"Математика в профессии водителя"
План -конспект урока
Автор: Летавина Вера Валентиновна, преподаватель математики, ГАПОУ АО "Устьянский индустриальный техникум", п. Октябрьский, Устьянский район, Архангельская область
В раздел среднее профессиональное образование
Тема урока: "Математика в профессии водителя"
Тип урока
-
урок применения полученных знаний и умений Форма урока
-
семинар Преподаватель: попробуйте сформулировать цель нашего урока
Цель урока
: формировать навыки и умения применения знаний по математике для решения задач производственного характера.
Задачи:
образовательная:
-
показать значимость математики для формирования профессиональных компетенций.
развивающая:
-
формирование умений самостоятельно отбирать и изучать информацию, обсуждать на уроках результаты их познавательной деятельности;
-
развитие познавательных умений студентов;
-
применять полученные знания на уроках математики для решения задач производственного характера.
воспитательная:
-
воспитывать у студентов любознательность через познавательную информацию;
-
содействовать воспитанию интереса к математике;
-
воспитывать у студентов внимание, терпение и культуру общения.
Методы обучения:
объяснительно - иллюстративный, проблемно- поисковый.
Дидактические и технические средства применения:
презентация к уроку, раздаточный материал с практическим заданием для решения задач, калькуляторы.
Ход урока
Группа студентов делится на две подгруппы.
1. Вступительное слово преподавателя
:
“Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех
науках в природе?”
Платон (древнегреческий философ, ученик Сократа) Уважаемые студенты, вы поступили в наш техникум, чтобы получить профессию « Тракторист – машинист с/х производства», профессию, связанную с техникой. Давайте обсудим, какую значимость имеют математические знания в вашей будущей профессии.
Но прежде мы поговорим о значимости математики в жизни человека.
Выступления студентов:
1 студент
Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. Как и всякая наука, математика имеет свою историю, подчас не менее интересную, чем история войн, государств, великих личностей. Подобно географическим открытиям, расширяющим знания человека о мире, и математика открывала для человека новые горизонты: люди учились измерять, считать, задумываться о закономерностях того или иного природного явления и находить вокруг себя гармонию. Пирами́ да Хео́ пса в Египте — единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней построена около 2540 года до н. э. Высота пирамиды : ≈ 138,75 м Площадь: ≈ 53 000 м² (5,3 га) Общий объем пирамиды: ≈ 2,58 млн м³ Средняя масса одного каменного блока: ≈ 2,5 млн тонн (на слайд) Поражает то, что все эти огромные каменные блоки нагромождённые друг на друга ничем не скреплены, блоки так хорошо отшлифованы, что плотно прилегают друг к другу и держатся собственной тяжестью. Трудно понять, как могло быть создано такое грандиозное сооружение, имея перед глазами механизированное строительство того времени. Тысячи рабов в течение 20 лет трудились над возведением пирамиды. Точная ориентация пирамиды по сторонам горизонта, её прочность говорят о выдающихся познаниях египетских астрономов и геометров: - солнце на восходе и заходе освещает гробницу фараона Хеопса; -высота пирамиды составляет ровно миллиардную долю расстояния от Земли до Солнца; - если разделить периметр основания пирамиды на удвоенную высоту, то получим число 3,14…; - в размерах внутренних помещений пирамиды прослеживается прямоугольный треугольник с катетами 3единицы, 4единицы и с гипотенузой 5 единиц. (на слайде треугольник)
И если эпоха Великих географических открытий имеет чётко очерченные исторические рамки, то эпоха математических открытий, похоже, не закончится никогда. Область применения математики не ограничена: все виды движения материи могут изучаться математически. Типичным примером полного господства математики является небесная механика, в частности учение о движении планет. Математика, физика и астрономия – родные сестры весьма почтительного возраста, но не стареющие, а молодеющие и живущие в дружбе и союзе. Плод этого союза – наши космические корабли и спутники, бороздящие безбрежное пространство. Современный мир полностью держится на математике.
2студент:
Нужны ли знания математики в профессии «Водителя»? Водитель – это квалифицированный рабочий, который управляет автотранспортными средствами, выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автотранспортного средства. Способности: - высокий уровень устойчивости внимания; - хорошее пространственное воображение; - хорошая моторная память (память на действия); - физическая сила и выносливость; - развитая ручная моторика; - хорошая координация движений; - способность конструировать; - аналитическое мышление. А теперь попробуйте назвать личностные качества водителя (затем слайд) Личностные качества: - эмоциональная стабильность и надежность; - терпеливость; - ответственность за выполняемую работу; - тщательность, аккуратность, систематичность в работе; - самоконтроль; - дисциплинированность; - упорство, настойчивость.
Все эти качества воспитываются не только на уроках вождения
автомобиля, теоретических основах устройства и технического
обслуживания автомобиля, но и на уроках математики.
3студент:
Область машины, где пригодятся знания по математике: 1. Автомобильные фары. Для того чтобы зеркало фар отражало лучи параллельным пучком, зеркалу нужно придать форму параболоида вращения, внутри которого в определенной точке находится лампочка. Параболоид вращения – это поверхность, которая образуется при вращении параболы вокруг ее оси. В курсе алгебры мы изучали эту тему: График функции y=x2 и ее свойства. 2. Чтобы изготовить шестеренку надо окружность разделить на n-равных частей. С этой задачей мы встречались на уроках геометрии: научились при помощи циркуля , линейки и транспортира делить окружность на любое количество равных частей. 3. Для подбора поршней к цилиндрам вычисляют зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Диаметр поршня измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм днища поршня. Знать
устройство автомобиля, рассчитать скорость, расход топлива -
для водителя главная задача. Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1: В грузовом автомобиле с четырьмя колёсами сзади и двумя колёсами спереди шины передних колёс стираются через 20000км, а задних - через 30000км. Оказывается, если своевременно поменять шины местами, на них можно проехать 25700км, проявив смекалку и расчётливость. слайд Пример 2: При сооружении горки на полигоне нашего техникума необходимо было соблюдать требования государственного стандарта: коэффициент сцепления должен равняться 0,2 слайд или фото горки Мы произвели необходимые измерения: а = 1,4м, b = 6,8м и вычислили тангенс угла наклона с помощью тригонометрии tgα = a/ b =1,4/6,8 = 0,20588, а b
по нашим расчётам угол наклона горки -11,5°, в действительности -12° Учитывая погрешности, которые допущены нами при измерениях и вычислениях. Можно сказать, что коэффициент сцепления соответствует требованиям государственного стандарта
2.Преподаватель:
А сейчас я предлагаю решить несколько задач профессионального характера с применением математического аппарата. (выдать тексты студентам) Задача 1. Реакция водителя не должна превышать – 1 сек. Какое расстояние пройдет автомобиль за 1 секунду при V = 80 км/ч.? (СЛАЙД-картинка) в ученических Задача 2. Грузовой автомобиль движется по грунтовой дороге со скоростью 54 км в час по закону: S(t)=⅓t 3 -9.3, где S-путь (м), t-время (с). ….. Найдите тормозной путь автомобиля. (СЛАЙД-задача и решение) в ученических чтениях Задача 3. Масса легкового автомобиля 1050кг, вместимость – 5 человек, которые весят в среднем по 70кг, плюс 10кг груза на каждого. Это разрешённая максимальная масса для автомобиля. Необходимо на этом автомобиле, в котором едут 4 человека перевезти груз массой 220кг. Соответствует ли вес разрешённой максимальной массе автомобиля? легковой Задача 4. Экскаватор зачерпывает ковшом и грузит в машину 15кубических метров гравия за 3минуты. Сколько времени потребуется, чтобы погрузить кучу гравия в форме конуса высотой 4м, длиной окружности основания 62,8м?экскаватор
Ведущий:
Интеллект – шоу. В черном ящике находится предмет, связанный с вашей профессией. Вам будет предложено 4 вопроса – подсказки относительно предмета, находящегося в ящике. (выдать тексты студентам) 1. Изобретение этого предмета 110 лет назад и внедрение технологий массового производства произвели настоящую революцию в мировой автомобильной промышленности. Это устройство является одним из важнейших элементов, определяющих качественную работу двигателя. От его состояния зависит качественный запуск двигателя, стабильность его работы на холостом ходу, максимально достижимая скорость, расход топлива. 2. Неисправность этого устройства может привести к выходу из строя других элементов системы зажигания (например, катушки, крышки трамблера или т.н. "бегунка") 3. Как известно, одним из важнейших параметров этого устройства является её тепловая характеристика (калильное число). Калильное число характеризует степень теплопроводности 4. Нормальное состояние этого устройства – керамическая юбка центрального электрода равномерно покрыта серо-коричневыми или кофейного цвета отложениями. Черный маслянистый нагар на электродах и изоляторе – как правило, показывает на неправильный температурный режим или же попадание моторного масла в цилиндр.
3.Преподаватель:
А сейчас проверим ваши знания из истории развития автомобильного транспорта. - Кто и в каком году в нашей стране начал проводить эксперименты с двигателем внутреннего сгорания? (1884г. Евгений Александрович Яковлев, лейтенант российского флота, создатель отечественного двигателя внутреннего сгорания, конструктор первого российского автомобиля).
- Назовите фамилию немецкого инженера, который является изобретателем автомобиля. В 1885 году он построил первый в мире автомобиль. Патент на изобретение этого автомобиля был получен им в 1886 году. (Михаэль Бенц, немецкий инженер, изобретатель, изобрёл автомобиль с мотором мощностью 200 л.с.) - Назовите марку автомобиля, которую выпускал в Советском Союзе завод «Коммунар». Мощность двигателя – 30,1 кВт, (40 лошадиных сил), скорость – 118 км/ч. (Запорожец, отечественный автомобиль сошёл с конвейера запорожского автомобильного завода в конце 1960г) - В какой стране был установлен первый светофор и кто его изобрёл? (Англичанин Джон Пик Найт, специалист по железнодорожным семафорам. Первый светофор был установлен в Лондоне 10 декабря 1868 года у здания Парламента )
4.Заключительное слово преподавателя
Подводя итоги нашего семинара, можно однозначно сказать, что знания по математике не только нужны, но и необходимы каждому водителю.
Вернёмся
к цели и задачам нашего урока (слайд)
Спасибо всем выступающим, которые подготовили содержательные и интересные выступления и активным участникам семинара.
h2 Решение: V=πR²(h1+h2) h1
В раздел среднее профессиональное образование