Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль здоровьесберегающих образовательных технологий в работе со студентами на уроках физической культуры"

статья

Автор: Хапин Александр Валентинович, преподаватель физической культуры, ГБПОУ "ССПК", город Самара, Самарская область



В раздел среднее профессиональное образование




Роль здоровьесберегающих образовательных технологий в работе со

студентами на уроках физической культуры
Хапин А.В., преподаватель физической культуры Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж» Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью. Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Зако- ном “Об образовании Российской Федерации” именно здоровье студентов отно- сится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образо- вания. Вопрос о сохранении здоровья студентов в СПО на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа студентов, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активно- сти учащихся, – это дисциплина “Физическая культура”. Перед каждым преподавателем физической культуры ставится цель - как развить интерес обучающихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни студен- тов? При достижении поставленной цели возникают противоречия: - с одной стороны – преподавателю физической культуры в процессе сво- ей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с дру- гой – повышение требований к его валеологической направленности ;
- с другой стороны, высокий уровень требований к физической подготов- ленности выпускников, снижение интереса к урокам физической культуры. Поэтому ставится задача - как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью студентов? Решить эту задачу можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья . Внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволит: 1. Повысить успеваемость по предмету; 2. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся; 3. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и моти- вацию к соблюдению здорового образа жизни; 4. Повысить динамику состояния здоровья учащихся. В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих: - активного участия в этом процессе самих учащихся; - создание здоровьесберегающей среды; - высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов; - планомерной работы с родителями; - тесного взаимодействия с социально-культурной сферой. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесбере- гающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей подросткового возраста. Именно на интересе студентов к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На уроках необходимо создать такие условия, чтобы у студента “появился аппе- тит” заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой мож- но использовать:
1. Валеологическое просвещение студентов и их родителей. На уроках и в свободное от уроков время в беседах со студентами широко освещать вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, рассказывать о профилактике заболеваний, о необходимости пол- ноценного питания. На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю студентам значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни мож- но использовать компьютерные презентации. Это особенным образом стимули- рует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни. 2. Основными видами нетрадиционных уроков являются сюжетно-роле- вые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья ослабленным студентам необ- ходимо предоставить такие упражнения, которые способствуют снятию ум- ственного напряжения, исключать длительные статические нагрузки. Использо- вать физические упражнения, которые направлены не только на физическое раз- витие студентов, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирую- щие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по лестнице, гимнастиче- ским палкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает раз- витие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют фор- мированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосуди- стую и дыхательную системы. 3. Комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности студентов, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку. С целью пол- ного и точного описания техники упражнений для наглядности показываю по- следовательность действий. В своей практике применяю методы разбора упраж- нений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности студента. Уверен, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Именно на интересе студентов к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у студентов “появился аппетит” заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полез- ность движений для своего здоровья. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия: - первое условие оздоровления это создание на уроках физической культу- ры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность ви- деть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиениче- ским условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сто- рону; - второе – использование оздоровительных сил природы, которое оказыва- ет существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих техноло- гий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активиза- ции биологических процессов, повышают общую работоспособность организ- ма, замедляет процесс утомления и т.д. - самым важным условием является обеспечение оптимального двигатель- ного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.
Таким образом,
внедрение системы работы по здоровьесберегающим об- разовательным технологиям позволит: 1. Повысить успеваемость по предмету. 2. Повысить динамику роста физической подготовленности студентов. 3. Повысить интерес студентов к занятиям физической культурой и моти- вацию к соблюдению здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления студентов на занятиях по физической культуре. Использованные источники: 1. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118. 2. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информа- ционные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с. 3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нрав- ственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения). 4. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с. 5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.


В раздел среднее профессиональное образование