"Формирование общих и профессиональных компетенций на занятиях химии и естествознания"
методическая разработка
Автор: Зыкова Екатерина Аркадьевна, преподаватель химии, Тюменский колледж экономики, управления и права (ЧПОУ ТОСПО "Тюменский колледж экономики, управления и права"), город Тюмень, Тюменская область
В раздел среднее профессиональное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ И
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией). Студенты, поступившие в колледж на базе 9-го класса, завершают среднее общее образование и получают профессиональное образование, т.е. у них закладываются основы профессиональной компетенции, а в процессе изучения общеобразовательных дисциплин формируются общие компетенции, направленные на подготовку и усвоение специальных дисциплин. Современное образование ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, на обучение применять знания и умения в профессиональной и повседневной жизни, адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности. На своих занятиях по химии и естествознанию использую формы и методы работы, которые позволяют студентам принимать активное участие в изучении материала: 1. Использование на занятиях разнообразных форм деятельности: o работа с учебником, дополнительной литературой; o составление опорных конспектов; o поиск материала в интернете; o составление презентаций; o лабораторная работа, практическая работа; o решение задач; o разноуровневые проверочные работы; o тестирование; o взаимопроверка и т.д. Многообразие форм деятельности позволяет студентам реализовать свои способности, найти для себя тот вид деятельности, который больше нравится, в котором он более успешен и позволит получить положительную оценку на занятии. Формируется компетенция самоорганизации и самоуправления - уверенность в себе, способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально и в коллективе. Развитию исследовательской
компетенции способствуют уроки с элементами исследовательской деятельности, в процессе которых студенты исследуют, сравнивают, анализируют изучаемые объекты.
2. Создание проблемных ситуаций:
анализ проблемной ситуации развивает аналитическое мышление, т.е. формируется такая компетенция, как способность к анализу. Например, при изучении строения молекул вещества в курсе химии 10 класса, студенты должны спрогнозировать свойства этого вещества. 3. Использование межпредметных связей: активизирует познавательный процесс, развивает кругозор, способствует повторению изученного материала по другим предметам. Например, тема по химии «Природные источники углеводородов - нефть, газ, каменный уголь» взаимосвязана с географическими и экологическими темами. Темы «Белки, жиры, углеводы» взаимосвязаны с биологическими темами.
4. Использование опыта из повседневной жизни:
при изучении темы «Белки» знакомый студентам процесс варки яиц поможет лучше усвоить материал о свойствах белков - их денатурации. 5. Формирование способности понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес: начиная изучение химии и естествознания, студентам предлагается написать мини – сочинение, в котором они должны отразить взаимосвязь изучаемой дисциплины с их профессией или с повседневной жизнью. Формирование данной способности - очень важный процесс, т.к. это является одной из составляющих профессиональной компетенции. Технологи продукции общественного питания более углублённо изучают такие темы как «Белки, жиры, углеводы, их роль и превращение в организме». Товароведам необходимо иметь более широкое представление о применении органических веществ, так как их будущая деятельность может быть связана с продажей самых разнообразных продуктов органического производства: бытовая химия, парфюмерия, стройматериалы, ткани, одежда, электротовары и т.д. Таким образом, на занятиях по химии и естествознанию формируются:
информационная, аналитическая компетенция;
исследовательская компетенция;
самоорганизация и самоуправление;
познавательная деятельность;
профессиональная компетенция.
В раздел среднее профессиональное образование