Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Как справиться со сценическим волнением"

статья

Автор: Клинова Светлана Александровна, преподаватель фортепиано, ГБПОУ "Нижегородский областной колледж культуры", г. Бор Нижегородскя область



В раздел среднее профессиональное образование



1
ГБПОУ «Нижегородский областной колледж культуры»

Статья:

«Как справиться со сценическим волнением»

.

Авторы: Клинова С.А.- преподаватель фортепиано,

концертм ейстер ГБПОУ НОКК

Лешневская Е.П. – концертмейстер,

преподаватель фортепиано ГПБОУ НОКК

2015 г.


Тема сценического волнения всегда была актуальна для музыкантов- исполнителей, от начинающих – до великих мастеров. Столь же актуальна она и для меня, как преподавателя по дисциплине фортепиано . Участие в концертах – важная составляющая обучения музыкантов-исполнителей в колледже культуры. Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития студента, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, волю, творческую фантазию и воображение, воспитывает эстрадную выдержку, глубину эмоций, артистизм. В то же время, исполнитель испытывает на эстраде сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло.
2 . По своим характеристикам публичное выступление учеников относят к стрессовым ситуациям. Главным стрессом для них является зрительский зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Поэтому возникают трудности психологического порядка. Зачастую публичное выступление становится настоящим испытанием «на прочность» даже у концертирующих исполнителей, не говоря уже об учащихся колледжа. При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня необходимо предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач, чтобы успеть добросовестно пройти все стадии разучивания от тщательного разбора текста до овладения ритмическими, техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки пьесы по частям и их объединение в целое произведение с единым художественным замыслом. Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием. Сценическое волнение проявляется в разных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страхов, панического состояния, может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы. В других случаях напротив, волнение вызывает в человеке празднично- приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Большое значение имеет воспитание в учениках воли, ведущей к победе. Известный музыкант, музыкальный психолог А. Готсдинер отмечает 5 фаз волнения: 1) далекое предконцертное волнение, которое усиливается к моменту выступления, 2) подъем, легкая эйфория, мысленное идеальное представление своего выступления. «Волнение-паника», сильное перевозбуждение, «волнение-апатия» - скорее бы отмучаться, угнетенное состояние. 3) уже на сцене «туман в глазах». Ученик как бы плывет – в этот момент преподавателю уместно встряхнуть ученика – дать задание переставить стул, убрать пюпитр. 4) «начало». Найти клавиши, нащупать педаль, почувствовать ощущение, силы в кончиках пальцев, пропеть 2-3 такта, вспомнить нотный текст, приветливо себе улыбнуться. 5) окончание Нельзя особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления, как физического, так и эмоционального. Не зря Натан Ефимович Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки»выступления. Это или радостный подъем, или усталость, или разочарование. Любая форма волнения обостряется усталостью. Большое значение имеет также то, выступает ли музыкант как солист или играет в ансамбле. Распределение обязанностей между несколькими исполнителями снижает остроту переживаний. Причина страхов может крыться в неправильно подобранной программе, в ее серьезной завышенности, когда от непродуманных «скачков» в развитии на сцене выползают все предыдущие «пробелы». Чаще всего волнение навевается мыслями типа: «Что обо мне скажут?» «Какова будет оценка моей игры?» и т. п. Произведение должно быть выучено не на 100, а на 150%. Само ощущение «чистой совести» исполнителя добавит ему уверенности в себе и наоборот. Но отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя. Профессор Н.В.Трулль замечает: «Если человек не волнуется перед выходом на сцену – он не артист,
3 и на сцене ему делать нечего». Важна грань между паническим страхом и сценическим волнением. Молодых исполнителей надо подготавливать к выходу на сцену – и подготавливать не только в профессионально-исполнительском плане, но и в психологическом. Молодые люди зачастую не знают, как надо выйти на сцену, как сесть, какими внутренними приемами можно успокоить себя, что делать в моменты пауз, в перерывах в игре. И, конечно, не в последние дни надо отрабатывать поклоны, выход и уход со сцены. Вот несколько методов психологической устойчивости студента при подготовке к выступлению.
1.

Метод самовнушения:
Следует повторять друзьям и самому себе: « Я с нетерпением жду концерта». И если это повторять часто вслух или про себя, страх перед выступлением будет уступать место чувству уверенности. Самовнушение полезно связывать с картиной будущего успеха. Ведь установка на успешное выступление – это разумное сбережение нервно-психической энергии, это умение управлять собой и переводить переживания в нужное русло.
2.

Метод игры перед мысленно представляемым слушателем:
На последних этапах работы, когда произведение готово, надо приучать ученика проигрывать его от начала и до конца, с представлением, что он играет перед взыскательной комиссией или слушательской аудиторией (попросить прослушать свою игру родителей или друзей по общежитию). Вместо слушателей можно выставить ряд стульев. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, проявляющиеся при усилении волнения
3.

Метод обыгрывания:
Следующим наиболее важным методом, является обыгрывание, которое создает подобие концертной атмосферы. Чем чаще выступления, тем реже страданий от недуга волнения. При частых выступлениях учатся справляться с волнением даже самые робкие студенты, чувствуя себя на сцене с каждым разом значительно увереннее. Любой промах на сцене надо приучать учащихся игнорировать, так как, разволновавшись из-за одной ноты, можно испортить все исполняемое. . При регулярных обыгрываниях, организм учащегося приучается справляться с волнением, но если перерывы между выступлениями растягиваются на долгое время, то адаптации не происходит. Открыть много неожиданного, полезного может помочь звукозапись – на видео, диктофон.
4.

Метод предельной концентрации внимания, с осознанием и прочувствованием

всего, что связано со звукоизвлечением:
Погружение в музыкальную ткань происходит при выполнении таких упражнений как: а) пропевание учеником ( сольфеджирование) без поддержки фортепиано, б) пропевание учеником вместе с инструментом, в) пропевание учеником про себя (мысленно), г) пропевание учеником вместе с мысленным проигрыванием.
4 Очень хорошо тренирует концентрацию внимания медленная игра на пианиссимо.
5.

Перспективное мышление


Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. Важно научиться не придавать этому никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей. Главное – сохранить течение музыки.
6.

Метод выявления возможных ошибок:
Когда программа уже достаточно выучена, и ученику кажется, что он знает все крепко, нужно постараться застраховать его от случайных ошибок. Для концентрации внимания очень хорош способ – игра с помехами: попросить ученика попытаться поиграть свою программу дома при включенном на среднюю громкость радио, телевизоре, магнитофоне. -Попросить ученика медленно поиграть отобранное произведение с завязанными глазами, или в темной комнате. При этом проследить, чтобы не было мышечных зажимов и оставалось ровным и ненапряженным дыхание. _ Побегать, попрыгать, поприседать – до учащенного сердцебиения, и сразу же начинать исполнять программу – несколько похожее состояние бывает перед выходом на сцену.
«Волнуйся не за себя, волнуйся за композитора!»
- такой плакат висел за кулисами малого зала Петербургской консерватории Накануне концерта поиграть все в сдержанном темпе, беречь силы, эмоции; почитать с листа, поиграть что-нибудь из старого репертуара, посмотреть играемое произведение по нотам; спать лечь пораньше и хорошо выспаться; много не заниматься, чтобы не было, по словам Г.Нейгауза, «душевной изношенности» из-за переутомления. И вот наступил долгожданный день концертного выступления. Важный элемент – разыгрывание, оно нужно для разминки мышц, участвующих в игре, и психологического аппарата в целом. Организм входит в состояние «боевой готовности» - повышается пульс, дыхание, скорость протекания мыслительных процессов. Необходимо помнить, что игра в быстром темпе перед выходом на сцену ведет к усилению беспокойства и трате нервной энергии. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски, чтобы не разрывать единства музыкальной ткани. Немаловажным фактором успешного выступления является состояние рук. Для «ледяных» рук можно выполнить ряд гимнастических упражнений . Для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив теплым слабым чаем или водой. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожание рук, а вот использование медицинских, «химических» успокоительных средств обрекает ученика на неэмоциональную, вялую игру.
Советы студенту перед выступлением:
Выходя на сцену – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, - сердцебиение приходит в норму, появляется спокойствие. Важно удобно сесть, приспособиться к инструменту
5 Необходимо удобство и в одежде, главное правило – она не должна стеснять и ограничивать свободу движений. Высокие каблуки мешают пользоваться педалью

В заключении, хочется напомнить, о том, что все перечисленные методы, могут работать при одном важнейшем условии - если педагог пытается развить не только музыкально-исполнительские способности ученика, но и его личность в целом. По глубокому убеждению Г.Нейгауза, «достигнуть успехов в работе над художественным образом, можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно, и пианистически, - иначе воплощения не будет. Чтобы осуществлять личностный рост ученика, педагогу надо развивать его фантазию поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, развивать любовь к искусствам - поэзии, живописи, архитектуре, а главное - дать ему почувствовать этическое достоинство художника, его обязанности, ответственность и права. Не только научить ученика хорошо играть, но сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким.»



В раздел среднее профессиональное образование