Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Музыкально - ритмическое воспитание важная часть профессиональной подготовки будущих руководителей хореографического коллектива".

статья

Автор: Кондратьев Сергей Иосифович, преподаватель хореографии, БОУ СПО "Омский областной колледж культуры и исскуства, город Омск



В раздел среднее профессиональное образование



Кондратьев Сергей Иосифович, преподаватель высшей категории, БОУ СПО «Омский областной колледж культуры и искусства»
Музыкально - ритмическое воспитание важная часть профессиональной

подготовки будущих руководителей хореографического коллектива.
«…искусство стало также необходимо для людей, как пища и питье, и одежда, даже необходимее» Л.Н.Толстой Одной из главных задач хореографического образования на современном этапе является разработка новых концепций с их последующей реализацией в педагогической деятельности в учебных заведениях культуры и искусства. Процесс обучения студента-хореографа представляет собой сложную многоуровневую систему, где все элементы важны и взаимосвязаны. Формируя профессиональные навыки и качества специалистов-хореографов, необходимо учесть, чтобы их творческий багаж вобрал лучшие достижения мастеров прошлого и современного танца. В этом важнейшая роль принадлежит формированию хореографического мышления. Анализ имеющихся публикаций по педагогике танца, а также творчество известных хореографов, позволяет считать художественно- творческое мышление балетмейстера сложным личностно- детерминированным образованием. Поэтому обучение специалиста- хореографа должно основываться на личностно - ориентированном подходе, раскрывающем индивидуальную манеру будущего балетмейстера и способствующим формированию продуктивного художественно-творческого мышления.
Курс музыкально-ритмического воспитания (МРВ) является сложным и многогранным. Он способствует формированию у студентов продуктивно творческого мышления, знаний, умений и навыков проведения общеразвивающих упражнений, разновидностей ходьбы и бега, упражнений с предметами, подвижных игр и танцевальных шагов под музыку. Значение музыкально-ритмической подготовки студентов высоко. Умение проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать уроки эстетическим содержанием, приучать учащихся к выразительным, точным и красивым движениям, предоставляет возможность руководителю хореографического коллектива успешно решать вопрос танцевального совершенствования воспитанников. С помощью средств МРВ решается задача содействия эстетического воспитания занимающихся. При выполнении различных упражнений и движений, учащиеся подчиняют свои действия характеру музыки. Такое активное восприятие музыки позволит занимающимся глубже познать содержание, построение, характер, ритм и другие характеристики музыкальных произведений, всесторонне и гармонично развивать формы тела и функции организма, совершенствовать физические способности, укреплять здоровье, воспитывать морально-волевые качества, развивать память и умственный кругозор общей культуры поведения. Формирование важных музыкально-двигательных умений и навыков, которые студенты получают на занятиях МРВ, позволяет вооружить их специальными знаниями, которые дадут возможность для квалифицированного проведения различных форм работы в хореографическом коллективе. Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требуют единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств
личности. Программой по МРВ предусмотрены теоретические, практические занятия, учебная практика. Студенты должны научиться правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности, а преподаватель должен организовать и вести обучение движениям. Большая часть учебного времени затрачивается на освоение основ музыкальной грамоты, специальных упражнений на связь движений с музыкой. Помимо основных задач обучения музыкально-ритмическим упражнениям, в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями музыкального произведения, структурой и содержанием упражнений, уровнем подготовленности учащихся, условиями и направленностью обучения. Процесс обучения можно условно разделять на три этапа: 1 этап - начальное обучение музыкальным движениям; 2 - углубленное разучивание движений; 3 - закрепление и совершенствование музыкально-ритмических упражнений. Степень овладения упражнениями под музыку должна быть доведена до прочного навыка. Это позволит студентам уверенно подбирать музыкальный материал для уроков и других видов занятий, а также самим видоизменять упражнения в соответствии с характером музыки. В процессе обучения музыкально-ритмическим движениям используются традиционные методы обучения: слова, наглядного восприятия и практические. Метод использования слова - универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приемов использования слова в обучении: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д. Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению студентами программы курса МРВ,
повышению интереса к изучаемым упражнениям. К ним можно отнести: показ движения, демонстрацию плакатов, рисунков, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения, в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Практические методы - основаны на активной деятельности самих студентов. Это метод - целостного освоения упражнений, метод обучения посредством расчленения сложного движения на более простые, а также игровой метод. Метод целостного освоения упражнений широко применяется в курсе МРВ, что объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование этого метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее, а на их основе осваивать в дальнейшем более сложные упражнения. Метод расчленения может широко использоваться для освоения самых разных упражнений. Практически каждое упражнение можно приостановить в любой фазе для уточнения двигательного действия, улучшения выразительности движений и т.д. Кроме того, этот метод можно применять при изучении сложных движений. К игровому методу обучения обращаются при проведении музыкально- ритмических игр. Данный метод основан на элементах соперничества студентов между собой и повышает ответственность каждого за достижение определенного результата. Одним из важнейших принципов художественно- педагогического процесса, значительно повышающим его эффективность в детском хореографическом коллективе, является игровая деятельность. Разделение видов танца на «игровой» и «хореографический» позволяет руководителю хореографического коллектива глубже раскрыть многозначность природы танца. Включение во время занятий танцевальных игр, упражнений на импровизацию для развития образного мышления,
снятия напряжения и стрессовых ситуаций у учащихся позволяет пересмотреть отношение к культуре танца и его назначению. Творческие способности руководителя хореографического коллектива проявляются в умении видеть различные варианты решения хореографических задач, определения нестандартного подхода, наличие собственной педагогической позиции.


В раздел среднее профессиональное образование