Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Психология детей с ЗПР"

методическая разработка

Автор: Рыльская Алена Александровна, воспитатель, МАДОУ "Мальвина", город Ноябрьск ЯНАО



В раздел среднее профессиональное образование




ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР
подготовила: воспитатель Рыльская А.А.
1. Таблица «Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР: появления, коррекция и прогноз развития».
параметры

ЗПР конституциональная

ЗПР соматогенная

ЗПР психогенная

ЗПР церебрально-

органическая
Этиология и патогенез Задержка психического развития конституционального происхождения: задержка психического развития, определённая последовательностью значительного отставания психического развития от паспортного возраста. Дети данной группы рождаются y здоровых родителей. Задержка развития - следствия перенесённых в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых структур. Дети имеют нормальное физическое развитие и соматически здоровы. Нарушение интеллекта обусловлены более грубыми и стойкими нарушениями мозговых структур. Нарушения познавательн ого развития Деятельность, игровые интересы, творчество, но нет направленности на интеллектуальную деятельность, в школьном возрасте это мешает социальной адаптации. Неспособность к трудовой, учебной деятельности. Низкий уровень произвольности, навыков самоконтроля и самоорганизации. Не сформированы навыки коммуникации по поводу учебной деятельности. Недоразвитие предпосылок мышления. Отставание в развитии ЗУН Хроническая физическая и психическая астении тормозят развитие активных форм деятельности: бедность игровой деятельности, продуктивных видов деятельности. Не доводят дело до конца, часто от него отказываются из-за неуверенности в себе. Ослабление умственной работоспособности, памяти, внимания. Недостаточная сформированность ЗУН Несформированность навыков мыслительной деятельности, снижены познавательные интересы, неустойчивость игровых интересов, частая смена ролей, сюжетов, бедность игровых запасов. Неумение организовать, завершать начатое дело, неустойчивость внимания, произвольность, работоспособность. Ограниченность ЗУН Дефицитарность "предпосылок" мышления (память, внимание, переключаемость психических процессов, пространственность генеза). Нарушение школьных навыков из-за недоразвития зрительной и моторной функций, замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации. Отставание в речевом развитии, трудности формирования навыков письма и чтения. Слабость познавательно- логических форм мышления при большей сохранности наглядно- действенных и наглядно-образных форм. Ослабленная умственная работоспособность, внимание (повышенная истощаемость). У детей
2 группы более тяжелый интеллектуальный дефект, низкие компенсаторные возможности; недоразвитие речи, нарушено звено контроля и программирования. Несформированность ЗУН Влияние средового фактора Решающая роль принадлежит инфантилизации, гиперопеке, симбиозу в детско-родительских отношениях. Часто это последний или единственный ребенок в семье, поздний, "долгожданный" ребенок у пожилых родителей. Педагоги и сверстники склонны воспринимать ребенка как "маленького", "неспособного", что снижает уровень требований Отставание в развитии усугубляется и возникает в условиях искусственной инфантилизации, гиперопеки в семье, где много запретов и ограничений по причине заболевания ребенка. У родителей выраженное чувство вины, страха и тревожности за жизнь малыша, болезнь ребенка становится центром внимания семьи в ущерб общему развитию Центральная роль в возникновении и усугублении ЗПР данного вида принадлежит неблагоприятным условиям воспитания, которые выступают психотравмирующими факторами. Например, гиперопека; эмоциональная депривация; жесткое обращение с детьми; развод или смерть родителей; психологические травмы, сильный стресс Определенная роль принадлежит социальному фактору в виде неблагоприятных условий воспитания в семье и детском саду, т. к. вместо активной стимуляции развития, активации возможностей ребенка, его развитие еще более замедляется за счет наслоения микросоциальной и педагогической запущенности, аномалия становится более стойкой и выраженной. Еще один фактор усугубления ЗПР – ситуация систематического неуспеха, в которую дети попадают, поступая в массовую школу, группу детского сада, что отрицательно влияет не только на их дальнейшее интеллектуальное развитие, но и способствует аномальному формированию личности (заниженный уровень притязаний, изоляция в пределах класса из-за неуспеваемости, недостаточность эмоциональных контактов и симпатий со сверстниками), что порождает гиперкомпенсаторные реакции: фиксация на игре, нарушения поведения, избегание общения Особенности проявления, Инфантильный тип телосложения, дети выглядят младше своего Внешние проявления физической ослабленности, В одних случаях – гиперподвижны, активны, В 1 группе (с преобладанием органического инфантилизма) –
общение возраста, детская пластичность мышц и моторики, "детская" речь, "полевой" характер поведения, неустойчивая заинтересованность новой обстановкой (все трогает, быстро бросает). Общается легко, час-то стремится к тактильной близости (на колени, обнимается, гладит взрослого). Иногда пугаются большого количества взрослых на психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПК) и отказываются от заданий, убегая, но есть возможность заинтересовать – страх проходит болезненный вид, безэмоциональное лицо, вялость, пассивность, отсутствующий взгляд, нет заинтересованности новыми впечатлениями. Насторожен, необщителен с незнакомыми, отказывается отвечать на вопросы. На контакт с детьми идет нелегко, предпочитает игры в одиночку, малоподвижен, внешне безынициативен. На ПМПК тревожен, отказывается выполнять задания, плачет и прячется за маму. Лучше проводить индивидуальное обследование у специалистов требовательны, не слушают запретов, общаются только по поводу своих интересов, сердятся, если что-то не устраивает, демонстрируя обиду, злость. При неуспехе – отказ от деятельности. В других – боязливы, не отвечают на вопросы, закрываются от общения, неконтактны, не демонстрируют даже то, что знают, из-за чего трудности на ПМПК. Боятся начинать все новое, отказываются от незнакомых действий, предметов, могут плакать, пугаться настойчивости взрослых инфантильные черты внешности и телосложения. В зависимости от преобладающего фона настроения проявления различны: импульсивны, расторможены, жизнерадостны и непосредственны, не понимают запретов, непоседливы, отказываются от учебных заданий, предпочитая простую игру, манипуляцию с предметами; боязливы, тревожны, пассивны, настороженно относятся к незнакомым взрослым и новым заданиям. Часто отказываются от выполнения заданий на ПМПК, при настойчивости взрослого могут заплакать, на вопросы не отвечают, предпочитая манипулировать с предметами, картинками. С близкими общаются лучше, но без особых ярких эмоций и предпочтений. С детьми общение затруднено, предпочитают играть в одиночку или с 1– 2 партнерами, но сюжет не пристраивают, предпочитая простые действия с предметами, бедность игр, деятельности. Часто имеют место сопутствующие дефекты – патологии развития органов зрения (амблиопия, косоглазие), слуха, речи, парезы лица. Из-за несформированности навыков опрятности (энурез, энкопрез до 5– 6 лет, неаккуратность, и т. д.) вызывают неприятие у сверстников, не стремятся к общению Нарушения Ребёнок с первых месяцев Эмоционально-волевая Эмоционально-волевая Незрелость эмоционально-волевой
эмоциональн о-волевой сферы, неблагоприят ные личностные характеристи к обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. незрелость, преобладание сниженного фона настроения, эмоции неяркие, повышенная обидчивость, плаксивость, проявления робости, боязливости, неуверенности в себе, тревожность, несамостоятельность. Ориентация на себя как на "больного, слабого", тенденция к формированию заниженной самооценки, инфантилизма. Зависимое поведение, конформизм незрелость, психическая неустойчивость, частая смена настроений, бурное выражение отрицательных эмоций, иногда агрессивность, импульсивность, демонстративность, склонность к нарушению запретов. В одних случаях – эгоцентричность установок, неспособность к волевому усилию, труду (при гиперопеке), в других – отсутствие инициативы, самостоятельности (при авторитаризме, жестокости родителей) сферы (органический инфантилизм, но в эмоциях нет яркости и живости – примитивность эмоций). Грубая внушаемость отражает дефект критики. У детей с преобладанием эйфорического настроения выражены импульсивность, психомоторная расторможенность, внешне имитирующая детскую жизнерадостность и непоседливость, характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. У детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, страхам, что препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности, преобладают игровые интересы, но на занятиях не нарушают дисциплины, тяжело переживают школьную несостоятельность. У детей 1 группы (с преобладанием органического инфантилизма) – выраженная психомоторная возбудимость, легкие неврозоподобные явления. У детей 2 группы (с преобладанием нарушений познавательной деятельности) – расторможенность, агрессивность, повышенные влечения или робость, проявления пассивности Возможные вторичные нарушения, прогноз Патологический тип формирования личности – по типу неустойчивости (слабохарактерность, Уход в болезнь, ипохондрические настроения, склонность к депрессии. Хроническая болезнь часто Патологический тип формирования личности по типу – неустойчивость, агрессивность, Для детей 1 группы прогноз развития по неустойчивому типу, осложненный большими трудностями в усвоении ЗУН, формировании процессов
развития внушаемость, податливость влиянию, в т. ч. антисоциальному, склонность к алкоголизму, наркомании, тунеядству). При ранней коррекции недостатков развития ребенка прогноз благоприятен. Длительное посещение специализированной группы для детей с ЗПР приводит к обучению по индивидуальному плану, вследствие чего наблюдается недостаток знаний, несформированность отношений со сверстниками, чувство одиночества, неполноценности. Прогноз благоприятен при ранней коррекции развития, длительной ремиссии или компенсации соматических заболеваний враждебность. При ранней коррекции недостатков развития, устранении психотравмирующей ситуации, нормализации детско-родительских отношений прогноз благоприятен. Кратковременное посещение группы для детей с ЗПР (1– 2 года), профилактика социальной дезадаптации, психологическое сопровождение познавательной деятельности. Неврозоподобные явления при поступлении в массовую школу, трудности адаптации и обучения. Возможно асоциальное формирование личности при сохранении органического инфантилизма. Посещение специализированной группы д/с, обучение в ККО. Для детей 2 группы прогноз менее благоприятен. Трудности обучения, вызванные дефицитарностью "предпосылок" мышления, осложненные грубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами, как правило, не дают возможности обучаться в массовой школе (часто индивидуальный план обучения, специальный интернат, школа VII вида для детей с ЗПР). Благоприятность прогноза может быть обеспечена пребыванием таких детей с 3–4 лет в специальных группах детского сада, при затруднении адаптации в школе – обучение в специальных классах. Психолого- педагогическ ая коррекция и реабилитаци я: Генетическая предрасположенность, недостатки питания матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте, обменно-трофические заболевания на 1-м году жизни ребенка
С ребенком:
введение в игру Длительные, хронические заболевания в анамнезе, пороки развития органов и т. д.
С ребенком:
психотерапевтическая Соматика не задействована, причина – психотравмирующая ситуация, неблагоприятные условия воспитания, эмоциональная и психическая деривация в раннем детстве
С ребенком:
устранение Патологии беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые 3–4 года жизни. Возможна генетическая этиология (органические поражения ЦНС, ММД). 1 группа (преобладание явлений органического инфантилизма) – негрубые церебрастенические, неврозоподобные
С ребенком: С родителями: учебных заданий, обогащение сюжетных игр проблемными ситуациями, требующими определенных ЗУН. Игры с правилами с целью развития самоконтроля, произвольности, саморегуляции. Занятия психомоторикой (формирование внутреннего образа "Я", овладение пространством, ощущение собственной значимости, силы и т. д.). Психогимнастика, элементы режиссерских игр, драматизация с целью развития нравственных чувств и переживаний (сочувствие, сострадание), умения брать ответственность на себя, понимать свои эмоциональные состояния.
С родителями:
психотерапевтическая работа по осознанию неблагоприятных родительских установок, построение сотруднических отношений в паре ребенок-родитель. Просветительская работа-обучение способам и приемам развития ребенка реабилитация с элементами игротерапии, психогимнастики, психомоторики и сказкотерапии, цель которой – формирование позитивного образа "Я", развитие внутренней силы и веры в свои возможности, умение понимать свои эмоции, развитие высших эмоций и нравственных чувств. Коррекционно-развивающая работа по преодолению недостатков развития, приобретение ЗУН, соответствующих возрасту, развитие психических процессов, потенциальных возможностей ребенка, медикаментозная поддерживающая терапия.
С родителями:
психотерапевтическая реабилитация по снятию чувства вины, тревожности. Принятие ребенка и признание его уникальности, осознание неблагоприятных установок. Просветительская деятельность психотравмирующих факторов через психотерапевтическую работу с окружением ребенка. Психологическая помощь ребенку в овладении навыками саморегуляции, устранении агрессивности, конфликтности, тревожности через коммуникативные тренинги, психогимнастику, арттерапию. Активизация игровой деятельности, использование игр- драматизаций с целью формирования социальных чувств.
С родителями:
психотерапия и гармонизация внутрисемейных отношений. Формирование сотруднических субъект- объектных взаимоотношений в паре ребенок-родитель, навыков активного слушания, способов безконфликтного взаимодействия нарушения, психомоторная возбудимость, вегетативная неустойчивость. 2 группа (преобладание нарушений познавательной деятельности) – черты незрелости сочетаются с признаками повреждения нервной системы, органический инфантилизм близок к психопатогенному синдрому. Грубые церебрастенические и неврозоподобные растройства, часто психопатоподобные, эпилептиформные и апатико-адинамические явления. Наблюдаются явления очагового поражения нервной системы в виде гемисиндрома Формирование "предпосылок" мышления:
С детьми
1 группы – организация внимания, произвольности, контроля, обучение через игру, активная эмоциональная стимуляция. У детей 2 группырезультативна будет массивная коррекционно-реабилитационная помощь в преодолении имеющегося отставания развития, т. к. нарушено звено контроля и программирования, необходима отработка речевых формул действия, расчленение программы на отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и темпа предлагаемых заданий, совмещение речевых формул и предметной деятельности. Развитие
программирующей функции речи. Эффективно обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин). Общая направленность коррекционно- развивающей работы "снизу вверх", ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка, через игровую деятельность, активизацию потенциальных и компенсаторных возможностей. Такое сочетание коррекционно-развивающей работы с психологической помощью и медикаментозной поддерживающей терапией, начатое в дошкольном возрасте (с 3–4 лет) дает позитивный эффект. Методы и формы работы с родителями сочетают описание подходов, характерных для других групп ЗПР 2. Таблица разграничений ЗПР и сходных с ней состояний:
параметры

ЗПР

Умственная отсталость
1. Нарушения познавательной деятельности Характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга. 2. Потенциальные Гораздо выше потенциал развития мышления, Низкий потенциал.
возможности общения, сравнения, анализа и синтеза. 3. Характеристика форм мыслительной деятельности Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (внимание, речь, фонематический слух). Страдают мыслительные функции (сравнение, анализ, синтез и др.) 4. Игровая деятельность Носит более эмоциональный характер (не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной). Менее эмоциональный характер (застревают на предметной игровой деятельности.). 5. Эмоциональное развитие Способны сотрудничать со взрослыми, принимают помощь продвинутого сверстника. Подобное характеристики не наблюдаются. 6. Изобразительная деятельность Большинство детей с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. Без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге) 7. Соматический статус Наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций. Психическое и, в первую очередь, интеллектуальное недоразвитие имеет тотальный и необратимый характер. 8. Неврологический статус Часто обнаруживаются вегетативные расстройства и координационные нарушения. Могут отмечаться очаговые симптомы (парезы и параличи черепно-мозговых нервов, нередко явления церебрального паралича). 9. Патологическая наследственная отягощенность Практически не отмечается. Более типична. 10. Продуктивность деятельности Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности. Игровое предъявление задания может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
3. Тестовые задания: Выберите правильный ответ:
1. Основные задачи современного спец. образования
а) распределение детей по специальным учреждениям б) инклюзивное (включающее) образование детей с аномалиями в сообщество нормальных детей в) создание новых специальных учреждений г) развитие имеющихся специальных учреждений
2. Задержка психического развития это
а) постоянное нарушение б) временное отставание в) ускорение темпа развития некоторых психических функций
3. Понятие инфантилизма лежит в основе классификации
а) Лебединской б) Певзнер в) Юрковой г) Сухаревой
4. Этиология является основой классификации детей с ЗПР у Лебединской

5. Соотнесите причины с типами ЗПР
Конституционального…………………… наследственность Соматогенного…………………………… болезни психогенного ……………………………. нарушение среды воспитания церебрально-астенический …………….. локальные нарушения головного мозга
6. Самым сложным типом ЗПР является
а) конституциональный б) соматогенный в) психогенный г) церебрально-органический
7. Классификация ЗПР по этиологии и патогенезу разработана
а) Певзнер б) Лебединской в) Юрковой г) Сухаревой
8. Классификация ЗПР по психолого-педагогическому подходу разработана у
М.С. Певзнер и Т.А. Власовой
9. Исследователь, считавший, что не все дети с ЗПР имеют благоприятный прогноз

развития
а) Певзнер б) Лебединская в) Юркова г) Сухарева
10. Год выхода монографии Штрауса и Летинен, положившей начало работе с детьми

с минимальными мозговыми дисфункциями…1947

11. Особенностью мышления детей с ЗПР является
а) плавное развитие видов мышления б) неравномерность развития видов мышления в) замедленность развития видов мышления г) равномерность развития видов мышления
12. К мыслительным особенностям детей с ЗПР не относится
а) неравномерность развития видов мышления б) дефицит мотивационного компонента
в) несформированность регуляционно-целевого компонента г) отсутствие абстрактно-логического мышления
13. Самые тяжелые мыслительные нарушения у детей с ЗПР
а) конституциональной б) соматогенной в) психогенной г) церебрально-астенической
14. Память у детей с ЗПР по сравнению с нормой отстает на
а) 1-2 года б) 2-3 года в) не отстает г) 3-4 года
15. Материал лучше запоминаемый детьми
а) словесный б) словесно-наглядный в) наглядный
16. Нарушения внимания встречаются у детей с ЗПР с частотой
а) 50% б) 80% в) 90% г) 100%
17. По характеру аффективных расстройств у детей с ЗПР преобладает…
церебрально-органический тип
18. К аффективно-возбудимому типу не относится следующая форма
а) преобладание стойкой (повышенной) аффективной возбудимости б) расторможенность влечений в) дивергентное поведение г) явление психической неустойчивости
19. Изучением общей способности к учению у дошкольников с ЗПР занимались:
а) Л.В.Кузнецова б) У.В.Ульенкова в) И.А.Юркова г) К.С.Лебединская
20. Л.Н. Костина выделяет наиболее типичные для детей с ЗПР эмоциональные

особенности
а) лабильность эмоций б) угнетенность эмоций в) трудности общения г) тревога за ожидание отрицательной оценки
21. В первый год обучения в школе положительную мотивацию к учению имеют
а) 20% б) 60% в) 80% г) 100%
22. К третьему классу обучения в школе положительную мотивацию к учению имеют
а) 20% б) 40% в) 60% г) 80%
23. К третьему году обучения в спец. школе поведение детей можно характеризовать

как
а) социально-адекватное
б) социально не адекватное в) они не знают, как общаться с окружающими
24. В первом классе у ребенка с ЗПР друзья
а) много б) нет в) в среднем 1 г) в среднем 2
25. Самое важное для школьников с ЗПР имеет общение с:
а) матерью б) отцом в) братом г) сестрой
26. Ведущий мотив при поступлении в школу у детей с ЗПР
а) учебный б) игровой в) интеллектуальный г) поведенческий
27. Задержка психического развития трудна в диагностике с:
а) глухотой б) умственной отсталостью в) слепотой г) нарушениями речи
28. В каком виде специальных школ учатся дети с ЗПР
а) IV вид б) V вид в) VI вид г) VII вид
29. В каком году были образованы спец. школы 7 вида для детей с ЗПР…
в 1981 году
30. Автор, обобщивший основные принципы построения коррекционных программ

для детей с аномалиями развития…
Л.С. Выготский
31. Автор, выделяющий принципы развивающего обучения
а) Карабанова б) Ефимова в) Безруких г) Лифинцева
Список рекомендуемой литературы:
1. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст]: / В.В.Лебединский. - Изд-во Моск.ун-та, 2003. – 144 с. 2. Основы специальной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов / Л.В.Кузнецова. – 3-е изд. - М.: Издат.центр «Академия», 2006. – 480 с. 3. Специальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов / В.И.Лубовский. - М., 2003. – 460 с. 4. Психология детей с ЗПР [Текст]: Хрестоматия: учебное пособие. / О.В.Защиринская. - Спб.: Речь, 2003. – 370 с. 5. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика [Текст]: учеб. пособие / Шустов, Е.А. – Шадринск, 2007. – 120 с. 6. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982 7. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Междунар. Пед. Академия, 1994. 8. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. Вып. 1. М.: АГРАФ, 1996.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. М.: Просвещение, 1973. 10. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.А. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. 11. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., Издат.центр «Академия», 2005 12. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995. 13. Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: Учебное пособие. – Спб.: КАРО, 2008 14. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990 15. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. М.: Просвещение, 1981 16. Соколова Е.В. Психология детей с ЗПР: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009 17. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. 2-е. изд. Н. Н., 1994. 18. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. 19. Шустов Е.А. Психология детей с ЗПР. Учебное пособие для студентов. – Шадринск, 2002 20. Шустов Е.А. Формирование школьной психологической готовности старших дошкольников с ЗПР. – Шадринск, 2002


В раздел среднее профессиональное образование