"История развития книги. Основные понятия и определения. Конструкция книги"
Тест по МДК 02.01. "Выполнение художественно-конструкторских проектов в материале (Искусство книги)"
Автор: Кудаярова Юлия Маратовна, преподаватель специальности дизайн, ГБПОУ Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, г. Уфа, Республика Башкортостан
В раздел среднее профессиональное образование
Тест по МДК 02.01.
«Выполнение художественно-конструкторских проектов
в материале (Искусство книги)»
1. Материал, изготовленный из специально обработанных шкур животных, употреблявшийся в средневековой Европе для письма и в переплетном деле. В неокрашенном виде имеет характерный желтовато-белый цвет. Его лицевая сторона отличается гладкой текстурой, оборотная — бархатистой. a) папирус b)
пергамен
c) бархат d) бархатная бумага 2. Писчий материал, получаемый из кож животных в процессе специальной обработки, исключающей дубление. В сравнении с бумагой отличается особой текстурой, упругостью и плотностью. a) папирус b) шелк c) бархат
d) пергамен
3. Пергамен – это …
a)
специально обработанные листья папируса
b)
особый сорт чернил, используемых в средневековье
c)
материал, изготовленный из специально обработанных шкур
животных, употреблявшийся для письма и в переплетном деле
d)
особо прочный сорт бумаги 4. Из какого материала чаще всего изготавливались страницы первых книг в Европе? a) папирус b) бумага c) шелк
d) пергамен
5. Из какого материала изготавливались книги-потхи в Др. Индии? a) папирус
b) пальмовые листья
c) бумага d) шелк 6. Где и когда была впервые изобретена технология производства бумаги?
a)
в Др. Египте, за 2000 лет до н.э.
b)
в Др. Греции, в V веке до н.э.
c)
в Китае, во II веке до н.э.
d)
в Испании, в XI‒XII веках 7. Где впервые была изобретена технология книгопечатания, не получившая широкого распространения и повторно изобретенная в средневековой Европе?
a)
в Др. Египте
b)
в Др. Греции
c)
в Восточной Азии
d) в Китае
8. Кто впервые в мировой истории изобрел технологию книгопечатания?
a)
Русский монах Иван Федоров
b)
Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг
c)
Философ-гуманист, общественный деятель и учёный-медик из Полоцка Франциск Скорина
d) Китайский ремесленник Би Шэн
9. Одна из ранних, распространенных в античности форм книги, предшествующая кодексу. Представляет собой комплект из нескольких соединенных вместе восковых табличек (деревянных, костяных либо металлических табличек), соединенных шнурами (тесьмой или кольцами). a)
полиптих
b) гармоника c) кодекс d) свиток 10.Форма книги, представляющая собой один или несколько склеенных между собой бумажных листов, сфальцованных рядами параллельных складок. Характерна для китайских книг и современных рекламных буклетов. a) потхи b) свиток c)
гармоника
d) кодекс 11. Форма книги в Др. Индии, представляющая собой совокупность отдельных листов (имеющих узкую, удлиненную форму), сложенных друг на друга и имеющих сквозные отверстия по краям каждого листа, через которые протянут шнур, скрепляющий эти листы. Материалами служат пальмовые листья, кора гималайской березы, бумага. a)
потхи
b) свиток c) гармоника
d) кодекс 12.Форма книги, представляющая длинный лист писчего материала (чаще всего папируса или пергамена), сматываемый для хранения в рулон. На таком листе писали поперек его длины. Наиболее характерна для книг античного мира. a) потхи b)
свиток
c) гармоника d) кодекс 13.Одна из древнейших форм книги, представляющая собой совокупность листов, склеенных между собой краями, последовательно, от конца предыдущего листа к началу следующего. В результате получается полотно, которое можно свернуть в рулон. В настоящее время употребляется для изготовления книг иудейской традиции и книг — художественных объектов. a) потхи b) кодекс c) гармоника d)
свиток
14.Одна из древних форм книги со страницами, как у современных книг. Его можно назвать прототипом сегодняшних книг. a) свиток b)
кодекс
c) пейпербэк d) покетбук 15.Один из современных видов книжных изданий небольшого (карманного) формата; издание в бумажной обложке, выпущенное массовым тиражом. a) свиток b) кодекс c)
пейпербэк
d) покетбук 16.Любая антикварная книга, изданная печатным или ксилографическим способом в Европе от начала книгопечатания и до 31 декабря 1500 г. Иными словами, древняя книга, напечатанная в XV столетии. Термин происходит от латинского слова, означающего «исток», «колыбель», «начало». a) кодекс b)
инкунабула
c) манускрипт d) полиптих
17.Книга, текст и иллюстрации к которой воспроизведены от руки, в отличие от печатной книги a) кодекс b) полиптих c)
манускрипт
d) инкунабула 18.Жуковины – это… a) заглавные буквы «Ж» в древнерусских рукописных книгах b)
выпуклые металлические или деревянные бляшки, размещаемые
на углах и в центре переплетных крышек для защиты
от повреждений
c) декоративные узоры в виде жуков d) застежки на переплетах старинных книг 19. Застежки, приспособление для смыкания верхней и нижней крышек переплета со стороны обреза в виде металлических замков или ремней с металлическими пряжками (наконечниками, кольцами и др.), защищающее книжный блок от проникновения внутрь пыли и влаги a)
фибулы
b) жуковины c) ляссе d) инкунабулы 20.Склеенная в кольцо бумажная лента, надеваемая на издание с целью информирования, декорирования или скрепления комплекта книг a) обложка b) суперобложка c)
бандероль
d) ленточка 21. Коробка, папка, чехол или конверт из плотного материала, предназначенные для хранения одной или нескольких книг и/или дополнительной защиты переплета a) ляссе b)
футляр
c) обложка d) суперобложка 22. Дополнительная бумажная (тканевая, кожаная и др.) обложка поверх переплета (или основной обложки), закрепленная на нем только загибающимися краями-клапанами, для защиты переплета от повреждений и загрязнений, а также как элемент внешнего оформления и для рекламы
a) обложка b)
суперобложка
c) переплетная крышка d) форзац 23.Четырехстраничная бумажная покрышка издания, которая предохраняет издание от внешних воздействий, сообщает о нем основные данные и служит элементом внешнего художественного оформления. a)
обложка
b) суперобложка c) переплетная крышка d) форзац 24.Твердое или мягкое покрытие, состоящее из крышек и корешка, предназначенное для защиты скрепленного с ним книжного блока. В отличие от обложки изготавливается из более прочных и износостойких материалов и соединяется с книжным блоком с помощью форзаца a) обложка b) суперобложка c)
переплет
d) оборот 25.Цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока, чтобы их скрепить, защитить и в целом упрочить книжный блок. a) рубчик b) корешок c) ляссе d)
каптал
26.Элемент конструкции книги. Лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой и выполняющий защитную функцию. a) титульный лист b) авантитул c)
форзац
d) шмуцтитул 27.Узкая лента или тесьма, которую приклеивают одним концом к корешку книжного блока, а всю остальную, длинную часть прокладывают между страницами блока и используют в качестве закладки a) форзац b)
ляссе
c) бандероль d) пагинация
28.Первая страница двойного титульного листа, который состоит из четырех страниц. Он невольно образуется, когда титульный лист делают разворотным или распашным. a) шмуцтитул
b) авантитул
c) фронтиспис d) колофон 29.Начальный книжный лист издания, на котором размещают основные сведения, позволяющие отличить издание от всех прочих, т.е. идентифицировать, и служащие основным источником для библиографи- ческого описания. Бывает одинарный, двойной, разворотный, распашной, совмещенный. Без него выпускаются только небольшие брошюры, некоторые журналы, тонкие книги для детей. a)
титульный лист
b) форзац c) фронтиспис d) шмуцтитул 30.Рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе. Изображение на … должно быть обобщающего характера, относиться ко всему изданию в целом. Это может быть изображение героя, это может быть портрет автора произведения. a) форзац
b) фронтиспис
c) шмуцтитул d) авантитул 31.Специальная страница, предваряющая раздел книги a) форзац b)
шмуцтитул
c) титульный лист d) авантитул 32.Лист в книге, на лицевой странице которого (правая страница разворота) размещается только заголовок части произведения, иногда сопровождаемый изображением или эпиграфом, а оборот ‒ чаще всего оставлен чистым a) форзац b) авантитул c) титульный лист d)
шмуцтитул
33.Текст на последней странице рукописной или старинной печатной книги, в котором сообщаются данные об авторе, времени и месте создания этого произведения a) авантитул b) титул c)
колофон
d) магнитофон 34.Справочная строка над текстом страницы (иногда сбоку от него, изредка под ним), указывающая на ее содержание: в сборнике — какое произведение какого автора на ней напечатано, в моноиздании — к какому параграфу какой главы она относится и, следовательно, какую тему освещает, в словаре — какие заглавные слова или на какие буквы заглавные слова на ней размещены. a)
колонтитул
b) авантитул c) шмутцтитул d) колонцифра 35.Порядковый цифровой номер страницы издания. Располагают … чаще всего в нижнем поле страницы. Не входит в формат полосы. a) колонтитул b) авантитул c) шмутцтитул d)
колонцифра
36.Пагинация – это… a) цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока, чтобы их скрепить и защитить b)
порядковая нумерация страниц (полос/столбцов) или отдельных
элементов (таблиц, иллюстраций и т.д.) издания
c) узкая лента или тесьма, которую приклеивают одним концом к корешку книжного блока и используют в качестве закладки d) специальная страница, предваряющая раздел книги 37.Комплект всех страниц одного экземпляра будущей книги, подготовленный для вставки в переплетную крышку или для крытья обложкой
a)
рубчик
b)
корешок
c)
книжный блок
d)
каптал 38.Выступающие на несколько миллиметров за края книжного блока части переплета или, реже, обложки (в отличие от обрезной обложки/переплета).
a)
канты
b) фибулы c) поля d) клапаны 39.Сторона обложки (переплета, суперобложки), прикрывающая книжный блок в том месте, где скрепляются тетради или листы, его составляющие и открытая взгляду читателя, когда книга (издание) стоит на книжной полке. По форме … может быть кашированным, кругленым, прямым. a) кант b)
корешок
c) клапан d) каптал 40.Служащая основой переплета твердая покрышка разной конструкции, защищающая издание от внешних воздействий и являющаяся элементом внешнего оформления. Соединяется с книжным блоком при помощи форзацев. a) обложка b) суперобложка c)
переплетная крышка
d) футляр 41.Полоска плотной бумаги или картона, которую наклеивают на внутреннюю сторону покровного переплетного материала между сторонками переплетной крышки для того, чтобы подольше сохранить форму корешка в готовой книге и предохранить его от износа. a) расстав b)
отстав
c) клапан d) кант 42.Промежуток, расстояние между картонной сторонкой переплетной крышки и отставом, равное приблизительно 7 мм a)
расстав
b) отстав c) клапан d) кант 43.Общее число экземпляров издания. Различают … общий, дополнительный, пробный, разовый и др. Является обязательным элементом выпускных данных. a) антураж b) стаффаж c)
тираж
d) граттаж 44.Равномерно углубленная вертикальная линия, образуемая между корешком и сторонками переплета. Позволяет фиксированно открывать сторонки переплета. Благодаря этому дольше сохраняется форма корешка и увеличивается срок службы издания. a) кант b)
рубчик
c) отстав d) расстав 45.Проглаживание, продавливание тупым ножом на обложках и открытках линий сгиба, благодаря чему сторонки легко и ровно отгибаются. a)
биговка
b) фальцовка c) брошюровка d) припрессовка 46.Процесс превращения отпечатанных листов в покрытое обложкой издание или в книжный блок, подготовленный для вставки в переплетную крышку. a) биговка b) фальцовка c)
брошюровка
d) припрессовка 47.Операция сгибания, складывания запечатанного листа в тетрадь. Варианты … разнообразны. По числу сгибов … бывает одно-, двух-, трех- и четырехсгибной (соответственно образуются тетради в 4, 8, 16 и 32 страницы). a) биговка b)
фальцовка
c) брошюровка d) припрессовка 48.Искусство красивого и четкого письма, связанное прежде всего с историей рукописной книги. Является разновидностью письма, то есть нанесения знаков на поверхность за минимальное количество движений. a) литография b)
каллиграфия
c) леттеринг d) типографика 49.Искусство рисования букв и создания уникальных буквенных сочетаний (композиций) посредством рисования (т. е., если часть буквы появляется не за один взмах пишущего инструмента).
a) литография b) каллиграфия c)
леттеринг
d) типографика 50.Графика, изобразительными элементами которой являются наборные шрифты и материалы (линейки, знаки, орнаменты и т.д.). a)
типографика
b) каллиграфия c) леттеринг d) литография 51.Искусство расположения любых печатных материалов (шрифта, иллюстраций, иных элементов набора ‒ например, орнаментов) на странице или другой плоскости печатного издания a) каллиграфия b) леттеринг c)
типографика
d) литография 52.Графический символ, входящий в состав алфавита. a) глиф b) графема c) литера d)
буква
53.Элемент ручного набора, металлический брусок с рельефным зеркальным изображением буквы или знака на верхнем торце. Из … складывают слова и строки набора. a) буква b)
литера
c) глиф d) графема 54.Типовая графическая форма (строение) буквы, благодаря чему читатель узнает букву вне зависимости от художественных особенностей ее исполнения. a) буква b) литера c) глиф d)
графема
55.Схема построения, «скелет» буквы или знака, отличающий его от других букв (знаков) алфавита, независимо от гарнитуры, начертания и проч. a) глиф
b)
графема
c) литера d) буква 56.Конкретное изображение знака наборного шрифта определенной гарнитуры и начертания. a) буква b) литера c)
глиф
d) графема 57.Средство передачи текста в издании. Может быть наборным и рисованным. Наборные … различаются по гарнитуре, начертанию и кеглю. a)
шрифт
b) типографика c) леттеринг d) литера 58.Комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний. a) алфавит b)
гарнитура
c) набор d) строка набора 59.Обладающее собственным наименованием семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые особенности и детали рисунка знаков, но отличающихся друг от друга некоторыми характеристиками, например, насыщенностью, пропорциями и углом наклона знаков. a) строка набора b) набор c)
гарнитура
d) алфавит 60.Графическая разновидность шрифта в пределах одной гарнитуры. Характеризуется едиными стилевыми особенностями рисунка, определенными пропорциями, насыщенностью и наклоном знаков. a) акциденция b)
начертание шрифта
c) полоса набора d) капитель 61.Шрифт, буквы которого по начертанию прописные, а по высоте строчные. В наборе на русском языке используется редко, т.к. в прямом начертании русского алфавита всего 6 букв, у которых начертание прописных
отличается от строчных: аА, бБ, еЕ, рР, уУ, фФ, что делает слова без этих букв неотличимыми от набранных строчными. a) курсив
b) капитель
c) акцидентный d) декоративный 62.Шрифты, специально предназначенные для набора титульных листов, ярлыков, афиш, плакатов, а также для шрифтовых выделений и т.п. Часто имитируют определенный исторический стиль или декоративную обработку формы (например, Модерн, Ар-Деко, оп-арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д.). Обычно эти шрифты набираются кеглем 14 пунктов и выше. a) антиквенные шрифты b) рубленые шрифты (гротески) c) брусковые шрифты d)
акцидентные шрифты
63.Собирательное название шрифтов с засечками. Форма знаков шрифта происходит от древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и от книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). a)
антиквенные шрифты
b) рубленые шрифты (гротески) c) брусковые шрифты d) акцидентные шрифты 64.Собирательное название шрифтов без засечек. Для набора текста стали использоваться в ХХ веке. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами. a) антиквенные шрифты b)
рубленые шрифты (гротески)
c) брусковые шрифты d) акцидентные шрифты 65.Шрифты, для рисунка которых характерны два основных признака: малая контрастность основных и соединительных штрихов или почти полное ее отсутствие и засечки прямоугольной брускообразной формы. a) антиквенные шрифты b) рубленые шрифты (гротески) c)
брусковые шрифты
d) акцидентные шрифты
66.Шрифты, по рисунку имитирующие чей-то почерк или стиль письма, но не относящиеся к готическим и древнерусским, которые выделены в отдельные группы. Применяются для акциденции и для набора учебной литературы (прописи). a) антиквенные шрифты b) рубленые шрифты (гротески) c) брусковые шрифты d)
каллиграфические шрифты
67.Шрифты, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII‒XVI веках главным образом в северной Европе. Характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью.
a)
антиквенные шрифты
b)
старославянские шрифты
c)
готические шрифты
d)
каллиграфические шрифты 68.Шрифты, по рисунку имитирующие средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространенные в X‒XVIII веках главным образом в восточной и южной Европе. После реформы Петра I (нач. XVIII в.) сохранились только для церковного употребления. Позднее на основе исторических форм появились стилизации этих шрифтов, которые сейчас применяются в основном как акцидентные. a) антиквенные шрифты b)
старославянские шрифты
c) готические шрифты d) каллиграфические шрифты 69.К этой шрифтовой группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относятся комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т.д.). a) антиквенные шрифты b) каллиграфические шрифты c) акцидентные шрифты
d) неалфавитные (символьные) шрифты
70.Размер литеры наборного шрифта в стоячем положении от передней до задней стенки. Практически ‒ это высота буквы или знака в строке с
просветом над и под ними, необходимым для того, чтобы их штрихи в смежных строках не сливались друг с другом. a)
кегль
b) кегля c) очко d) длина
В раздел среднее профессиональное образование