Интегрированное занятие по развитию познавательной сферы и речи учащихся 2 класса (с ОВЗ) по теме "Зима"
методическая разработка коррекционно-развивающего занятия
Автор: Садовская Валентина Сергевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №2, город Канск, Красноярский край
В раздел среднее профессиональное образование
Интегрированное занятие по развитию познавательной сферы и речи учащихся 2 класса (с ОВЗ) по теме «Зима»
Автор: учитель-дефектолог Жовнер Алла Ивановна
Организация: МБОУ СОШ №2
Населенный пункт: Красноярский край, г.Канск
Данное коррекционно-развивающее занятие предназначено
для работы в сенсорной комнате с учащимися 2 класса с УО.
Цель:
развитие ВПФ и речи по средствам
стимуляции биоэнергетического потенциала детского организма,
учебно-познавательных и коммуникативных
компетенций:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - делать простейшие обобщения; -наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности под руководством учителя; - работать с несложными по содержанию и структуре информацией (понимание плана) -вступать в контакт и сотрудничать в коллективе с взрослыми и сверстниками; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Задачи: 1. Формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения. 2. Развивать активность, гибкость сформированных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. 3. Развивать и корректировать познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, их произвольность. 4. Развивать операции ассоциативного мышления, воссоздающего воображения на основе упражнений в ассоциации оборудования сенсорной комнаты с предметами и явлениями окружающего мира. 5. Развивать умение входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане, используя имеющиеся знания. 6. Обогащать активный и пассивный словарь существительными, прилагательными, глаголами по теме: «Зима». 7. Развивать диалогическую форму речи. 8. Сберегать здоровье детей в коррекционно-развивающем процессе с помощью использования двигательных техник как метода ненаправленного воздействия на ВПФ, стимуляции биоэнергетического потенциала детского организма.
9. Воспитывать мотивацию к познанию. Этап урока, цели Действия учителя Действия учащихся БУД Организационный момент Работа с массажными роликами, мячиками. Цель: активизировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения. - Здравствуйте, ребята. Мы снова сегодня пришли в нашу волшебную комнату, где происходят чудеса. -Вы хотите вновь отправиться в путешествие? А зачем вам это надо? -Прежде, чем отправиться в наше путешествие по волшебной комнате нам нужно подготовиться, размяться. Чтобы наши глазки хорошо видели, ушки хорошо слушали, ручки работали, а ноги не устали в пути. Сейчас мы с вами выполним такое упражнение. « Я буду говорить слова, а вы будете отвечать на мой вопрос - «да» и повторять движения за мной. Упражнение « Вы готовы». - Вы готовы глазки? – да! (гимнастика для век) - Вы готовы ушки? – да! (поглаживание ушей) - Вы готовы ручки? – да! (работа с массажными мячиками) - Вы готовы ножки? – да (работа с массажерами для ног) - Вы готовы? (развести руки в стороны) – да! (обнять себя руками) Движения глазами. Поглаживание ушей. Прокатывание массажных мячиков по рукам. Катание массажных роликов ногами. К: Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию. Сотрудничать с учителем и сверстниками. Фибероптическая тактильная- акустическая панель. Цель: закреплять умение оперировать временными понятиями -Прежде чем пуститься в путь мы должны определись дату, месяц, день недели, время года. -Назови сегодняшнюю дату и выстави на панели? -Назови месяц и выстави на панели? Какой по счету месяц февраль? -Назови сегодняшний день недели и выстави на Каждый учащийся отмечает на панели дату, месяц, день недели, время года П: Делать простейшие обобщения на наглядном материале.
панели? Какой по счету день недели – вторник? -Назови, какое сейчас время года и выстави на панели? - Назовите основные признаки зимы. Введение в тему занятия. Цель: развивать операции ассоциативного мышления. А тему нашего путешествия вы узнаете, отгадав загадку: Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома, Значит на дворе….( зима). -Сегодня мы вспомним и узнаем много нового и интересного о зиме. А для этого мы отправимся в зимний лес по дорожке. Отгадывание загадки. П: Выделять существенные общие и отличительные свойства предметов, работать с несложной информацией (устным высказыванием). Тактильная дорожка Цель: обогащение тактильного опыта ощущений и развитие фонематического звука. Прислушайтесь к звукам, которые вы слышите под ногами. На что похожи звуки? (хруст снега). По какой дорожке мы идем, если она из снега?(снежной) Посмотрите, какая здесь снежная поляна. Намело большие кучи снега. А как называются такие большие кучи снега? (сугробы). Давайте присядем в кресло, мягкое как сугроб и посмотрим на экран. Что мы видим на экране? (зимний лес). Какой он? Чем покрыты деревья? -Кто живет в зимнем лесу? ( зайцы, волки, лисы, ….) И правда…..(показ слайдов призентации) Шагают по дорожке прислушиваясь к звукам. Проводят ассоциацию звук- предмет. Подбирают прилагательные . П: Выделять существенные общие и отличительные свойства предметов, устанавливать видо-родовые отношения предметов. Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппа рата. Дидактический лабиринт Цель: одновременное развитие обоих полушарий, координации движений запястьев, рук и глаз. (звучит шум ветра) Поднялась вьюга. Давайте покажем, как свистит ветер, шумят деревья, стучит на дереве дятел, рычат волки, лают лисы. -Как холодно. А как вы думаете, животным в лесу зимой тепло? Вы знаете как они греются?(бегают). А давайте представим себя животными и пробежимся по дорожкам- лабиринтам, чтобы согреться. -Кем ты сегодня будешь? ……..(вначале правой рукой, затем левой, затем обеими одновременно) Согрелись? Лисы, зайцы, волки , белки Выполнение дыхательной артикуляционной гимнастики. Прохождение лабиринта правой, левой и обеими руками. Р: Принимать цели и следовать предложенному плану. Работать в общем темпе. Р: Учиться контролировать свои действия. Сухой бассейн Цель: коррекция психоэмоционального напряжения усталости, расслабление мышц спины, плечевого пояса. -Посмотрите! В лесу появилась новая птица. Вы знаете, что это за птица? (…) А кто знает, как согревается тетерев? …………. Давайте и мы поныряем. - Скажите, какой снег? (…….) - Ребята, давайте вновь посмотрим на экран, какое Тетерев. Ныряет в сугроб Мягкий, пушистый… Олень На севере Р. Адекватно соблюдать ритуал поведения в сенсорной комнате.
животное не живет в нашем лесу? (……) -А где он живет? (……) -Правильно, олень живет на севере. За это его называют северным оленем. Зима на севере лютая, по другому, мы говорим -злая, очень морозная. Работа с пучком фибероптических волокон. Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды. На севере бывает период, когда наступает длинная, темная ночь и на небе вспыхивает северное сияние. Посмотрите как оно великолепно! -Смотрите а волшебная комната тоже дарит нам северное сияние. Как светят переливами цветов всполохи чуда. Мы можем окунуться в игру света, покрыть свою голову, руки, плечи цветными лучами. -Какого цвета стало лицо Лизы? А руки Вани? … -Огоньки тают, северное сияние растворяется в свете дневных лучей. Просмотр видеофрагмента «Северное сияние» Учащиеся накладывают световые волокна на лица, шею, руки и т.д. П. Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. Работа с объемными модулями. Цель: активизировать речевое и познавательное развитие при соотнесении объемных тел с геометрическими фигурами. -А что делают люди, чтобы не замерзнуть? -Кто занимается строительством? -Из чего строят дома? -Чтобы правильно построить дом, все строители пользуются планом строительства. Сегодня мы тоже построим дом из мягких модулей используя план. Соотнесите геометрическую фигуру на плане с объемными телами модулей и постройте дом. - Давайте оценим результаты нашей работы. Сравним с планом строительства. Все веро получилось? Какой он получился? (…….) Давайте войдем в домик. Строят дома по предложенной схеме. Оречевляют действия. П: Работа с несложной по содержанию и структуре информацией (схематическое изображение) Используется уголок зеркальный обман. Пузырьковая колонна Цель: развивать операции ассоциативного мышления, действовать в воображаемом плане. Обогащать словарный запас. -Посмотрите, у нас в доме горит камин. А Что такое камин? Для чего он нужен в доме?(…….) Давайте подставим руки к огню, и проследим глазками за искорками поднимающимися вверх. - А еще люди любят собираться у камина, чтобы рассказывать друг другу истории или играть в игры. -Я вам тоже предлагаю сейчас поиграть со мной в игру «Подружи слова в предложении». Отвечают на вопросы Составляют предложения из выбранных предметных картинок. П: Работать с несложной по содержанию информацией (составлять предложения по картинкам) Тактильные ячейки Цель: развивать операции ассоциативного мышления, навыков идентификации через прикосновения -Наш язычок отлично поработал, пришла пора и нашим пальчиками потрудиться. У меня для вас еще одно задание- игра «Волшебный мешочек». Ваша задача найти на ощупь в мешочке предмет по описанию (снежинка, снежок, лопатка, елочная веточка, шишка, снеговик, варежка) Находят предмет по описанию П: Выделять на ощупь существенные общие и отличительные свойства предметов.
Итог занятия Цель: развивать умение учащихся анализировать свою работу, умение объективно оценивать свои действия и действия своих одноклассников. -Молодцы ребята. -День зимой очень короткий, вот и наступил вечер и нам пора возвращаться домой. -Вам было интересно? -Что нового вы узнали про зиму? -Какой пункт нашего путешествия вам понравился больше всего? Чем он был вам полезен? Давайте попрощаемся с волшебной комнатой и гостями. Дети отвечаю на вопросы. До свидания К: Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия.
В раздел среднее профессиональное образование