Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова"

методический доклад

Автор: Гаврилов Александр Владимирович, методист, преподаватель экономических дисциплин, ГБПОУ МО "Мытищинский колледж", Мытищи, Московская область



В раздел среднее профессиональное образование




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МЫТИЩИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методический доклад
к научно-практической конференции
«Современные педагогические технологии»
на тему:
«

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых

моделей учебного материала В.Ф. Шаталова

»

Автор:
методист, председатель П(Ц)К специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учёт, преподаватель
Гаврилов Александр Владимирович

МЫТИЩИ 2015


СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель использования технологии и её концептуальная основа...........................3 2. Описание внедрения технологии в практической профессиональной деятельности...............................................................................4 3. Результат использования технологии в профессиональной деятельности.......7 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................10 2

1. Цель использования технологии и

её концептуальная основа
В современных условиях информатизации общества и развития новых технологий перед системой образования стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов, в частности подготовка рабочих кадров высокой квалификации. В связи с этим качественная подготовка специалистов является одной из приоритетных задач системы среднего профессионального образования. Использование технологии интенсификации обучения В.Ф. Шаталова на уроках по дисциплинам «Операции с ценными бумагами», «Статистика», «Налоги и налогообложение» позволяет достичь следующих целей: 1. Повысить познавательную деятельность за счет рациональности и экономичности усвоения информации и долговременное сохранение в памяти; 2. Улучшить качество знаний, за счет появившейся возможности многократного повторения.
Главная цель реализации технологии
- повысить качество усвоения излагаемого материала, посредством сужения объема информации до главного и записей в виде опорных схем, отражающих суть изучаемого явления. В каждый раздел таких дисциплин как «Операции с ценными бумагами», «Статистика», «Налоги и налогообложение» включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память студентов множеством частных факторов. Основные трудности в усвоении и практическом применении изученного материала - это выделить главное, построить логическую схему изучаемого материала и на основе этого определить подходы к решению задач. Основное назначение структурно-логической схемы - доведение до студента логики организации учебного материала на уроках. Условия осуществления обучения на основе применения структурно- логических схем: 1. Разработка и написание опорного конспекта; 2. Разработка и написание логических схем; 3. Многократное повторение; 4. Поэтапный контроль. Использование структурно-логических схем и опорных конспектов на разных этапах обучения дисциплинам «Статистика», «Операции с ценными бумагами», «Налоги и налогообложение» способствует: – развитию логического мышления; – росту качества знаний; – экономии времени на разных типах урока. 3

2. Описание внедрения технологии в практической

профессиональной деятельности
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Виктора Фёдоровича Шаталова реализуется мной на примере преподавания дисциплин «Операции с ценными бумагами», «Статистика» и «Налоги и налогообложение» при подготовке студентов по специальностям 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», 080106 «Финансы (по отраслям)», 080107 «Налоги и налогообложение». При использовании данной технологии до начала изучения каждой темы я провожу ознакомление студентов с обязательными результатами обучения. Приступая к преподаванию темы, планирую не только основные цели ее изучения, но и продумываю систему учебных заданий, с помощью которых можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели. При применении системного подхода в процессе изучения учебного материала необходимо придание ему такой структуры, которая способствовала бы усвоению не разрозненных знаний, а взаимосвязанных. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя такие этапы: 1) Теоретический - восприятие учебного материала (уроки изложения материала, уроки-лекции); 2) Практический - закрепление материала, его осмысление, доведение до понимания внутренних связей и противоречий, запоминание и сохранение в памяти применение усвоенного материала в практической деятельности (воспроизведение конспектов, решение задач, выполнение практических работ). 3) Контрольная работа – проверка уровня усвоения теоретических знаний на репродуктивном уровне и уровне осмысления темы через решение задач. 4) Экзамен или зачёт по дисциплине. Считаю, что наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий: во-первых, при полном сотрудничестве, взаимопонимании, во-вторых, при наличии заинтересованности студентов дисциплиной. Последнее возможно достичь при условии понимания и осознания необходимости, то есть мотивации учения. Искусство педагога - устранить во время уроков все объективно непреодолимые препятствия на пути мыслей студентов, направить поиск, пусть даже по трудным, но доступным дорогам развития логических связей, не дать угаснуть познавательному интересу, порыву. Новизна моего педагогического опыта заключается в создании методической системы обучения экономическим дисциплинам на базе положений технологии В.Ф. Шаталова, включающей в себя: а) блочное планирование деятельности студентов; 4
б) использование структурно-логических схем и опорных конспектов по всем типам уроков; в) внедрение алгоритмов решения стандартных задач по экономическим дисциплинам на примере дисциплин. При составлении планирования необходимо учитывать следующее: – изучение материала блоками; – при введении нового материала необходимо дифференцировать требования к его усвоению на основе выделения сведений, подлежащих обязательному изучению, то есть выделяется обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого опорного конспекта. – приоритетное время уделять этапам закрепления и отработки материала. В отличие от традиционной системы преподавания студент не обязан полностью воспроизводить весь ход рассуждений педагога, требуется уловить общую суть рассматриваемого вопроса. При изучении каждого блока на уроке мною реализуется следующий «технологический цикл»: 1) первичное предъявление учащимся нового материала (изложение нового материала); 2) оперативный контроль усвоения знаний; 3) разучивание материала и его глубокое усвоение; 4) тематический блочный контроль знаний; 5) систематическое повторение. Изучение блока завершается обязательным контролем знаний с выставлением оценок по теме. Планирование, распределение времени, подбор задач, выбор форм контроля мною осуществляется применительно к данному блоку уроков. В каждой теме (блоке) решаются задачи определенного типа. Обучение решению этих задач проводится по системе поэлементного обучения решения задач применительно к конкретной теме. В конце изучения практические навыки по решению задач данного типа должны быть проверены. Считаю, что этап закрепления пройденного материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. Контроль знаний может происходить как в форме тестов, контрольной работы. Методика проведения различных типов уроков с использованием данной технологии, на мой взгляд, должна выглядеть следующим образом:
1 тип урока - первичное предъявление нового материала.
Цель данного типа урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися следующего понятия (в соответствии с темой). Новый материал излагается на уроке как обычно. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, задач решаемых уроком, учитель сам выбирает форму работы. Но здесь есть особенности, на которых педагог остановится подробнее. Как только педагог переходит к изучению новой темы, эффективнее будет продемонстрировать студентам данную тему целиком, потратив на это минимум 5
времени урока. Это возможно сделать при помощи предлагаемых структурно- логических схем, на которых при помощи стрелок просматривается вся последовательность изучаемой темы. Тогда у студентов складывается целостная картина предстоящей работы, а так же на последующих уроках удобно возвращаться к схеме, демонстрируя переход к новой части в теме. Это приведет к осознанному восприятию нового материала даже на его первичном уровне. После того как студент получил полное представление об изучаемой теме (5- 6 мин.), можно переходить к основной части урока, используя опорные конспекты для краткой записи, что очень экономит время и позволяет студенту работать с новым материалом дома. Главное на этом этапе добиться, чтобы каждый разобрался во всех частях конспекта. Добиться этого возможно путем многократного повторения, за счет сэкономленного времени. Логические схемы и опорный конспект позволяют студенту: – глубже разобраться в изучаемом материале; – легче запомнить изучаемый материал; – используя опорный конспект при ответе, грамотно и точно изложить материал; – приводить в систему полученные знания, особенно при повторении. Логические схемы и опорный конспект помогают педагогу: – наглядно представить весь изучаемый материал студентам группы; – сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала; – многократно повторять изучаемый материал; – быстро проверить, как студент понял и запомнил изученный материал; – привлечь к контролю знаний родителей. Успех применения логических схем, как в момент объяснения, так и при решении задач во многом зависит от руководителя, который должен умело исправлять неточности и направлять на правильный путь, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки. При подготовке к уроку необходимо четко определить тип урока и, исходя из этого, цель и место конспекта студентов на уроке. Методикой В.Ф. Шаталова предусмотрено вторичное воспроизведение изучаемого содержания урока. Первый урок по новой теме дает общую ориентировку в сложном теоретическом материале, раскрывает его основные положения, на базе которых будет протекать дальнейшее, более углубленное овладение новыми знаниями. В дальнейшем работа с сигналами и схемами продолжается дома при помощи учебника.
Второй тип урока - урок закрепления новых знаний.
Его цель: создать условия для организации деятельности студентов по воспроизведению полученной информации (конкретно какой) и применение ее по образцу и в измененной ситуации. 6
Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности (в виде логических схем) и начинается с решения самых простых типичных задач по схеме – алгоритму. Задания на этапе первичного закрепления должны выполняться с помощью одной, максимум двух логических операций, требовать лишь прямой ответ на вопрос. Затем, как правило, необходимо увеличивать степень самостоятельности студентов, и к концу урока явно выделяются обучающиеся, готовые работать на более высоком уровне. Тогда вступают дифференцированные задачи. На этих уроках уместно проводить диктанты по материалам опорного конспекта. На уроках 2-го типа целесообразно демонстрировать алгоритм для решения задач.
Урок 3-го типа

урок комплексного применения знаний.
Цель: создать условие для организации деятельности студентов по самостоятельному переносу комплекса знаний и способов действий в измененную ситуацию. Можно проводить практические работы, семинары.
Урок 4-го типе – урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме и установление внутри предметных связей. На уроках 4-го типа выбирается самое главное из всех опорных конспектов блока, и учащиеся вместе с педагогом обеспечивают установление причинно-следственных и других связей между основными понятиями, а затем постепенно переходят от частного к более широким обобщениям. После чего студентам предлагаются задания для анализа, сравнения полученных знаний, проводится классификация познавательных объектов по определенным признакам, а наиболее существенные особенности сводятся в единую систему. Другими словами происходит совместное повторение структурно - логической схемы. В связи с этим повышается интерес к уроку, ведь всем известно, что не интересно то, что не понятно. В связи с большой загруженностью студенты не могут запомнить всю тему целиком. Именно 4-й тип урока позволяет выделить главное и на основе главного получать второстепенное. Например, достаточно выучить 5 формул расчёта показателей динамики, чтобы в дальнейшем решить практически любую задачу, связанную с анализом экономических явлений, если научиться самостоятельно осуществлять переходы от главного к второстепенному.
Урок 5-го типа – урок проверки, оценки и коррекции знаний.
Его цель: выявить уровни усвоения знаний студентами. Выполнение тестовых заданий, проведение самостоятельных и контрольных работ, решение тренировочных задач.
3.

Результат использования технологии

в профессиональной деятельности
Целенаправленная работа по созданию опорных конспектов и структурно- логических схем к разным типам уроков позволила мне разгрузить содержание 7
урока, дала возможность многократного повторения и наглядного демонстрирования алгоритма решения задач, позволила сформировать у студентов умение: 1) объяснять различные экономические явления; 2) применять полученные знания при решении количественных и качественных задач в области статистики, налогов и налогообложения, инвестиционной деятельности предприятий.
Критериями результативности педагогической деятельности по

внедрению данной технологии в учебный процесс колледжа являются
: – уровень качества обучения студентов; – уровень интереса к дисциплинам.
Результаты обучения по дисциплине «Статистика» (на основе

результатов внутреннего контроля):
Учебный год Группа Качество знаний, % Уровень интереса к дисциплине, % 2011/2012 32б-09 4бв-09 57,56 60,00 2012/2013 32б-10 34бп-10 4бв-10 59,13 71,00 2013/2014 32б-11 33бп-11 44бп-10 4бв-11 70,84 80,00
Результаты обучения по дисциплине «Налоги и налогообложение» (на

основе результатов внутреннего контроля):
Учебный год Группа Качество знаний, % Уровень интереса к дисциплине, % 2011/2012 32б-09 4бв-09 52,90 55,00 2012/2013 32б-10 34бп-10 4бв-10 53,32 62,00 2013/2014 32б-11 33бп-11 44бп-10 4бв-11 63,75 74,00 8
За последние три года мне удалось добиться значительных успехов в повышении качества обучения студентов. Данные таблиц свидетельствуют о высоком качестве знаний студентов по указанным дисциплинам, результаты обучения по которым позволили многим выпускникам успешно сдать государственные экзамены по специальности и получить квалификацию - бухгалтер. Использование структурно-логических схем дает рост мотивации достижения успеха. Многие студенты почувствовали на уроке себя более уверенно и смогли добиться значительных успехов в изучении дисциплины, повысив качество знаний. 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. 2. Федеральные государственный образовательный стандарт СПО (далее – ФГОС СПО ), утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации (заложены основополагающие требования к практическому обучению в соответствии с избранной специальностью; определены виды практик; сформулировано их значение в процессе подготовки специалиста; определена общая трудоёмкость практики; отражены требования к формированию необходимых будущему специалисту компетенций; заложены условия допуска обучающегося в ИГА с учётом результатов освоения практик); 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». 4. Учебный план специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). 10


В раздел среднее профессиональное образование