Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Профессиональное самоопределение"

методическая разработка по адаптации выпускника на рабочем месте.

Автор: Маркина Лариса Асканазовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, "Ростовский колледж металлообработки и автосервиса" (ГБПОУ РО "РКМиА"), город Ростов-на-Дону, Ростовская область



В раздел среднее профессиональное образование




Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса» (ГБПОУ РО «РКМиА»)
Методическая разработка

по дисциплине «Адаптация выпускника на рабочем месте»

на тему: «Профессиональное самоопределение»
Составитель: Маркина Л.А. Ростов-на-Дону 2016 г.

Введение.
Профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи его с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. Процесс социально-профессионального становления личности начинается в семье и проходит через все этапы жизнедеятельности человека. Поэтому для профессионального самоопределения так важно семейное трудовое воспитание. Родители оказывают огромное влияние на профессиональный выбор детей. К сожалению, это влияние не всегда имеет положительный характер. Родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях и определить их жизненный трудовой путь.
Профессия
– это необходимая для общества, ограниченная вследствие разделения труда, отрасль приложения физических и духовных сил человека, его знаний, умений, умственных способностей, дающая ему возможность существования и развития. Школа, семья, общественность формируют подростка как будущего активного члена общества. Решение актуальных задач подготовки
подрастающего поколения к трудовой деятельности во многом зависит от семейного воспитания. А.С. Макаренко. В статье «Воспитание в труде» он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье. По его мнению, труд должен носить не принудительный, а творческий характер и к такому труду семья должна готовить своих детей. Творческий же труд возможен лишь тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость своего труда, когда труд становится для него основой проявления личности и таланта.
Основная часть.

Профессиональное самоопределение
– один из важнейших этапов становления личности. Выбор профессии – решение, имеющее
исключительное значение для жизненной судьбы человека, во многом определяющее реализацию его права на счастье, на удовлетворенность жизнью, и происходит оно в несколько этапов, начиная с самого детства:
1) дошкольный
- формирование первоначальных трудовых навыков и умений;
2) начальная школа
(пропедевтический) - возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой);
3) первая ступень основной школы
(5-7-е классы) - осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
4) вторая ступень основной школы
(8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания;
5) полное среднее учебное заведение
- профессиональная ориентация на основе углублённого изучения отдельных учебных предметов;
6) профессиональное учебное заведение
- овладение профессией;
7) профессиональная деятельность
- повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность. В процессе профессионального самоопределения период реалистического выбора приходится на профессиональное учебное заведение и профессиональную деятельность. Реалистический выбор - это уже достаточно обдуманный выбор, учитывающий реальные жизненные обстоятельства и мотивы, которыми могут быть: экономический, социальный и духовный. «Экономический» человек – просто трудоустраивается, то есть готов на любую работу, лишь бы иметь высокое материальное вознаграждение. Человек «социальный» выбирает профессию и стремится к престижу, требующему высшее образование, иногда любое, а человек «духовный» ищет смысл жизни. Выбор молодежью будущей профессии в значительной степени зависит от
позиции родителей. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников. В большинстве случаев родители оказывают положительное влияние на своих детей, желая им трудовых успехов. Хорошее отношение к своей работе со стороны родителей, их удовлетворенность своей профессией часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы ребенок заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий. Чистяков Н.Н. и сотрудники установили наличие зависимости между профессией родителей и удовлетворенностью их детей своей профессией. Таким образом, для формирования устойчивого выбора профессии очень важно, чтобы дети продолжали семейные традиции, но при этом необходимо помнить, что влияние будет положительным только в том случае, если родители будут прививать детям любовь к своей профессии, если этот выбор будет обдуманным, а не просто выполнением родительской воли. Однако родители не всегда поощряют интересы и склонности своих детей к определенным видам трудовой деятельности, не всегда знают и правильно оценивают их способности, не всегда стремления детей совпадают с намерениями родителей. Разные авторы придают различное значение влиянию родителей на профессиональное самоопределение детей. Например, Атутов П.Р. и Климов Е.А. приводят следующие данные: 29 % выпускников средней школы в вопросе о выборе профессии следуют совету родителей . По другим источникам, 84,4 % юношей и девушек отмечают, что основным авторитетом в выборе профессии для них было мнение родителей. Из-за неоднородности влияния данного фактора на профессиональное самоопределение, всех родителей условно можно разделить на три группы. Первую группу составляют родители, занимающие позицию невмешательства. Ее обусловливают различные факторы, в том числе: 1. опасение дать неквалифицированный совет (дети лучше знают, что им нужно);
2. убеждение, что профориентация – дело сугубо школьное; 3. простое равнодушие к профессиональной судьбе ребенка. Ко второй группе относятся весьма активные и притом авторитарно настроенные родители, считающие, что выбор профессии для детей является исключительно их прерогативой. Школа, по их мнению, печется только об общегосударственных интересах, сами же дети в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос. В большинстве позиция родителей данной группы базируется на убеждении, что профессиональная судьба их ребенка не может быть счастливой вне высшего образования, какие бы профессиональные склонности они не проявили. Если эти склонности связаны с одной из рабочих профессий, то родители всячески стремятся их дискредитировать, самым решительным образом против профессиональных намерений своих детей, считая такие намерения наивными и глупыми. К третьей группе принадлежат родители, которые занимают наиболее правильную позицию в данном вопросе. Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить их способности и наклонности, разобраться в их стремлениях, влечениях и мотивах. В то же время, исходя из собственного жизненного опыта, они характеризуют отдельные хорошо известные им профессии, помогают детям подобрать необходимую профессиографическую литературу и т.д. Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества. В каком же направлении идет в целом влияние родительской семьи на профессиональное самоопределение подростков и юношей? Это во многом зависит от социального положения родителей и их образовательного уровня, воспитания в семье: трудового, нравственного, морального и духовного. Воспитание в семье имеет несколько типов:

1. Кумир семьи.
ребенок - "пуп земли" и "центр Вселенной». Любая прихоть малыша - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости "кумира" неповторимы.
2. Гиперопека.
Уже само название "гиперопека" подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о "сверхопеке" малыша. Он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями - это поражение.
3.

Гипоопека.
Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все.
4. Безнадзорность.
Пожалуй, безнадзорность - это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родители забыли, что он есть. Он может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадется ему под руку, ходить в лохмотьях. Такому малышу грозит задержка в развитии, и он в дальнейшем может быть психически неполноценным.
5. Воспитание по типу "Золушки".
Наверное, в целом мире нет родителей, которые бы не знали сказку "Золушка", поэтому нетрудно догадаться, что значит воспитание по типу "Золушки". В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его все время унижают и оскорбляют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. "
6. "Ежовые рукавицы".
Когда ребенка держат в "ежовых рукавицах", он - подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют, ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так - ремень, угрозы и избиения. Страх заставляет
его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой ребенок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.
7. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.
Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи малыша родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои неоправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать хотя бы в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись,чтоб оправдать тщеславие родителей.
8.

Воспитание "в

культе

болезни".
Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда малыш болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием, или когда родители, боясь, что их ребенок вдруг внезапно заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям.
9. Воспитание по типу "кронпринца".
Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком.
10. Противоречивое воспитание.
Об этом типе воспитания мы говорим тогда, когда в одной семье, в одной квартире родители плюс бабушки и
дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь только собственными методами, противоречащими по обыкновению друг другу, и, словно "лебедь", "рак" и "щука", тянут малыша одновременно в ту и другую стороны, чтобы в конце концов перетянуть.
11. Смена образцов воспитания.
Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появления новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился. Малыш не в состоянии отвыкнуть от того, к чему привык, никак не адаптируется к перемене, и в результате начинает яростно протестовать, нередко в виде невротических реакций. Основные недостатки семейного трудового воспитания объясняются прежде всего отсутствием систематического руководства этим процессом со стороны общеобразовательной школы. Оно должно заключаться в организации системы педагогического воздействия на родителей с целью воспитания у их детей трудолюбия и уважения к труду. Школа и другие государственные организации не только имеют право, но и обязаны, используя имеющиеся у них в распоряжении информационные и воспитательные средства, формировать у молодежи духовные мотивы профессионального самоопределения, обеспечивать ее необходимой информацией, квалифицированными советами, в общем – осуществлять ее профессиональную ориентацию. Все это вызывает необходимость организации целенаправленной и систематической работы с родителями по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. Следует отметить недостаток внимания со стороны семьи к трудовому воспитанию и профессиональной ориентации детей, недостаточную разработанность организационных форм и методов работы с родителями, отсутствие разнообразия в выборе приемов воспитания, слабое распространение индивидуальных способов педагогического воздействия.
Чаще всего, в ряде случаев влияние школы на семью ограничивается узкими рамками заботы об успеваемости ученика или о его поведении в классе.
Заключение.
Основные направления работы школы с родителями: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи – родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции; активное привлечение родителей к
организации и проведению в школе мероприятий по профориентации учащихся (бесед, встреч с передовиками производства, профинформационных экскурсий); индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации школьников. Также основными направлениями совместной работы школы с родителями учащихся являются: расширение круга знаний по психолого- педагогическим вопросам профессионального самоопределения молодежи; ознакомление с задачами и особенностями подготовки рабочих кадров в системе профессионально-технического образования; изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда трудовых традиций рабочих династий; привлечение родителей к активному участию в профориентационной работе с молодежью. Одной из задач педагогического просвещения родителей является научить их правильному изучению личности своих детей, познанию положительных качеств ребенка, его успехов, достоинств и достижений; научить определять ведущее направление развития его интересов, склонностей и способностей. Одной из самых распространенных форм профориентационной работы с родителями является беседа. По содержанию все беседы этой тематики можно разделить на три цикла. Первый цикл включает общие вопросы профориентации, второй – проблемы, связанные с изучением личности ребенка, третий – вопросы по трудоустройству и профессиональной адаптации молодого рабочего. В настоящее время профориентационная работа со школьниками и их родителями нужна как никогда. Большой рост престижности разных факультетов, появление новых специальностей, говорит о потребности абитуриентов в информировании о профессиях и требованиях, которые они предъявляют. Профориентационная работа поможет молодому человеку сделать правильный осознанный выбор и найти профессию, где он сможет себя максимально реализовать.


В раздел среднее профессиональное образование