"Система воспитания от первобытного общества до настоящих дней".
статья
Автор: Титкова Наталья Николаевна, преподаватель, ГБПОУ ТСиТ№29, Москва
В раздел среднее профессиональное образование
Система воспитания от первобытного общества
до настоящих дней.
О воспитании детей в первобытном обществе известно немного. Это сведения путешественников XIX –XX веков, изучавших жизнь племен Австралии и Океании. До нашего времени дошли фольклор, рассказывающий о воспитании детей, и археологические находки орудий труда и детских игрушек. 1,5 млн. лет назад в племенах Homo Sapiens начали формироваться элементы воспитания, которое было продиктовано жизненной необходимостью. Для благополучного существования необходимы знания о местности, животных и растениях, о способах защиты и добывания пищи. Старшие, наиболее знающие, члены племени передавали свой опыт подрастающему поколению. Воспитание носило коллективный характер. Со временем произошло разделение по полу и по возрасту. Мальчики воспитывались мужчинами и обучались принципам охоты и защиты племени. Девочки учились сохранению очага, ведению домашнего хозяйства. 45 тысяч лет назад древние люди все активнее переходят от присваивания (собирательство, охота) к производительному труду (земледелие, скотоводство). Появлялись все новые орудия труда, а вместе с ними детские орудия, с помощью которых осуществлялось трудовое воспитание. Основными методами воспитания были одобрение и наказание, а также система табу (запретов), которые регламентировали жизнь племени. 10 тысяч лет назад появилось понятие «семья». Воспитанием детей теперь занимались не все члены общины, а родственники. Сохранилось деление на женское и мужское воспитание. С появлением семьи началось постепенное расслоение общества. Для детей высших сословий трудовое воспитание вводилось несколько позже, чем для остальных. Дети низкого происхождения с раннего возраста трудились в меру своих возможностей рядом с взрослыми, так как это обеспечивало семье существование. Основным приемом воспитания было повторение. Взрослые показывали определенное действие, а ребенок выполнял его до тех пор, пока оно не доходило до автоматизма. Важным этапом воспитания в первобытном обществе стало распространение обряда инициации (посвящения во взрослую жизнь). Инициация представляла собой ряд испытаний практического характера, которые проверяли знания и умения, необходимые для существования. После
прохождения обряда мальчик 10-15 лет считался взрослым, полноценным членом общества. Многое изменилось в системе и методах воспитания детей с древних времен до настоящего времени, но сохранились некоторые принципы семейного воспитания, которые часто применяются родителями во всем мире – поощрение и наказание, обучение своим примером. Ну, а теперь, что происходит на сегодняшний день в мире? То, на каких идеалах воспитываются наши дети, просто что-то нечеловечное, в частности то, что каждый день транслируется по телевизору. Идет серьезная пропаганда разврата и насилия, потребительского образа жизни, подменяется нравственность. Как пример такого воспитания сегодня выступают молодежные сериалы, например, «Школа». Место действия в сериале ограничено: школа, улица, дом. Ограниченное место – это загон, известно для кого. Загон заполнен толпами действующих лиц – учителя, ученики, семьи учеников. Действующие лица по типу психики - зомби и животные. В сериале, что ни семья, то проблема: - нет родителей, а есть дедушка после инсульта да мечущаяся бабушка, - безотцовщина, больная мама «на руках» девятиклассника, - отец – алкоголик, - у папы любовница – учительница сына, - папа ушёл из дома, претендует на жилплощадь. Вот и получается, что воспитатели-родители загоняют детей в школу как бы на обучение, учителя в школу идут изображать из себя учителей, ученики в школу идут прожигать жизнь. Каждый из них со своей частной целью и своей мерой понимания своего места в этих процессах. Основной вклад в растление поколений внесло телевидение, вторгшееся в жизнь каждой семьи: - прямая реклама порочного образа жизни, - представление в сериалах и кинофильмах насилия, сатанизма, половой распущенности, пьянства, наркомании, разных способов
мошенничества современных бендеров, всего спектра порочной нравственности в виде естественной нормальной жизни общества, - формирование в бесконечной череде шоу многочисленных клише для обновления мировоззренческого калейдоскопа. На сегодняшний день система образования и воспитания не справляется с проблемами, вызванными подобными фильмами. Где субъектами управления в них являются ученики, объектами управления являются родители (семья) и учителя (школа). Хотя в реальности должно быть наоборот. Список литературы 1. Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 1998. 2. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй / Пер, с нем. М., 1979. 3. А.Н. Джуринский История педагогики. Древнего и средневекового мира. - М. Совершенство 1999. 4. А.И. Пискунов История педагогики от зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVIII в. Екатеринбург, Единство 2004. 5. Прокоменко А.И. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства. М. 2012. 6. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой. Владимир, 2013. 7. Караковский В.А., Новикова Л.И. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. М., 2010. 8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2013. 9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М., Издательский центр "Академия", 2012.
В раздел среднее профессиональное образование