнительная (22,23)
Самостоятельная работа №10.
Совершенствование системы социального обслуживания в РФ Сформулируйте предложения по совершенствованию системы социального обслуживания в РФ на макроуровне (федеральная и региональная социальная политика) и на микроуровне (конкретное учреждение социального обслуживания г. Каменска- Уральского). Рекомендуемая литература: материалы периодической печати за последние 5 лет (профессиональный научно-практический и методический журнал «Профессиональная библиотека работника социальной службы»; просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», профессиональный научно-практический и методический 29 С у б ъ е к т : С у б ъ е к т : о п р е д е л е н и е : о п р е д е л е н и е : С у б ъ е к т : С у б ъ е к т : о п р е д е л е н и е : о п р е д е л е н и е : С у б ъ е к т : С у б ъ е к т : о п р е д е л е н и е : о п р е д е л е н и е :
журнал «Работник социальной службы», профессиональный научно-практический и методический журнал «Социальное обслуживание»)
Самостоятельная работа №11.
Деятельность комплексных (многопрофильных) и специализированных (профильных) центров оказания социальной помощи пожилым людям и инвалидам, существующих на территории Свердловской области. Подготовьте сообщение и мультимедийную презентацию о деятельности комплексного или специализированного центра оказания социальной помощи пожилым людям и инвалидам, осуществляющего свою деятельность на территории Свердловской области. План сообщения: 1. Юридическое название социальной службы. 2. Структура и персонал учреждения. 3. Направления деятельности, виды социальных услуг, которые оказывают специалисты социальной службы.
Самостоятельная работа №12.
Учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов г. Каменска-Уральского. 1. Посетите сайты учреждений социального обслуживания пожилых и инвалидов г. Каменска-Уральского, изучите локальные нормативные акты. 2. Заполните таблицу: Наименование организации, руководитель Почтовый адрес, электронная почта, сайт, факс, телефоны Основные виды деятельности
Самостоятельная работа №13.
Перечень социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам в ТЖС 1. Проанализируйте предложенные ситуации, связанные с ТЖС пожилых граждан и инвалидов, в соответствии с планом.
Ситуация 1.
Ребенок-инвалид 1 группы. Обслуживание в стационарном учреждении.
Ситуация 2.
30
Пожилой гражданин с психическим расстройством (в стадии ремиссии). Обслуживание на дому.
Ситуация 3.
Инвалид 1 группы (не способный к передвижению). Обслуживание на дому.
Ситуация 4.
Пожилой гражданин слабовидящий. Обслуживание на дому.
Ситуация 5.
Пожилой гражданин, получающий пенсию ниже прожиточного минимума. Обслуживание на дому.
Ситуация 6.
Ребенок – инвалид с ВИЧ-инфекцией. Обслуживание на дому.
Ситуация 7.
Пожилой гражданин с онкологическим заболеванием. Обслуживание в стационарном учреждении.
Ситуация 8.
Пожилой гражданин, находящийся в состоянии стресса от потери ближайшего родственника. Обслуживание в стационарном учреждении.
Ситуация 9.
Пожилой гражданин, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Обслуживание в стационарном учреждении.
Ситуация 10.
Ветеран Великой отечественной войны. Обслуживание на дому. План ответа: 1. Льготы и пособия (указать размер денежных выплат), на которые имеет право данная категория клиентов. 2. Учреждения социального обслуживания, в которых данная категория клиентов может получить помощь. 3. Действия социального работника по оказанию помощи в разрешении ТЖС клиента. Рекомендуемая литература основная (4) Рекомендуемая литература дополнительная (1-26)
Самостоятельная работа №14.
Достоинства и недостатки современной системы медико - социальной помощи в РФ. 31
Заполните таблицу:
Вид медико-социальной

помощи

Достоинства

Недостатки
Первичная Скорая Специализированная Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями Гражданам, страдающим опасными для окружающих заболеваниями Рекомендуемая литература основная (7,11)
Вопросы к зачету
1. Механизмы реализации государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. 2. Виды льгот, предоставляемые государством пожилым инвалидам: 3. Международные и российские источники права социального обеспечения пожилых и инвалидов. 4. Порядок предоставления льгот пожилым и инвалидам. Возможности замены льгот денежными компенсациями. 5. Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению. 6. Виды пособий, предоставляемые государством пожилым и инвалидам. 7. Особенности региональной системы социального обеспечения пожилых и инвалидов. 8. Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения пожилым и инвалидам. 9. Социальное обслуживание как элемент государственной системы социального обеспечения. 10. Виды медико-социальной помощи пожилым и инвалидам, гарантированные государством. 11. Формы социального обслуживания пожилых и инвалидов, гарантированные законодательством России. 12. Обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и изделиями медицинского назначения пожилых и инвалидов 13. Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов 32
14. Нормативно-правовая база определяющая степень утраты трудоспособности и сроки переосвидетельствования. 15. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов. 16. Особенности трудового законодательства, определяющего права пожилых и инвалидов на труд. 17. Право пожилых и инвалидов на получение пенсии. Условия назначения и порядок выплаты пенсий пожилым и инвалидам. 18. Особенности гражданского и семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми и инвалидами: правила наследования, право на алименты 19. Общая характеристика системы льгот для пожилых и инвалидов. 20. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
Список литературы:

Основная учебная литература:
1. Борисенко, Н.Ю. Пенсионное обеспечение [Электронный ресурс] : учебник/Н.Ю. Борисенко

М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 576 с. 2. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО/И.В. Григорьев

М.: Издательство Юрайт, 2015.-402с. 3. Кононова, Т.Б. История социальной работы [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров/Т.Б.Кононова. – М.: Издательство Юрайт, 2014.-356с. 4. Кошелев, Н.С. Социальное обслуживание и права населения [Электронный ресурс]: практическое пособие / Н.С. Кошелев. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 145 с. 5. Никифорова, О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения [Электронный ресурс]: монография / О.Н. Никифорова — М. : Инфра-М, 2013. — 124 с. 6. Право социального обеспечения [Электронный ресурс] : учебник для академиче- ского бакалавриата / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 717 с. 7. Ткаченко, В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.С. Ткаченко. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 384 с. 8. Фирсов, М.В. История социальной работы [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.В. Фирсов. — М. : КНОРУС, 2012. — 400 с. — (Для бакалавров). 33
9. Холостова, Е.И. История социальной работы в России [Электронный ресурс]:Учебник для СПО/ Е.И. Холостова.- М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 282 с. 10. Холостова, Е.И. Социальная политика [Электронный ресурс]:Учебник/ Е.И. Холостова.- М: Издательство Юрайт, 2015. – 367 с. 11. Шмелева, С.В. Медико-социальная реабилитация [Электронный ресурс]:Учебник/ С.В. Шмелева.- М: Издательство Российский государственный социальный институт, 2013. – 208 с.
Дополнительная литература:
Нормативные документы
1.
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения [Электронный ресурс]: официальное издание. – Режим доступа: inforating.
2.
ГОСТ Р 528884-2007. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа: inforating.
3.
Закон Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye-dokumenty/regionalnoe- zakonodatelstvo.html
4.
Закон Свердловской области от 25.11.2004 N 191-ОЗ « О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» [Электронный ресурс]: официальное издание.-Режим доступа msp.miduralnormativnye-dokumenty/regionalnoe- zakonodatelstvo.html
5.
Закон Свердловской области от 15.07.2005 N 77-ОЗ«О ежемесячном пособии гражданину, уволенному с военной службы, признанному инвалидом вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye-dokumenty/regionalnoe-zakonodatelstvo.html
6.
Закон Свердловской области от 15.07.2005 N 91-ОЗ«О почетном звании Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye-dokumenty/regionalnoe-zakonodatelstvo.html 34

7.
Закон Свердловской области от 07.03.2006 N 10-ОЗ «О социальном обслуживании населения в Свердловской области» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye-dokumenty/regionalnoe- zakonodatelstvo.html
8.
Закон Свердловской области от 29.10.2007 № 126-ОЗ«Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye- dokumenty/regionalnoe-zakonodatelstvo.html
9.
Закон Свердловской области от 23.12.2010 N 104-ОЗ (ред. от 09.11.2011)«О ветеранах труда Свердловской области (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 30.11.2010)» Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye- dokumenty/regionalnoe-zakonodatelstvo.html
10.
Закон Свердловской области от 09.11.2011 № 110-ОЗ«О знаке отличия Свердловской области "За заслуги в ветеранском движении"» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye- dokumenty/regionalnoe-zakonodatelstvo.html
11.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2014 — 2018 ГОДЫ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kcsontwp-content/uploads/2014/05/Постановление_от_12_марта.pdf
12.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У «Основные виды социальных услуг» [Электронный ресурс]: официальное издание .- Режим доступа: soz-info.narod.
13.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52342-2003 «Качество социальных услуг» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа: inforating.
14.
Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" [Электронный ресурс] Режим доступа: base.garant12159775/ 35

15.
Постановление Правительства Свердловской области от 28.02.2005 N 140-ПП«Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области, протезно-ортопедическими изделиями (вместе с "Порядком обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области, протезно- ортопедическими изделиями » [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye-dokumenty/regionalnoe- zakonodatelstvo.html
16.
Постановление Правительства Свердловской области от 30.06.2005 N 520-ПП«О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области (вместе с "Положением о предоставлении услуг по сурдопереводу инвалидам по слуху", "Положением о порядке обеспечения инвалидов по зрению специальными учебными пособиями и литературой", "Положением об организации работы социальных пунктов проката с целью оказания социальных услуг по временному обеспечению инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, техническими средствами ухода, реабилитации и адаптации", "Положением об оказании социальных услуг по обучению инвалидов, членов семей (законных представителей) детей-инвалидов и инвалидов войны вождению автотранспорта категории "B")» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye- dokumenty/regionalnoe-zakonodatelstvo.html
17.
Постановление Правительства Свердловской области от 15.09.2008 N 981-ПП «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye-dokumenty/regionalnoe- zakonodatelstvo.html
18.
Постановление Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. N 1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы "Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской областина 2011- 2015 годы"» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа msp.miduralnormativnye-dokumenty/regionalnoe-zakonodatelstvo.html
19.
Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ 36
[Электронный ресурс]: официальное издание .- Режим доступа: soz- info.narod.
20.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4872) с изменениями, внесенными федеральными законами от 10 июля 2002 года № 87-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2791), от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032), от 10 января 2003 года № 15-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167), от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ [Электронный ресурс]: официальное издание: Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607.- Режим доступа: inforating.
21.
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа: inforating.
22.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: официальное издание .- Режим доступа: consultantdocument/cons_doc_LAW_34419/
23.
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: официальное издание .- Режим доступа: consultantdocument/cons_doc_LAW_34443/
24.
Федеральный закон от 17 июля 1998 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]: официальное издание .- Режим доступа: soz-info.narod.
25.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ [Электронный ресурс]: официальное издание.- Режим доступа: soz-info.narod.
26.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ [Электронный ресурс]: официальное издание. – Режим доступа: gostbaza.
27.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального 37
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" [Электронный ресурс]: официальное издание . – Режимдоступа:s://consultantlaw/podborki/obyazatelnoe_medicinskoe_str ahovanie/
28.
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: официальное издание . – Режим доступа:s://consultantlaw/podborki/obyazatelnoe_medicinskoe_strahovani e/
Для заметок
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 38
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 39


В раздел среднее профессиональное образование