Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие творческих способностей студентов на уроках математики"

статья

Автор: Григорьева Наталия Сергеевна, преподаватель математики, Волжский филиал ГБПОУ "Волгоградский медицинский колледж", Волгоград



В раздел среднее профессиональное образование




Волжский филиал ГБПОУ «Волгоградский медицинский колледж»

«Развитие творческих способностей студентов на уроках математики».
Преподаватель математики высшей квалификационной категории Григорьева Наталия Сергеевна Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательнее. Б. Паскаль Современные стандарты профессионального образования направлены на формирование профессиональных компетенций. Компетентный специалист должен обладать не только суммой знаний и механическим владением профессиональных умений, но и уметь принимать решения, выбирать правильный путь, использовать собственные личностные качества, такие как целеустремленность, коммуникабельность, творчество, активность и другие. Одной из главных задач педагога является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Что такое творчество? Как проявляются творческие способности? В 1959 году психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: “Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”. Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед образованием. Ошибкой было бы начинать приобщать учащихся к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то всё это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности. Преподавание математики всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для преподавателя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление 1
существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала. При этом деятельность преподавателя предусматривает:  отбор и структурирование содержания учебного материала;  увеличение доли самостоятельной работы учащегося;  формирование учебно-познавательной, общекультурной компетенции, овладение социальным опытом в процессе совершенствования преподавания предмета. В процессе обучения преподаватель должен руководствоваться принципами:  формирование и развитие у студентов внутренних мотивов к обучению математике;  практическая направленность обучения, формирование умений решать учебные задачи; формирование творческого подхода к решению задач;  учет достигнутого уровня обученности и развитости; планирование конечного результата;  учет психолого-педагогических закономерностей;  замечать и поощрять малейшие успехи студентов, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи . Педагог проводит работу по совершенствованию форм, методов, средств проведения урока, методов контроля. Осуществляет мониторинг достижений учащихся на тестовых заданиях, готовых и составленных им. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи математического образования. Такая система работы преподавателя позволяет решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе деятельности на уроке математики. Необходимо еще в школе развивать у детей математический и иной кругозор, формировать необходимые для учебы умения и навыки, создавать своеобразную базу для творчества. И чем она будет больше и просторнее, тем богаче станет фантазия и реальнее мечты и замыслы, тем легче будут решаться математические задачи и уравнения. Например, именно из школьного учебника математики учащиеся могут узнать о том, чем и каким образом древние люди измеряли, например, вес, массу, длину и ширину предметов и площадей. Учебник же ведает им о различных системах записи чисел и ведения счета. Именно из него они впервые узнают о каких-то важных для человечества открытиях, которые можно причислить не только к математическим, но и к историческим. На страницах учебника ребята читают об интересных фактах из биографий знаменитых ученых-математиков и о многом другом. 2
Отличным инструментом для развития мышления и формирования в конечном итоге творческой деятельности, являются так называемые занимательные задачи — разного рода головоломки, шарады, логические, творческие и прочие упражнения, тесно связанные именно с математикой. Я предлагаю студентам различные виды работ: создание таблиц, наглядных пособий (например, многогранники), презентаций, буклетов, рефератов, составление тестов и задач, построение диаграмм и графиков, составление кроссвордов, придумывание сказок, выполнение УИРС («Исследование вредных привычек студентов Волжского медицинского колледжа», «Демография в Российской Федерации», «Применение математики в медицине», «Медико-демографические показатели»; реферативного обзора- «Закон больших чисел в медицине и биологии», «Оценка пропорциональности развития ребенка»), и т. д. Нестандартные формы уроков (урок – конференция, урок – соревнование, урок – игра, урок творчества, урок – зачет, урок – путешествие, урок – тренажер, урок – лекция, урок – аукцион, урок – творческий отчет и т.д.) позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Для обучающихся нестандартный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка . В профессиональном образовании так же большое значение имеет использование математических понятий в профессиональной деятельности. Работая в медицинском колледже, я большое внимание уделяю на своих уроках решению прикладных задач:
Задача1.
10% раствор соли массой 2 кг. Разбавили стаканом воды ( 0,25 кг.). Какой концентрации раствор в процентах был получен?
Задача 2.
В больницу поступил больной в тяжелом состоянии. В результате аварии он потерял 25% крови. Во время переливания получил 18% крови от общего количества. Сколько литров крови стало у больного, если норма 5 л.?
Задача 3.
Вес ребенка определяется по формуле X = m(p) + 800 · 6 + 400 · (n-6), где m(p)- масса при рождении, n- количество месяцев. Сколько будет весить ребенок в 9 месяцев, в 11 месяцев, если масса при рождении 3200гр.?
Задача 4.
Концентрация раствора изменяется с течением времени по закону: t t c 5 1 100   Найти скорость растворения.
Задача 5.
3
Найти работу при растяжении мышцы на 4 см., если для её растяжения на 1 см. требуется нагрузка 10Н. Считать, что сила, необходимая для растяжения мышцы, пропорциональна её удлинению.
Задача 6.
Вычислить процент заболеваемости и летальности по отдельным инфекционным заболеваниям в городе Н, где численности населения составила 300000 человек
БОЛЕЗНИ

ЗАБОЛЕЛО (чел)

УМЕРЛО (чел)
Дифтерия 405 11 Коклюш 432 14 Дизентерия 388 8 Междисциплинарная интеграция служит основой для создания у обучаемых целостного представления об окружающем мире. Тенденции совершенствования образовательных технологий в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования характеризует переход от обучения как усвоения набора знаний к учению, как процессу умственного развития, направленного на использование усвоенного. Современная педагогическая система предполагает внедрение новых идей, технологий, форм и методов организации учебного процессе с целью развития не только познавательной деятельности, но и высшей ее ступени – творческой активности личности в познавательном процессе на основе ее внутренних мотивов. Преподаватель: Григорьева Н.С. 4


В раздел среднее профессиональное образование