"Сказкотерапия как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста с нарушениями речи".
статья
Автор: Волкова Анна Григорьевна, воспитатель, Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя"., Ставропольский край, г. Ставрополь
В раздел среднее профессиональное образование
А. Г. Волкова, г. Ставрополь
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Воображение детей старшего школьного возраста с нарушениями речи представляет особый научный интерес, поскольку выступает базой для развития многих других психических процессов, например, восприятия, мышления, речи. Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, им не всегда доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. Нарушения речи, характеризующиеся ограничением словарного запаса, нарушением грамматического строя и связной речи, отражается на становлении познавательной деятельности и, в частности, воображения ребенка. Одним из эффективных методов коррекции и развития различных сфер личности детей с нарушениями речи, в том числе и творческого воображения является сказкотерапия. Метод сказкотерапии в последнее время всесторонне изучается представителями многих психологических направлений. Появилось большое количество исследований, раскрывающих широкие возможности данного метода – его лечебный, психотерапевтический, психокоррекционный, развивающий и воспитательный потенциал. Восприятием сказки детьми занимались такие ученые как Д.М. Арановская- Дубовик, Э. Берн, А.В. Вачков, Э. Гарднер, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, А.А. Осипова, Т.Д.Соколов, Л.П. Стрелкова, Б.М. Теплов, Э. Фромм и т.д. Раскрывая данное понятие, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева (2000) пишет о том, что сказкотерапия – это и «отражение тех знаний, которые существуют в душе и являются в настоящий момент психотерапевтическими», и «процесс формирования связи между сказочными событиями и поведением в
действительности», и «процесс объективации проблемных ситуаций», и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки» [1]. По мнению Андреевой А.Д., сказкотерапия является эффективным методом в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что обусловлено рядом причин: 1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать; 2. Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Особенность сказкотерапии, как терапевтического метода, заключается в том, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие
свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом на всех детей сказка воздействует по-разному, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Возможности использования сказки в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи заключаются в следующем: 1.Использование сказки как метафоры. Содержание, образы и герои сказок активизируют свободные ассоциации, которые имеют отношение к субъективной реальности ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть проговорены. 2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации выражаются в рисунке, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала. 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, раскрывает систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо. 4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть их. 5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры – вариант разрешения ситуации. 6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой) [3]. Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская отмечают, что в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет в доступной для понимания сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Кроме того, развивается механизм идентификации с персонажем и присвоение
его ценностей, норм и образцов как своих [1]. Далее в соответствии с представлениями о сказкотерапии Осиповой А.А. можно выделить такие ее направления, которые необходимо использовать для развития творческого воображения старших дошкольников: 1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены; 2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала; 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо. Можно еще развить это направление до моделирования и преобразования действий персонажа, что также будет способствовать развитию творческого воображения детей; 4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, но, главное, это способствует развитию творческого воображения старших дошкольников с нарушением речи, так как дети наделены свободой в выборе эпизодов, их интерпретации и видении (то есть они могут его проигрывать по собственному усмотрению, но, не отклоняясь от сюжета сказки, – работа довольно сложная, но креативная) [3]. Таким образом, сказкотерапия – является одним из универсальных методов психотерапии и коррекционно-развивающей работы с детьми, но особенно широки ее возможности в области развития творческого воображения старших дошкольников, имеющих нарушения речи, так как, она как метод, полностью соответствует психологическим особенностям данного возраста.
Cписок используемой литературы
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А., Логосказки. – КАРО, 2001.-172 2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии – СПб.: ООО Речь, 2006.- 53. 3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера.- 47.
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Воображение детей старшего школьного возраста с нарушениями речи представляет особый научный интерес, поскольку выступает базой для развития многих других психических процессов, например, восприятия, мышления, речи. Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, им не всегда доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. Нарушения речи, характеризующиеся ограничением словарного запаса, нарушением грамматического строя и связной речи, отражается на становлении познавательной деятельности и, в частности, воображения ребенка. Одним из эффективных методов коррекции и развития различных сфер личности детей с нарушениями речи, в том числе и творческого воображения является сказкотерапия. Метод сказкотерапии в последнее время всесторонне изучается представителями многих психологических направлений. Появилось большое количество исследований, раскрывающих широкие возможности данного метода – его лечебный, психотерапевтический, психокоррекционный, развивающий и воспитательный потенциал. Восприятием сказки детьми занимались такие ученые как Д.М. Арановская- Дубовик, Э. Берн, А.В. Вачков, Э. Гарднер, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, А.А. Осипова, Т.Д.Соколов, Л.П. Стрелкова, Б.М. Теплов, Э. Фромм и т.д. Раскрывая данное понятие, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева (2000) пишет о том, что сказкотерапия – это и «отражение тех знаний, которые существуют в душе и являются в настоящий момент психотерапевтическими», и «процесс формирования связи между сказочными событиями и поведением в
действительности», и «процесс объективации проблемных ситуаций», и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки» [1]. По мнению Андреевой А.Д., сказкотерапия является эффективным методом в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что обусловлено рядом причин: 1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать; 2. Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Особенность сказкотерапии, как терапевтического метода, заключается в том, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие
свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом на всех детей сказка воздействует по-разному, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Возможности использования сказки в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи заключаются в следующем: 1.Использование сказки как метафоры. Содержание, образы и герои сказок активизируют свободные ассоциации, которые имеют отношение к субъективной реальности ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть проговорены. 2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации выражаются в рисунке, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала. 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, раскрывает систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо. 4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть их. 5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры – вариант разрешения ситуации. 6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой) [3]. Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская отмечают, что в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Сказка позволяет в доступной для понимания сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. Кроме того, развивается механизм идентификации с персонажем и присвоение
его ценностей, норм и образцов как своих [1]. Далее в соответствии с представлениями о сказкотерапии Осиповой А.А. можно выделить такие ее направления, которые необходимо использовать для развития творческого воображения старших дошкольников: 1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены; 2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала; 3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо. Можно еще развить это направление до моделирования и преобразования действий персонажа, что также будет способствовать развитию творческого воображения детей; 4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, но, главное, это способствует развитию творческого воображения старших дошкольников с нарушением речи, так как дети наделены свободой в выборе эпизодов, их интерпретации и видении (то есть они могут его проигрывать по собственному усмотрению, но, не отклоняясь от сюжета сказки, – работа довольно сложная, но креативная) [3]. Таким образом, сказкотерапия – является одним из универсальных методов психотерапии и коррекционно-развивающей работы с детьми, но особенно широки ее возможности в области развития творческого воображения старших дошкольников, имеющих нарушения речи, так как, она как метод, полностью соответствует психологическим особенностям данного возраста.
Cписок используемой литературы
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А., Логосказки. – КАРО, 2001.-172 2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии – СПб.: ООО Речь, 2006.- 53. 3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера.- 47.
В раздел среднее профессиональное образование