"Рабочая тетрадь как инструмент управления самостоятельной работой студентов."
статья
Автор: Постникова Ольга Ивановна, преподаватель профессиональных подулей, ГБПОУ НО "Нижегородский медицинский колледж", Нижний Новгород
В раздел среднее профессиональное образование
Рабочая тетрадь как инструмент управления самостоятельной работой
студентов.
Постникова Ольга Ивановна
Преподаватель ГБПОУ НО
«Нижегородский медицинский колледж»
В работе по внедрению в образовательный процесс модульной технологии центральным моментом являются формы организации учебной деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты труда самих обучающихся. Происходит смещение односторонней активности преподавателя на активность самих обучающихся. Преподаватель выступает в роли организатора учебного процесса, действуя скорее, как руководитель, чем источник готовых знаний для студента. Учебное занятие носит практико-ориентированный характер. Такой подход призван повысить качество профессиональной подготовки студентов, при этом дает преподавателю свободу, гибкость в выборе форм и методов обучения, предполагает снижение затрат времени на практическую подготовку. Деятельность медицинского лабораторного техника – это работа в системе «человек-человек» в ситуации повышенной ответственности. Для студентов медицинского колледжа трудовая деятельность начинается в процессе обучения, поэтому необходимые ключевые и профессиональные компетенции формируются на теоретических, практических занятиях и в процессе производственной практики. Проведённый мною анализ использования рабочих тетрадей показывает, что с их помощью можно руко - водить учебной деятельностью студента по формированию профессиональных компетенций. Рабочая тетрадь представляет собой набор заданий для самостоятельной работы соответственно программному материа лу. Такая тетрадь позволяет преподавателю составить рабочее руководство по его усмотрению. Помимо своих основных функций – руководить учебной дея тельностью учащихся и
формировать у них общие и профессиональные компетенции – рабочая тетрадь оказывает методическую помощь преподавателю, представляя собой одну из простейших и реальных возможностей внедрения результатов дидактической и методической науки. В самостоятельной работе рабочая тетрадь играет интегрирующую роль, направляя студентов к различным ис точникам, предоставляя возможность изучать литературу по другим предметам с целью развития межпредметных связей. При изучении медико-генетических исследований большое внимание уделяется формированию следующих навыков:
-
подготовка рабочего места для проведения лабораторных медико- генетических исследований
-
проведение основных скрининговых исследований для выявления наследственных заболеваний
-
подготовка медицинских приборов и оборудования
-
демонстрация знаний теоретических основ медицинской генетики
-
проведение внутрилабораторного контроля качества исследований
-
оценка результатов генетического скрининга
-
выполнение работ по оформлению отчетно-учетной документации
-
проведение утилизации биологического материала
-
дезинфекция и стерилизация лабораторной посуды, инструментария, средств защиты Рабочая тетрадь по медико-генетическим исследованиям составлена в соответствии с программой по дисциплине и предназначена для подготовки студентов нашего колледжа к практическим занятиям. Она содержит разнообразные виды заданий по уровню отражения и применения знаний, умений по каждой теме, что способствует более осознанному изучению материала. Данная рабочая тетрадь является пособием управляющего типа. Учебный материал, содержащийся в ней, помогает самообразованию, содержит указания, рекомендации, комментарии, логические структуры,
обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования. Познавательная самостоятельная работа студентов начинается в учебной аудитории во время комбинированных уроков и лекций, но основной ее удельный вес приходится на внеаудиторное время. Тетрадь ориентирует обучающихся на работу с записями лекций, предоставляет задания для работы с текстом учеб ника, рисунками и прочим материалом; она обычно и дополняет учебник уточняющим материалом (рисунки, таб лицы, различные схемы и прочее). Таким образом, рабочая тетрадь обеспечивает организацию усвоения учебного материала. В вначале каждой темы приведены изучаемые вопросы, поставлены учебные цели, а в конце – тестовые вопросы для закрепления материала и самоконтроля. Особое внимание уделяется теме «Методы изучения наследственности и изменчивости человека в норме и патологии», акцентируется внимание на методах изучения наследственности человека. Далее идут задания на заполнение таблицы «Методы генетики человека». Которые способствую выработке у студентов умения работы с материалом. Задания располагаются по нарастанию их сложности. Следующий вид заданий: установление характера наследования признака по родословной. Есть задания по подготовке реферативных сообщений на определенные темы. Также используются задания открытого типа, где нужно вставить соответствующие названия комплементарных азотистых оснований. Таким способом студенту предлагается повторить теоретический материал, включая логическое мышление. В темы «Наследственность и патология. Методы диагностики наследственной патологии человека» включены следующие задания:
-
заполнить схему «Виды наследственной патологии»
-
заполнить таблицу «Характеристика наследственных синдромов»
-
определить кариотип
-
определить пол
-
определить геретоплоидию
-
определить наследственные синдромы Также используются следующие задания для закрепления материала лекций:
-
построение логической структуры;
-
выполнение тестовых заданий Заполнение данной рабочей тетради не создает особых трудностей, то есть материал доступен для студентов, так как основан на информации, предоставляемой в ходе лекций. Кроме того, приводится перечень рекомендуемой литературы. Данное пособие используется первый год. Опыт показывает значительное повышение эффективности проведения практических занятий, так как студенты, заполнив тетрадь, приходят на занятие хорошо подготовленными. В конце занятий проводилось анонимное анкетирование студентов, которое показало, что работа с тетрадью
-
позволяет хорошо подготовиться к практике, поскольку вопросы и задания вызывают интерес к данному предмету и дальнейшей деятельности по специальности;
-
вырабатывает ответственность, серьезность;
-
содействует прочному запоминанию изучаемого материала. Итоги анкетирования, наблюдения и отзывы студентов позволяют сделать следующие выводы:
-
рабочая тетрадь обеспечивает успешность проведения практического занятия;
-
способствует формированию профессиональных компетенций;
-
концентрирует внимание студентов на главном в изучаемом материале;
-
включает каждого студента в активную познавательную деятельность.
Список литературы: 1. М. Кадонцева «Рабочая тетрадь», Москва, 2007 2. Коджаспирова Г.М. « Практикум и методические материалы по педагогике», Москва Владос 2003год. 3. Стефановская Т.А. «Педагогика: наука и искусство» и «Технология обучения педагогике в вузе», Москва, издательство «Совершенство» 2000год.
В раздел среднее профессиональное образование