Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПО ПРОФИЛЮ"

статья

Автор: Белозерова Галина Валентиновна, преподаватель математики и ИКТ, ГАПОУ СО "Белоярский многопрофильный техникум", п. Белоярский, Свердловская область



В раздел среднее профессиональное образование



Белозерова Галина Валентиновна преподаватель математики и ИКТ I квалификационная категория ГАПОУ СО «Белоярский многопрофильный техникум» Белоярский городской округ
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ

МАТЕМАТИКЕ ПО ПРОФИЛЮ
Модульно-рейтинговая технология обучения явилась одним из вариантов модернизации традиционной системы. Она дает возможность активно влиять на процесс обучения, улучшать его функциональные характеристики, что позволяет поднять интерес обучающихся по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» (очной формы обучения) к учебному процессу и, следовательно, повысить их успеваемость [1]. Эта система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей:
рейтинговой и модульной
, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью. По модульно-рейтинговой технологии учебный курс дисциплины ЕН.01 «Математика по профилю» разбит на модули (М) – разделы программы и учебные элементы (УЭ) – темы уроков, разработана рейтинговая шкала оценки знаний [2].
Модуль
– логически завершенная часть учебного материала [3], которая заканчивается контрольной акцией (тестом, контрольной работой и т.д.), по данному курсу модулей – 3 (Приложение 1). При модульном обучении обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Выделяют следующие
преимущества модульно-рейтинговой технологии
перед традиционным построением курса: - обучающийся активно работает в течение всего семестра;
- преподаватель постоянно контролирует работу обучающихся, проявляя объективный подход при обеспечении унификации требований; - учитывается модификация будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Основные принципы МРТО:
- компактность; - структурирование содержания; - интенсификация самостоятельной работы студентов (СРС); - рейтингование достигнутых результатов обучения; - регулярность и объективность оценки; - строгое соблюдение исполнительской дисциплины. Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего и промежуточного контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральный индекс [2]. Цель обучающегося — набрать максимальное количество баллов (при изучении профильной математики максимальное количество баллов, которое может набрать студент – 100). При оценивании УЭ модуля учитываются баллы за теоретический лекционный материал; практическую часть; темы для самостоятельных исследований учащихся (тематика проектов, рефератов и т.д.); вопросы/задания для промежуточного контроля, с учётом коэффициента корреляции (таблица1). Таблица 1. Оценивание УЭ
Единица УЭ

Начисление баллов
1. Теоретический лекционный материал 1 балл – присутствует на лекции, имеет необходимые учебные принадлежности. 0,5 балла – присутствует на лекции, но не имеет необходимых учебных принадлежностей. 0 баллов – отсутствует на лекции. 2. Практическая /самостоятельная (внеурочная)/ контрольная работа 3 балла – работа выполнена в полном объёме, без ошибок, оформление полностью соответствует предъявляемым требованиям. 2 балла – работа выполнена в полном объёме, с незначительными ошибками, оформление соответствует предъявляемым требованиям, с небольшими недочётами. 1 балл – работа выполнена в полном объёме, процент ошибок до 40, оформление соответствует предъявляемым требованиям с небольшими отклонениями (недочётами).
0 баллов – работа выполнена в полном объёме, с грубыми ошибками и недочётами, оформление не соответствует предъявляемым требованиям. Для точности и полноты оценивания практических/ самостоятельных (внеурочных) и контрольных работ применяется коэффициент корреляции (К): 1 – работа сдана своевременно, в назначенные преподавателем сроки. 0,75 – работа сдана с задержкой до 3-х дней. 0,5 – работа сдана с задержкой до 1 недели. 0,25 – работа сдана с задержкой до 2-х недель. 0 – работа сдана с задержкой более 2-х недель. При освоении УЭ модуля предусматриваются поощрения (бонусы), за активность и систематический подход к обучению и система штрафных санкций, за нарушение правил образовательного процесса, предусмотренных уставом техникума (таблица 2). Таблица 2. Поощрения и штрафные санкции
Бонусы

Штрафные санкции
- неоднократный выход к доске – 1 балл. - отсутствие пропусков занятий- 1 балл. - подготовка реферата/ доклада/ сообщения и т.п. – 1 балл - опоздание на лекцию/ практическую или контрольную работу – 0,5 балла. - пропуск лекции по неуважительной причине – 1 балл. - пропуск практической или контрольной работы по неуважительной причине – 2 балла. Перед началом учебного процесса для обучающихся вывешивается унифицированная предметная рейтинговая шкала в виде структурированной таблицы и перечень требований к качеству выполняемых заданий. В ходе учебного процесса рядом с этими двумя документами вывешиваются списки обучающихся данной специальности и курса с показателями рейтинговых приращений в течение прошедшего месяца (периода). То есть осуществляется ежемесячный мониторинг успешности обучения по УД, который активизирует самостоятельную работу (Приложение 1). Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю и обучающемуся.
Таким образом, исчезает фактор предвзятости преподавателя, субъективизм. В результате у обучающегося возникает желание готовить себя к профессиональной работе творчески, с большей интеллектуальной самоотдачей. Завершение обучения по рейтинговой системе осуществляется сдачей конечной ведомости, в которой вместе с итоговым предметным рейтингом каждому обучающемуся выставляется его итоговое ранг-место, которое он занял, и итоговую пятибалльную оценку за все время обучения по данной учебной дисциплине. Список использованных источников: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: edudb- mon/mo/Data/d_14/m1351.html 2. Дубров С.Н., Нечаев Ю.И., Резников Ю.Е. Рейтинговая система оценки знаний как способ стимулирования работы студентов / Всероссийская научно- методическая конференция «Телематика 2002». С-Петербург [Электронный ресурс]. – Режим доступа: tm.ifro.r u 3. Лозинская, А.М. Модульно-рейтинговая система контроля учебных достижений при обучении физике в средних специальных учебных заведениях / А. М. Лозинская // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. Сер. «Педагогические науки». – 2009. – № 1 (35). – С. 144-148. 4. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.. –М.: Большая российская энциклопедия, 2012. – 528 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. Структура оценивания Модуля 1 «Элементы логики»


п/п

Наименование единицы УЭ

УЭ 1

УЭ 2

УЭ 3
Максимально возможное кол-во баллов 1 Лекция 1 1 1 1 2 Лекция 2 1 1 1 3 Практическая работа 3 3 3 4 Самостоятельная внеурочная работа 3 3 3 5 Контрольная работа 3 - - 6 Бонусы за УЭ 3 3 3 ИТОГО ЗА УЭ: 14 11 11 ИТОГО ЗА МОДУЛЬ 1: 36 Таблица 2. Структура оценивания Модуля 2 «Натуральные числа и нуль»


п/п

Наименование единицы УЭ

УЭ 1

УЭ 2

УЭ 3

УЭ 4
Максимально возможное кол-во баллов 1 Лекция 1 1 1 1 1 2 Лекция 2 - 1 - - 3 Практическая работа /1 - 3 3 3 4 Самостоятельная внеурочная работа 3 3 - 3 5 Контрольная работа - 3 3 - 6 Бонусы за УЭ 3 3 3 3 ИТОГО ЗА УЭ: 7 14 10 10 ИТОГО ЗА МОДУЛЬ 2: 41 Таблица 3. Структура оценивания Модуля 3 «Геометрические фигуры»


п/п

Наименование единицы УЭ

УЭ 1

УЭ 2
Максимально возможное кол-во баллов 1 Лекция 1 1 2 Практическая работа 3 3 3 Самостоятельная внеурочная работа 3 3 4 Контрольная работа 3 - 5 Бонусы за УЭ 3 3 ИТОГО ЗА УЭ: 13 10 ИТОГО ЗА МОДУЛЬ 3: 23 Итого по УД: 100 баллов


В раздел среднее профессиональное образование