Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Общепедагогические технологии"

Инновационная деятельность преподавателя физической культуры в условиях СПО

Автор: Беляшкин Андрей Владимирович, руководитель физического воспитания, ГБПОУ СПО "Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова", город Кстово, Нижегородская область



В раздел среднее профессиональное образование




Инновационная деятельность преподавателя

физической культуры в условиях ГБПОУ СПО
 Беляшкин  Андрей  Владимирович, руководитель физического воспитания
тема:
Общепедагогические технологии Где нет простора для проявления способностей, там нет способностей. Людвиг Фейербах Сегодня в физической культуре предлагается принцип оценки деятельности преподавателя по оздоровительной направленности занятий физической культурой и формированию здорового образа жизни будущих специалистов. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании студентов значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования
.
В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:  уровень знаний, умений и навыков;  отношение к здоровью и физической культуре личности.
Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры в техникуме используется рейтинговая (балловая) система оценивания студентов. Ее сущность сводится к следующему: студент за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к студентам требования. На основании разработанных критериев студенты сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить студентов самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей студентов, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни техникума. Подтверждением результативности такой работы являются следующие
показатели

К сожалению, все увеличивается число студентов, освобожденных от занятий физической культурой. Таким студентам итоговая оценка выставляется на основании сведений о посещаемости занятий и текущих оценок за знание теоретических и методико-практических аспектов дисциплины. С целью определения личностных ценностей среди студентов нового набора (в 2014-2015 учебном году) было проведено анкетирование
,
результаты которого показали, что здоровье студенты ставят на 6- 8 место. В результате проведенной работы по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни, как показывает последнее анкетирование (в выпускных группах), у ребят изменилось мнение о личностных ценностях, теперь они ставят здоровье на одно из первых мест. Анализ анкетирования «Учитель глазами студентов» показывает высокий уровень удовлетворенности преподаванием дисциплины «Физическая культура». Так же студенты отмечают у преподавателя физической культуры творческий подход к своему делу, требовательность, умение вызвать интерес к своему предмету. Главным фактором спортивной жизни техникума является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа. Привлечение ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя физической культуры. Через работу спортивных секций в техникуме культивированы следующие
виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, туризм, настольный теннис, атлетическая гимнастика. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования команд для участия в соревнованиях городского и краевого уровня, в техникуме проводятся соревнования по различным видам спорта. Таким образом, по сравнению с 2013-2014 учебным годом число студентов, занятых в спортивных секциях в 2014-2015учебном году, увеличилось на 9%. Студенты нашего техникума являются постоянными участниками городских областных и региональных Спартакиад, где постоянно повышают свое спортивное мастерство и занимают призовые места. С целью популяризации физической культуры и спорта оформлены стенд «Наши спортивные достижения», выставка кубков и наград, полученных в соревнованиях различного уровня. Также очень значимым и интересным событием является подготовка и проведение спортивно- массовых праздников. Важной составной частью и отличительной особенностью технологии обучения и воспитания является здоровьесберегающая программа «Наш маленький дом большого здоровья». В рамках данной программы проводятся: Неделя здоровья, «День первокурсника», «Беги за мной», «Мисс КНТ». Количество студентов, принимающих участие во внеучебных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса студентов к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни. Физкультура должна иметь национальные корни. В этом случае любая народная игра является эффективным средством педагогики. Поэтому, с целью возрождения народных игр уделяется внимание изучению русских
народных игр и забав. Как результат изучения – традиционные ежегодные соревнования «Богатырские забавы». Эта игра не требует никаких особых условий, но очень эффективна. Студенты с удовольствием проводят исследовательскую работу: социологические опросы среди сверстников о вредных и полезных привычках, выполняют и защищают проекты по проблемам Олимпийского движения, правильного рациона питания, популяризации различных видов спорта; выпускают стенгазеты различной тематики. Лучшие исследовательские работы студенты представляют на конференции «День Науки», проводимой ежегодно в нашем техникуме (в нынешнем учебном году будет представлена работа по теме «Нижегородские спортсмены-участники мировых соревнований». Стараемся не отставать от новейших технологий, так в 2014-2015 учебном году проведен конкурс мультимедийных презентаций на тему «Спортивная жизнь групп» и видеоклипов на тему «Я скажу вам по секрету, для меня здоровье это …». По результатам участия студентов в спортивной жизни техникума в течение года определяется «Самая спортивная группа». В 2014-2015 уч. г. студенты нашего техникума, под руководством преподавателей, принимали участие в конкурсе стенгазет на тему «За здоровый образ жизни». В настоящее время исключительно большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения. Ведь по статистике к моменту окончания школы часть выпускников имеет серьезные отклонения в здоровье. Общеизвестен тот факт, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, которые включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Мы, учителя, к сожалению, не можем повлиять на первый и второй компоненты, но сформировать определенный
стиль жизни в наших силах. Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? В поиске ответа на этот вопрос и родилась педагогическая концепция. Принципиальная особенность инновационной системы обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития студентов в процессе обучения она рассматривает их учебную деятельность. Основные принципы педагогической концепции. С целью реализации представленной концепции на 2014-2015 учебный год была разработана модульная программа (на основе рейтинговой оценки студентов) по дисциплине «Физическая культура». Для достижения поставленных целей применяются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульная технология, основанная на рейтинге, информационно-коммуникационные технологии, Портфолио студента. Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности студентов с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении нескольких лет здоровьесберегающая программа «Наш маленький дом большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеучебной деятельности. Во время учебного процесса студенты должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых
являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод. На занятиях со студентами выпускных курсов особое место отводится силовой и общей физической подготовке ( в группах, где обучаются в основном только юноши), которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие студента. На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода: 1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости. 3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности студентов. Совместно со студентами разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. Большинство ребят им пользуется для поддержания спортивной формы до сих пор. У студентов появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении. На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора, руководителя. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, области, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.
На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине. Портфолио студента по физической культуре может включать несколько разделов.При анализе своего Портфолио студент получает прекрасную возможность оценивать себя «вчера» и «завтра». Процесс сравнения позволяет делать адекватные выводы о своей физической форме и своих возможностях по достижению поставленных целей. Обязательной составляющей Портфолио является рефлексивная карта «Я глазами учителя», содержащая разделы «Личностное развитие», «Моя физическая подготовленность», «Мои знания». На каждом уроке преподаватель со студентом ставит оценки в соответствующих разделах, причем собственная оценка студента предшествует оценке педагога. Таким образом, рефлексивная карта дает возможность получить достоверную информацию о том, как проявил себя студент на уроке и оценил свою работу. Положительным моментом можно считать тот факт, что в 90% случаев из 100% оценки преподавателя совпадают с самооценкой своей работы студентом. В различных сферах преподавания дисциплины используются информационно-коммуникационные технологии. Компьютер служит для презентации знаний по теоретическим аспектам дисциплины, выступает как тренажер, осуществляя тренировочные упражнения по закреплению полученных знаний, является каналом общения и источником информации. Наиболее эффективными по теоретическому разделу являются мультимедийные уроки. Так были разработаны уроки по темам
«Теоретические аспекты физвоспитания», «Гигиена спортсмена. Травмы и оказание первой помощи» и т.д. При этом конкретно-наглядная основа урока делает его зрелищным, наглядным и запоминающимся. Наличие мультимедийного проектора сделало возможным реализовать такую форму работы, как заочная экскурсия. Так за последние 2 года мы с ребятами «побывали» в разных местах нашей планеты. Применение информационных технологий сделало возможным подготовку спортивных репортажей с места проведения соревнований, турниров, товарищеских встреч. При этом студенты выступают в роли спортивных комментаторов, операторов, режиссеров, что, безусловно, способствует не только повышению интереса к физической культуре и спорту, но и приобретению коммуникативных умений, навыков работы с современными техническими средствами. С целью популяризации здорового образа жизни в рамках здоровье сберегающей программы студенты ежемесячно выпускают информационный бюллетень «Будь здоров!». Очень эффективным оказывается использование информационно- коммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности. Интернет и мультимедиа открывают перед студентами широкие возможности и перспективы в поиске необходимой информации, решении поставленных задач, наглядного представления результатов исследования. С использованием мультимедийных технологий подготовлены и представлены на внутритехникумовской конференции «День науки» исследовательские работы: «Методы оценки и контроля состояния здоровья и физического развития»; « Методы релаксации в процессе учебной деятельности»; «Методы регулирования психоэмоционального состояния личности». Все работы, представленные на конференции, отмечены дипломами.
К сожалению, в настоящее время увеличивается количество ребят, которые по состоянию своего здоровья не могут заниматься физкультурой в основной группе. Наша задача не оттолкнуть их, а сделать все возможное для того, чтобы студент мог поверить в себя и не боялся разрешенных физических нагрузок, тем самым, улучшая и поддерживая свое здоровье. Реализации педагогической концепции способствует и материальная база. Так, в 2014-2015 учебном году одной из приоритетных задач моей работы было создание и оснащение кабинета теоретической подготовки по дисциплине Физическая культура. Сегодня этот кабинет оснащен современными техническими средствами, в нем созданы медиатека «Физическая культура и спорт», каталог Интернет-ресурсов по дисциплине. Многие учебные пособия созданы совместно с ребятами, освобожденными от практических занятий физической культурой. Таким образом, в качестве инновационных черт представленной концепции можно назвать следующие: 1. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и внеурочной работе; 2. Рейтинговая система оценивания, способствующая активизации деятельности студентов; 3. Применение личностно-ориентированного подхода (путем использования метода проектов, технологии Портфолио, здоровьесберегающие технологии). О правильности избранной технологии позволяют судить следующие
результаты
:
 У студентов возникает устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению дисциплины;  Успеваемость по дисциплине составляет 98%;  83% студенческой аудитории принимают участие в тех или иных спортивных мероприятиях (каждому найдется дело по душе). Особое место в педагогической деятельности занимает повышение профессионального мастерства, поэтому большое внимание уделяется участию в семинарах, совещаниях, обучению на курсах. В целях обмена опытом и повышения профессионального мастерства посещаются уроки коллег. Эффективной формой повышения квалификации является самообразование. Все это позволяет вести педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, внедрять в образовательный процесс современные педагогические технологии, что, несомненно, способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала преподавателя, способствует его профессиональному росту. В перспективе - совершенствование знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий, создание электронного учебника по дисциплине, строительство лыжной базы, участие в соревнованиях высокого уровня. В заключение хочется привести слова М.И. Калинина «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все были здоровыми гражданами... Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин…».


В раздел среднее профессиональное образование