"Использование метода проектов на уроках английского языка"
статья
Автор: Георгиу Лидия Ивановна, преподаватель английского языка, ГБПОУ "Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса", Екатеринбург, Свердловской области
В раздел среднее профессиональное образование
Использование метода проектов на занятиях английского языка как
средство формирования положительного интереса к иноязычной
культуре
Автор: Георгиу ЛидияИвановна – преподаватель английского
языка
Екатеринбург
2016
В методической разработке изложены требования по составлению проекта и система работы над формированием проектных умений обучающихся на занятиях по английскому языку по учебнику И.П.Агабекяна «Английский язык для ССУЗов.»
Содержание
Введение 1.Требования по составлению проекта 2.Система работы над формированием проектных умений обучающихся 3.Заключение 4.Список использованной литературы Введение Основным принципом обновления обучению иностранным языкам стала личностная ориентация образования. Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности студента и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом. Процесс обучения иностранному языку - деятельность в высшей степени индивидуально окрашенная, и в этом смысле личность преподавателя важнее всякого "метода". В любом случае думаю, что лучшей методикой можно считать ту, которая вызывает у студентов любовь к изучаемому предмету, а худшей ту, которая наводит на них тоску. Как хорошо, что в нынешнее время преподавателю дано достаточно свободы для реализации собственного понимания процесса обучения, потому что только так можно выполнять свою работу с энтузиазмом и радостью. Изучение английского языка есть сотрудничество, в процессе которого преподаватель и обучающиеся работают вместе. Здесь необходима атмосфера радостного соучастия, партнерства
.
Огромную популярность в последнее время приобретает метод проектов. Каждый же учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Выполнение проектов на занятиях способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре, предоставляет возможность участия каждого обучающе-
гося в создании общего продукта деятельности. Использование на учебных занятиях элементов техник кооперации способствует формированию навыков коллективной работы столь необходимых при выполнении проектов студентами: умение планировать, распределять работу, намечать план деятельности. Выполнение проекта, его защита представляет новый ненасильственный способ организации обучения. Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование .
1.Требования по составлению проекта
Существуют основные требования к использованию метода проектов: 1. наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся. 4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» ); выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация» выводы, выдвижение новых проблем исследования. Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания. Причин тому несколько: необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.) актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему; значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Если выпускник учебного заведения приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Существуют общие подходы к структурированию проекта:
1. начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются студентами с подачи преподавателя. 3. важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 6. необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование. 7. завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Существуют также параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. Выполнение проектов мотивирует обучающихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед преподавателем иностранного языка, но и воспитательные. Студенты могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствует развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России во все более изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции обучающихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Все это, в конечном счете, призвано интегрировать совокупность самых современных подходов к обучению. Задача преподавателя – с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность. На занятиях английского языка с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых обучающиеся: — самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников; — учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
— приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; — развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.) — развивают аналитическое мышление. Роль преподавателя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Планирование при разработке стратегии реализации проекта имеет двухэтапный характер. Первый этап – это общее рамочное планирование совместно с учителем и всеми участниками проекта. Оно касается таких вопросов, как выделение отдельных этапов работы и установление последовательности их выполнения, определение количества участников в микрогруппах и вида заданий для каждой микрогруппы, а также сроков выполнения и форм предъявления промежуточных и конечных результатов работы. Второй этап – это самоорганизация работы в микрогруппе, то есть планирование работы без участия преподавателя, например, распределение обязанностей между членами одной микрогруппы, установление сроков выполнения того или иного вида заданий, форм и порядка отчетности. Для успешного выполнения проекта большое значение имеет уровень проявления личной ответственности отдельными его участниками. Практика применения проектов на уроках английского языка показывает, что чем выше уровень личной ответственности участников, тем выше качество конечного итогового продукта. При самоорганизации работы в микрогруппе наиболее ответственные задания поручаются тем ученикам, которые имеют наиболее развитое чувство ответственности.
Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления. За счет информативной насыщенности каждого занятия с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить обучающихся, развить у них интерес к получению знаний об иноязычной культуре. Развивающий аспект обучения достигается на подобных уроках за счет использования проектной технологии, которая направлена на развитие личностной активности обучающихся. Так как методическим содержанием современного урока иностранного языка является коммуникативность, то обучение иностранному языку мною организуется так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации, т.е. общению. Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей обучающегося.
2.Система работы над формированием проектных умений обучающихся
Проектное обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «…на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной». Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий мотивационный срок
обучения на достаточно высоком уровне. Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные обучающимся проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка. Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач: 1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация обучающихся. 2. Обучающиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями. 3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом, с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом. 4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на обучающегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. 5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность обучающихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый студент, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.. В основе проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется не только знание языка, но и владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также они должны владеть определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) умениями. Технология выполнения проекта дается на русском языке, реальная же работа обучающихся осуществляется на английском языке. Сначала определяют, какой проект
будет выполняться: индивидуальный, парный или групповой. Если проект парный или групповой, то происходит формирование микрогрупп по интересам, распределение ролей заданий в соответствии с уровнем знаний, желаемой практической деятельностью в рамках проекта. Существуют различные типы проектов: исследовательский, информационный, объектно-ориентировочный и др. Роль преподавателя состоит в формулировке учебных задач; он указывает, где можно найти материал. В творческий союз при выполнении проектов студенты вовлекаются постепенно. Для этого им необходимо ознакомиться с дополнительной литературой по заданной теме, разработать план ответа. Основным принципом обучения иностранному языку по проектной методике является личностная ориентация учебного процесса на интересы и цели обучающихся. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь им усвоить информацию, выразить свое отношение к миру, событиям. Защита проекта осуществляется на одном из последних занятий по теме. Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме, при этом учитываются: содержательная сторона выступления, умение реагировать на вопросы оппонентов защиты, оформление работы. При рассмотрении оформления принимается во внимание: 1) грамотность, 2) логичность изложения материала, 3) аккуратность, 4) наличие наглядной, иллюстративной части. Форму презентации студенты выбирают сами. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада. Исходя из логики создания ситуации успеха, нельзя оценивать только языковой материал и ошибки. Безусловно, в работе над проектом возникают свои сложности, такие как шум, большие временные затраты, использование родного языка и разный уровень языковой компетенции, но все они снимаются достигаемой результативностью деятельности и положительными изменениями во всех аспектах развития личности. Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка обучающихся, обогащается их социальный и духовный опыт, студенты приобщаются к творчеству, развивая свою личность. 2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом. 3. Проектная работа приобщает студентов к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков,
совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности. 4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании. Необходимо стремиться к тому, чтобы проект: · действительно вносил вклад в цели обучения; · имел реальный смысл; · был разумным в части стоимости, доступности материальных средств, затрачиваемого времени и прилагаемых усилий. Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, темы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Преподаватель должен четко определить учебные задачи для студентов, дать рекомендации по подбору материала. Желательно спланировать всю серию занятиях, на которых предполагается использовать метод проектов. Необходимо отслеживать деятельность обучающихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. Внешняя оценка проекта как промежуточная, так и итоговая необходима. Она может принимать различные формы. В организации проектной деятельности очень важным моментом является струк- турирование. Оно включает такие этапы, как: I этап – «Мотивация» Этот этап особенно важен, т.к. от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать не с учебника, а с установки на проблему, осмысления цели, создания ситуации общения с преподавателем. II этап – «Информационное обеспечение» Задача этого этапа – собрать как можно больше информации по данному вопросу. III этап – «Первичная обработка информации студентом» Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.
IV этап – «Обработка информации вместе с преподавателем» Продолжается сбор информации. Преподаватель стремится предложить конкретный набор поисковых задач. Происходит определение «белых пятен» в контексте, выделяется тема и подтемы, формулируются основные мысли. V этап — «Дополнительный сбор информации» В процессе работы обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой “нехватки” материала. Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения «под углом нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию. VI этап – «Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция» Самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост человека, становления личности. Обучающиеся учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию. VII этап (заключительный) – «Защита проекта» Обучающиеся совершенствуют навыки публичного выступления и работы в режиме презентации. Как уже было отмечено, метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Использование проектной методики в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению иностранного языка. Студент выбирает индивидуальную траекторию движения к успеху в наиболее привлекательной для него деятельности. Под влиянием различных психологических факторов мотив достижения успехов может трансформироваться в мотив избегания неудач. Одним из таких факторов является проектная деятельность. I этап характеризуется актуализацией знаний по выбранной тематике, обменом мнениями путем «мозгового штурма», выявлением компетенции каждого участника, образованием групп, определением подтем и формулировкой общей исследовательской задачи.. II этап представляет собой самостоятельное исследование, на котором происходит определение источников информации, анализ и интерпретация данных. Преподаватель на
этом этапе играет роль активного наблюдателя. На этом этапе рекомендуется организация групповой рефлексии. На III этапе происходит выстраивание общей логической схемы презентации и «проецирование» информации на личность обучающегося. На этапе презентации происходит формирование и развитие навыков публичных выступлений и защиты своей позиции в ситуации успеха. Здесь также важен момент рефлексии. Проекты представляются в разных формах, целесообразно ограничение времени на презентацию, а также необходима визуализация результатов. Обращаясь к практике использования проектной деятельности на уроках английского языка в средних профессиональных учебных заведениях, хотелось бы отметить следующее: проекты в учебниках И.П.Агабекяна можно начать для выполнения с 1 курса. Они (проекты) в основном краткосрочны; в 1-2 курсах предлагаются лишь как итог изучения раздела, в последующих курсах обучающиеся выполняют проекты в течение изучения разделов. Работа над практикой внедрения проектов в учебную деятельность продолжается и на третий год. Каждая ступень обучения проектной деятельности на уроках английского языка имеет свои особенности. Начальная (первая) ступень (1 курс) Первая группа проектов “LOOKING GOOD”. Применимы как увлекательная форма закрепления полученных знаний в области лексики по теме «Внешность». Предлагается выполнить на выбор три проекта: “Dressing for different activities” “I want (do not want) to change my look” “My dream clothes” Проект: нарисовать (представить фотографии, вырезки из журналов и т.д.) и рассказать о предпочтениях в одежде. Целью данного проекта является совершенствование навыков произношения и формирование навыков устной речи, а также усиление мотивации изучения предмета. Так же на 1 курсе предлагаются для выполнения следующие проекты:
People and things I like (“ Animals I like” “My favourite animals”) “An ideal friend” It’s my favourite shop! (“A shop I would like in my locality”, “A shop I would like to run”) “Tell your story”, “Tell your story of your family” Вторая ступень обучения проектной деятельности (2 курс) Во 2 курсе обучающимся предлагаются для выполнения следующие проекты: Are you happy to live in Russia? “People I am proud of” “My ideal day out” (“Our free time activities”) “Traditions of English- speaking countries” Третья ступень обучения (3 курс) На третьей ступени обучения процент практико-ориентированных проектов сокращается и используется как модуль более сложных типов проектов. Дальнейшее плодотворное развитие получают литературно-творческие монопроекты. Они представлены следующими проектными заданиями. “My country at a glance” “Green Peace and Ecology” “Healthy living guide. The best visitor’s guide”, “Tips for visitors”, “An invitation letter” “Fashion competition” Четвертая ступень обучения (4 курс) В 4 курсе обучающимся предлагается создать “College yearbook” (Колледжная летопись). Автор учебника предлагает в течение всего учебного года работать над этим большим проектом, постепенно пополняя его новой информацией относительно каждой пройденной темы. Колледжная летопись может включать следующие темы: “Information Technology” Bill Gates- the Founder of Microsoft Let the music begin.
Britain in the world. Проект «Колледжная летопись» является также примером привлечения межпредметных связей. Студенты открывают для себя возможность общения на интересующую их в данный момент тему, повышается мотивация, уровень знаний, способность к анализу и теоретическим обобщениям. Обучающиеся получают возможность переноса знаний из других областей в область общения на иностранном языке. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Опираясь на практические результаты использования метода проектов в обуче- нии, можно отметить следующее. - Метод проектов является дидактическим средством для повышения мотивациии развития личности обучающегося, универсальным средством для применения в учебном процессе; хорошей формой консолидации лексического материала и развития коммуникативных умений (при этом за отправную точку дискуссии принимался текст). - Посредством проекта осуществляется разноуровневое обучение. Чем ниже коммуникативная компетенция обучающегося, тем больше вероятность выбора им фантастической тематики, и наоборот, чем она выше, тем вероятнее выбор реальной фактологической, эмпирической тематики. - Начальная (1) ступень обучения характеризуется, в основном, выполнением краткосрочных практико-ориентированных монопроектов, что объясняется конкретностью мышления обучающихся 1 курса. Также появляется интерес к выполнению простейших литературно-творческих проектов на обиходные темы. - На второй ступени обучения процент выполнения практико-ориентированных монопроектов по-прежнему высок, но их структура усложняется. В связи с повышением уровня креативности возрастает интерес к литературно-творческим монопроектам. Появляется новый, более сложный тип проекта — информационный, что позволяет сделать вывод о повышении уровня языковой компетенции обучающихся. Кроме того, изменяется стратегия презентации, увеличивается степень свободы выбора. - На третьей ступени обучения процент практико-ориентированных проектов сокращается и используется как модуль более сложных типов проектов. Дальнейшее плодотворное развитие получают литературно-творческие монопроекты. Продолжается работа над
информационным типом проекта. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер. Впервые появляется информационно-исследовательский тип проекта, так как ус- ложняется технология работы с информацией и повышается интерес к проведению практических исследований. Продукт исследования по-прежнему является личностно-ориентированным. - На четвертой ступени обучения практико-ориентированные проекты становятся менее актуальными в силу возрастных особенностей и усложнения структуры интересов обучающихся: усиливается их интеpec к познанию и анализу. Литературно-творческий проект сохраняется, но процент выбора обучающимися данного типа проекта незначителен. Он используется, как правило, в качестве модуля деятельности в информационно-исследовательском проекте. Информационно-исследовательский проект становится межпредметным. Обучающиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике построения, аргументированности выводов и иллюстрации фактическим материалом. На этапе планирования особенно популярным становится применение «мозговой атаки», проявляется отчетливый интерес к коллективной дискуссии. На презентации работы оцениваются всеми присутствующими путем голосования. Отмечается появление интереса к ролевому типу проекта при полной самостоятельности учащихся. Чем выше языковая компетенция обучающихся, тем более гибким становится кон- троль со стороны преподавателя. В конечном итоге роль учителя трансформируется в роль полноправного участника проекта, то есть осуществляется переход к скрытой коор- динации. Таким образом, постепенно создается атмосфера, в которой бездействовать становится просто невозможно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности обучающегося.// Иностранные языки в школе. 2007. №3. 2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 2001. №4.
3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы. // Иностранные языки в школе. 2002. №2. 4. Егорченкова Е.Я., Завьялова А.Г., Кравченко А.В. Формирование самообразовательной компетенции по иностранному языку у студентов неязыкового вуза.// Иностранные языки в школе. 2003. №3 5. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе.1999. №4. 6. Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2000. №№1-6 . 7. Петрушина А.В., Тюрина М.И. Метод проектов в начальной школе. Уроки английского языка для детей 7-11 лет// Образование в современной школе №10 2008г 8. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов // ИЯШ 2000, № 5. — С. 63-68.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ курс Вид проектной деятельности Развитие специальных навыков 1 Практико-ориентированные проекты развивается ассоциативное мышление, происходит актуализация знаний по темам, формирование лексико- грамматических навыков устной речи и т.д. 2 Информационные проекты, творческие проекты актуализация знаний по темам, формирование лексико- грамматических навыков устной речи, развитие способности к поиску необходимой информации 3 литературно-творческие проекты информационные проекты, иссле- довательские проекты. поиск, анализ и обобщение информации, повышается уровень их языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения; усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор 4 литературно-творческие, способность к анализу и тео-
информационно-исследовательские про- екты, ролевые проекты ретическим обобщениям
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 1. наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся. 4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» ); выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация выводы, выдвижение новых проблем исследования.
В раздел среднее профессиональное образование