Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование Гражданина – патриота в сочетании системы деятельности на занятиях и во внеурочной деятельности по дисциплине ОБЖ".

статья

Автор: Аксенов Валерий Анатольевич, преподаватель ОБЖ, ОГБПОУ "Карсунский медицинский техникум", р.п. Карсун, Ульяновская область



В раздел среднее профессиональное образование




Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Карсунский медицинский техникум»

Формирование Гражданина – патриота в сочетании системы деятельности на

занятиях и во внеурочной деятельности по дисциплине ОБЖ.

Автор: Аксенов Валерий Анатольевич

преподаватель

Формирование Гражданина – патриота в сочетании системы деятельности на

занятиях и во внеурочной деятельности по дисциплине ОБЖ.

Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам. Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала. В разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, посвященном образованию, подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов, патриотов своей страны. Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. Федеральные государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных помещений, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО основная профессиональная образовательная программа реализуется профессиональной образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность. Следует отметить, что стандарты третьего поколения объединили учебную и внеурочную деятельности. Многообразие используемых форм обучения, содержательная работа, направленная на развитие ключевых компетенций обучающихся, должна быть направлена на обеспечение баланса знаний, навыков и способностей коммуницировать. Следовательно, эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках ФГОС СПО. Среди современных проблем в сфере образования можно выделить следующие: низкий уровень гражданского и патриотического самосознания молодежи, слабое физическое развитие, неориентированность на здоровый образ жизни. Обращение к военной направленности в воспитании, привлечение участников локальных войн, ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов позволяют компенсировать следующие неблагоприятные факторы:  неблагоприятная социальная обстановка;  отсутствие альтернативных оснований для воспитания подростка;
 феминизация образования и семейного воспитания, отсутствие позитивных образцов мужского поведения;  проблемы физического здоровья и развития;  проблемы занятости подростков. Появление в последние годы целого ряда диссертационных исследований по данной теме подтверждает её актуальность, необходимость теоретического обоснования детского военного воспитания на современном этапе. ОГБПОУ «Карсунский медицинский техникум» начинает свою историю с 1936-го года. За это время педагогическим коллективом выстроена работа как с детьми-сиротами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей, детьми группы социального риска, так и детьми с особыми образовательными потребностями - одарёнными. На первом этапе нашим педагогическим коллективом была определена основная цель воспитательного процесса: создание условий для развития личности. Было осознано, что военно-спортивная подготовка, выступающая в качестве специфической для группы студентов не может являться некой воспитательной панацеей. Для эффективности ее воспитательного воздействия требуется развитие таких компенсаторных механизмов, как: -развитие студенческого самоуправления; -коллективо творческие тенденции; -ориентация на установление гуманистических межличностных отношений с воспитанниками; -организация разнообразной творческой, личностно и коллективно значимой деятельности. Идеологической основой военно-спортивной подготовки выступает патриотическое воспитание, направленное на формирование патриотического сознания, его когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов. Одним из основных результатов военно- спортивной работы должно рассматриваться культивирование здорового образа жизни, понимаемое двухаспектно: - создание условий для сохранения здоровья студентов; - формирование стремления к здоровому образу жизни. Стремление к здоровому образу жизни выступает как элемент сознания, состоящий из следующих компонентов: когнитивного (ценность здоровья, знание содержания понятия «здоровый образ жизни», путей психологической и физической регуляции), эмоционального (привлекательность здорового образа жизни для студентов), деятельностного (стремление следовать здоровому образу жизни на деле). Сама военно-спортивная подготовка студентов должна быть систематизирована и целенаправленна. Определены критерии эффективности воспитательного процесса в группах:
-личностный рост студентов (сформированность общечеловеческих ценностей); -положительная динамика патриотического сознания; -сформированность способности к жизненному и профессиональному самоопределению; -развитие стремления к здоровому образу жизни; -эмоциональный комфорт от пребывания в техникуме, удовлетворение основных базовых потребностей; -положительная динамика студенческого и преподавательского коллективов. В медицинском техникуме много времени уделяется здоровому образу жизни, физическому, военно-патриотическому воспитанию и развитию студентов, их подготовке к службе в армии (для юношей). Целью патриотического воспитания является развитие у студента гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы, конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Военно-патриотическое воспитание студентов является необходимой составляющей профильного обучения и призвано подготовить выпускников к такому характеру активной деятельности, в которой знания соединяются с позицией долга добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству. Военно- патриотическое воспитание реализуется в комплексе форм: - формы патриотического воспитания (деятельность на занятиях) - военно-прикладная направленность (клубная деятельность) - оборонно-спортивная направленность (проектная деятельность) 1. Предметные недели по дисциплине. 2. Учебно-познавательная деятельность: предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общетехникумовских и областных (окружных, региональных, ПФО) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), презентация творческих и научно-исследовательских проектов; научно-исследовательские конференции студентов. 3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа музея техникума, изучение материалов в краеведческом музее, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий, военно-спортивных игр «Орленок», спортивных соревнований, работа клуба «Патриот».
4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «А ну-ка, парни», КВН, конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов. 5
.
Специализированные (тематические) или профориентационные акции:

праздники народного творчества, национальных обычаев и традиций. 6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Помоги людям старшего возраста». 7. Спортивная и туристская деятельность
:
организация и проведение соревнований, одно- и многодневных пешеходных, вело-мото походов и экспедиций; турниров по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам; спортивных эстафет. В соответствии с планами учебно-воспитательной работы теоретические знания студенты закрепляют в ходе весеннего лагерного периода обучения на учебно-материальной базе полевого лагеря. В течение пяти дней студенты под руководством преподавателя- организатора ОБЖ отрабатывают нормативы по военно- спортивной подготовке. Учения проходят в достаточно трудных природных и погодных условиях и содействуют повышению у студентов дисциплинированности, организованности, формированию выносливости, решительности, смелости и других морально – волевых качеств, необходимых для службы в армии. В системе информирования и занятий по общественно-государственной подготовке также используется просмотр информационной программы «Время», и видеосопровождение занятий по изучаемой военной тематике. В техникуме создан определённый фонд художественных и документальных материалов. Кроме этого, используются иные формы военно-патриотического воспитания: - торжественная линейка в связи с началом учебного года; - последний звонок на выпускном курсе. - торжественная церемония выпуска из техникума. В целях военно-патриотического воспитания разработаны при непосредственном участии самих студентов некоторые основные направления. Студенты принимают самое активное участие в мероприятиях района и области. Практически ни одно мероприятие патриотической и культурно-художественной направленности не остается без их участия.
Они достойно представляют техникум, район, регион на различных конкурсах. Студенты участвуют в мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. В рамках празднования Дня защитника Отечества в техникуме проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами Афганистана. Студенты принимают участие в городских, областных конкурсах и викторинах на патриотические темы. Для них проводятся обзорные экскурсии по памятным местам города Ульяновска и области. Организовано взаимодействие с православной церковью по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию. Разнообразные формы патриотического воспитания как на занятиях, так и вне их, позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у студентов; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность. Приоритетными задачами военно-прикладной направленности военно-патриотического воспитания являются: выработка морально-психологических качеств, присущих защитнику Родины, формирование чувства гордости за службу в вооружённых силах, профессиональное самоопределение выпускников техникума. Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к её славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. Контингент родителей: военнослужащие- 10%, служащие- 22%, рабочие- 46 %. Всё это и определило востребованность патриотического воспитания и в том числе военно-патриотического. Поэтому одной из приоритетных задач системы воспитательной работы Карсунского медицинского техникума является: воспитание гражданственности, любви к Родине и малой Родине через патриотическое воспитание. 1. Ведущие педагогические идеи. 1) Идея последовательного воспитания. Преподаватель постепенно ведёт студентов по пути осознания значимости человека в обществе, государстве, понимания того, что достоинство гражданина определяется силою его патриотизма. Реализация идеи осуществляется через следующие основополагающие блоки: - Патриотическое сознание - Патриотические чувства
- Патриотические отношения - Патриотическая деятельность 2) Идея разностороннего обучения. Гибкая система деятельности на занятиях предполагает разработку и включение разнообразных форм обучения, направленных на разностороннее восприятие учащимися понятия «патриотизм». - Чувство любви к своему народу - Любовь к своей Родине - Верность воинскому долгу, беззаветная служба Родине - Духовное и нравственное начало каждого гражданина Новизна опыта. Несформированность у юношества качеств патриотизма, пробная реализация государственной программы патриотического воспитания требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли занятий в образовательном процессе . Программа курса ОБЖ построена таким образом, что разносторонне осуществлять военно- патриотическое воспитание возможно в курсе классов, в который включен раздел « Основы военной службы». Но формировать одно из основных качеств личности гражданина – патриотизм необходимо намного раньше, учитывая возрастные особенности детей. В соответствии с вышесказанным, новизна данного опыта заключается в создании системы деятельности на занятиях для студентов, позволяющей формировать личность гражданина – патриота во всех аспектах понятия «патриотизм». Деятельность на занятиях: Развивать патриотическое сознание студентов, с моей точки зрения, необходимо ещё в школьном возрасте. И я, соблюдая преемственность, продолжаю решать эту задачу, начиная с новичков, используя различные методы. Выработать у обучающихся потребность быть похожим на спасателей, быть полезным обществу – вот конечный и наилучший результат урока. Изучение раздела « Чрезвычайные ситуации техногенного характера», темы « Аварии с выбросом радиоактивных веществ» дают огромную возможность олицетворить патриотизм с любовью к своей Родине. Изучение раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодёжи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Поэтому основной своей задачей в этом направлении я считаю: показать и доказатьстудентам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы,
целостность и независимость. Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создаёт внутренний стимул интереса и любознательности студентов, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки- экскурсии, диспуты, на которых студенты в игровой форме решают довольно серьёзные вопросы и проблемы по военной тематике. Использование на уроках ТСО (демонстрация видеофильмов) по таким темам как « Право войны», «Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы» содействует учебно-познавательной деятельности у студентов, так как способствуют развитию наглядно- образного мышления, обеспечивают познавательный интерес к учению, создают возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений 2) Внеурочная деятельность. Военно - прикладная направленность. Добиться реализации поставленных задач в направлении военно-патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной деятельности, имеющей, прежде всего, военно-прикладную направленность. Какое-либо направление в воспитании студентов только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашей школе сложилась определённая система военно-патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций. Ежегодно с 23 января по 23 февраля в техникуме проводится месячник военно- патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые мероприятия. Каждый год в рамках месячника проходит конкурс «А ну-ка, парни!» Но традиционно - это не значит одинаково. Конкурс - это либо встреча команд студентов и наших выпускников, ныне воинов запаса Российской Армии, либо разновозрастных команд юношей. В данных конкурсах проявляется не только их физическая сила, ловкость, знания по истории Вооружённых Сил, но и взаимоподдержка, трогательная забота старших о младших, умение рационально распределять обязанности в команде. Техникум поддерживает тесную связь с областным и районным Советом ветеранов. Праздники «От всей души» с приглашением учителей-ветеранов, выпускников школы, честно и добросовестно выполняющих свою работу на благо государству - всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб. 3) Оборонно-спортивная направленность.
Одним из важнейших аспектов военно-патриотического воспитания является военно- прикладная физическая подготовка граждан к защите Отечества. Основная роль в этом отводится занятиям физической культуры. Но как преподаватель-организатор ОБЖ принимаю активное участие в этом процессе. Так, ежегодно в нашем техникуме проводится легкоатлетический кросс, посвящённый войнам-интернационалистам и 9 мая военно- спортивные мероприятия совместно с военнослужащими (в рамках месячника военно- патриотической работы, Дней Здоровья), включающие военизированные эстафеты. Отработка со студентами навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости - качеств, необходимых будущему защитнику Родины. Результативность. Считаю, что показателями результативности моей работы является то, что многие выпускники выбирают курс ОБЖ как один из любимых. Большинство из них мотивируют это тем, что знания по предмету пригодятся в жизни и тем, что имеют хорошие знания по предмету. В большинстве случаев студенты подтверждают свои годовые оценки и показывают хорошие знания по курсу ОБЖ, в частности по разделу «Основы военной службы». В течение нескольких лет мои студенты неоднократно становились победителями и призёрами районных соревнованй по ОБЖ, в задания которых были включены вопросы, касающиеся военной тематики. В течение последних лет команда нашего техникума – постоянный участник и призёр областной игры «Орлёнок». Проведение этих мероприятий служит приобретению обучающимися социального опыта, способствует формированию следующих общих компетенций: OK 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. Патриотическое воспитание студентов – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у них высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Система военно-патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В жизни любой страны мира важную роль играет подрастающее поколение. Они нуждаются в организации, которая объединяет их, привлечет к краеведческой деятельности, к самоусовершенствованию, пробудит интерес к изучению истории родного края, ее обычаям и традициям. Анализ проведенных мероприятий еще раз показал важность и значимость патриотического воспитания, стремление подрастающего поколения, педагогов и общественности к развитию юнармейского движения, регулярного проведения военно- спортивных игр, слетов и других форм работы как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Они способствуют возрождению традиций патриотического воспитания молодёжи. Для студентов быть патриотом – значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовыми к выполнению своего конституционного долга и обязанности служить в ВС. Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.


В раздел среднее профессиональное образование