Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Назначение, устройство и работа коробки передач".

Методическая разработка открытого урока по МДК 01.02 Устройство,то и ремонт автомобилей

Автор: Шинковский Эдуард Рудольфович, преподаватель спецдисциплин, ГПОУ ТО Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова, структурное подразделение рабочий поселок Чернь, Рабочий поселок Чернь Тульской области



В раздел среднее профессиональное образование




Методическая разработка урока по ПМ 01 Техническое

обслуживание и ремонт автомобилей МДК01.02. Устройство,

техническое обслуживание и ремонт автомобилей по профессии

23.01.03. Автомеханик.

Тема
: Назначение, устройство и работа коробки переменных передач.
Цель урока
:
Обучающая
: сформировать знания о назначении, устройстве, работе и ремонте коробки передач, способствующие формированию профессиональных компетенций и знаний.
Воспитательная
: воспитание добросовестности и ответственности за выполняемую работу .
Развивающая
: формирование коммуникативных навыков технического мышления.
Тип урока
: комбинированный.
Материально-техническое оснащение урока:
мультимедийная установка, экран, магнитная доска, макет коробки передач, электронные плакаты, тестовые задания, инструкционные карты.
Ход урока.

1.Организационная часть:
а) Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, психологический настрой, сообщение целей урока и новой темы; б) проверка домашнего задания по пройденной теме: «Устройство сцепления» осуществляется с помощью тестов. Тесты прилагаются в приложение №1.
2.Изложение нового материала.
При изучении нового материала используется лекция с применением компьютера, мультимедийного проектора, электронных плакатов, инструкционных карт. В процессе изложения материала преподаватель озвучивает основные вопросы, которые будут разбираться в процессе объяснения новой темы: а) назначение и устройство коробки передач; б) работа коробки передач в) основные неисправности коробки передач, г) способы устранения
неисправностей коробки передач, д) основные работы, выполняемые при техническом обслуживании коробки передач. По ходу объяснения, демонстрируются картинки, схемы с элементами коробки передач в натуральном виде, плакаты и рисунки. Преподаватель, с помощью остановки кадра, объясняет для чего нужна коробка передач, из чего состоит коробка передач, как она работает, какие у нее неисправности и как она обслуживается. А обучающийся комментирует его содержание. Рисунки и схемы коробки передач автомобиля ЗИЛ- 130 прилагается в приложении № 3. План лекции: 1.Назначение коробки передач; 2.Работа коробки передач; 3.Неисправности коробки передач; 4.Способы устранения неисправностей коробки передач; 5.Техническое обслуживание коробки передач. Используемые схемы при объяснении нового материала: Устройство коробки передач
3.Закрепление.
Для закрепления знаний учащимися используются контрольные вопросы, задаваемые обучающимися по ходу лекции. Решение проблемных ситуаций, а также решение тестов, состоящих из пяти вопросов. Возможные неисправности коробки: Контрольные вопросы: Ваши действия при следующих ситуациях: 1.Скорость не включается; 2. скорость выскакивает; 3.одновременно включается две скорости; 4.повышенный шум коробки передач; 5.коробка передач греется.
6.Техническое обслуживание. Закрепление пройденного материала происходит при помощи решения тестов. Тесты прилагаются ниже в приложении №2.
Подведение итогов, комментарии и выставление оцено
к. Сегодня вы познакомились с темой: «Назначение, устройство и работа коробки переменных передач». Я надеюсь, что тема вами усвоена и в своей практической профессиональной деятельности вы можете применять полученные знания. Далее подведение итогов урока обучающимся и выставление оценок.
Домашнее задание:
учебник В.А. Родичев «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Составить конспект. Интернет – источник: amastercar
Приложение № 1
: 1) Привод сцепления автомобиля ЗИЛ-130: а) гидравлический; б) механический; в) пневмогидравлический. 2) К ведущим деталям сцепления относятся: а) маховик, кожух, нажимной диск; б) ведомый диск, рычаги, муфта включения; в) педаль, вилка, рычаги. 3). К ведомому диску приклепаны: пружины; рычаги; фрикционные накладки. 4) В центре ведомого диска находятся:
а) гаситель крутильных колебаний; б) выжимной подшипник; в) рычаги. 5. Выжимной подшипник нажимает на: а) фрикционные накладки; б) рычаги; в) гаситель крутильных колебаний. 3-4 мм. 6). Между нажимным диском и кожухом находятся: а) вилка; б) пружины; в) ступица. 7). Ведомый диск устанавливается на: а) первичный вал К.П.П.; б) промежуточный вал К.П.П.; в) вторичный вал К.П.П. 8). К ведомым деталям сцепления относятся: а) ховик, кожух; б) ведомый диск; в) педаль, тяги. 9. Основными деталями гидравлического привода сцепления являются: а) педаль, тяга, вилка; б) педаль, рабочий и главный цилиндр; в) педаль, маховик, ведомый диск. 10. Зазор между выжимным подшипником и внутренними концами рычагов должен быть: 2,5-3,0 мм;
1-2 мм. 3-4 мм
Приложение №2
1. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130: 1) четырехступенчатая; 2) трехступенчатая; 3) 3.пятиступенчатая; 2. В пятиступенчатой коробке передач синхронизаторов находится: 1) один; 2) два; 3) три. 3. Механизм, предназначенный для удержания передачи, в определенном положении, называется: 1) штоком; 2) замковое устройство; 3) фиксатор. 4. Механизм, предназначенный для предотвращения одновременного включения двух передач, называется
:
1) замковое устройство; 2) фиксатор; 3) шток. 5. Ведущий вал автомобиля ЗИЛ-130 передним концом опирается на: 1) роликовый подшипник; 2) бронзовую втулку; 3) шариковый подшипник.
Приложение № 3

Коробка передач автомобиля ЗИЛ- 130
Коробку передач автомобиля ЗИЛ-130 завод начал выпускать с апреля 1961 г. Коробки передач автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 и их модификаций имеют небольшие конструктивные отличия от коробки передач автомобиля ЗИЛ 130. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 трехходовая, пятиступенчатая, со всеми шестернями, находящимися в постоянном зацеплении, кроме шестерен первой передачи и заднего хода.
Коробка снабжена двумя синхронизато рами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 укомплектована ручным тормозом барабанного типа (рис. 1, а). Коробка передач (рис. 1, б) без ручного тормоза с измененной крышкой и с до- полнительными рычагами управления раз даточной коробкой и передним ведущим мостом предназначена для установки на трехосные автомобили ЗИЛ- 157К и ЗИЛ-131. В коробках передач трехосных автомобилей привода спидометра нет, так как он устанавливается в раздаточной ко робке. Различные модификации коробок передач (рис. 2) отличаются шестернями 19 и 21 привода спидометра, рассчитанными на оп ределенное передаточное число
заднего моста. С третьего квартала 1967 г. устанавливают передний подшипник ведомого вала коробки передач с сепаратором вместо игольчатого подшипника. В связи с этим конструктивно изменена шейка ведомого вала под подшипник и гнездо под подшипник в ведущем валу, а также устранено стопорное кольцо. Для исключения попадания воды в короб ку передач (рис. 3) при преодолении брода на автомобиле ЗИЛ-131, рычаг переклю чения коробки передач уплотнен резиновым чехлом со стяжными хомутами; поверхность картера коробки передач, прилегающая к картеру сцепления, а также крышка короб ки, крышка люков и крышки подшипников уплотнены специальной пастой (ВТУ МХП 3336— 52). Внутренняя полость коробки сообщается с атмосферой через вентиляцион- ную трубку 17.
При всех работах, связанных со вскрыти ем и разборкой коробки передач, сборку производить с применением указанной уплотняющей пасты. Все коробки передач имеют заводской по рядковый номер, который выбит на верхней правой бобышке картера коробки передач. Картер коробки передач отлит из серого чугуна марки СЧ 18-36, ГОСТ 1412— 54. Ведущий вал (рис. 4) изготовляется из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—65, твердость сердцевины HRC 35-45. Шестерни ведомого вала и каретка синхронизаторов 10 (рис. 5) изготовлены из стали 25ХГМ, глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм, твердость
поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45. Ведомый вал (рис. 6) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—G5, твердость сердцевины HRC 35—45. Промежуточный вал (рис. 7) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 ММ твердость поверхностного слоя HRC 57—60,
твердость сердцевины HRC 35-45. Блок шестерен изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5— 0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45.
Ось блока шестерен заднего хода изготов лена из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5—0,8 мм; твердость поверхно стного слоя HRC 60—65.


В раздел среднее профессиональное образование