Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Воспитание интереса к будущей профессии у студентов СПО"

статья

Автор: Кожевникова Валерия Константиновна, преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ МО "МКЭ и ИТ", город Мурманск



В раздел среднее профессиональное образование



Кожевникова В.К. Преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ МО «МКЭ и ИТ», г. Мурманск
Воспитание интереса к будущей профессии у студентов СПО
Профессиональный интерес учащихся в системе СПО способствует формированию профессионального пути личности, поэтому одной из главных задач средней профессиональной школы – это сохранение и развитие интереса и ценностного отношения обучающихся к выбранной профессии. Развитие у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности обеспечивает формирование необходимых профессиональных качеств, так как интерес к профессиональной деятельности является феноменом, теснейшим образом связанным со всеми компонентами структуры личности – потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями. В последнее время падение престижа некоторых профессий осложнило решение проблемы формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов. В связи с этим в учебных заведениях СПО было принято решение по пересмотру и поиску новых способов сохранения и развития профессиональных намерений. Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в своем труде – это важное условие для развития профессиональных способностей. Основной путь формирования профессионального интереса у студентов, развития потребностей в приобретении знаний, выработки умений и навыков – максимальное приближение учебного процесса к практике. Процесс формирования профессионального интереса студентов находится под постоянным вниманием преподавателей СПО. Поэтому проблема управления этим процессом является значимой в средней 1
Кожевникова В.К. Преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ МО «МКЭ и ИТ», г. Мурманск профессиональной школе. Под ним понимается целенаправленное, поэтапное воздействие педагога на эмоции, чувства, потребности и мотивы личности, их поэтапный анализ и корректировку результатов. Система управления процессом формирования профессионального интереса включает в себя цель, содержание, задачи, формы и методы управления. Педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:  исходный уровень интереса к выбранной профессии;  мотивы выбора своей профессии;  индивидуальные особенности студентов и студенческой группы;  психолого-педагогические условия формирования профессионального интереса;  индивидуальные особенности педагога. Таким образом, личность педагога играет одну из ведущих ролей в развитии интереса студентов СПО к профессиональной деятельности. Исходный уровень интереса к выбранной профессии определяется на 1 курсе. На этом этапе важно вызвать и закрепить положительное эмоциональное отношение к выбранной специальности, пробудить непроизвольное внимание к ней, сформировать в мотивационной сфере профессионально значимые мотивы. Для этого педагогу необходимо провести комплекс исследовательской работы и постановки целей и задач управленческой деятельности. Формирование профессионального интереса осуществляется поэтапно, усложняясь от курса к курсу, от простого любопытства к осознанию социальной значимости выбранной профессии. К психолого-педагогическим условиям формирования профессионального интереса относятся следующие: - готовность участников образовательного процесса к совместной деятельности; - уровень материально-технической базы СУЗа; - наличие диалогового общения в системе «педагог – студент»; 2
Кожевникова В.К. Преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ МО «МКЭ и ИТ», г. Мурманск - создание условий для установления обратной связи через систему «студент – педагог» и корректировку деятельности педагога по формированию профессионального интереса. Индивидуальные особенности педагога также имеют существенное значение. От умения увлечь своей личностью студентов, способности интересно и увлекательно, эмоционально изложить материал, построить общение таким образом, что педагог и студент будут участниками диалога, зависит эффективность управления формированием профессионального интереса у будущих специалистов. Таким образом, личность педагога играет одну из ведущих ролей в развитии интереса студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности. Формированию профессионального интереса способствуют методы обучения, направленные на развитие учебно-познавательной активности студентов и поддержание их интереса на протяжении всего периода обучения в СУЗе и после него. В качестве условий, обеспечивающих активность студентов, можно назвать тесную связь образовательного процесса в учебном заведении с базами практики, вплоть до изучения ряда тем на предприятиях; создание условий, воздействующих на потребностно-мотивационную сферу студентов; предоставление им возможности выступать в роли специалистов на базе предприятий практики. Тесная связь учебного процесса в СУЗе с предприятиями практики способствует развитию интереса к будущей профессии; дает возможность продемонстрировать значимость тех или иных теоретических знаний, полученных в СУЗе и соотнести это с теоретическим материалом; создает реальные условия для обучения студентов навыкам научно-теоретических обобщений; дает возможность применить на практике полученные знания. Такая связь учебного процесса СПО предприятиями практики максимально воздействует на личность студента и оказывает положительное влияние на закрепление профессионального интереса будущих специалистов. 3
Кожевникова В.К. Преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ МО «МКЭ и ИТ», г. Мурманск Будущие специалисты должны в процессе обучения прочно овладевать теоретическими основами профессионального мастерства. Теоретические знания – база формирования обще профессиональных умений. Важно, чтобы студенты научились сознательно применять теоретические знания в своей практической деятельности, теоретически осмысливали её, осознавали профессиональную значимость теоретических знаний и практических умений. Известно, что только в процессе применения знаний на практике можно достаточно полно овладеть ими, приобрести умение использовать их в различных конкретных ситуациях. Эффективность подготовки будущего специалиста во многом определяется осознанием социального престижа и личностной значимости выбранной профессии и обращенностью в перспективу своей профессиональной деятельности. Учет и реализация данного условия в учебном процессе означает такую подготовку специалиста, которая предусматривает усвоение достаточного объема теоретических знаний и практических умений, формирование необходимых предпосылок для их успешной профессиональной адаптации в новых или измененных условиях. Необходим иной подход к обучению, разработке и внедрению новых педагогических технологий, в которых одним из самых существенных элементов будет выявление целей и мотивов выбора профессии или ее изменения. Педагогический подход к решению вопроса активизации профессионального интереса должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у студентов состояние активного интереса к научным, моральным и этическим ценностям, целенаправленно формировать профессиональный интерес как цельное свойство личности. Активизировать профессиональный интерес студентов – это значит научить их работать творчески, самостоятельно. Добиться этого возможно, превратив обучение в систему постановки и решения проблемных вопросов и контекстно-игровой деятельности. На лекционных и практических занятиях преподаватель 4
Кожевникова В.К. Преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ МО «МКЭ и ИТ», г. Мурманск должен стимулировать познавательную активность студентов. Стимулирующие вопросы педагога при умелом их формулировании заставляют обучаемых в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать и осмысливать его. Таким образом, проанализировав вышесказанное, можно сформулировать основные условия формирования профессионального интереса студентов среднего профессионального учебного заведения [1, c. 56]: а) реализация личностно ориентированного подхода в обучении, обеспечивающая возможность каждому учащемуся проявить себя в познании и учебной деятельности с учетом способностей, склонностей и интересов. б) осознание перспектив будущей деятельности, повышающее личностную значимость получаемого профессионального образования. в) усиление профориентационной направленности учебных предметов, позволяющее более полно учитывать профессиональные интересы, склонности и способности учащихся, их намерения в отношении продолжения образования. г) совершенствование форм и методов обучения, содействующего трансформации собственно учебной деятельности в учебно- профессиональную. д) организация педагогического взаимодействия, особенности которой заключаются в субъект-субъектной системе отношений и совместной деятельности со студентами. е) интеграция теоретической и практической подготовки, усиливающая прикладной характер подготовки специалистов, необходимость его отражения в содержании образования и в изменении социальной позиции обучающихся. ж) развитие познавательной активности и самостоятельности студентов, рассматриваемых как личностные и профессиональные 5
Кожевникова В.К. Преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ МО «МКЭ и ИТ», г. Мурманск показатели, проявляющиеся в способности квалифицированно выполнять порученную работу. 6
Кожевникова В.К. Преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ МО «МКЭ и ИТ», г. Мурманск
Список использованной литературы
1. Афанасьева Е.Н., Медведев В. Е Некоторые аспекты процесса повышения качества профессионального образования [Текст] / Е.Н. Афанасьева В.Е. Медведев / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Совершенствование системы многоуровневого профессионального образования. Сборник научных трудов. – Орёл: ОрёлГТУ, 2006. – 251 с. 2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 124с. 3. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении, - М., 2000. – 79с. 4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. [Текст] / под ред. Д.А. Иванова. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2005. -101с. 7


В раздел среднее профессиональное образование