Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Влияние педагогического взаимодействия на адаптацию студентов на этапе профессионализации"

статья

Автор: Зинченко Наталья Николаевна, преподаватель, ГБПОУ КК ВЗСТ, поселок Венцы Гулькевичский район Краснодарский край



В раздел среднее профессиональное образование




ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА АДАПТАЦИЮ

СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
В настоящее время скоростей и информационных перегрузок кроме очевидного повышения уровня жизни людей и связанных с ними благ возникает ряд негативных явлений: высокое нервное напряжение и перенапряжение, монотонный труд, ухудшение психологического здоровья. Такие условия жизни влекут за собой постоянную перестройку адаптационно-регуляторных систем организма, угрозу психической стабильности, что отражается на трудовой деятельности и эмоциональной сфере человека. В связи с этим обретает особую значимость проблема адаптации на этапах самостоятельной профессиональной деятельности и профессионализации. Проведенный среди первокурсников опрос с целью выявления представлений о дальнейшем обучении и профессиональном становлении показал, что некоторые студенты с трудом представляют дальнейшее профессиональное становление, а также высказывают сомнения в том, что они правильно выбрали учебное заведение. Используя некоторые высказывания студентов, проиллюстрируем испытываемые ими трудности и попытаемся описать меры, которые могут быть предприняты с целью облегчения адаптации к обучению в учебном заведении и к будущей профессиональной деятельности. Условно выделим две группы факторов адаптации: 1. связанные с особенностями самой личности (подготовленность, индивидуально-психологические характеристики, возраст, особенности познавательных процессов); 2. объективно существующие по отношению к личности (психологический климат коллектива, отношение руководства, условия и средства труда). К первой группе факторов можно отнести следующие проблемы, высказанные студентами: <Я достаточно смутно представляю себе свое дальнейшее профессиональное становление, так как до конца еще не определился со своим будущим.>, <Сложно сказать, каким будет мое будущее. Я стараюсь не загадывать,
т.к. еще не совсем уверен в правильности своего выбора>. К факторам, объективно существующим по отношению к личности студента, можно отнести условия обучения. Следует обратить внимание на то, что организация контроля над обучением является мощным источником стрессовых ситуаций. А как известно, избежать стресс, представляющий собой биологически целесообразную реакцию организма, не представляется возможным. Таким образом, стресс требует неоднозначной оценки в зависимости от его силы, длительности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции. Возникает необходимость обеспечения учебно-воспитательного процесса работой психологов по психологическому просвещению и психопрофилактике. Однако преподаватель, который более длительное время проводит в контакте со студентами, имеет возможность моделировать различные ситуации и в целом обязан осуществлять не только обучающую, но и воспитательную функцию. Также педагог может помочь студентам оптимизировать процесс обучения, сделать его максимально плодотворным и при этом снизить остроту эмоциональных переживаний. Каждый преподаватель пытается разрешить проблему в зависимости от того, каков его опыт, отношение к работе и к людям, с которыми он работает, какими педагогическими способностями он обладает. Особо хочется подчеркнуть значение психодиагностических способностей педагога, к которым можно отнести мотивацию к психологической диагностике студентов и собственно диагностическое мышление и диагностические способности (выявление того, что знает студент, как умеет и может учиться, ради чего учится, какие цели ставит перед собой в учении, как переживает учение). Представляется важной диагностика того, студент переживает учебную ситуацию, отношения с окружающими людьми в этой ситуации, вызывают ли эмоциональный отклик получаемые им знания. Это позволяет не только понять, как он организует общение, выстраивает контакты, проявляет себя, но также способствует более прочному усвоению, так как отмеченная эмоцией информация приобретает личную обусловленность.
Акцентирование педагогом повышения ценности образования, раскрытие перспектив профессионального роста и подача материала таким образом, чтобы продемонстрировать безграничность познания и высокий темп изменения информационного пространства, выступают в качестве мер, направленных на профилактику дезориентации молодых людей в профессиональной сфере, падения интереса к овладению знаниями. Кроме того, подготовка в учебном заведении должна как можно ближе приближаться к условиям и характеру будущей трудовой деятельности, что соответствует принципу связи теории с практикой. Это позволяет сохранять и повышать интерес к учению, а также осуществлять упреждающую адаптацию к профессиональной деятельности. Организуя взаимодействие со студентами, преподаватель может исходить из общего утверждения: «Активная жизненная позиция определяет и полноценную адаптацию к окружающей среде». Реализовать это утверждение, помочь студентам преодолеть сложности адаптации к обучению и планомерно осуществлять упреждающую адаптацию к будущей профессиональной деятельности, позволяют следующие меры: · организация активности студентов и ситуаций взаимодействия в студенческих группах; · поощрение инициативы и вселение уверенности в своих силах и возможностях; · аргументирование ценности образования и постоянной связывание учебного материала с жизненными явлениями, демонстрация его использования на практике; · усиление роли воспитательной работы. В заключении хочется отметить, что, вероятно, одним из самых важных факторов адаптации к обучению в учебном заведении и к будущей профессиональной деятельности является принятие студентами и молодыми специалистами ответственности за свое развитие, осознанный подход к овладению знаниями, умениями и навыками.


В раздел среднее профессиональное образование