Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы по математике"

Доклад

Автор: Мордасова Ольга Викторовна, преподаватель математики, Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства, город Липецк



В раздел среднее профессиональное образование




Государственное областное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«ЛИПЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА»

Доклад на тему:

«Особенности организации внеаудиторной

самостоятельной работы по математике»
Преподаватель Мордасова Ольга Викторовна 2015 год
В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта СПО и НПО удельный вес времени, отводимого в колледже на организацию самостоятельной работы обучающихся, возрастает, следовательно, повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество подготовки специалиста. Максимальное количество часов на дисциплину «Математика», предусмотренное учебным планом, составляет - 442 часа, в том числе: обязательная аудиторная нагрузка студента составляет 295 часов; самостоятельная работа студента - 147 часов Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины. Отличительной особенностью образовательных стандартов профессиональной школы третьего поколения заключается в том, что они нормируют не только общие вопросы обучения и воспитания, но и вопросы подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста к самостоятельной профессионально- ориентированной деятельности, ориентированной на формирование системы знаний, на личностные и профессиональные качества. Внеаудиторная самостоятельная работа - важнейшая форма организации образовательного процесса, поэтому следует акцентировать внимание студентов на «ее непосредственное влияние на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д. с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый успех способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентностной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли внеаудиторной самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы у студентов. Виды и формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочей программы по дисциплине «Математика», учитывая степень подготовленности студентов: - отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций; - изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы; - написание конспекта-первоисточника; - завершение практических работ и оформление отчётов; - подготовка информационных сообщений, докладов с компьютерной презентацией, рефератов;
- подготовка материала-презентации. Необходимость организации со студентами внеаудиторной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:  выработка способности работать самостоятельно;  развитие познавательной активности;  стимулирование творческого мышления;  повышение культуры умственного труда, интереса к работе;  осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");  формирование умения планировать время;  выработка ответственности и инициативности. Поэтому главным принципом работы преподавателя математики является организация деятельности студентов, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности самих их. За более 23 лет моей педагогической деятельности и работе с подростками я неоднократно проводила: • мониторинг процесса усвоения обучающимися знаний, умений и навыков; • наблюдала за деятельностью обучающихся на уроке; • проводила беседы с обучающимися и родителями; • проводила анкетирование с обучающимися. Мои исследования показали, что: 1) не все обучающиеся могут раскрыть свой потенциал на уроке; 2) работа идет на усредненного студента; 3) не удается вовремя выявить проблемы не усвоения, а, следовательно, их предотвратить и разрешить; 4) темп урока, задаваемый преподавателем одновременно для разных категорий и групп обучающихся неприемлем: в ходе урока обучающиеся сами выстраивают свой темп, зачастую «выпадая» из заданного педагогом. Возникает вопрос, как в системе колледжа, организовать этот процесс и какую задачу преследует преподаватель, чтобы обеспечить:  усвоение программы, знаний, умений и навыков;  развитие потенциальных способностей;  развитие математического мышления;  предупреждение пробелов в знаниях и их ликвидации;  формирование самостоятельной, социально-адаптированной личности в обществе.
Внеаудиторная самостоятельная работа – одна из форм активизации учебной деятельности студентов. А как сами обучающиеся относятся к самостоятельной работе как виду учебной деятельности? С этой целью проводилось анкетирование студентов, где участвовало 38 человек.
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм.
Диаграмма №1
Отношение студентов к самостоятельной работе

на уроках математики

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

30
35 35
Положительно

Отрицательно

Безразлично
Из диаграммы видно, что только треть студентов положительно относятся к самостоятельной работе. Диаграмма №2
Что привлекает студентов в самостоятельной работе

0

10

20

30

40

50

60

70

10
27,5 32,5 55 17,5
Возможность пополнять и

углубить знания

Возможность проявлять

самостоятельность

Желание проверить свои

знания

Желание получить отметку

Желание получить похвалу

от родителей, преподава-

телей и др.

При выполнении самостоятельной работы целью 55% студентов является только получение отметки, а возможность проявить самостоятельность только 27,5%. Диаграмма №3
Виды самостоятельных работ,

выполняемые студентами с интересом

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

47,5
17,5 17,5 15 32,5 25 32,5
Работа с учебником

Работа с дополнительной

литературой

Решение задач, выполнение

упражнений

Работа с таблицами

Подготовка докладов

Выполнение черчежей,

рисунков

Выполнение презентаций
Любимым видом самостоятельной деятельности студентов является работа с учебником (75%), подготовка рефератов (32,5%), выполнение презентаций (32,5%), а любят заниматься решением задач, выполнением чертежей, рисунков, и работ с таблицами (соответственно 17,5%, 25%, 15%). Диаграмма №4
Необходимая помощь преподавателя

при выполнении самостоятельной работы.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

20
10 5 77,5 20 10 2,5
Объяснение задач

Инструктаж к работе

Наблюдение преподавателя

Ответы преподавателя на вопро-

сы, возникающие при выполнении

заданий

Коректирование работы

Проверка и анализ результатов

Помощь преподавателя не нужна

Из данной диаграммы видно, что студенты не готовы к самостоятельному выполнению заданий. Из них 77,5% требуют постоянной помощи преподавателя, 20% - объяснения заданий. Диаграмма №5
Что следовало бы изменить в организации

самостоятельной работы

0

10

20

30

40

50

60

70

22,5
52,5 2,5 60
Чаще предлагать творческие

задания

Не задавать домашние за-

дания

Чаще предлагать индиви-

дуальные задания

Предлагать задания на

выбор
Больше всего студенты не любят индивидуальные задания, 60% - желает, чтобы задания преподавателем предлагались на выбор. На первых уроках математики было выявлено 3 типа обучающихся, по проявлению самостоятельности при решении задач. 1 тип. Этот тип обучающихся, который характеризуется тем, что не понимает порядок решения поставленной задачи. Он не выполняет данное ему задание, а ждёт дополнительных объяснений. 2 тип. Обучающийся выполняет задание только так, как было объяснено ранее и только в том случае, если условие нового задания совпадает с предыдущим. 3 тип. Обучающийся выполняет задание, несмотря на возможные различия в условии с предыдущим, продумывая план решения с разнообразными дополнениями и объяснениями. Учитывая результаты входного контроля обучающихся, уровень их учебных навыков, на первом этапе использую в своей работе внеаудиторные самостоятельные работы, которые выполняются с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу обучающихся и совершенствовать их качество. Цель такого рода самостоятельной работы – закрепление знаний, формирование умений, навыков. Таким образом, внеаудиторная работа со студентами способствует установлению более прочной взаимосвязи теории и практики. Активное привлечение студентов к внеаудиторной работе позволяет готовить специалистов более высокого уровня, а в дальнейшем способствует лучшей профессиональной адаптации выпускников и закреплению их на рабочих местах.
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это:  выполненные задания,  упражнения,  решенные задачи,  написанные сочинения,  заполненные таблицы,  построенные графики,  подготовленные ответы на вопросы. Активность и самостоятельность – качества, характеризующие интеллектуальные способности человека и стремление к учению. Как и другие качества, они проявляются и развиваются в деятельности. Вот почему только широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике. Все это благоприятно сказывается на качестве подготовки и воспитания будущих специалистов.

Литература
1. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. 2. Алексеева Л.П. Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г. 3. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г. 4. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г. 5. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г. 6. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.


В раздел среднее профессиональное образование