"Формирование нравственной культуры обучающихся во внеклассной работе"
статья
Автор: Мордасова Ольга Викторовна, преподаватель математики, Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства, город Липецк
В раздел среднее профессиональное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО
ХОЗЯЙСТВА»
Тема самообразования
«Формирование нравственной культуры
обучающихся во внеклассной работе».
Классный руководитель Мордасова О.В. ЛИПЕЦК – 2016
Свое выступление я хотела бы начать со слов великого педагога.
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко
В настоящее время для учреждений профессионального образования особо остро стоит проблема подготовки квалифицированных кадров, по-настоящему востребованных на рынке труда. Успешность специалиста определяется не только совокупностью приобретённых профессиональных знаний и навыков. Первостепенное значение в современном, быстро меняющемся мире приобретают его компетентность, мобильность и ответственность за последствия своей деятельности, его нравственное, духовное, правовое воспитание, уровень творческих способностей, умение самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в профессиональной деятельности. Воспитание занимает важное место в целостном педагогическом процессе при формировании личности профессионального рабочего. Моя задача – помочь растущему человеку понять силу своего духа и свои человеческие возможности, сохранить человеческое достоинство. Согласно Е.В. Бондаревской, воспитание – духовная деятельность, назначение которой состоит в духовном наполнении содержания жизни воспитуемых. Поэтому воспитание всегда есть диалог с сознанием человека, внутренним миром его чувств, образов, мыслей, идей, с его духовно-нравственным опытом, совестью, ответственностью, коллизиями душевной жизни, духовным потенциалом. Чтобы организовать этот диалог, необходимо учитывать специфику контингента обучающихся по программам начального профессионального образования, знать возрастные и личностные характеристики. Контингент обучающихся – это молодые люди в возрасте от 15 до 20 лет. Такой возрастной диапазон требует учета особенностей обучающихся и гибкости в выборе педагогических условий формирования духовно- нравственных ценностей. Поскольку одной из характерных отличительных черт переходного периода являются серьезные изменения, происходящие в сфере самосознания, то этот возраст является решающим этапом в формировании личности, ибо именно в этот период закладываются основы самосознания, представления о себе как о субъекте трудовой, коммуникативной и когнитивной деятельности. Необходимо отметить, что процесс формирования самосознания существенным образом изменяет характер отношений обучающихся с окружающими людьми, как
взрослыми, так и сверстниками, и приводит к заметной перестройке механизмов и способов социализации. Для обучающихся по программам профессионального образования по сравнению с учащимися общеобразовательной школы ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, которая в связи с необходимостью профессионального самоопределения приобретает для обучающихся особое значение. Происходит становление ведущих компетентностей возраста: самостоятельность, ответственность, самооценка, навык прогнозирования и проектирования будущего. Включение обучающегося в трудовую деятельность позволяет ему усвоить важнейшую, социально значимую, норму общества – каждый человек должен трудиться на благо общества, процветания своей семьи, личных достижений. Человек бывает разный: средний, маленький, большой, и не так-то просто сразу разобраться, кто – какой. Не любой прямоходящий человеком может быть. Ведь и древний звероящер мог на двух ногах ходить! Так что дело не в обличье, Суть совсем не так проста. Наши главные отличья – сердце, разум, доброта. Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри – очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри! (Н. Голь) Ценности, с которыми приходят некоторые абитуриенты, скорее бывают аморальные, а не духовно-нравственные. Социальный и моральный облик обучающихся на сегодняшний момент оставляет желать лучшего. Большинство опрошенных обучающихся профессиональных колледжей, техникумов отрицают какое-либо участие в работе общественных организаций, фактическая ликвидация которых привела к тому, что примечательной характеристикой молодежи стала общественная пассивность. В последнее время отношение к обучению у обучающихся изменилось. Сейчас часто можно слышать от студентов фразы, выражающие нежелание выполнять поручения во внеклассной работе. Многие и не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением.
Поэтому деятельность классного руководителя в колледже
актуальна
, так как студенты нуждаются в коррекции поведения, нуждаются во влечении в процесс обучения. Для
самоактуализации личности растущего человека
классному руководителю необходимо создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Константин Дмитриевич Ушинский писал: "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться". Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения и т.д. Причем успех должен быть доступен каждому обучающемуся. Если ему удастся добиться успеха в колледже, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность классного руководителя ориентирована на выпуск
успешного студента.
Мир их ценностей достаточно противоречив. Исследования показали возрастающее увлечение обучающихся профессионального образования курением, пьянством, наркоманией и сквернословием. Данная ситуация обостряется общей неблагополучной социально экономической ситуацией в России, выражающейся в свертывании ряда производств, что приводит к сокращению числа рабочих мест для выпускников. И, как следствие, на первый план для обучающихся выходят проблемы трудоустройства и материального благополучия. Это порождает одну из важнейших специфических особенностей учебно-воспитательного процесса – усиление защитной социальной функции, что выражается в поиске путей и условий подготовки выпускника к конкуренции на рынке труда. Классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: - духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры; - защитником от моральной деградации, нравственной гибели; - организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности коллектива;
- организатором условий для самовыражения и развития каждого бучающегося, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации; - помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; - координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников; - создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в подростковом коллективе, объединении, группе. Юношеский возраст один из ответственных периодов становления личности и нравственного совершенствования, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Ученые признали, что подростничество и юность являются главными периодами формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. Проблема нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», утрате чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с
законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». Задачей классного руководителя в нравственном воспитании будущих специалистов является формирование гуманных отношений в группе, воспитание у них действенных нравственных чувств. На протяжении всего времени обучения с обучающимися ЛКТиДХ проводились нравственные беседы, лекции, диспуты по проблемам этики и морали, обсуждение положительных и отрицательных поступков сверстников. Особенностью проведения данных бесед и диспутов являлось то, что они не носили назидательный характер, а состояли из обсуждения жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Выбор тематики бесед зависел от возрастных особенностей и уровня нравственной подготовленности обучающихся. Воспитательный процесс в учебных группах планируется и строится мной с учетом взаимосвязи духовного и светского направлений, при этом ведущим направлением является нравственное развитие личности. Патриотическое воспитание является частью нравственного воспитания. Обучающиеся узнают о героическом прошлом нашего народа, о событиях военных лет. На примерах военных подвигов земляков можно воспитывать у молодых людей не только чувство гордости, но и чувство сопричастности героическому прошлому своей Родины. Осуществляя подготовку к мероприятиям, студенты накапливают и расширяют нравственный опыт путем включения в различные виды деятельности. На этой основе формируется нравственное сознание, происходит развитие нравственных чувств, вырабатываются навыки и привычки нравственного поведения. Вот почему нравственное воспитание молодёжи сегодня обретает большую значимость. В стране огромное количество безнадзорных детей, у которых живы родители. Вырастая, такие дети пополняют криминальный мир. Причинами демографического кризиса, являются не только трудное материальное положение людей, но и состояние духовной сферы. Основная причина многих наших бед и катаклизмов - это деградация нравственных начал, утрата ценностей, смысловая дезориентация. Разрешение острых социальных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственного климата в обществе. Борьба с детской беспризорностью и распространением наркотиков, защита общества от наплыва порнографии, пропаганды насилия и жестокости только тогда будет эффективной, когда будет опираться на восстановление нравственных устоев и традиции православной культуры. От нравственного состояния женщины зависит жизнь общества. Она не только «хранительница семейного очага», но и продолжательница рода.
День матери это праздник, который провожу регулярно в группах, в которых работаю с 2010 года. Нравственность предполагает наличие внутренне принятой человеком общественной морали, регулирующей его поведение, опирающейся на мировоззрение, совесть, ответственность, справедливость, честность, долг, добродетель и сострадание. Процесс нравственного воспитания в колледже предполагает организацию помощи студентам в преодолении и разрешении ими тех или иных жизненных проблем, конфликтов и т.п. в рамках принятых общественных норм. Формирование нравственной культуры обучающихся осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях колледжа, семьи через традиционные мероприятия колледжа и группы: • День знаний • День памяти жертвам терроризма • День Учителя • Знай и люби свою профессию • День Защитника Отечества • Международный женский день • День Победы • День Конституции РФ • День борьбы со СПИДом • Борьба с вредными привычками: курение, алкоголь, наркомания • Работа с обучающимися «группы риска» • Вирус сквернословия • Спортивные соревнования • Трудовая деятельность в колледже. Я – классный руководитель! Что это значит для меня? Это значит быть хорошим руководителем, быть другом ребят, понимать и поддерживать их в радости и в печали, смотреть на мир их глазами. Быть
классным
очень трудно, надо уметь радоваться победам и противиться поражениям, надо подружиться с ребятами, надо научить их быть лучше.
Классный
руководитель это патриот своего группы и этому надо научить ребят. Только когда мы вместе во всех делах, в совместных мероприятиях, в конкурсах – мы коллектив, и мы – сила! Я без ребят не значу ничего! Когда смеюсь, когда грущу и плачу. Живу для них я видно оттого, Что без ребят я ничего не значу! Кручусь, вращаюсь в собственных делах, Встречаю за удачей неудачу... Но каждый день мой полон мыслями о них Ведь без ребят я ничего не значу!
В раздел среднее профессиональное образование