"Поэзия Великой Отечественной войны"
методическая разработка
Автор: Ерегина Марина Альбертовна, преподаватель литературы, ГБПОУ Кувшиновский колледж, Тверская область, город Кувшиново
В раздел среднее профессиональное образование
Город Кувшиново
ГБОУ СПО «Кувшиновский техникум»
Преподаватель : Ерегина Марина Альбертовна.
Методическая разработка урока общеобразовательной
дисциплины.
Раздел: Русская литература 20 века.
Тема урока: « Поэзия о Великой Отечественной войне»
Урок-концерт.
Цель занятия:
дать общую характеристику поэзии о Великой Отечественной войне;
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с поэзией Великой Отечественной войны - формировать компетенции познавательной деятельности: проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование; учить организовывать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; -подвести к осмыслению основной роли литературного слова во время Великой Отечественной войны
Развивающие:
-
формировать языковую , коммуникативную, лингвистическую компетенцию (развивать речевые и творческие способности обучающихся, развивать умение работать с художественным текстом ); - совершенствовать умения и навыки обучающихся по развитию связной монологической речи, анализу поэтического текста;
Воспитательные:
- формировать интерес к художественной литературе; - воспитывать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами; - воспитывать на примере художественной литературы чувство гордости за героическое прошлое своей страны, чувство уважения к подвигу воинов -воспитывать добропорядочность, отвращение к преступлению, сочувствие к страдающим людям; Оборудование: 1) компьютерная презентация; 2) выставка книг о войне.
Ход урока:
Преподаватель
Обучающийся
1 этап урока. Организационный.
2 этап урока. Определение темы урока.
Целеполагание и мотивация.
Слайд 1 .
70 лет мы живём без войны, и столько лет помним её, каждый её день – от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни. За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те, кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто СЛОВОМ вселял веру в победу, подбадривал, призывал подниматься на защиту своей страны, Родины, Отчизны. Тема нашего урока: «Поэзия о Великой Отечественной войне». - Прочитайте слова А.Т.Твардовского, которые являются эпиграфом урока. Какую основную мысль они содержат? Определяют тему урока. Записывают тему урока - Сколько бы не прошло лет, мы не имееем права забывать о боли и тяготах народа во время войны. Мы не имеем права забывать имена погибших и выживших героев. - Мы обязаны знать о войне, помнить о ней затем, чтобы этого никогда не повторилось.
Слайд № 2
«Когда гремит оружие, музы молчат,» - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь истории страны в 1941-45 гг. неизбежно придёт к выводу, что её насквозь пронизывала поэзия, - правда, в наибольшей степени в её музыкальном, песенном воплощении, которое усиливает воздействие речи на души людей и словно придаёт ей крылья, несущие её по всей стране. Едва ли будет гиперболой утверждение, что это слово являлось очень весомым и, более того, необходимым «фактором» Победы. Почему же поэзия тех лет смогла обрести столь существенное значение для страны? Естественно предположить, что
она так или
иначе выражала в себе глубокий и истинный
смысл великой войны
, - смысл, который не раскрылся во всей его глубине в газетах, листовках и радиопублицистике того времени и, более того, не раскрыт по-настоящему в позднейшей историографии войны. За последние годы появилось немало сочинений, в которых события 1941-45 гг. преподносятся как схватка двух чудовищ – нацизма и коммунизма, или, попросту, Гитлера и Сталина, ввергших десятки миллионов людей в бессмысленную гигантскую бойню. Узко и поверхностно такое
представление. И тот факт, что
наши войска
сражались не за коммунизм
, между прочим, ясно сознавал сам Сталин, который ещё в 1941 году сказал послу США Гарриману: «
У нас нет
никаких иллюзий, будто бы они сражаются за
нас (т.е. за коммунистов). Они сражаются за
мать-Россию».
Поэзия сознавала этот смысл войны с самого начала. Что главное в этой теме мы выделяем? -Поэзия выражала в себе глубокий и истинный смысл великой войны :защищать свою Родину,свой народ
Слайд № 3
Первым откликом на горькие события 22 июня 1941 года стала песня «Священная война», музыка Александра Александрова, слова Владимира Лебедева-Кумача. Эта песня стала «музыкальной эмблемой» Великой Отечественной войны. Впервые песня прозвучала в двадцатых числах июня 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве, когда воинские эшелоны уходили на запад. Песня была исполнена пять раз подряд. Люди, слушавшие ее, были захвачены грозной силой этой песни, пробудившей в сердцах жажду подвига и ненависть к захватчикам.
Показ видеоролика.
Слайд № 4
-
Начало войны изменило многое в стране
.
- Великая Отечественная война на какое-то время вернула литературе свободу творчества. Общая беда объединила писателей и поэтов, не схожих по своей художественной манере и общественной позиции. Вновь зазвучали голоса А. Ахматовой, Б. Пастернака. Я прочитаю стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество» Мы знаем, что ныне лежит на весах, И что совершается ныне, Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
слайд № 5
Впрочем, сегодня найдётся немало авторов, которые скажут, что поэты, творившие в дни войны, находились во власти иллюзий и были идеологически обработаны. Но как быть с тем фактом, что на юге Франции в 1943 году всем существом своим отрицавший коммунизм и не подвергавшийся «идеологической обработке» Иван Бунин думал то же самое.
«Война потрясла и испугала
Бунина: испугала за участь России на
десятилетия
и даже на столетия вперёд, и этот глубинный страх заслонил в его сознании всё то, что в советском строе по-прежнему оставалось для него неприемлемо». В том же 1943 году Бунин признался: «Нет, вы подумайте, до чего дошло – Сталин летит в Персию (на тегеранскую конференцию ноября 1943 года), а я дрожу, чтобы с ним, не дай Бог, чего в дороге не случилось…»
Назовите основные мотивы военной лирики. - мечта о Победе -Родина, боль за страну -товарищество -мечта о подвиге
Слайд № 6
Сейчас мы поговорим о творчестве поэтов, погибших на войне. Первая микротема урока :«Строка, оборванная пулей» Запишите основные цифры презентации слайда. Запись в тетрадь
Слайд 7
Чтение наизусть.
Стихотворение А. Екимцева «Поэт»
Где-то под лучистым обелиском, От Москвы за тридевять земель, Спит гвардеец Всеволод Багрицкий, Завернувшись в серую шинель. Где-то под березою прохладной, Что мерцает в лунном далеке, Спит гвардеец Николай Отрада С записною книжкою в руке. И под шорох ветерка морского, Что зарей июльскою согрет, Спит без пробужденья Павел Коган Вот почти уж семь десятков лет. И в руке поэта и солдата Так вот и осталась на века Самая последняя граната Самая последняя строка. Спят поэты — вечные мальчишки! Им бы завтра на рассвете встать, Чтобы к запоздавшим первым книжкам Предисловья кровью написать!
слайд № 8
Поэт Николай Майоров, погибший в 1942 году на Смоленщине
Чтение наизусть.
Нам не дано спокойно сгнить в могиле – Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, - Мы слышим гром предутренней пальбы, Призыв охрипшей полковой трубы С больших дорог, которыми ходили. Мы все уставы знаем наизусть. Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд И ждём приказа нового. И пусть Не думают, что мёртвые не слышат, Когда о них потомки говорят.
слайд № 9
В январе 1943 года под Сталинградом погиб М. Кульчицкий, написавший известные строки, которые сейчас прозвучат. Автор от лица своего поколения надеется, что люди не забудут о них, что их имена не сотрутся в памяти потомков. Он уверен, что существует связь между поколениями.
Чтение наизусть.
Михаил Кульчицкий
Война - совсем не фейерверк, а просто - трудная работа, когда, черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота. Марш! И глина в чавкающем топоте до мозга костей промерзших ног наворачивается на чeботы весом хлеба в месячный паек. На бойцах и пуговицы вроде чешуи тяжелых орденов. Не до ордена. Была бы Родина с ежедневными Бородино.
слайд № 10 Всеволод Багрицкий
С 1940 года учился в Московской Государственной театральной студии и работал в «Литературной газете». С первых дней войны добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учета из-за сильной близорукости. В октябре 1941 года он, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, был эвакуирован в Чистополь. В январе 1942 года после настойчивых просьб получил назначение в газету «Отвага» Второй ударной армии Волховского фронта. 20-летний
Всеволод
Багрицкий
, сын известного поэта погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года . В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком, который убил юношу… - 20-летний
Всеволод Багрицкий
, сын известного поэта погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года . В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком, который убил юношу…
Чтение наизусть.
Мне противно жить не раздеваясь, На гнилой соломе спать. И, замерзшим нищим подавая, Надоевший голод забывать. Коченея, прятаться от ветра, Вспоминать погибших имена, Из дому не получать ответа, Барахло на черный хлеб менять. Дважды в день считать себя умершим, Путать планы, числа и пути, Ликовать, что жил на свете меньше Двадцати.
Слайд № 11
Поэт Иосиф Уткин Сообщение студента.
С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском. В сентябре 1941 года, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины — ему оторвало четыре пальца правой руки. Но Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте — в качестве спецкораСовинформбюро, от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Возвращаясь из партизанского края, 13 ноября 1944 года И. П. Уткин погиб в авиационной катастрофе. Самолёт упал недалеко от Москвы, в руках И. Уткина в момент гибели был томик стихов М. Ю. Лермонтова… Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище Чтение наизусть Послушай меня: я оттуда приехал, Где, кажется, люди тверды, как гранит, Где гневной России громовое эхо, Вперед продвигаясь, над миром гремит. Где слева - окопы, а справа - болота, Где люди в соседстве воды и гранат Короткие письма и скромные фото, Как копии счастья, в планшетах хранят. Здесь громкие речи, товарищ, не в моде, Крикливые песни совсем не в ходу, Любимую песню здесь люди заводят - Бывает - у смерти самой на виду! И если тебя у костра попросили Прочесть, как здесь принято, что-то свое - Прочти им, без крика, стихи о России, О чувствах России к солдатам ее, Как любят их дети, как помнят их жены... И станут тебе моментально слышны И снег, и деревья - весь слух напряженный, Овеянный стужей лесной тишины.
Слайд12
Всех имен не перечесть, война забирала лучших, помните их имена.
Слайд 13
Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать. Но и стоять за станком, растить детей, воевать и писать стихи. Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками. Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Их стихи знали, ждали.
Слайды № 14
У войны « не женское лицо »
Творчество
О. Берггольц, Ю. Друниной
Запишите название второй микротемы. Сообщение студента. Говорят, у войны «не женское лицо» На фронт идёт 17-летняя Юлия Друнина. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. В 1943 году Друнина была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии: Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Сообщение студента. После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Но находиться в тылу не могла и снова возвращается на фронт, в ноябре 1944 ранена и признана негодной к военной службе. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества В 1975 году Юлии Друниной была присуждена Государственная премия РСФСР. Получая награду, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».
Чтение наизусть.
Зинка
Юлия Друнина Памяти однополчанки — Героя Советского Союза Зины Самсоновой 1 Мы легли у разбитой ели, Ждём, когда же начнёт светлеть. Под шинелью вдвоём теплее На продрогшей, гнилой земле. — Знаешь, Юлька, я — против грусти, Но сегодня она — не в счёт. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живёт. У тебя есть друзья, любимый, У меня — лишь она одна. Пахнет в хате квашнёй и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждёт... Знаешь, Юлька, я — против грусти, Но сегодня она — не в счёт. Отогрелись мы еле-еле, Вдруг — приказ: "Выступать вперёд!" Снова рядом в сырой шинели Светлокосый солдат идёт. 2 С каждым днём становилось горше. Шли без митингов и знамён. В окруженье попал под Оршей Наш потрёпанный батальон. Зинка нас повела в атаку, Мы пробились по чёрной ржи, По воронкам и буеракам, Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы. Мы хотели со славой жить. ...Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Её тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав, Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. 3 ...Знаешь, Зинка, я —
против грусти, Но сегодня она — не в счёт. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живёт. У меня есть друзья, любимый, У неё ты была одна. Пахнет в хате квашнёй и дымом, За порогом бурлит весна. И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. ...Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?
Слайд № 16
Сообщение студента. Ольга Фёдоровна Берггольц – «блокадная поэтесса», влюблённая в свой город, в свой народ, в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Берггольц в 1937 году была арестована по ложному навету. 171 день провела она в тюрьме, в 1939 году была реабилитирована. Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник». Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна… Мы будем драться с беззаветной силой, Мы одолеем бешенных зверей, Мы победим, клянусь тебе, Россия, От имени российских матерей. По свидетельству сестры, Ольга Фёдоровна «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградская поэма», поэма «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», «Ленинградский дневник». Голос О. Берггольц, который звучал в осаждённом городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев. Сообщение студента. Почти умирая от голода в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдавалась и писала лучшие свои стихи. После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской
блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане — мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто. Чтение наизусть. РАЗГОВОР С СОСЕДКОЙ Дарья Власьевна, соседка по квартире, сядем, побеседуем вдвоем. Знаешь, будем говорить о мире, о желанном мире, о своем. Вот мы прожили почти полгода, полтораста суток длится бой. Тяжелы страдания народа — Наши, Дарья Власьевна, с тобой. О, ночное воющее небо, дрожь земли, обвал невдалеке, бедный ленинградский ломтик хлеба — он почти не весит на руке... Для того, чтоб жить в кольце блокады, ежедневно смертный слышать свист, — сколько силы нам, соседка, надо, сколько ненависти и любви... Столько, что минутами в смятенье ты сама себя не узнаешь: «Вынесу ли? Хватит ли терпенья?» — «Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь». Дарья Власьевна, еще немного, день придет — над нашей головой пролетит последняя тревога и последний прозвучит отбой. И какой далекой, давней-давней нам с тобой покажется война в миг, когда толкнем рукою ставни, сдернем шторы черные с окна. Пусть жилище светится и дышит, полнится покоем и весной... Плачьте тише, смейтесь тише, тише, будем наслаждаться тишиной. Будем свежий хлеб ломать руками, темно-золотистый и ржаной.
Медленными, крупными глотками будем пить румяное вино. А тебе — да ведь тебе ж поставят памятник на площади большой. Нержавеющей, бессмертной сталью облик твой запечатлят простой. Вот такой же: исхудавшей, смелой, в наскоро повязанном платке, вот такой, когда под артобстрелом ты идешь с кошелкою в руке. Дарья Власьевна, твоею силой будет вся земля обновлена. Этой силе имя есть — Россия. Стой же и мужайся, как она!
Слайд № 16
Следующая микротема урока «Слово, опалённое войной». Творчество писателей, прошедших фронтовыми дорогами. Фронтовая лирика имела характерную особенность: тема ненависти к смертельному врагу тесно переплеталась с темой любви к своему народу, своей земле. Поэты описывали бои, военные будни, звучала тоска по любимой, по дому, по матери, нежная любовь к Родине.
Журналистами, командирами, простыми
солдатами прошагали войну вместе со своим
народом многие литераторы.
Рабочим столом была редакция фронтовой газеты или блиндаж, землянка на переднем крае. Стихи переписывались с газетной полосы, передавались из уст в уста. Поэты говорили от имени народа, они имели на это право.
Слайд №17
Поэт Алексей Александрович Сурков 1899-1983 Работал военным корреспондентом во время финской и Великой Отечественной войн. Написав «Землянку» и не думал ее печатать, это стихотворение было адресовано жене, оно было личным, закрытым, но судьба распорядилась иначе: стихотворение «В землянке» стало известной песней.
Показ видеоклипа.
Слайд 19
. Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». Сообщение студента. Константин Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Чтение наизусть Константин Симонов Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут. Позабыв вчера. Жди,когда из дальних мест Писем не придет Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня , и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня. Пусть друзья устанут ждать. Сядут у огня. Выпьют горькое вино На помин души. Жди , и с ними за одно Выпить не спеши. Жди меня и я вернусь. Всем смертям назло, Кто не ждал меня , тот пусть Скажет : повезло. Не понять неждавшим им, Как среди огня. Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил - будем знать Только мы с тобой. Просто ты умела ждать, как никто другой.
Слайд № 20
Поэт Алексендр Трифонович Твардовский с первых дней на войне, участник битвы за Москву, военный корреспондент, работал во фронтовых газетах Юго-Западного и Западного фронтов - «Красная армия» и «Красноармейская правда», писал очерки и стихи. Свои стихотворения военных лет поэт назвал «Фронтовой хроникой». Это название определяет характер, содержание и эстетические особенности его поэзии, рождавшейся в боевой Чтение наизусть Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте, В пятой роте на левом , при жестоком налете. Я не видел разрыва, я не слышал той вспышки, Просто в пропасть с обрыва и ни дна , ни покрышки. И во всем этом мире до конца его дней Ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей.
обстановке. Стихи этих лет писались в землянках, на привалах, в окопах. С первых дней и до конца Великой Отечественной войны прошел Твардовский вместе с боевыми частями Красной Армии по дорогам войны на особенно беспокойном, мобильном и во всех отношениях «жарком» Юго-Западном фронте. Летом 1941 года он исколесил всю Украину; под Каневом выходил из окружения. Закончил войну в Кенигсберге. Стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно назвать памятником погибшим воинам. Я- где корни слепые ищут корма во тьме, Я- где с облачком пыли ходит рожь на холме. Фронт горел, не стихая, как на теле рубец, Я убит и не знаю, наш ли Ржев наконец? Удержались ли наши там, на среднем Дону? Этот месяц был страшен, было все на кону. Наши очи померкли, пламень сердца погас, На земле, на поверке выкликают не нас. Я убит подо Ржевом, тот еще под Москвой, Где-то воины, где вы? Кто остался живой? Завещаю в той жизни вам счастливыми быть, И родимой Отчизне с честью дальше служить. И беречь ее свято, братья счастье свое В память воина-брата, что погиб за нее .
СЛАЙД 20
В творческом отчете Твардовского Военной комиссии Союза писателей 22 июня 1942 года впервые было объявлено название новой поэмы: «Василий Теркин». «Книга про бойца» – так обозначил поэт жанр своего произведения. Таков подзаголовок поэмы.
СЛАЙД 21
Константин Симонов так сказал о книге про бойца А. Твардовского: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне на войне». В сырых и холодных окопах солдаты читали ее, ждали новые главы и даже интересовались, на каком фронте воюет Теркин? В основу сюжета положены события, действительно происходящие на фронте. Чтение наизусть Теркин –кто же но такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем парень хоть куда, Парень в этом роде, В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно, Красотою наделен Не был он отменной Не высок, не то чтоб мал, Но герой- героем. На Карельском воевал За рекой Сестрою. И не знаем почему, Спрашивать не стали, Почему тогда ему
Не дали медали. Не гляди, что на груди, А гляди, что впереди! В строй и июня, в бой с июля, Снова Теркин на войне. -Видно бомба или пуля Не нашлась еще по мне. Был в бою задет осколком, Зажило- и столько толку. Трижды был он окружен Трижды- вот он- вышел вон. Но однако, жив вояка! К кухне с места, с места-в бой! Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой!
Слайд 22
Один из оригинальнейших русских писателей современности, признанный основоположник авторской песни,
Булат Окуджава
родился и вырос в Москве. Из девятого класса средней школы ушел в 1941 году добровольно на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, а после ранения – радистом тяжелой артиллерии. Его стихотворение «До свидания, мальчики!» стало любимым стихотворением многих бойцов. Чтение наизусть. Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли – Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили И ушли, за солдатом – солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат, И себя не щадите, И все-таки Постарайтесь вернуться назад!
Слайд 23
Поэт танкис т Сергей Орлов Сначала был командиром экипажа тяжелого танка, потом уже командиром взвода танков гвардейской бригады Он воевал на Волховском и Ленинградском фронтах командиром тяжёлого танка "КВ", . В перерывах между сражениями он продолжал писать стихи и публиковал их в армейской газете «Ленинский путь». 17 февраля 1944 г. в бою за освобождение Новгорода товарищам по оружию чудом удалось вытащить командира танкового взвода Орлова из горящей боевой машины. Один из осколков не задел его сердце только потому, что попал в медаль «За оборону Ленинграда». Лицо спасённого танкиста было обезображено, следы ожогов он впоследствии маскировал, отпуская бороду.
Сергей Орлов
Когда это будет, не знаю, В краю белоствольных берез Победу 9 мая Отпразднуют люди без слез. Поднимут старинные марши Армейские трубы страны. И выедет к армии маршал, Не видевший этой войны. И мне не додуматься даже, Какой там ударит салют. Какие там сказки расскажут, Какие там песни споют. Но мы-то доподлинно знаем, Нам знать довелось на роду, Что было 9 мая С утра в сорок пятом году
Слайд 24. Владимир Семенович Высоцкий во время войны был ребенком. Провел детство в эвакуации с матерью. Его военные стихи настолько проникновенны и точны, что ветераны писали и спрашивали его, на каком фронте служил . Его образы в кино говорят о нем, как о человеке талантливом, проникновенном. Чтение наизусть. Кто сказал: «Все сгорело дотла, Больше в Землю не бросите семя»?! Кто сказал, что Земля умерла? Материнства не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? Нет – она почернела от горя. Как разрезы, траншеи легли, И воронки, как раны зияют. Обнаженные нервы Земли Неземное страдание знают. Она вынесет все, переждет! Не записывай Землю в калеки! Кто сказал, что Земля не поет, Что она замолчала навеки?! Нет! Звенит она, стоны глуша, Изо всех своих ран, из отдушин. Ведь Земля – это наша душа, Сапогами не вытоптать душу! Кто поверил, что Землю сожгли? Нет! Она затаилась на время…
Слайд 25
С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству. Выразительное чтение стихотворения Владимира Сергеева «Фронтовики, наденьте ордена!» Была война, но мы пришли живыми, Чтоб новой жизни сеять семена. Во имя павших и живых во имя, Фронтовики, наденьте ордена! Солдат в атаку шел не за награду, Но велика награды той цена. Во имя чести воинской и правды, Фронтовики, наденьте ордена! Чтоб не пылать земному шару снова, Солдатской крови пролито сполна. Чтоб помнил враг урок войны суровой, Фронтовики, наденьте ордена!
Слайд № 26
Сделаем выводы по уроку. Делают выводы, записывают в тетрадь. Рефлексия. Выберите в хрестоматии понравившееся вам стихотворение и напишите его анализ
.
ГБОУ СПО «Кувшиновский техникум»
Преподаватель : Ерегина Марина Альбертовна.
Методическая разработка урока общеобразовательной
дисциплины.
Раздел: Русская литература 20 века.
Тема урока: « Поэзия о Великой Отечественной войне»
Урок-концерт.
Цель занятия:
дать общую характеристику поэзии о Великой Отечественной войне;
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с поэзией Великой Отечественной войны - формировать компетенции познавательной деятельности: проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование; учить организовывать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей; -подвести к осмыслению основной роли литературного слова во время Великой Отечественной войны
Развивающие:
-
формировать языковую , коммуникативную, лингвистическую компетенцию (развивать речевые и творческие способности обучающихся, развивать умение работать с художественным текстом ); - совершенствовать умения и навыки обучающихся по развитию связной монологической речи, анализу поэтического текста;
Воспитательные:
- формировать интерес к художественной литературе; - воспитывать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами; - воспитывать на примере художественной литературы чувство гордости за героическое прошлое своей страны, чувство уважения к подвигу воинов -воспитывать добропорядочность, отвращение к преступлению, сочувствие к страдающим людям; Оборудование: 1) компьютерная презентация; 2) выставка книг о войне.
Ход урока:
Преподаватель
Обучающийся
1 этап урока. Организационный.
2 этап урока. Определение темы урока.
Целеполагание и мотивация.
Слайд 1 .
70 лет мы живём без войны, и столько лет помним её, каждый её день – от первого до последнего. Помним расплавленные камни Бреста и Сталинграда, овраги Дубосекова и поля Прохоровки, пепел Хатыни. За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те, кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто СЛОВОМ вселял веру в победу, подбадривал, призывал подниматься на защиту своей страны, Родины, Отчизны. Тема нашего урока: «Поэзия о Великой Отечественной войне». - Прочитайте слова А.Т.Твардовского, которые являются эпиграфом урока. Какую основную мысль они содержат? Определяют тему урока. Записывают тему урока - Сколько бы не прошло лет, мы не имееем права забывать о боли и тяготах народа во время войны. Мы не имеем права забывать имена погибших и выживших героев. - Мы обязаны знать о войне, помнить о ней затем, чтобы этого никогда не повторилось.
Слайд № 2
«Когда гремит оружие, музы молчат,» - это восходящее к Древнему Риму изречение ни в коей мере не относится к нашей Отечественной войне. Даже самый скептический исследователь истории страны в 1941-45 гг. неизбежно придёт к выводу, что её насквозь пронизывала поэзия, - правда, в наибольшей степени в её музыкальном, песенном воплощении, которое усиливает воздействие речи на души людей и словно придаёт ей крылья, несущие её по всей стране. Едва ли будет гиперболой утверждение, что это слово являлось очень весомым и, более того, необходимым «фактором» Победы. Почему же поэзия тех лет смогла обрести столь существенное значение для страны? Естественно предположить, что
она так или
иначе выражала в себе глубокий и истинный
смысл великой войны
, - смысл, который не раскрылся во всей его глубине в газетах, листовках и радиопублицистике того времени и, более того, не раскрыт по-настоящему в позднейшей историографии войны. За последние годы появилось немало сочинений, в которых события 1941-45 гг. преподносятся как схватка двух чудовищ – нацизма и коммунизма, или, попросту, Гитлера и Сталина, ввергших десятки миллионов людей в бессмысленную гигантскую бойню. Узко и поверхностно такое
представление. И тот факт, что
наши войска
сражались не за коммунизм
, между прочим, ясно сознавал сам Сталин, который ещё в 1941 году сказал послу США Гарриману: «
У нас нет
никаких иллюзий, будто бы они сражаются за
нас (т.е. за коммунистов). Они сражаются за
мать-Россию».
Поэзия сознавала этот смысл войны с самого начала. Что главное в этой теме мы выделяем? -Поэзия выражала в себе глубокий и истинный смысл великой войны :защищать свою Родину,свой народ
Слайд № 3
Первым откликом на горькие события 22 июня 1941 года стала песня «Священная война», музыка Александра Александрова, слова Владимира Лебедева-Кумача. Эта песня стала «музыкальной эмблемой» Великой Отечественной войны. Впервые песня прозвучала в двадцатых числах июня 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве, когда воинские эшелоны уходили на запад. Песня была исполнена пять раз подряд. Люди, слушавшие ее, были захвачены грозной силой этой песни, пробудившей в сердцах жажду подвига и ненависть к захватчикам.
Показ видеоролика.
Слайд № 4
-
Начало войны изменило многое в стране
.
- Великая Отечественная война на какое-то время вернула литературе свободу творчества. Общая беда объединила писателей и поэтов, не схожих по своей художественной манере и общественной позиции. Вновь зазвучали голоса А. Ахматовой, Б. Пастернака. Я прочитаю стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество» Мы знаем, что ныне лежит на весах, И что совершается ныне, Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
слайд № 5
Впрочем, сегодня найдётся немало авторов, которые скажут, что поэты, творившие в дни войны, находились во власти иллюзий и были идеологически обработаны. Но как быть с тем фактом, что на юге Франции в 1943 году всем существом своим отрицавший коммунизм и не подвергавшийся «идеологической обработке» Иван Бунин думал то же самое.
«Война потрясла и испугала
Бунина: испугала за участь России на
десятилетия
и даже на столетия вперёд, и этот глубинный страх заслонил в его сознании всё то, что в советском строе по-прежнему оставалось для него неприемлемо». В том же 1943 году Бунин признался: «Нет, вы подумайте, до чего дошло – Сталин летит в Персию (на тегеранскую конференцию ноября 1943 года), а я дрожу, чтобы с ним, не дай Бог, чего в дороге не случилось…»
Назовите основные мотивы военной лирики. - мечта о Победе -Родина, боль за страну -товарищество -мечта о подвиге
Слайд № 6
Сейчас мы поговорим о творчестве поэтов, погибших на войне. Первая микротема урока :«Строка, оборванная пулей» Запишите основные цифры презентации слайда. Запись в тетрадь
Слайд 7
Чтение наизусть.
Стихотворение А. Екимцева «Поэт»
Где-то под лучистым обелиском, От Москвы за тридевять земель, Спит гвардеец Всеволод Багрицкий, Завернувшись в серую шинель. Где-то под березою прохладной, Что мерцает в лунном далеке, Спит гвардеец Николай Отрада С записною книжкою в руке. И под шорох ветерка морского, Что зарей июльскою согрет, Спит без пробужденья Павел Коган Вот почти уж семь десятков лет. И в руке поэта и солдата Так вот и осталась на века Самая последняя граната Самая последняя строка. Спят поэты — вечные мальчишки! Им бы завтра на рассвете встать, Чтобы к запоздавшим первым книжкам Предисловья кровью написать!
слайд № 8
Поэт Николай Майоров, погибший в 1942 году на Смоленщине
Чтение наизусть.
Нам не дано спокойно сгнить в могиле – Лежать навытяжку и приоткрыв гробы, - Мы слышим гром предутренней пальбы, Призыв охрипшей полковой трубы С больших дорог, которыми ходили. Мы все уставы знаем наизусть. Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд И ждём приказа нового. И пусть Не думают, что мёртвые не слышат, Когда о них потомки говорят.
слайд № 9
В январе 1943 года под Сталинградом погиб М. Кульчицкий, написавший известные строки, которые сейчас прозвучат. Автор от лица своего поколения надеется, что люди не забудут о них, что их имена не сотрутся в памяти потомков. Он уверен, что существует связь между поколениями.
Чтение наизусть.
Михаил Кульчицкий
Война - совсем не фейерверк, а просто - трудная работа, когда, черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота. Марш! И глина в чавкающем топоте до мозга костей промерзших ног наворачивается на чeботы весом хлеба в месячный паек. На бойцах и пуговицы вроде чешуи тяжелых орденов. Не до ордена. Была бы Родина с ежедневными Бородино.
слайд № 10 Всеволод Багрицкий
С 1940 года учился в Московской Государственной театральной студии и работал в «Литературной газете». С первых дней войны добивался отправки на фронт, хотя был снят с воинского учета из-за сильной близорукости. В октябре 1941 года он, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, был эвакуирован в Чистополь. В январе 1942 года после настойчивых просьб получил назначение в газету «Отвага» Второй ударной армии Волховского фронта. 20-летний
Всеволод
Багрицкий
, сын известного поэта погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года . В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком, который убил юношу… - 20-летний
Всеволод Багрицкий
, сын известного поэта погиб при выполнении боевого задания 26 февраля 1942 года . В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком, который убил юношу…
Чтение наизусть.
Мне противно жить не раздеваясь, На гнилой соломе спать. И, замерзшим нищим подавая, Надоевший голод забывать. Коченея, прятаться от ветра, Вспоминать погибших имена, Из дому не получать ответа, Барахло на черный хлеб менять. Дважды в день считать себя умершим, Путать планы, числа и пути, Ликовать, что жил на свете меньше Двадцати.
Слайд № 11
Поэт Иосиф Уткин Сообщение студента.
С началом Отечественной войны уходит на фронт, воюет под Брянском. В сентябре 1941 года, в бою под Ельней, Уткин был ранен осколком мины — ему оторвало четыре пальца правой руки. Но Уткин рвался «на линию огня», беспокоя высшие военные органы настойчивыми просьбами послать его на фронт. Летом 1942 года Уткин вновь оказался на Брянском фронте — в качестве спецкораСовинформбюро, от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Возвращаясь из партизанского края, 13 ноября 1944 года И. П. Уткин погиб в авиационной катастрофе. Самолёт упал недалеко от Москвы, в руках И. Уткина в момент гибели был томик стихов М. Ю. Лермонтова… Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище Чтение наизусть Послушай меня: я оттуда приехал, Где, кажется, люди тверды, как гранит, Где гневной России громовое эхо, Вперед продвигаясь, над миром гремит. Где слева - окопы, а справа - болота, Где люди в соседстве воды и гранат Короткие письма и скромные фото, Как копии счастья, в планшетах хранят. Здесь громкие речи, товарищ, не в моде, Крикливые песни совсем не в ходу, Любимую песню здесь люди заводят - Бывает - у смерти самой на виду! И если тебя у костра попросили Прочесть, как здесь принято, что-то свое - Прочти им, без крика, стихи о России, О чувствах России к солдатам ее, Как любят их дети, как помнят их жены... И станут тебе моментально слышны И снег, и деревья - весь слух напряженный, Овеянный стужей лесной тишины.
Слайд12
Всех имен не перечесть, война забирала лучших, помните их имена.
Слайд 13
Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать. Но и стоять за станком, растить детей, воевать и писать стихи. Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками. Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Их стихи знали, ждали.
Слайды № 14
У войны « не женское лицо »
Творчество
О. Берггольц, Ю. Друниной
Запишите название второй микротемы. Сообщение студента. Говорят, у войны «не женское лицо» На фронт идёт 17-летняя Юлия Друнина. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалётов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым очень нужна была санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. В 1943 году Друнина была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии: Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Сообщение студента. После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Но находиться в тылу не могла и снова возвращается на фронт, в ноябре 1944 ранена и признана негодной к военной службе. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества В 1975 году Юлии Друниной была присуждена Государственная премия РСФСР. Получая награду, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».
Чтение наизусть.
Зинка
Юлия Друнина Памяти однополчанки — Героя Советского Союза Зины Самсоновой 1 Мы легли у разбитой ели, Ждём, когда же начнёт светлеть. Под шинелью вдвоём теплее На продрогшей, гнилой земле. — Знаешь, Юлька, я — против грусти, Но сегодня она — не в счёт. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живёт. У тебя есть друзья, любимый, У меня — лишь она одна. Пахнет в хате квашнёй и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждёт... Знаешь, Юлька, я — против грусти, Но сегодня она — не в счёт. Отогрелись мы еле-еле, Вдруг — приказ: "Выступать вперёд!" Снова рядом в сырой шинели Светлокосый солдат идёт. 2 С каждым днём становилось горше. Шли без митингов и знамён. В окруженье попал под Оршей Наш потрёпанный батальон. Зинка нас повела в атаку, Мы пробились по чёрной ржи, По воронкам и буеракам, Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы. Мы хотели со славой жить. ...Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Её тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав, Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. 3 ...Знаешь, Зинка, я —
против грусти, Но сегодня она — не в счёт. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живёт. У меня есть друзья, любимый, У неё ты была одна. Пахнет в хате квашнёй и дымом, За порогом бурлит весна. И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. ...Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?
Слайд № 16
Сообщение студента. Ольга Фёдоровна Берггольц – «блокадная поэтесса», влюблённая в свой город, в свой народ, в свою страну. Родилась в 1910 году в Петербурге, в семье врача. Берггольц в 1937 году была арестована по ложному навету. 171 день провела она в тюрьме, в 1939 году была реабилитирована. Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада. В голодном блокадном Ленинграде Берггольц страшной зимой 1942 года писала свой «Февральский дневник». Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна… Мы будем драться с беззаветной силой, Мы одолеем бешенных зверей, Мы победим, клянусь тебе, Россия, От имени российских матерей. По свидетельству сестры, Ольга Фёдоровна «умирала там, в Ленинграде, от дистрофии». Но именно в годы войны Берггольц создала свои лучшие произведения: «Ленинградская поэма», поэма «Февральский дневник», стихотворения, вошедшие в книги «Ленинградская тетрадь», «Ленинград», «Ленинградский дневник». Голос О. Берггольц, который звучал в осаждённом городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев. Сообщение студента. Почти умирая от голода в блокадном Ленинграде, поэтесса не сдавалась и писала лучшие свои стихи. После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской
блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане — мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто. Чтение наизусть. РАЗГОВОР С СОСЕДКОЙ Дарья Власьевна, соседка по квартире, сядем, побеседуем вдвоем. Знаешь, будем говорить о мире, о желанном мире, о своем. Вот мы прожили почти полгода, полтораста суток длится бой. Тяжелы страдания народа — Наши, Дарья Власьевна, с тобой. О, ночное воющее небо, дрожь земли, обвал невдалеке, бедный ленинградский ломтик хлеба — он почти не весит на руке... Для того, чтоб жить в кольце блокады, ежедневно смертный слышать свист, — сколько силы нам, соседка, надо, сколько ненависти и любви... Столько, что минутами в смятенье ты сама себя не узнаешь: «Вынесу ли? Хватит ли терпенья?» — «Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь». Дарья Власьевна, еще немного, день придет — над нашей головой пролетит последняя тревога и последний прозвучит отбой. И какой далекой, давней-давней нам с тобой покажется война в миг, когда толкнем рукою ставни, сдернем шторы черные с окна. Пусть жилище светится и дышит, полнится покоем и весной... Плачьте тише, смейтесь тише, тише, будем наслаждаться тишиной. Будем свежий хлеб ломать руками, темно-золотистый и ржаной.
Медленными, крупными глотками будем пить румяное вино. А тебе — да ведь тебе ж поставят памятник на площади большой. Нержавеющей, бессмертной сталью облик твой запечатлят простой. Вот такой же: исхудавшей, смелой, в наскоро повязанном платке, вот такой, когда под артобстрелом ты идешь с кошелкою в руке. Дарья Власьевна, твоею силой будет вся земля обновлена. Этой силе имя есть — Россия. Стой же и мужайся, как она!
Слайд № 16
Следующая микротема урока «Слово, опалённое войной». Творчество писателей, прошедших фронтовыми дорогами. Фронтовая лирика имела характерную особенность: тема ненависти к смертельному врагу тесно переплеталась с темой любви к своему народу, своей земле. Поэты описывали бои, военные будни, звучала тоска по любимой, по дому, по матери, нежная любовь к Родине.
Журналистами, командирами, простыми
солдатами прошагали войну вместе со своим
народом многие литераторы.
Рабочим столом была редакция фронтовой газеты или блиндаж, землянка на переднем крае. Стихи переписывались с газетной полосы, передавались из уст в уста. Поэты говорили от имени народа, они имели на это право.
Слайд №17
Поэт Алексей Александрович Сурков 1899-1983 Работал военным корреспондентом во время финской и Великой Отечественной войн. Написав «Землянку» и не думал ее печатать, это стихотворение было адресовано жене, оно было личным, закрытым, но судьба распорядилась иначе: стихотворение «В землянке» стало известной песней.
Показ видеоклипа.
Слайд 19
. Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». Сообщение студента. Константин Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде».
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Чтение наизусть Константин Симонов Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут. Позабыв вчера. Жди,когда из дальних мест Писем не придет Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня , и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня. Пусть друзья устанут ждать. Сядут у огня. Выпьют горькое вино На помин души. Жди , и с ними за одно Выпить не спеши. Жди меня и я вернусь. Всем смертям назло, Кто не ждал меня , тот пусть Скажет : повезло. Не понять неждавшим им, Как среди огня. Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил - будем знать Только мы с тобой. Просто ты умела ждать, как никто другой.
Слайд № 20
Поэт Алексендр Трифонович Твардовский с первых дней на войне, участник битвы за Москву, военный корреспондент, работал во фронтовых газетах Юго-Западного и Западного фронтов - «Красная армия» и «Красноармейская правда», писал очерки и стихи. Свои стихотворения военных лет поэт назвал «Фронтовой хроникой». Это название определяет характер, содержание и эстетические особенности его поэзии, рождавшейся в боевой Чтение наизусть Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте, В пятой роте на левом , при жестоком налете. Я не видел разрыва, я не слышал той вспышки, Просто в пропасть с обрыва и ни дна , ни покрышки. И во всем этом мире до конца его дней Ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей.
обстановке. Стихи этих лет писались в землянках, на привалах, в окопах. С первых дней и до конца Великой Отечественной войны прошел Твардовский вместе с боевыми частями Красной Армии по дорогам войны на особенно беспокойном, мобильном и во всех отношениях «жарком» Юго-Западном фронте. Летом 1941 года он исколесил всю Украину; под Каневом выходил из окружения. Закончил войну в Кенигсберге. Стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно назвать памятником погибшим воинам. Я- где корни слепые ищут корма во тьме, Я- где с облачком пыли ходит рожь на холме. Фронт горел, не стихая, как на теле рубец, Я убит и не знаю, наш ли Ржев наконец? Удержались ли наши там, на среднем Дону? Этот месяц был страшен, было все на кону. Наши очи померкли, пламень сердца погас, На земле, на поверке выкликают не нас. Я убит подо Ржевом, тот еще под Москвой, Где-то воины, где вы? Кто остался живой? Завещаю в той жизни вам счастливыми быть, И родимой Отчизне с честью дальше служить. И беречь ее свято, братья счастье свое В память воина-брата, что погиб за нее .
СЛАЙД 20
В творческом отчете Твардовского Военной комиссии Союза писателей 22 июня 1942 года впервые было объявлено название новой поэмы: «Василий Теркин». «Книга про бойца» – так обозначил поэт жанр своего произведения. Таков подзаголовок поэмы.
СЛАЙД 21
Константин Симонов так сказал о книге про бойца А. Твардовского: «Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне на войне». В сырых и холодных окопах солдаты читали ее, ждали новые главы и даже интересовались, на каком фронте воюет Теркин? В основу сюжета положены события, действительно происходящие на фронте. Чтение наизусть Теркин –кто же но такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем парень хоть куда, Парень в этом роде, В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно, Красотою наделен Не был он отменной Не высок, не то чтоб мал, Но герой- героем. На Карельском воевал За рекой Сестрою. И не знаем почему, Спрашивать не стали, Почему тогда ему
Не дали медали. Не гляди, что на груди, А гляди, что впереди! В строй и июня, в бой с июля, Снова Теркин на войне. -Видно бомба или пуля Не нашлась еще по мне. Был в бою задет осколком, Зажило- и столько толку. Трижды был он окружен Трижды- вот он- вышел вон. Но однако, жив вояка! К кухне с места, с места-в бой! Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой!
Слайд 22
Один из оригинальнейших русских писателей современности, признанный основоположник авторской песни,
Булат Окуджава
родился и вырос в Москве. Из девятого класса средней школы ушел в 1941 году добровольно на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, а после ранения – радистом тяжелой артиллерии. Его стихотворение «До свидания, мальчики!» стало любимым стихотворением многих бойцов. Чтение наизусть. Ах, война, что ж ты сделала, подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли – Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили И ушли, за солдатом – солдат… До свидания, мальчики! Мальчики, Постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, Не жалейте ни пуль, ни гранат, И себя не щадите, И все-таки Постарайтесь вернуться назад!
Слайд 23
Поэт танкис т Сергей Орлов Сначала был командиром экипажа тяжелого танка, потом уже командиром взвода танков гвардейской бригады Он воевал на Волховском и Ленинградском фронтах командиром тяжёлого танка "КВ", . В перерывах между сражениями он продолжал писать стихи и публиковал их в армейской газете «Ленинский путь». 17 февраля 1944 г. в бою за освобождение Новгорода товарищам по оружию чудом удалось вытащить командира танкового взвода Орлова из горящей боевой машины. Один из осколков не задел его сердце только потому, что попал в медаль «За оборону Ленинграда». Лицо спасённого танкиста было обезображено, следы ожогов он впоследствии маскировал, отпуская бороду.
Сергей Орлов
Когда это будет, не знаю, В краю белоствольных берез Победу 9 мая Отпразднуют люди без слез. Поднимут старинные марши Армейские трубы страны. И выедет к армии маршал, Не видевший этой войны. И мне не додуматься даже, Какой там ударит салют. Какие там сказки расскажут, Какие там песни споют. Но мы-то доподлинно знаем, Нам знать довелось на роду, Что было 9 мая С утра в сорок пятом году
Слайд 24. Владимир Семенович Высоцкий во время войны был ребенком. Провел детство в эвакуации с матерью. Его военные стихи настолько проникновенны и точны, что ветераны писали и спрашивали его, на каком фронте служил . Его образы в кино говорят о нем, как о человеке талантливом, проникновенном. Чтение наизусть. Кто сказал: «Все сгорело дотла, Больше в Землю не бросите семя»?! Кто сказал, что Земля умерла? Материнства не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. Кто поверил, что Землю сожгли? Нет – она почернела от горя. Как разрезы, траншеи легли, И воронки, как раны зияют. Обнаженные нервы Земли Неземное страдание знают. Она вынесет все, переждет! Не записывай Землю в калеки! Кто сказал, что Земля не поет, Что она замолчала навеки?! Нет! Звенит она, стоны глуша, Изо всех своих ран, из отдушин. Ведь Земля – это наша душа, Сапогами не вытоптать душу! Кто поверил, что Землю сожгли? Нет! Она затаилась на время…
Слайд 25
С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству. Выразительное чтение стихотворения Владимира Сергеева «Фронтовики, наденьте ордена!» Была война, но мы пришли живыми, Чтоб новой жизни сеять семена. Во имя павших и живых во имя, Фронтовики, наденьте ордена! Солдат в атаку шел не за награду, Но велика награды той цена. Во имя чести воинской и правды, Фронтовики, наденьте ордена! Чтоб не пылать земному шару снова, Солдатской крови пролито сполна. Чтоб помнил враг урок войны суровой, Фронтовики, наденьте ордена!
Слайд № 26
Сделаем выводы по уроку. Делают выводы, записывают в тетрадь. Рефлексия. Выберите в хрестоматии понравившееся вам стихотворение и напишите его анализ
.
В раздел среднее профессиональное образование