Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Причины нарушений в работе вокального аппарата"

Статья

Автор: Коновалова Светлана Викторовна, преподаватель, концертмейстер, ГБПОУ Иркутский областной музыкальный колледж имени Фридерика Шопена, город Иркутск, Иркутская область



В раздел среднее профессиональное образование




С.В.Коновалова

Причины нарушений в работе вокального аппарата.
Иркутск 2016г.
Владение голосом, всеми тембровыми красками, имеет большое значение не только для людей певческих профессий, но и для преподавателей, для всех, чья профессиональная деятельность связана с необходимостью общения. Богатство тембровой окраски, интонационная выразительность речи производит эстетический эффект, располагает к себе собеседника, кроме того, хорошо звучащий голос является свидетелем хорошего здоровья. Голос – уникальный и бесценный дар природы и в то же время самый хрупкий и нежный инструмент, подверженный неумолимому действию времени и внешних факторов. В процессе обучения пению юных вокалистов, студентов консерваторий, в процессе дальнейшей работы профессионалов голоса возникает проблема сохранности голосового здоровья, певческой формы. « В последнее время среди профессионалов голоса утверждается понимание психофизиологической сущности процесса пения, который стал рассматриваться, как действие всего человеческого организма, организуемое и контролируемое на уровне сознания, то есть психикой». (С.Н.Трофимова). Голосовая функция – это функция всего организма, то есть рабочим инструментом певца является он сам. Качество голоса, тонус и работа гортани зависит от общего тонуса, от состояния всего организма, всех его органов и систем, от общего самочувствия, и, особенно, (учитывая ее организующую роль), от состояния нервной системы, от психоэмоционального состояния. Наиболее часто функция голоса страдает от патологических состояний нервной системы и, в частности психики. Вокалисты – это люди эмоционально – чувствительные, повышенно возбудимые, не всегда реально оценивающие ситуацию и себя в этой ситуации, склонны в определенных условиях к невротическим реакциям, которые проявляются в раздражительности, плохом сне, снижении работоспособности, в неуверенности в себе. Если эти состояния приобретают хронический характер, то может развиться невроз. Нарушения голоса при неврозах – это так называемые функциональные нарушения – афонии 2
( отсутствие звучного голоса, когда больной может говорить только шепотом - истерический невроз), дисфонии ( осиплый голос - гипотонусная, при слабом тонусе нервной системы) и истинные фонастении ( голос слабый, тембрально измененный, быстро утомляется - неврастения). Функциональные нарушения голосового аппарата (ФНГ), если их не лечить и продолжать пение в таком состоянии, могут привести к органическим заболеваниям голосового аппарата: к отеку края гортани, формированию певческих узелков, кровоизлиянию в голосовые складки. По медицинским данным, причинами функциональных расстройств голоса являются: 1 – внезапные стрессы ЦНС (50%); 2 – утомление голоса (35%); 3 – воспалительные заболевания дыхательных путей и ЛОР (15%); Для каждой формы функциональных нарушений у каждого человека имеются свои причины, но наиболее частой причиной является длительное использование голосового аппарата в профессиональных целях при неправильной технике, особенно пение чрезмерно большим звуком и на верхней части диапазона. Лечение ФНГ должно быть комплексным и не только у врача – фониатра , в случае невротических реакций, необходимы консультации у психотерапевта, эндокринолога, терапевта и других специалистов. Другой причиной нарушений в работе вокального аппарата являются заболевания центральной нервной а также вегетативной нервной системы, воспалительные (хронические) заболевания верхнего и нижнего отдела дыхательных путей, а также внутренние болезни, особенно с болевыми симптомами. Кроме заболеваний голосового аппарата профессионального характера, возникающих в результате длительной и технически неверной эксплуатации голоса, у любого человека могут возникнуть заболевания 3
других органов и систем, которые могут вызвать нарушения голоса вне связи с профессиональной работой. В первую очередь, это заболевания верхнего и нижнего отделов дыхательных путей:  Острый трахеит, ларинготрахеит, трахеобронхит – воспаление в нижнем отделе дыхательных путей, которое сопровождается кашлем, воспалением слизистой верхних дыхательных путей и бронхов. Пение при этих заболеваниях крайне нежелательно, так как влечет за собой несмыкание голосовых складок, может произойти травма слизистой гортани, даже кровоизлияние в голосовые складки. В такой ситуации необходим голосовой покой и лечение у врача – специалиста.  Ринит (насморк). Это воспаление слизистой оболочки носа. Первоначально отекает слизистая оболочка носа, постепенно, особенно при пении в этом состоянии, воспаление по слизистой спускается ниже. Отечная слизистая глотки и гортани – плохой помощник в пении. Певец и зрители начнут слышать отчетливый гнусавый призвук, изменится тембр голоса. Петь в таком состоянии нельзя.  Фарингит – воспаление слизистой оболочки задней стенки глотки. Различается острый и хронический. Острый фарингит сочетается с ринитом. Пение при фарингите затруднено из – за сильного отека слизистой, воспалительного процесса в ротовой полости. В случае хронического фарингита запрещается голосовая нагрузка, острая и пряная пища, курение, алкоголь. Лечение у врача – специалиста.  Тонзиллит – воспаление миндалин. Острый тонзиллит – ангина – это заболевание всего организма и требует участия врача, постельного режима. При ангине пение невозможно из – за сильных болей в горле и высокой температуры. Хронический тонзиллит – распространенное заболевание, встречающееся и у профессионалов голоса. У вокалистов 4
при наличии этого заболевания, возможно снижение тонуса голосовых складок. Для предупреждения перехода любого воспалительного процесса в хроническую форму любому человеку, особенно профессионалу голоса, необходимо получить комплексное противовоспалительное лечение у врача – специалиста. Вокалистам необходимо помнить, что в случаях острых заболеваний дыхательных путей, при обострении хронических процессов, даже если нет голосовых нарушений, занятия вокалом необходимо прекратить, так как нездоровые условия голосообразования и голосоведения негативно влияют на выработку певческих координаций. При пении в нездоровом состоянии возрастает опасность получить кровоизлияние в голосовые складки или в трахею, так как при воспалительном процессе увеличивается ломкость капилляров. Такая травма голосового аппарата на долгое время лишает певца возможности петь. Нарушения в работе вокального аппарата могут иметь причиной заболевания и нарушения в эндокринной системе, особенно нарушения в работе щитовидной железы. При этом возникает дискомфорт во время пения, нарушается фонационное дыхание, появляется отечность слизистых, тонус мышц гортани снижается, на фоне этих состояний развиваются гипотонусные дисфонии, фонастении, отечные краевые ларингиты. Нарушения голоса в форме охриплости, утомляемости при нагрузках вплоть до афонии могут возникать при сахарном диабете. При заболеваниях желудочно – кишечного тракта также возникают патологические состояния голосового аппарата: сухость слизистых, голос лишается свежести, яркости из – за отечности голосовых складок. Голос является гормонозависимым органом, любое изменение гормонального статуса влияет на его работу как у женщин, так и у мужчин. В периоды физиологически обусловленных гормональных изменений 5
наблюдаются изменения в тембре, величине диапазона, силе голоса, возможны даже переходы из одного типа голоса в другой. Например, с возрастом женские голоса имеют тенденцию к понижению тесситуры, в то время как мужские – к повышению. Голосовая функция страдает и от всевозможных аллергических состояний: аллергических ринитов, аллергических ларинготрахеитов, бронхиальной астмы. В заключение можно сказать, что любое заболевание или нездоровье в любом органе поющего человека отрицательно сказывается на работе вокального аппарата, ведет к ухудшению звучания голоса, в связи с этим, пение в нездоровом состоянии профессионалам голоса надо исключить. Сохранение творческого певческого долголетия, сохранение качественного голоса зависит от массы условий: обученности певца и сохранения и совершенствования правильных для него приемов голосообразования в течение всей профессиональной деятельности, понимания сущности применяемых методик, знания певцом анатомии и физиологии пения, сохранения общего здоровья организма.


Список литературы
1. Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе – М. Композитор,20052. 2. Дмитриев Л.Б. Фониатрия и фонопедия. М. Медицина,1990. 3. Егоров А.М. Гигиена голоса и ее физиологические основы. М. Музгиз.1962 4. Максимов И.Фониатрия. М. Медицина, 1987. 5. Трофимова С.Н. Физиология голосообразования – Екатеринбург, 2007. 6


В раздел среднее профессиональное образование