Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Курсовая работа. Общие требования к структуре и правила оформления. Методические указания"

Методические указания для студентов

Автор: Гранаткина Наталья Викторовна, преподаватель специальных дисциплин, ГАПОУ Колледж предпринимательства № 11, Москва



В раздел среднее профессиональное образование




Курсовая работа

Общие требования к структуре и правила

оформления

Методические указания
Москва 2015
2 Автор – преподаватель специальных дисциплин Гранаткина Н.В. Рецензенты – Васильева Г.А., Курбатова О.В. Темы для написания курсовых работ предоставили преподаватели специальных дисциплин Агакишиева Е.В., Буренкова Е.В., Васильева Г.А., Гранаткина Н.В., Еремеева Н.В., Корнеева С.С., Мареева И.В., Прокопьева Е.А.
3
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………....... Основные этапы подготовки курсовой работы …………………………. Подбор литературы по теме курсовой работы ………………….............. Структура курсовой работы ………………………………………………. Требования к оформлению курсовых работ …………………………….. Правила оформления списка использованной литературы ……………. Рекомендуемая литература ……………………………………………….. Примерная тематика курсовых работ для студентов специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» …… Примерная тематика курсовых работ для студентов специальности «Коммерция (в розничной торговле)» …………………………………… Приложения ………….……………………………………………………. 4 5 6 6 9 11 14 24 30 32
4
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение. Курсовые работы выполняются студентами в соответствии с учебными планами по специальностям 38.02.05 (100801) «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» и 100701 «Коммерция (в розничной торговле)». Курсовая работа является одним из наиболее важных видов учебной и научной деятельности студента. Написание курсовой работы расширяет и углубляет знания студента по той или иной дисциплине и профессиональному модулю, способствует более глубокому овладению теорией, формирует у него навыки самостоятельной творческой работы.
Целями курсовой работы
являются
:
- расширение и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении общеобразовательных и профессиональных дисциплин и профессиональных модулей; - формирование навыков самостоятельной работы при подборе, обработке и анализе учебной литературы и других источников по теме работы; - формирование умения систематизировать материал, анализировать его, делать выводы и давать рекомендации по рассматриваемой проблеме; - формирование навыков исследования, которые потребуются в дальнейшем при выполнении дипломной работы (проекта). Данные методические указания устанавливают общие требования к структуре и правилам оформления курсовых работ. Информацию об
5 особенностях выполнения курсовых работ по различным дисциплинам (модулям) студенты могут получить у преподавателя, который является руководителем работы.
Тематика

курсовых

работ
разрабатывается преподавателем дисциплины (модуля). В течение двух недель после начала чтения курса по дисциплине (модулю) необходимо выбрать тему курсовой работы и получить предварительную консультацию у преподавателя (руководителя работы), в ходе которой определяется специфика и порядок ее выполнения. На последующих консультациях преподаватель разъясняет вопросы, вызывающие у студента затруднения, корректирует план выполнения работы, оказывает помощь в выработке методики проведения исследования и выборе литературы, дает консультации по возникающим в процессе подготовки курсовой работы вопросам.
Основные этапы подготовки курсовой работы
Первым этапом подготовки курсовой работой является подбор литературы, в ходе которого студенты выявляют доступные материалы по проблеме, и составление плана курсовой работы. От грамотно составленного плана зависит содержание курсовой работы. В ходе второго этапа происходит сбор документов и исследовательских материалов. Третий этап включает в себя систематизирование собранного материала. Четвертый этап подразумевает собой написание самого текста работы.
6
Подбор литературы по теме курсовой работы
При работе с учебной литературой необходимо обращать внимание на дату издания того или иного учебника, т.к. содержащиеся в них сведения могут быть неактуальными. Рекомендуется использовать учебную литературу, выпущенную не ранее 5 лет до года написания работы. При написании курсовой работы студенты должны изучить нормативные документы по рассматриваемой теме, а также периодические издания и электронные ресурсы. Особое внимание необходимо обратить на публикации в специализированных газетах и журналах. При работе с нормативными документами целесообразно использовать материалы информационно-справочных систем «Гарант», «Консультант- плюс», «Кодекс» и др., что позволит избежать ссылок на устаревшие нормативные документы.
Структура курсовой работы
Курсовая работа имеет определенную структуру. Структурными элементами курсовой работы являются: 1) титульный лист (см. образец в приложении 1); 2) оглавление (см. образец в приложении 2); 3) введение; 4) основная часть; 5) заключение; 6) список использованной литературы (см. образец в приложении 3); 7) приложения (см. образец в приложении 4). Структурные элементы работы должны соответствовать
следующим

требованиям.

7
Титульный

лист.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы (но не нумеруется). На титульном листе приводятся следующие сведения: название учебного заведения и его подразделения; номер и название профессионального модуля или профессиональной дисциплины в соответствии с учебным планом; тема курсовой работы; фамилия, имя, отчество студента, выполнившего работу, и номер его группы; фамилия, имя, отчество преподавателя, являющегося руководителем работы. Образец титульного листа – см. приложение 1.
Оглавление.
В оглавлении перечисляются все структурные части работы (введение, главы и параграфы, заключение, список использованной литературы, приложения) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы курсовой работы. Образец оформления оглавления – см. приложение 2.
Введение.
Во введении должна быть показана актуальность темы (ее важность для страны, общества, торговли…), названа цель и задачи работы. Цель основывается на актуальности темы и достигается в процессе написания работы. Целью может быть тщательное изучение какой-либо области, формирование собственной позиции по какой-либо проблеме, разработка какого-либо плана, выявление каких-либо закономерностей. Задачи – это конкретные этапы, которые надо пройти для достижения цели, например, изучить, выявить, установить, обосновать, выработать что- либо… Также называются объект и предмет исследования. При написании введения следует четко уяснить, чем отличается объект от предмета исследования. Объект (более широкое понятие) – это то, что исследуется (торговое предприятие, группа товаров и т.п.), а предмет – какое-то свойство данного объекта. Например, объект – супермаркет, предмет исследования – рентабельность данного магазина; объект – молочные товары, предмет – сохраняемость этих товаров; объект – упаковка товаров, предмет – влияние упаковки на качество и сохраняемость….
8
Основная

часть.
Основная часть курсовой работы является наибольшей по объему и, как правило, подразделяется на две части: теоретическую и практическую. В первой части излагаются теоретические основы изучаемой темы, выявляются слабо изученные или требующие решения проблемы. Практическая часть может содержать анализ изучаемой проблемы, результаты и анализ проведенных расчетов, описание разработанного проекта, описание проведенного исследования по существующей методике или придуманной самостоятельно и т.п. Изложенный в основной части материал должен максимально полно раскрывать тему работы, при этом логически подразделяться на главы, а при необходимости и на параграфы. Заголовки глав отражают их содержание, они не должны совпадать с темой работы, а также носить общие названия, такие как «Теоретическая часть» и «Практическая часть». Конкретное содержание теоретической и практической частей определяется темой курсовой работы и требованиями руководителя работы.
Заключение.
Заключение должно содержать обоснованные выводы по результатам выполненной работы.
Список

использованной

литературы.
Представляет собой оформленный в соответствии с установленными правилами перечень использованных источников: законов и нормативных актов, научной и учебной литературы, материалов периодической печати. Правила оформления списка литературы см. на стр.11.
Приложения.
При необходимости курсовая работа может быть дополнена приложениями. В приложения включаются таблицы, графики, диаграммы, схемы, рисунки, фотоматериалы, образцы документов и проч. Примеры оформления см. в приложении 4.
Объем курсовой работы
должен составлять 20-25 печатных листов. Отклонения в большую или меньшую сторону могут быть обусловлены темой работы и/или требованиями руководителя работы.
9
Требования к оформлению курсовых работ
Работа выполняется в печатном виде на компьютере. Шрифт Times New Roman – 14, междустрочный интервал – 1,5. Текст печатается только на одной стороне листа. На странице устанавливаются поля: левое –30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 15 мм. Должны быть выделены абзацы с отступом первой строки - 1,25 см (красная строка). Дополнительные интервалы между абзацами не допускаются. Текст выравнивается по ширине страницы. Подзаголовки, отдельные слова в тексте могут быть выделены другим шрифтом (жирный курсив, курсив), если того требует логика изложения материала. Каждая глава начинается с нового листа. Названия глав выделяются жирным шрифтом, но не подчеркиваются. Указывается номер главы арабской цифрой, после цифры ставится точка. После названия главы точка не ставится. «Введение» и «Заключение» не нумеруются. Заголовки должны располагаться по центру листа. Переносы слов в заголовке не допускаются. Параграфы нумеруются в пределах каждой главы арабскими цифрами. Номер должен состоять из номера главы и номера параграфа (пункта), разделенных цифрами. Название параграфа выделяется жирным и выравнивается по центру. Расстояние между последней строчкой предыдущего параграфа и заголовком следующего параграфа увеличивается на два интервала. Страницы должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится внизу справа. Первой страницей считается титульный лист, но номер на нем не ставится. Нумерация пойдет со второй страницы (оглавление), третья – «Введение» и т.д. до последней страницы работы, включая страницы приложения.
10 Таблицы, рисунки, диаграммы, фотоматериалы, образцы документов и проч. помещаются не непосредственно в текст, а в приложения. Приложений может быть несколько, они должны быть пронумерованы. В каждом из приложений размещаются однотипные таблицы, рисунки, диаграммы, например: Приложение 1. Требования к качеству молока Таблица 1.1. Органолептические показатели качества молока. Таблица 1.2. Физико-химические показатели качества молока. Приложение 2. Породы коров Рис.2.1. Холмогорская порода. Рис.2.2. Костромская порода. Рис. 2.3. Ярославская порода Приложения, таблицы и рисунки в них должны располагаться в том порядке, в котором этот материал упоминается в тексте. А в тексте должны быть соответствующие ссылки на приложения, например: …(см. приложение 2, рис. 2.1) или …Данные представлены в приложении 3, табл. 3.2. По мере обращения к тем или иным материалам (использование цитат, цифровых данных, материала из интернета и т.п.) оформляются
концевые

сноски
: указывается источник и страница таким образом: текст....текст....текст. [8, 25]. Т.е. 8 пункт в списке литературы, 25 страница в данной книге. При использовании интернет-ресурсов указывается пункт в списке литературы, под которым этот источник назван. [17] В конце работы (после основного текста, но перед приложениями) на отдельном листе должен быть список использованной литературы. Грамматические ошибки не допускаются.
11
Правила оформления списка использованной литературы
При составлении списка литературы принят
следующий

порядок

расположения источников
:  официальные документы;  книги;  печатная периодика;  источники на электронных носителях локального доступа;  источники на электронных носителях удаленного доступа, т.е. интернет-источники. Каждая запись в списке нумеруется. Нумерация документов должна быть сквозной: от начала списка до конца. Номер записывают арабскими цифрами и отделяют точкой. Официальные документы в списке располагают по юридической силе: международные нормативные акты, Конституция, кодексы, федеральные законы, законы, указы президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств, ГОСТы, ТУ, СанПиНы и др. Если документы равны по юридической силе, они располагаются в обратном хронологическом порядке, т.е. от недавно принятых к ранее принятым. После перечня указанных документов располагается остальная литература. Все источники в каждом разделе списка литературы (книги, печатная периодика и т.д.) оформляются в алфавитном порядке. В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках. Каждый источник оформляется
по следующим правилам
.
12
Оформление печатных изданий (книги, учебники, учебные пособия и т.п.)
 Книга с одним автором: Рязанова О.А. Товароведение продуктов детского питания: учебное пособие / О.А. Рязанова. – М.: Деловая литература, 2012. – 144 с.  Книга с двумя авторами: Кузнецов Ю.В. Экономика: учебник / Ю. В. Кузнецов, А.Н.Ковалев – М.: Кнорус, 2014. – 320 с.  Книга с тремя авторами: Образова Е.И. Основы бухгалтерского учета: учебник / Е.И. Образова, С.Н. Колясников, О.А. Немальцева. – СПб.: Гамма, 2012. – 320 с.  Книга с четырьмя и более авторами: Теоретические аспекты управления ассортиментом: учебное пособие / Е.И. Образова, Л.И. Кирюхина, О.А. Немальцева и др.– СПб.: Гамма, 2011.– 147 с.  Оформление многотомных изданий: Гальперин В.М. Микроэкономика: в 3-х томах: учебник / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов; ред. В. М. Гальперин. – Москва: Омега-Л; 2010 – Т. 3. – 171 с.
Оформление журнальных, газетных статей в списке литературы
 Один автор статьи: Никоноров Н.Н. Проблемы менеджмента / Н.Н. Никоноров // Менеджмент. – 2003. – №4. – с.34-39.  Два или три автора статьи: Куравлев И.В. Классификация новых теорий менеджмента / И.В. Куравлев, А.И. Тихонов // Менеджмент. – 2012. – №5. – с.45 –47.
13  4 автора статьи: Значение контроля качества импортных товаров / К.Б. Волков, Н.Н. Строкова, Е.В. Гончарова, Л.А.Никитин // Мир торговли. – 2014. – №5. – с.13-16.  Более 4 авторов статьи: Современное товароснабжение регионов Крайнего Севера /А.В. Журавлев, М.И. Мамонтова, А.Г. Овсянников и др. // Современная торговля. – 2014. – №3. – с.4 –7.
Оформление электронных ресурсов
 О драгоценных металлах и драгоценных камнях: федер. закон от 04.03.1998 г. №41-ФЗ / Правовой сервер "Консультант Плюс" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: consultant  Кирейшина А.А. Маркетинговые исследования рынка радиоэлектронной аппаратуры / А.А. Кирейшина // [Электронный ресурс] / Режим доступа: simf.radio При подготовке рекомендаций использовался ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила оформления» Пример оформления списка литературы см. в приложении 3.
14
Рекомендуемая литература

Нормативные акты
1. Федеральный закон РФ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ 2. Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ (ред. от 30.12.2006 г.) 3. Федеральный закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ (ред. от 30.12.2006 г.) 4. Федеральный закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчѐтов и (или) расчѐтов с использованием платѐжных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ 5. Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.) 6. Федеральный закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. 30.12.2006 г.) 7. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ (ред. от 21.07.2005 г.) 8. Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.1993 г. № 4871-1 (ред. от 10.01.2003 г.) 9. Федеральный закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г. № 3520-1 (ред. от 24.12.2002 г.) 10. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 25.11.2006 г.) 11. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в перечень продукции,
15 соответствие которой может быть подтверждѐн декларацией о соответствии, и о признании утратившим силу перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 10.02.2004 г. № 72 (ред. от 29.04.2006 г.) 12. Постановление Правительства РФ «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» от 21.12.2000 г. № 987 13. Постановление Правительства РФ «О порядке опробования и клеймения изделий из драгметаллов» от 18.06.1999 г. № 643 14. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19.01.1998 г. №55 (ред.15.12.2006 г.) 15. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» от 15.08.1997 г. № 1037 16. Постановление Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» (вместе с «Правилами продажи товаров по образцам») от 21 июля 1997 г. N 918 (ред. от 07.12.2000). 17. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определѐнного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении
16 срока годности считаются непригодными для использования по назначению» от 16.06.1997 г. № 720 (ред. от 10.05.2001 г.) 18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке от 27.12.1996 г. № 1575 (ред. от 16.04.2001 г.) 19. Постановление Правительства РФ "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" (вместе с "Правилами продажи алкогольной продукции") от 19.08.1996 N 987 (ред. от 02.11.2000) 20. Постановление Правительства РФ «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» от 12.08.1994г. № 936 (ред. от 23.09.1999 г.) 21. Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников розничной торговли» от 12.02.2002г. №9 22. Приказ Министра внутренних дел РФ «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» от 02.08.2005г. №636 23. Примерные правила работы предприятия розничной торговли и Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети. Разработаны Комитетом РФ по торговле. Письмо от 17 марта 1994 г. N 1- 314/32-9 24. Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в Москве. Постановление Правительства Москвы от 7 апреля 1998 г. N 375- РП 25. Методические указания по организации и осуществлению розничной торговли в городе Москве. Утверждены Распоряжением Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы от 30 мая 2003 г. N 31
17 26. Действующие Технические регламенты на продовольственные и непродовольственные товары. 27. Действующие стандарты на продовольственные и непродовольственные товары.
Учебная литература

ПМ.01 Управление ассортиментом товаров

ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров
(специальность 38.02.05 (100801) ) и
ПМ. 03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение

сохраняемости товаров
(специальность 100701) 1. Арустамов Э.А. Охрана труда в торговле: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.А. Арустамов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. 2. Арустамов Э.А. Техническое оснащение торговых организаций: учебник для СПО, – 4-е изд. / Э.А. Арустамов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 3. Белоусова С.Н. Маркетинг: учебник / С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов. – 7-е изд. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012 4. Вилкова С.А. Экспертиза потребительских товаров: учебник / С.А. Вилкова. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2010. 5. Галун Л.А. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров растительного происхождения. Кондитерские товары: учебное пособие. / Под общ. ред. Л.А. Галун - Минск: Вышэйшая школа, 2009.
18 6. Дзахмишева И.Ш. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров: учебное пособие, 2-е изд., доп. и перераб./ И.Ш. Дзахмишева. – М.: ИТК «Дашков и К», 2014. 7. Дзахмишева И.Ш. Товароведение и экспертиза швейных, трикотажных и текстильных товаров: учебное пособие. – 3-е изд./ И.Ш. Дзахмишева, С.И. Балаева, М.Р. Блиева, Р.М. Алагирова; под общ. ред. проф. И.Ш. Дзахмишевой. – Москва: ИТК "Дашков и К°", 2012. 8. Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов: учебник для сред. проф. образования / Г.Г. Дубцов. – 5-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 9. Елисеева Л.Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: учебник для бакалавров. – Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова; под ред. докт. техн. наук, проф. Л. Г. Елисеевой. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2013. 10. Замедлина Е.А. Товароведение и экспертиза товаров: учебное пособие для средних специальных учебных заведений / Е.А. Замедлина. – М., издательство «РИОР», 2012. 11. Иванов Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности: учеб.пособие для СПО / Г.Г. Иванов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 12. Ильина М.Г. Товароведение непродовольственных товаров: Практикум. / М.Г. Ильина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 13. Касторных М.С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов: учебник для ВПО / М.С. Касторных, В.А. Кузьмина, Ю.С. Пучкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006* 14. Карташова Л.В. Товароведение товаров растительного происхождения: учебник для сред. проф.образования / Л.В. Карташова, М.А. Николаева, Е.Н. Печникова. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2004*
19 15. Китайский В.Е. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров: учебник / В.Е. Китайский. – М.: «Книжный мир», 2007.* 16. Коснырева Л.М. Товароведение и экспертиза мяса и мясных товаров: учебник. - 4-е изд. / Л.М.Коснырева, В.И. Криштафович, В.М. Поздняковский. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.* 17. Куликова Н.Р. Основы товароведения: учебник / Н.Р.Куликова, В.П.Новопавловская, Н.С.Носова. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. 18. Ляшко А. А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: учебник / А.А. Ляшко [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2011. 19. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник. – 6-е изд. / З.П. Матюхина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. 20. Неверов А.Н. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.Н. Неверов, Т.И. Чалых, Е.Л. Пехташева, под ред. А.Н Неверова и Т.И. Чалых. – 11-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 21. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник / М.А. Николаева. – М.: «Норма», 2013. 22. Николева М.А. Товарная экспертиза: учебное пособие / М.А. Николаева. – М.: «Деловая литература», 2007.* 23. Петрище Ф. А. Товарный менеджмент и экспертиза строительных товаров: учебник для бакалавров /Ф.А. Петрище, М.А. Черная. - М. : ИТК «Дашков и К°», 2015. 24. Райкова Е.Ю. Теоретические основы товароведения: учебник / Е.Ю. Райкова. – М: Издательский центр «Академия», 2015 25. Родина Т.Г. Товароведение и экспертиза рыбных товаров и морепродуктов: учебник для ВПО. / Т.Г. Родина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007*
20 26. Рыжакова А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: учебник / А.В. Рыжакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005*. 27. Трыкова Т.А. Товароведение упаковочных материалов и тары: учебное пособие / Т.А. Трыкова. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2008* 28. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Словарь- справочник/ Под общ. ред. д.т.н., проф. С.А. Вилковой. М.: ИТК «Дашков и К°», 2009* * Более поздних изданий не существует
ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг
(специальность 38.02.05 (100801) ) 1. Алексунин В.А Маркетинг: учебник / Алексунин В.А

М.: ИТК «Дашков и К°», 2014. 2. Балакина Ю.Ю.Человек и его потребности: учебное пособие. / Ю.Ю. Балакина. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 3. Барышев А.Ф. Маркетинг: учебник / А.Ф. Барышев. – 11-е изд.- М.: «Юнити-Дана», 2014. 4. Богачева Е.Г. Мерчендайзинг для сотрудников розничных предприятий. / Е.Г.Богачева. – Минск, компания «Медиум», 2010. 5. Васильев Г.А. Маркетинг: учебное пособие / Г.А. Васильев, Т.А. Гайдаенко. – М.: «Юнити-Дана», 2012 6. Гузелевич Н.Ю. Фокусы мерчандайзинга / Н.Ю. Гузелевич. – СПб: «Питер», 2010. 7. Зотова Т.А.Поведение потребителей, теория и практика: учебное пособие / Т.А. Зотова – Ростов н/Д, «Феникс», 2010.
21 8. Квасникова В.В., Жучкевич О.Н Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: учебное пособие. / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 9. Ким С.А. Маркетинг: учебник / С.А. Ким.

М.: Дашков и К, 2015. 10. Коротков А.В Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / А.В. Коротков.

М.: «Юрайт», 2012. 11. Минько Э.В. Маркетинг: учебное пособие / Э.В. Минько, Н.В. Карпова.

М.: «Юнити-Дана», 2012. 12. Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. Маркетинг: учебник / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2013. 13. Парамонова Т.Н. Мерчандайзинг: учебное пособие. / Т.Н. Парамонова, И.А. Рамазанов. – М: КноРус, 2011. 14. Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева.

М.: ИТК «Дашков и К°», 2015 15. Синяева И.М. Маркетинг торговли: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев.

М.: ИТК «Дашков и К°», 2014. 16. Снегирева В.В. Книга мерчандайзера / В.В. Снегирева. – СПб: «Питер», 2010. 17. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. / В.В. Снегирева. – СПб: «Питер», 2010 18. Сысоева С.В. Книга директора магазина / С.В. Сысоева. – СПб: «Питер», 2010. 19. Таборова А.Г. Умный мерчандайзинг: практическое пособие./ А.Г.Таборов. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2015. 20. Цахаев Р.К. Маркетинг: учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева.

М.: ИТК «Дашков и К°», 2013. 21. Романов А.А. Маркетинг: учебное пособие / А.А. Романов, В.П. Басенко. – М.: ИТК «Дашков и К°», 2014.
22
ОП. 06 Логистика
(специальность 100701) 1. Аникин Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б.А.Аникин, А.П. Тяпухин. – М.: «Проспект», 2015. 2. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2012. 3. Гаджинский А.М. Логистика: учебник / А.М. Гаджинский. – 20-е изд. – М.: «Дашков и К», 2012. 4. Каменева Н.Г. Логистика: учебное пособие / Н.Г. Каменева. – М.: «Инфра-М» 2012. 5. Киреева Н.С. Складское хозяйство: учебное пособие / Н.С. Киреева. – М.: «Академия» 2013. 6. Степанов В.И. Логистика в товароведении: учебник. / В.И. Степанов. – М.: «Академия», 2007.* 7. Рыжова И.О. Логистика в торговле: учебное пособие / Рыжова И.О., Турков А.М. – М.: «Академия», 2009. * Более поздних изданий не существует
Интернет-ресурсы
1. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Режим доступа 2. Библиотека документов по стандартизации. Режим доступа: 3. Библиотека документов по стандартизации «Техническая литература». 4. Общество защиты прав потребителей. Правила торговли.
23 5. 6. Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере торгового обслуживания населения. Режим доступа 7. Санитарные правила и норма для предприятий торговли. Режим доступа 8. Охрана труда. Типовые инструкции по охране труда по профессиям. Режим доступа
24
Примерная тематика курсовых работ для студентов

специальности 38.02.05 (100801) «Товароведение и

экспертиза качества потребительских товаров»

ПМ.01 Управление ассортиментом товаров
1. Формирование ассортимента товаров (на примере отдельных групп товаров) в торговых предприятиях отдельных типов 2. Ассортиментная политика торгового предприятия (на примере конкретного торгового предприятия) 3. Применение методов маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта (на примере отдельной группы товаров) 4. Организация эффективного товародвижения отдельной группы товаров (на примере конкретного торгового предприятия) 5. Разработка мер по сокращению товарных потерь (на примере отдельной группы товаров /или на примере конкретного торгового предприятия) 6. Организация договорной работы в торговом предприятии (на примере конкретного торгового предприятия) 7. Методы и критерии выбора поставщиков (на примере отдельной группы товаров и/или на примере конкретного торгового предприятия) 8. Организация работы по охране труда (на примере конкретного торгового предприятия) 9. Выявление потребностей в товаре в торговом предприятии (на примере отдельной группы товаров и/или конкретного товара) 10. Организация хранения товаров в торговом предприятии (на примере отдельной группы товаров или на примере конкретного торгового предприятия)
25 11. Организация приемки товаров в торговом предприятии (на примере конкретного торгового предприятия)
ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров
1. Экспертиза качества товаров при приемке товаров 2. Контроль качества товарных партий. Правила отбора проб и выборок из товарной партии. 3. Градация качества товаров в розничной сети. 4. Влияние маркировки на потребительские предпочтения покупателей. 5. Влияние упаковки на качество товара и окружающей среды. 6. Международные требования к маркировке товара. 7. Исследование качества кофе натурального растворимого 8. Идентификация и оценка качества зерна и круп 9. Идентификация и оценка качества кисломолочных товаров 10. Идентификация и экспертиза качества вкусовых товаров 11. Балльный метод экспертизы качества (на примере конкретного товара: безалкогольных напитков, сыров, сливочного масла) 12. Органолептическая экспертиза качества свежих фруктов. 13. Органолептическая экспертиза качества свежих овощей. 14. Экспертный метод экспертизы качества чая и чайных напитков 15. Требования к качеству кондитерских изделий. Органолептический метод исследования кондитерских изделий. 16. Экспертиза (органолептическая и лабораторная) качества сливочного масла. 17. Идентификация и оценка качества майонезных продуктов. Определение градаций качества. 18. Идентификация и экспертиза качества свежей и соленой рыбы. 19. Экспертиза качества свежего мяса в розничной торговле.
26 20. Оценка и показатели качества хлебобулочных изделий. Требования к качеству. 21. Экспертиза качества вин 22. Экспертиза качества энергетических напитков 23. Экспертиза качества электробытовых стиральных (и бельеобрабатывающих устройств) машин 24. Экспертиза качества телевизоров различного способа получения изображения 25. Экспертиза качества бумажно-беловых товаров, реализуемых в розничной торговой сети 26. Экспертиза качества кожаной обуви 27. Экспертиза качества резиновой/полимерной обуви 28. Экспертиза качества швейной бытовой одежды (на примере женской или мужской) 29. Экспертиза качества швейной (или трикотажной) детской одежды 30. Экспертиза качества трикотажной бытовой одежды (на примере женской или мужской) 31. Экспертиза качества ковров и ковровых изделий 32. Экспертиза качества народных художественных промыслов 33. Экспертиза качества керамической посуды 34. Экспертиза качества стеклянной посуды 35. Экспертиза качества строительных товаров на примере отдельной группы 36. Экспертиза качества товаров бытовой химии на примере отдельной группы 37. Экспертиза качества галантерейных товаров на примере отдельной группы 38. Экспертиза качества парфюмерно-косметических товаров на примере отдельной группы 39. Экспертиза качества ювелирных товаров
27
ПМ.04 Оценка конкурентоспособности товаров и услуг
1. Практический бренд - менеджмент. Вывод на рынок торговой марки 2. Бизнес-план как путь продвижения нового бренда 3. Исследование восприятия брэнда (на примере организации) 4. Конкурентная борьба на современном этапе глобализации рынка 5. Сегментирование рынка, позиционирование товара на рынке 6. Методы директ-маркетинга в продвижении товаров 7. Торговый знак в маркетинговой деятельности 8. Стратегии в маркетинге 9. Ярмарки и выставки в системе маркетинговых коммуникаций (на примере конкретного торгового предприятия) 10. Маркетинговые исследования потребительского рынка 11. Маркетинговые исследования рынка конкурентов 12. Формирование имиджа торговой организации (на примере конкретной торговой организации) 13. Маркетинговые коммуникации 14. Разработка и вывод нового товара на рынок 15. Жизненный цикл товара и его изучение 16. Сбыт и сбытовая политика предприятия 17. Стимулирование сбыта 18. Планирование и разработка рекламной компании 19. Разработка стратегии и тактика рекламной кампании 20. Цены и ценовая политика предприятия 21. Основные принципы ценообразования 22. Анализ и особенности маркетинговой деятельности организации 23. Основные факторы макро- и микросреды, влияющие на результаты деятельности компании 24. Формирование маркетинговой стратегии на предприятии 25. Критерии эффективности деятельности в розничной торговле
28 26. Фактор рекламной деятельности и некоторые аспекты его использования в усилении влияния на потребителя 27. Методы продвижения товаров 28. Повышение прибыльности магазина 29. Информационное продвижение в местах продаж как перспективное направление работы 30. Методы исследования социальных классов в поведении потребителей 31. Методологические основы оценки конкурентоспособности товаров и пути их совершенствования (на примере отдельной группы товаров) 32. Влияние международного фактора на конкурентоспособность продовольственных товаров отечественного производства 33. Формирование и оценка конкурентоспособности товара (на примере отдельной группы товаров или конкретного товара) 34. Исследование конкурентоспособности товаров (на примере отдельной группы товаров или конкретного товара) 35. Экспертная оценка конкурентоспособности товаров (на примере отдельной группы товаров или конкретного товара) 36. Оценка уровня конкурентоспособности товаров (на примере отдельной группы товаров или конкретного товара) 37. Анализ качества и конкурентоспособности товаров (на примере отдельной группы товаров или конкретного товара) 38. Товароведное исследование конкурентоспособности продуктов (на примере конкретного вида) с учетом современной теории о питании 39. Формирование конкурентоспособности новых товаров (на примере отдельной группы товаров) 40. Оценка эффективности внедрения товара–новинки (на примере конкретного товара) 41. Конкурентоспособность потребительских товаров как мера прибыли предприятия (на примере конкретного торгового или производственного предприятия)
29 42. Конкурентоспособность потребительских товаров как основной фактор конкурентоспособности предприятия (на примере конкретного торгового или производственного предприятия) 43. Комплексная оценка конкурентоспособности услуг розничной торговли 44. Модели и методы конкурентной разведки (на примере конкретного торгового или производственного предприятия) 45. Исследование потребительских предпочтений потребительских товаров 46. Исследование потребительского поведения 47. Упаковка как фактор сохранности и конкурентоспособности потребительских товаров 48. Упаковка и этикетка как фактор сохранности и конкурентоспособности потребительских товаров 49. Критический анализ видов и средств информации о непродовольственных товарах (на примере отдельной группы товаров) 50. Критический анализ видов и средств информации о продовольственных товарах (на примере отдельной группы товаров)
30
Примерная тематика курсовых работ для студентов

специальности 100701 «Коммерция (в розничной торговле)».

ПМ 03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение

сохраняемости товаров
1. Формирование ассортимента товаров (на примере отдельной группы товаров /или на примере конкретного торгового предприятия) 2. Товароведная характеристика товара и приемка товара по качеству (на примере конкретного товара) 3. Требования к качеству товара и методика оценки его качества (на примере конкретного товара) 4. Разработка мер по сокращению товарных потерь (на примере отдельной группы товаров /или на примере конкретного торгового предприятия) 5. Организация хранения товаров в торговом предприятии (на примере отдельной группы товаров /или на примере конкретного торгового предприятия) 6. Упаковка товаров и ее роль в сохранении качества (на примере отдельной группы товаров или конкретного товара)
ОП. 06 Логистика
1. Анализ и совершенствование снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. 2. Дистрибуция в логистики. Посредники и их целесообразность. 3. Закупочная логистика. Планирование закупок, выбор поставщика. . 4. Информационное обеспечение логистического процесса. 5. Логистика в розничной торговле.
31 6. Логистика как фактор развития и повышения конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики. 7. Методы управления закупками и запасами в логистике. 8. Особенности транспортно-логистических систем различных видов транспорта и их взаимодействие. 9. Организация и управление логистикой на предприятии. 10. Организация складского процесса на предприятии. и направления ее совершенствования. 11. Организация закупок и снабжения на предприятии. 12. Организация сбыта и распределения продукции на предприятии. 13. Организация товародвижения на предприятии. 14. Основные пути снижения издержек при транспортировке продукции. 15. Правовое и экономическое обеспечение логистики. 16. Размещение складов (складских распределительных центров) в логистической системе. 17. Сервис в логистике. Рациональный уровень сервиса. 18. Сбытовая (распределительная) логистика. Взаимосвязь логистики и маркетинга. 19. Складская логистика. Место склада в логистической системе и его функции. 20. Системы управления запасами. Управление рисками и логистическими затратами. 21. Технологический процесс на складе и выбор рациональной системы складирования. 22. Транспортная логистика на предприятии. 23. Управление запасами на предприятии. 24. Управление запасами, организация обслуживания закупок и производства. 25. Формирование критериев выбора поставщика при осуществлении процесса закупки в организации.
32
Приложение 1

Образец титульного листа

ГАПОУ Колледж предпринимательства № 11

Отделение товароведения и торговли

КУРСОВАЯ РАБОТА

по профессиональному модулю ПМ.01

Управление ассортиментом товаров
Тема работы:
Формирование

ассортимента

кондитерских

товаров в супермаркете «Перекресток»

Выполнил:
студент группы Т-31 Иванова Ольга Степановна
Преподаватель:
Сидорова Мария Ивановна Москва 2015
33
Приложение 2

Образец оформления оглавления

Оглавление
Введение ……………………………………………………………………... Глава 1. Товароведная характеристика охлажденной и мороженой рыбы 1.1. Факторы, формирующие качество охлажденной рыбы ..……… 1.2. Факторы, формирующие качество мороженой рыбы …………... 1.3. Требования к качеству охлажденной и мороженой рыбы ……... Глава 2. Теоретические аспекты формирования ассортимента. ..………. 2.1. Свойства и показатели ассортимента ……………………………. 2.2. Управление ассортиментом .……………………………………… 2.3. Факторы формирования ассортимента …………………………... Глава 3. Анализ ассортимента рыбы в предприятиях розничной торговли ……………………………………………………………. ……... 3.1. Характеристика рынка мороженой и охлажденной рыбы …….. 3.2. Изучение ассортимента рыбы в магазинах города Москвы ……. 3.3. Изучение потребительских предпочтений……………………….. Заключение ………………………………………………………………….. Список литературы …………………………………………………………. Приложения …………………………………………………………………. 3 6 6 10 13 15 15 20 29 32 32 38 42 48 50 51
34
Приложение 3

Образец оформления списка литературы

Список использованной литературы
1. «О защите прав потребителей»: Закон РФ: принят Гос. думой 07 февраля 1992, № 2300. 2. Свежие плоды и овощи. Правила приемки и методы отбора проб: ГОСТ 12345-98. 3. Мука пшеничная. Технические условия: ГОСТ Р 52456-2002. 4. Кузнецов Ю.В. Экономика: учебник / Ю. В. Кузнецов, А.Н.Ковалев – М.: Кнорус, 2011. 5. Образова Е.И. Основы бухгалтерского учета: учебник / Е.И. Образова, С.Н. Колясников, О.А. Немальцева. – СПб.: Гамма, 2013. 6. Осокина О.С. Товароведение продовольственных товаров: в 2-х томах: справочник / О.С. Осокина, Е.Н. Панова, В.А. Тихонова. – М.: Альфа- плюс, 2012 – Т. 2. 7. Колясников С.Н. Как уничтожить конкурента, не преступая закона. / С.Н. Колясников // Слово и дело. – 2012. - № 7. – с. 5-8. 8. Кирейшина А.А. Маркетинговые исследования рынка радиоэлектроники/ А.А. Кирейшина // [Электронный ресурс] / Режим доступа
35
Приложение 4

Образцы оформления приложения
Пример оформление приложения с картинками, фотографиями и т.п.
Приложение 1

Сорта винограда
Рис. 1.1. Виноград Пино Нуар Рис. 1.2. Виноград Шардоне Рис. 1.3. Виноград Каберне
36 Пример оформления приложения с диаграммами
Приложение 2

Распределение ассортимента конфет по видам конфетных масс

Продукция комбината «Красный Октябрь»

16%

14%

35%

35%

помадные

ореховые

переслоенные

вафлями

прочие
Диаграмма 2.1
Продукция комбината «Рот Фронт»

44%

22%

20%

14%

помадные

ореховые

переслоенные

вафлями

прочие
Диаграмма 2.2


37 Пример оформления приложения с таблицами
Приложение 3

Требования к качеству игристого вина (ГОСТ Р 51158-98)
Таблица 3.1
Органолептические показатели
Наименование показателя Характеристика Прозрачность Прозрачное, без осадка и посторонних включений Цвет От светло-соломенного до тѐмно-красного Букет Развитый, гармоничный Вкус Полный, гармонирующий с букетом, без посторонних привкусов Игристые свойства При наливе вина в бокал должно происходить длительное выделение пузырьков двуокиси углерода Таблица 3.2
Физико-химические показатели
Наименование показателя Норма Объемная доля этилового спирта, %, не менее 8,5 Массовая концентрация сахаров, г/ дм 3 15,0 – 85,0 Массовая концентрация титруемых кислот, г/ дм 3 5,0 – 8,0 Массовая концентрация общей сернистой кислоты, мг/ дм 3 , не более 200 Давление двуокиси углерода в бутылке при температуре 20 0 С, кПа, не менее: 200 При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью. Над частью таблицы, перешедшей на следующую страницу, пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: Продолжение таблицы 3.2.


В раздел среднее профессиональное образование