Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ИНТЕРЕСЫ С КАТАЛИЗАТОРАМИ КАК ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИИ"

Статья

Автор: Швенк Ксения Александровна, руководитель клуба молодых предпринимателей, ОГБПОУ "Томский промышленно-гуманитарный колледж", город Томск, Томская область



В раздел среднее профессиональное образование



ИНТЕРЕСЫ С КАТАЛИЗАТОРАМИ КАК ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИИ Швенк Ксения Александровна ОГБПОУ «Томский промышленно-гуманитарный колледж» Руководитель клуба молодых предпринимателей Сложность управления мотивацией работников обусловлена сложностью ее носителя. Личность человека по природе своей уникальна и неповторима, как отпечатки его пальцев. Доминантами поведения человека, в том числе в сфере труда, выступают его собственные потребности, интересы, желания, способности. Для каждого конкретного работника характерен индивидуальный набор, персональный комплекс мотивирующих факторов. Унифицировать его для различных работников даже в рамках одной специальности, профессии, квалификации невозможно, да и не нужно, чтобы не потерять личностное начало в работнике [1]. Чтобы эффективно использовать мотивацию для усиления управленческого воздействия и достижения организационных целей, необходимо хорошо представлять себе ее структуру как объекта управления. Под структурой мотивации понимаются составляющие ее и упорядоченные определенным образом элементы - потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки. Потребности становятся внутренним побудителем к трудовой активности, когда осознаются самим работником. В этом случае они приобретают форму интереса. [2]. Интерес играет важную роль в мотивации, так как интерес - особая форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание и достижение определенных целей деятельности. Интерес – это конкретное выражение осознанных человеческих потребностей. Потребности говорят о том, что необходимо человеку, а интересы – как удовлетворить эту потребность, что для этого нужно сделать. Отличительным признаком действия интереса является видимое усиление мотивации, проявляющееся в повышенном внимании к объекту, в динамике мышления, в интеллектуальном и ином напряжении. Можно считать, что интерес есть катализатор мотивации [1]. Положение об определяющей роли интереса (именно как экономического) среди мотивов человеческой деятельности было выдвинуто впервые французскими материалистами XVIII века и представителями английской классической политической экономии. По мнению Адама Смита людьми движут собственные интересы:
«Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах» [3]. Представители марксистской теории политической экономии также использовали категорию «экономический интерес» для объяснения мотивации людей при капитализме. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы» [4]. В современной экономической теории также широко применяется понятие экономического интереса, связывая интерес с понятиями «выгода», «выбор», «максимализм», «рациональность». Основные положения сводятся к следующим: люди, как правило, совершают те действия, которые, по их мнению, должны принести им наибольшую выгоду. Участники же рыночной экономики рассчитывают уже на «чистую» выгоду, то есть выгоду, превышающую затраты на ее достижение (прибыль, чистый доход, чистый дисконтированный доход, процентный доход и т. д.) «Стремление к своей выгоде - неотчуждаемое право любого субъекта рыночной экономики» [5]. Рыночную экономику можно определить как непрерывный процесс совместного достижения ее субъектами индивидуальной и общественно чистой выгоды [6]. Интерес - специфическая форма проявления познавательной потребности человека. Интерес обеспечивает направленность личности на осознание смысла и целей деятельности, тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Наличие интереса во многом объясняет наличие у человека специальной способности - разума. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определённому объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает. Как правило, интерес развивается, эволюционирует, порождает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. «Интерес усиливается катализаторами, к числу которых относятся такие категории, как нужда, ревность, зависть и др. Нужда - явление социальное, физиологическое. Это психологическое состояние человека, при котором он не может обеспечивать свое воспроизводство.... Этим и усиливается его интерес». По Марксу, существует нижняя граница нужды, опустившись ниже которой, человек может стать беспомощным в социально-психологическом смысле. В такой ситуации менеджер выступает в роли социального врача, задача которого, контролировать уровень жизни своих подчиненных. «Нужда как катализатор работает только до марксистской социальной границы» [7].
Состояние предагрессии, вызванное существенной дифференциацией удовлетворяемых потребностей называется завистью. Данная категория может определяться воспитанием человека, генетической структурой, силой общественного мнения, состоянием нервной системы, системами социального торможения. «Если у человека заметно проявляется зависть, то ее носитель обсуждается в обществе...». Зависть может быть как тёмной, так и светлой. С завистью необходимо бороться, проводить профилактику [7]. Категория ревность - состояние внутреннего напряжения. Может быть вызвана возможной потерей уровня удовлетворяемых потребностей или появлением препятствий для их увеличения. Состояние ревности вызывает перегрузку нервной системы, истощение организма в целом. Во избежание такого состояния необходимо повышение собственного потенциала, повышение энергетического потенциала; смена работы, места жительства или супруга - если всё же столкнулись с состоянием ревности [7]. Удовлетворение потребностей связано с трудом, но труд ни есть потребность человека. И здесь на помощь приходит стимул - условие, при котором можно реализовать интерес [7]. Мотивацией персонала называется процесс побуждения работников к повышению производительности, основанный на долговременном воздействии на сотрудника в целях развития его трудового потенциала. В условиях недостаточной мотивации работник теряет интерес к труду и стремится исполнять лишь минимально возможный объем работ [8]. Говоря об интересах в трудовой деятельности, следует сказать о роли человека в современном трудовом обществе, о взаимодействии. «Приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации. Тем не менее, признавая важность личности, не следует забывать, что, являясь автономной структурой современной человеческой цивилизации, она не может быть изолирована. Бытие личности заключается в признании «другим», считал Г. Гегель. «Современный человек обречен действовать и как социальный индивид и как личность, и не всегда векторы этих действий совпадают. К. Юнг утверждал, что поведение человека обусловлено влиянием культуры, языка, традиций, общения, свободного выбора, трансцендентарных ценностей. Существует точка зрения, согласно которой «личность - характеристика человека в его социальных чертах» [9]. Указанная двойственность имеет важное значение для практики управления. Она предполагает формирование соответствующих методов управления, побуждающих к действиям либо на рациональной, либо на эмоциональной основе, либо на личностной основе (тип «А») [7], либо на коллективной основе (тип «Z») [7], либо на основе их комбинации в зависимости от ситуации, типов субъектов и решаемых задач. Излишний
рационализм в менеджменте и самоменеджменте может подавить личностные, творческие проявления и мотивации работника. Чрезмерная апелляция к эмоциональным составляющим мотивации может мешать делу, выполнению рациональных прагматических задач [1]. ЛИТЕРАТУРА 1. Мотивация как объект управления. (дата обращения 27.05.2014) 2. Потребности и интересы в системе мотивации труда. 3. Адам Смит Исследования о природе и причинах богатства народов. - An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. - М.: ОГИЗ, 1935. - Т. 1. - С. 17. 4. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е издание. -М. - Т. 18. - С. 271. 5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М.: Республика, 1992. - Т. 1. - С. 40. 6. Самуэльсон П. Экономика. - М.: Алгон, 1998. - Т. 1. - С. 30. 7. Гага В. А., Лебедев Л.Н., Миллер Е.В., Сысоев А.Т. Мотивационные элементы организационных отношений в производственных и банковских корпорациях. Томск: Изд-во Том. ун-та. 2003 С.36-39. 8. Долотенкова А. С. Эффективные методы мотивации на примере деятельности транснациональной компании. (дата обращения 29.05.2014) 9. Герман М.В. Особенности труда и роль человека в современном обществе. Томск: Изд-во Том. ун-та. 2011 С.26.


В раздел среднее профессиональное образование