Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Развитие речи студентов в процессе изучения литературы".

статья

Автор: Калинина Наталия Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы, ГБП ОУ "Калязинский колледж", г. Калязин, Тверская область



В раздел среднее профессиональное образование



Статья на тему
:

«Развитие речи студентов в процессе изучения

литературы»


Проблема развития речи студентов имеет большое общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры человека. Поэтому решение этого вопроса – одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса студентов на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые я пытаюсь решать в своей профессиональной деятельности. Ведущим принципом организации работы по совершенствованию речевой деятельности у студентов считаю тесную взаимосвязь этой работы с анализом художественного произведения. Основные направления, используемые в работе по развитию речи студентов: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения. 2. Обучение студентов различным видам и жанрам монологических и диалогических высказываний. 3. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи студентов. Одним из основных приемов, который я использую на уроке по развитию речи студентов, является научный пересказ. Этот прием позволяет передать содержание текста, включает в него отдельные цитаты, сопровождается необходимым минимумом литературоведческих оценок и комментариев, раскрывает собственную позицию выступающего. Научный пересказ я использую чаще всего на занятиях по обзорным темам, когда передо мной или выступающим студентом стоит задача познакомить группу с содержанием какого-либо художественного произведения и параллельно дать представление о его идейно-художественных особенностях. В процессе анализа произведения пересказываются те отрывки, которые детально не разбираются на уроке, но устанавливают между ключевыми эпизодами связи. После изучения произведения ставлю ряд проблемных вопросов, например:
--
В чем сила и слабость нигилиста Базарова? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
--
Каков смысл названия повести «Собачье сердце»? (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)
--
Почему, несмотря на то, что Раскольников убийца, у автора и читателя он вызывает сочувствие? (по роману Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание »)
--
Почему, несмотря на симпатию Воланда к Мастеру и Маргарите, он все-таки решает забрать их в потусторонний мир? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
--
Почему Авдий Калистратов сознательно идет на гибель? (по роману Ч.Т.Айтматова «Плаха»). В последние годы применяю на уроках литературы модульную систему. Студентам, прочитавшим полностью художественное произведение, усвоившим его проблематику, стиль, поэтику, предлагаю ответить на вопрос. Например:
--
Проблема отцов и детей в наше время.
--
Роман «Война и мир» у Толстого и на телеэкране.
--
Изображение сталинских репрессий в романе А. С. Солженицына «Архипелаг Гулаг»
--
С. А. Есенин в нашем представлении и на телеэкране.
--
Отражение истории в романах В. Пикуля «Фаворит» и «Каторга». Часто на уроках литературы ставлю актуальные проблемы, характерные для 19-20-21 веков.
Например:
--
Что бы сделали вы на месте того или иного героя в данной ситуации?
--
Как в наше время можно понять философский вопрос, поставленный Горьким: «Что лучше: сладкая ложь или горькая правда?»
--
Кого мы называем манкуртом?
--
Встречали ли вы в своей жизни чеховского Ионыча?
--
Актуальны ли проблемы, поставленные Л. Н. Толстым, в наше время? Значительное внимание на уроках литературы уделяю работе по развитию письменной речи студентов. Это, прежде всего, написание аудиторных и домашних сочинений. Предварительно мы проводим с группой следующую работу: составляем план, обсуждаем и выбираем удачный эпиграф, подбираем текст, формулируем отдельные положения. Обращаемся к различным трактовкам произведения. На уроках литературы проводятся следующие виды сочинений: 1. Сочинения о литературных героях. Например: «Маленький человек» в прозе А. П. Чехова». «Образ женщины в поэзии А. Блока». «Образ Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза». 2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом. Например: «Какое произведение А. П. Чехова произвело на вас самое сильное впечатление?» «Конфликт свободы и традиционного уклада в драме А. Н. Островского «Гроза». «Композиционное своеобразие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 3. Разборы отдельных эпизодов и частей произведения. Например: «Сны героя и их художественные функции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Картины московской жизни в изображении М. А. Булгакова» (по роману «Мастер и Маргарита»). 4. Литературные обзоры. Например: «Судьбы русской деревни в литературе 60
--
90-х гг. ХХ века». «Человек и его время в рассказах А. С. Солженицына». Все перечисленные виды сочинений являются результатом прочтения и осмысления литературных произведений. Для развития устной и письменной речи студентов регулярно даю возможность выступать с докладами, участвовать в конференциях, диспутах. Рассмотренные приемы способствуют развитию эмоционально-образной речи студентов, интенсивному обогащению словарного запаса, обогащению речи интонационной выразительностью, прогрессу в общекультурном развитии.


В раздел среднее профессиональное образование