"Роль семьи в воспитании детей с особыми образовательными потребностями"
статья
Автор: Стонкус Ольга Витальевна, учитель-логопед, МБОУ "Выльгортская СОШ№2", с. Выльгорт, Сыктывдинский р-н, Республика Коми
В раздел среднее профессиональное образование
Роль семьи в воспитании детей с особыми образовательными потребностями.
С первой минуты жизни на земле каждый маленький человечек нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физиологических потребностей, но и в общении с близкими, любящими людьми. Именно через такое общение и происходит передача общечеловеческих ценностей, любви и близости душ. Задачи семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями (раньше таких детей было принято называть «дети с ограниченными возможностями здоровья»), значительно расширяются, так как наряду с обычными функциями семьи добавляются и такие, как компенсирующая, коррекционно-развивающая, реабилитационная. Целью такой семьи становится восстановление психофизиологического, социального статуса ребенка, а так же его успешная социальная адаптация. Но, к сожалению, часто встречается такая ситуация, когда функции семьи нарушаются вследствие целого ряда причин . К таким причинам психологи относят : - личностные особенности членов семьи; - взаимоотношения между членами семьи; - социально-бытовые условия жизни семьи; - социальный статус семьи; - нарушение целостности структуры семьи (неполная семья). Основные этапы жизнедеятельности семьи, имеющей ребенка с особыми образовательными потребностями, изменяются в зависимости от возраста ребенка: - Первый и один из наиболее сложных этапов – это рождение такого ребенка, принятие информации о патологии, привыкание к этой проблеме, сообщение родным и близким о том, что в семье появился ребенок с проблемами в развитии. - Дошкольный период - организация лечения и реабилитации, обучения и воспитания ребенка, взаимодействие со специалистами, выбор оптимальной формы жизнедеятельности. - Школьный период – выбор оптимальной формы организации обучения, организация учебы, взаимодействие со специалистами, решение всевозможных проблем, возникающих у взрослых и сверстников по поводу коммуникации с таким ребенком. - Подростковый период – свыкание с мыслью о хронической природе заболевания, взаимодействие со специалистами, поиск решения проблем, связанных с изоляцией от сверстников, планирование занятости ребенка в перспективе. - Юношеский период - привыкание к мысли о продолжающейся семейной ответственности, взаимодействие со специалистами, принятие решения о подходящем дальнейшем месте проживания ребенка. - Постродительский период – если ребенок «пристроен» и не продолжает проживать в семье, то происходит перестройка отношений между родителями и взаимодействие со специалистами по новому месту пребывания ребенка.
Осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется, особенно важно. Семья в жизни любого человека играет очень важную роль. Для детей с особыми образовательными потребностями семья – это близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от состояния его здоровья и индивидуальных особенностей. Особенно важно, чтобы семья не стала причиной формирования негативных качеств в ребенке и не препятствовала его адаптации в обществе, в связи с гиперопекой и желанием оградить ребенка от всех проблем. Проживание ребенка с особыми образовательными потребностями в доброжелательной семейной обстановке, формирование установок адекватного отношения к ребенку со стороны окружающих создают благоприятные условия для реабилитации. Адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам – необходимые условия для развития и формирования личности ребенка, его волевых качеств. Именно семья дает ребенку представления о навыках поведения, представления о себе и обществе. И именно семья , в первую очередь, ответственна за то, какая судьба сложится у их любимого, пусть в чем то не такого как все, ребенка.
В раздел среднее профессиональное образование