Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование элементов музейной педагогики в коррекционной логопедической работе с детьми с выраженной умственной отсталостью".

статья

Автор: Макурина Елена Юрьевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Березовская школа-интернат", город Березовский, Свердловская область



В раздел среднее профессиональное образование




Использование элементов музейной педагогики в коррекционной

логопедической работе с детьми с выраженной умственной отсталостью.
(Внедрение современных методов обучения и воспитания в практику) Макурина Елена Юрьевна, учитель-логопед ГКОУ СО «Березовская школа-интернат» п. Монетный, г. Берёзовский. Многолетний опыт работы с детьми группы «Особый ребенок» позволил выделить наиболее эффективные и результативные формы, приемы и методы работы с данной категорией детей. Вся работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом актуального уровня речевого развития и возможностей «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Общие проблемы речевого развития детей данной категории – отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленная узостью социальных контактов, неадекватная самооценка и неадекватное восприятие других людей.
Основной целью логопедической коррекции
считаю повышение уровня коммуникативной компетентности и максимально возможную подготовку к социуму учащихся с выраженной умственной отсталостью. Задачи, которые нужно решить в ходе работы: 1.Формирование социально значимых коммуникативных умений межличностного общения. 2. Развитие устной речи: стимулирование речевой активности детей во всех видах деятельности; формирование как экспрессивной, так и импрессивной стороны речи; обогащение словаря; совершенствование грамматического строя речи; закрепление уже сформировавшихся функций и форм речи (в частности, диалогической речи); обучение детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием внешних опор: вопросы учителя, схемы, серии сюжетных картинок и т. п.); развитие мелкой моторики; развитие слухового внимания, памяти, фонематического слуха; формирование интонационной выразительности речи (в возможных пределах). Основная идея коррекционного воздействия – слияние двух видов деятельности: игровой и учебной, и на ее основе целенаправленная организация взаимодействия детей между собой и учителем в рамках логопедического занятия. Необходимым условием развития детей с выраженной умственной отсталостью является их участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и с другими участниками образовательного процесса, что можно успешно реализовать через интерактивное обучение. Одним из вариантов интерактивного обучения детей с выраженной умственной отсталостью является использование в работе элемента музейной педагогики, а именно (учитывая психофизические особенности детей)
интеграция в логопедическое занятие мини-музея, как одной из эффективных моделей развивающей предметно - пространственной среды. Цель работы в мини-музее – создание оптимальных условий для развития личности и коммуникативных навыков детей с выраженной умственной отсталостью для максимально возможной социализации и адаптации в обществе. Задачи: Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Развитие речи и расширения словарного запаса. Формирование коммуникативных навыков и социальных контактов с окружающими людьми, а также адекватного поведения в социальной среде, соблюдение правил нравственного поведения, необходимое для общения и сотрудничества. Организация продуктивного диалогического взаимодействия логопеда и учащихся на материале мини-музея. Формирование доступных проектно-исследовательских действий, умений и навыков. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Работу мини-музеев организуется и проводится с учетом основных принципов работы с детьми с выраженной умственной отсталостью, выделенных А.Р. Маллер и Г.В. Цикото:
Принцип воспитывающего обучения
– приучение к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные бытовые и учебные ситуации.
Принцип наглядности и практической деятельности с реальными

предметами
– коррекция восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развитие сенсорных процессов.
Принцип доступности
– обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
– учет типологических особенностей детей.
Принцип коррекционно-развивающего обучения
– развитие познавательной деятельности.
Принцип практической деятельности
– развитие речи, коррекция недостатков мышления, воспитание положительных эмоционально-волевых качеств через практические действия.
Принцип расширения социальных связей
– обучение необходимым бытовым навыкам и общепринятым нормам поведения.
Принцип интегрированного обучения
– привлечение разных анализаторов для разностороннего изучения предметов, включение изучаемых объектов в различные виды деятельности.
В ходе логопедической работы в группе «Особый ребенок» по лексической теме «Продукты» было организовано посещение детьми 1-3 классов мини-музеев «Вкусняшки» и «Вот такие макарошки». В мобильном мини-музее «Вкусняшки» дети получили возможность не только активизировать словарный запас по теме «Хлебобулочные изделия», но и попробовать на вкус разнообразную выпечку; отработать правила поведения, практические навыки сервировки стола и закрепить вежливые слова в сюжетно ролевой игре «В гостях у Андрюши». Изучая и рассматривая различные виды макаронных изделий, ребята развивали мелкую моторику при сортировке вермишели, рожек и «ракушек»; определяли величину экспонатов (тонкий - толстый, короткий – длинный); отрабатывали диалог «продавец – покупатель» в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Благодаря развивающей предметно-пространственной среде мини- музея успешно закрепляется и расширяется большая часть лексико- грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях. Так, например, в мини-музее «Мучные изделия» активизируется словарь предметов (хлеб, батон, булочка, пирожок, сушки, сухари), признаков (мягкий, вкусный, ароматный), действий (ест, печет, покупает, угощает). Формируется грамматический строй речи: единственное и множественное число существительных (батон – батоны, пирожок – пирожки, булка – булки и т.д.); образование существительных в родительном и дательном падежах (много батонов, много булок; угощаем пирогами, сушками и т.д.); образование уменьшительно-ласкательных форм слов (хлеб – хлебушек, пирог – пирожок ит.д.) Большое внимание уделяется развитию межанализаторных связей: дети определяли вкус, цвет, запах, вес, размер экспонатов. Необычная форма проведения занятия способствует активизации речевой деятельности учащихся. Диалогическое взаимодействие логопеда с детьми развивает исследовательскую и познавательную деятельность учащихся, способствует взаимодействию детей между собой. Возможность моделировать различные ситуации общения во время проведения сюжетно- ролевых игр по теме занятия благоприятно сказывается на формировании у учащихся образа другого человека («Магазин» - продавец, покупатель; «В гостях у Андрюши» - гость, хозяин.), формировании фразовой речи. Дети научились выражать свою просьбу, задавать вопросы, отвечать на вопросы с использованием слов вопроса. Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся проходит через создание благоприятных условий обучения (доброжелательные отношения, соблюдение охранительного режима, положительный психологический климат); формирование положительной мотивации к учению (посильные задания, создание ситуации успеха, поощрения, похвала); формирование волевых качеств обучающихся (усидчивость, заинтересованность в успехе, эмоциональная адекватность действий); формирование эмоциональных
качеств у детей (дифференцирование эмоциональных состояний (личных и других людей), мотивация на учебное взаимодействие с педагогом). Включение мини-музея в логопедические занятия позволяет смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. Список литературы. 1. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. 2. Корчагина О.В. Музейная педагогика в коррекционно-логопедической работе. 3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.


В раздел среднее профессиональное образование