"Теория и практика профессиональной подготовки дефектологов".
статья
Автор: Старицкая Светлана Федоровна, учитель, Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя"., Ставропольский край, город Ставрополь
В раздел среднее профессиональное образование
Теория и практика профессиональной подготовки дефектологов
Старицкая С.Ф. г. Ставрополь Развитие современного общества и происходящие изменения в системе образования определяются сегодня гуманистическими приоритетами. В условиях признания личности любого человека как высшей ценности и его права на полную реализацию своих возможностей, становится актуальными проблемы лиц с отклонениями в интеллектуальной, физической, сенсорной, эмоциональной сфер, связанные с обеспечением полноценного развития, социального интегрирования и социальной реабилитации этих людей. В свою очередь, это вызывает рост потребности в высококвалифицированных специалистах различных дефектологических специальностей, способных не только к учительской, но и к реабилитационной, консультативно – диагностической, социально – педагогической деятельности, подготовленных к осуществлению самых разных аспектов социальной адаптации и реабилитации лиц с отклонениями в развитии, основанной на индивидуально – личностном решении проблем и удовлетворении потребностей каждого имеющегося тот или иной дефект человека. В этой связи возникает необходимость в выработке качественно новых подходов к профессиональной подготовке дефектологов, как одной из подсистем высшего педагогического образования, удовлетворяющей общественные потребности в специалистах в области коррекционной педагогики. Изучение и анализ научно – теоретических, социально – педагогических исследований и педагогической практики по данной проблеме позволили определить безусловную актуальность исследования, что требует переосмысления имеющегося педагогического опыта и развития новых педагогических идей и подходов к обучению детей с ограниченными возможностям здоровья, сменой образовательной парадигмы, предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и способствующего их социализации; с ростом числа детей, не справляющихся с общеобразовательными программами в обычных условиях, с одной стороны, и фактическим уровне слабой подготовленности выпускников педагогических вузов к работе детьми с ОВЗ, с другой. В современных условиях в любой школе и, практически, любом классе учатся дети, имеющие ОВЗ. Они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность.
В этом контексте безусловна приоритетность социально – педагогического сопровождения со стороны компетентного специалиста, способного видеть ребенка с проблемами в развитии, готового к своевременному их выявлению, организации разнообразных форм и видов помощи с учетом индивидуальных и личностных их особенностей. В этом состоит социальный заказ на подготовку дефектологов. Анализ научно – педагогической литературы позволяет констатировать, что проблема обучения детей с ОВЗ вышла за рамки коррекционного подхода, а поиск стратегии подготовки специалистов, способных ее решать, приводит нас в сферу профессиональной подготовки. Требуют исследования подходы, принципы, цели, средства, условия улучшения качества подготовки педагогов – дефектологов. Необходимо определить научно – педагогические основы совершенствования профессионального образования – переход от квалификационной модели подготовки специалистов к компетентностной модели, наполненной новым содержанием и предполагающей формирование профессиональной компетентности личности специалиста. В настоящее время назрела необходимость в обосновании новой стратегии и создании модели будущих подготовки будущих дефектологов, нацеленных на интеграцию теоретического, практического и социального аспектов подготовки к осуществлению профессиональной деятельности, развитию способности к овладению совокупностью ключевых компетенций в ходе учебного процесса. А также за рамками формального образования через установление отношений взаимодействия со своими воспитанниками в условиях разнообразных социально – ориентированных практик. По мнению Аслаевой Р.Г., школьные службы (психологическая, коррекционно–педагогическая, социально – педагогическая, медико– психологическая) нуждаются на сегодняшний день в специалистах, имеющих новое качество подготовки, обеспеченное сформированными профессиональными компетенциями. Большинство учителей массовой общеобразовательной школы, как свидетельствует диагностика, не готово работать с детьми, имеющими ОВЗ. Не имя специальной подготовки, педагоги не в состоянии диагностировать истинные проблемы развития ребенка и считают, что главная причина неуспеваемости учеников – это нежелание учиться, слабый контроль со стороны родителей др. Следуя стереотипу мышления, они, как правило, снимают с себя ответственность за совершенствование методов и приемов обучения детей с ОВЗ. Из этого следует необходимость научно – теоретического обеспечения процесса подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ. Также более того, следствием реформирования российского общества, происходящего в течение нескольких последних десятилетий, стало обострение социальных проблем населения, особенно самых незащищенных его категорий, а именно людей, в том числе и детей, с ОВЗ. В педагогической теории и практике ведутся поиски интеграции детей с ОВЗ в школьное сообщество, преодоления их неадекватного личностного
самоопределения. Проблема подготовки специалистов имеет двойственный характер: с одной стороны, в научном плане она заключается в разработке методологических основ и концепции профессиональной подготовки дефектологов. С другой стороны, обсуждаемая проблема имеет практическую направленность, которая состоит в разработке стратегии социально – профессиональной подготовки дефектологов. Выявлению и реализации социально – педагогических условии, обеспечивающих подготовленность студентов к работе с детьми с ОВЗ, ориентированных на преодоление их социальной эксклюзии. Существует потребность в решении проблемы подготовки специалиста – дефектолога и на научно – методическом уровне – потребность в устранении противоречий между теорией и практикой. Современный учитель должен быть многофункционален, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, быть готовым включиться в практическую, научно – исследовательскую, методическую деятельность в реальных условиях образовательной практики, которая нередко ставит перед ним трудно разрешимые задачи. Профессиональная деятельность учителя с детьми данной категории должна быть направлена на коррекцию высших психических функций (восприятие, память, внимание, мышление и т.п.), оценку уровня психического развития с точки зрения актуального и потенциального развития при изучения школьных предметов с отнесением его развития к условно нормативному. Дефектолог в условиях классно – урочной системы может провести групповой педагогический эксперимент, дать вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка, разработать адекватную коррекционно – развивающую программу, обозначить критерии выделения категории детей, нуждающихся в педагогической и психологической помощи. Он также может построить современную педагогическую классификацию и типологию детей по возможности к обучению, определить основные принципы и подходы к диагностической и коррекционно – развивающей работе учителей. Такие задачи будут требовать от педагога – дефектолога необходимых профессиональных умений управления коррекционно–воспитательным процессом, осознание важности этого процесса, отбора коррекционно – направленного содержания трудового обучения, творческого использования системы знаний. Начало своей профессиональной деятельности каждый специалист начинает со студенческой скамьи. Поэтому для подготовки полноценного дефектолога важно сознательное и убежденное отношение выпускника средней школы по выбору будущей специальности. Трудности ориентации на профессию дефектолога обусловлены ее относительно малой распространенностью и отсутствием у учащихся представления о характере и особенностях этой работы. Поверхностное представление о будущей профессии приводит к попаданию на дефектологические факультеты много случайных людей.
Первой проблемой в подготовке дефектологов на современном этапе является проведение полноценной профориентационной работы среди молодежи. Начали создаваться специальные классы при лицеях и школах с углубленным изучением дефектологии и педагогики. Дефектолог должен быть педагогом – профессионалом с современным мышлением, способным решать нестандартные профессиональные и жизненные ситуации, умеющим самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии дефектолога, включать в творческий процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная компетентность является основным показателем квалификации современного специалиста, компетентный специалист должен не только понимать сущность проблемы, но и уметь решить ее практически в любых нестандартных условиях с продуктивным выходом. Профессиональная готовность будущего учителя рассматривается как целостное образование личности, интегрирующее такие компоненты: - мотивационный, - содержательный, - операционный. Ядром профессионально – педагогической подготовки учителя – дефектолога выступает общепедагогическая подготовка, отражающая единство содержательной и операционной структуры педагогической деятельности, и тесную связь методологии, теории, методики, практики единого педагогического процесса. Система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие блоки: - общекультурный, - медико–биологический, - психолого – педагогический и специальной подготовки. Готовность к профессиональной деятельности заключается в усвоении полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности; а готовность к коррекционно-педагогической деятельности представляет собой совокупность когнитивных знаний. Профессионалу – дефектологу нередко предъявляются самые высокие требования, которые предполагают полную самоотдачу и актуализацию ресурсных возможностей. Противоречие между возросшими требованиями со стороны общества, требованиями к деятельности дефектолога и сформированными в вузе социально и профессионально важными качествами личности разрешается в ведущей профессионально – педагогической деятельности, детерминирующей следующие психологические новообразования: - профессиональное самоопределение, - профессионально важные качества личности, - профессионально – ценностные ориентации.
Как представители профессии типа «человек-человек» дефектологи, чтобы быть профессионально успешными, должны развить в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как: - рефлексивность, - интерес к другому человеку, - стремление к общению, - коммуникабельность, - доброжелательность, - бесконфликтность, - децентрацию, - хорошую саморегуляцию, - эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми, - адаптивность, - произвольность поведения, - способность оказывать эмоциональное воздействие, - эмпатичность, - отзывчивость, - выдержку, - собранность, - пунктуальность. В качестве основных организационных принципов работы дефектолога следует выделить следующие: 1. Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации. 2. Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. 3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». 4.Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. 5. Организация динамического наблюдения за развитием учащегося, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития ребенка. 6. Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Содержание деятельности учителя – дефектолога обеспечивает решение следующих задач: - выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка; - составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПК; - динамическое развитие уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия:
- отслеживание соответствия выбранной программ, форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя – дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно – просветительское и профилактическое, организационно – методическое. Система российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Профессиональная деятельность в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности. В ее структуру входят базовые знания, умения, навыки, необходимые и достаточные для того, чтобы действовать. Очевидно, что в динамичном, развивающемся обществе невозможно раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации. Отсюда вытекает необходимость повышения квалификации как формы ценностно – смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности. Все это свидетельствует о том, что в современных условиях реформирования школьной образовательной системы в России углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности педагогов. В качестве показателей готовности педагогов к развитию своей профессиональной компетентности можно выделить: - высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности; - адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде (перестройка своей деятельности в связи с появлением изменений в школьном образовании расширение вариативности образовательных услуг); - способность выйти на надситуативный уровень в решении педагогических ситуаций; к постановке вариативных и комплексных целей профессионально–педагогической деятельности и поиску способов их решения посредством планирования педагогических задач; - способность осваивать новые профессиональной компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;
- умение анализировать собственную профессионально – педагогическую деятельность и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научной информации; - умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации. Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. В образовательном учреждении главным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи, как всему педагогическому коллективу в целом, так и конкретно каждому педагогу. Таким образом, реализуется принцип дифференциации в повышении квалификации педагогических работников. Главным показателем эффективности считается то, что каждый педагог школы является успешной личностью, стремится к профессиональному росту. Литература. 1. Аслаева Р.Г. Стратегия социально–профессиональной подготовки дефектологов в педагогическом вузе. Автореферат д. пед наук. Ижевск.2011. 2. Гершунский Б.С.концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика, 2003. № 10. С. 3-4 3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. 2003, № 5. С. 34-42. 4. Назарова Н.М. Теория и практика профессиональной подготовки сурдопедагога. Автореферат д. пед наук. Москва, 1993 . 5. Серянкина И.К. Модель повышения квалификации педагогов – воспитателей. //Заместитель директора школы по воспитательной работе. № 1, 2015.
В раздел среднее профессиональное образование